Из опыта работы
учебно-методический материал на тему

Кривошеева Елена Николаевна

Опыт работы учителя православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 

Опорная схема как средство активизации и индивидуализации в процессе формирования языковой личности на уроках русского языка и литературы

 

Урок представляет собой сложнейший психологический и педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляются сотни различных требований.

Необходимо, конечно, сориентироваться в новейших достижениях педагогической мысли. И сделать педагогическую деятельность плодотворной и интересной как для себя, так и для ученика, мне помогла методика крупноблочной подачи материала Меженко Ю.С.

Опорные схемы во многом сходны со школьными наглядными пособиями. Но в отличие от последних, они содержат знаки,  конкретизирующие содержание абстрагированного теоретического материала: рисунки, ключевые слова, короткие фразы. Одна из важнейших задач опорного сигнала – облегчение понимания новой информации  и закрепление ее в долговременной памяти. Возможность представить наглядно теоретические знания служит хорошей опорой для их осознания учащимися с образным мышлением, что особенно в школе, где явно преобладает словесное обучение. Систематизация и логичность представления учебного материала облегчают работу всех механизмов произвольной памяти.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается.

При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. В работе по опорным схемам системно используется многократное вариативное повторение, что обеспечивает сохранение учебной информации в долговременной памяти.

Разработка и составление опорных конспектов.

Разработка и составление опорных конспектов проходит в три этапа.

Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников: программы, вузовских и школьных учебников, справочной и методической литературы.

Генерализация материала.

Выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.

Основные орфограммы, пунктограммы, правила, определения, формулировки – эти наиболее важные фактические данные составят «ядро» знаний, которое должно храниться в долговременной памяти учащихся.

Кодирование материала. Составление опорного конспекта.

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей, определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок.

Далее определяются внутренние логические взаимосвязи. Важнейшим этапом работы является компоновка отдельных смысловых блоков.

Принципы создания опорных конспектов. Требования к ним.

Опора на сигнал – эквивалент смыслового значения.

Этот принцип вытекает из общедидактического принципа наглядности в обучении.

Лаконичность.

Максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков.

Структурность. Автономность блоков.

Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат обычно от трех до пяти тематических блоков. Каждый из них представляет собой «микроконспект» по какой-то подтеме и может быть воспроизведен в отдельности.

Удобство восприятия и воспроизведения.

Структура расположения блоков должна быть удобна и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки учителя.

Непохожесть опорных конспектов между собой.

Похожие друг на друга опорные конспекты трудно сохранить в памяти. Успешному запоминанию способствует разнообразие форм, структирования, шрифтов.

Принцип акцента на основных смысловых элементах.

Основные смысловые элементы выделяются различной конфигурацией блоков, шрифтов, расположением слов, цветовой раскраской.

Принцип привычных стереотипов и ассоциаций.

Это один из наиболее трудно реализуемых (требует творческого начала, эрудиции, нестандартности мышления) и один из самых важных принципов, так как способствует осмыслению и запоминанию.

Принцип занимательности, парадоксальности.

В опорные конспекты следует вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации, стилистики. Не нужно забывать о юморе. Например, в опорном конспекте по теме «Деепричастие» в нижнем блоке со сведениями о деепричастном обороте мы дописываем в качестве «антипримера», иллюстрирующего неправильное употребление деепричастного оборота, фразу «Дровосек прогоняет лошадку, весело мордой крутя».

Унификация обозначений. Условные обозначения нужно постараться унифицировать.

Цветовое оформление. Правильно раскрашенный конспект должен заострять внимание на главном. Теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) на психику человека действуют возбуждающе. Поэтому при применении их в опорных конспектах необходимо соблюдать чувство меры. Красным цветом выделено самое главное. Холодные тона (зеленый, голубой, синий) успокаивают. Именно поэтому зеленым цветом выделен теоретический материал, а в синий цвет окрашены примеры.

Шрифт. Основными требованиями являются: четкость, ясность, простота.

Разнообразие опорных сигналов. Опорные сигналы должны быть разнообразными не только по форме, но и по содержанию. Разнообразие содержание, выкладываемого в опорные сигналы, позволяет разделить их на несколько групп.

  1. Смысловые. Например: «Метафора - сходство». Этот сигнал дешифруется так: «Метафора – употребление слов в переносном значении на основе какого-либо сходства».
  2. Вербальные (словесные)
  3. Ассоциативные
  4. Аббревиатурные
  5. Графические
  6. Орфографические
  7. Пунктуационные
  8. Стилистические
  9. Комбинированные

Принцип свертывания и развертывания информации.

Опорный конспект представляет собой свернутую в пружину схему знаний, готовую развернуться в объемное знание.

 


        

                   

                         

                                                                                                    Таня

                                                       НЕПОСЕДА Витя

                     м.р.                м.р.                                    пр. t

                                                                                      лечил

          участковый врач Иванов        лечила


Двукратное изложение нового материала, домашняя подготовка к обязательному письменному воспроизведению опорного конспекта, письменное и устное воспроизведение, многократное вариативное повторение  - эта неоспоримая возможность улучшить работу над лингвистическим образованием ученика.

Современное планирование урока, включающее побуждение, как один из важных этапов урока, требует внедрение новых технологий в сочетании с уже отработанной технологией опорных схем.

Успешно использую на этом этапе методики как «знаю – хочу знать – учусь», методику перепутанных фактов, «аквариум» и другие.

Необходимо так начать урок, чтобы ребята чувствовали, что и сегодня на уроке есть тайна, к которой надо приблизиться и, наконец, открыть и принять, чтобы стало своим.

Это и есть сверхзадача урока, которая решается, начиная с этапа побуждения.

Урок внеклассного чтения.

В.В. Вересаев Легенды «Священный лес»

Притча, после которой использую методику перепутанных слов при определении мысли урока. Методику «аквариума», позволяющую перейти к этапу реализации, где часто используют дозированную подачу текста. Интересен момент прогнозирования, который с каждым уроком становится гуманнее.

Продолжение урока внеклассного чтения. После третьей части текста: «Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже не улыбались».

Дети прогнозировали: к жизни надо относится вдумчиво, она тоже священный лес, жизнь полна тайн, природа тоже чувствует глубоко и сильно и т.п.

Интересен дневник двойной записи, ДДЗ, который включает:

Фраза, которая меня взволновала.

Потому что...

Они отметили: тихие стоны, оханье, вздохи, из сучьев капали алые капли, в жизнь надо входить не веселым гулякой...

Именно философская линия привлекла их, а это значит, что решается одна из задач работы с текстом – сверхзадача: принято, как бы стало своим.

Осознание логико-смысловой структуры текста – одна из главнейших задач урока словесности.

Использую 5-6 видов работ: схематизация, громкая речевая деятельность, введение новых слов, методика развернутой лекции, позволяющая прогнозировать практические занятия, способствующая развитию навыка задавания вопроса, стимулируя к активному слушанию.

Планируя работу по самообразованию, исхожу из темы: «Опорная схема как средство активизации и индивидуализации в процессе формирования языковой личности на уроках русского языка и литературы», совершенствуя и расширяя свои познания в плане методики и применения новых технологий, которым учусь по печатным изданиям (А.Гин «Приемы педагогической техники», статьи Меженко Ю.С, В.В. Шоган «Технология личностно-ориентированного урока», публикации по методике критического мышления через чтение и письмо).

Большую помощь мне оказали книги по психологии.

Чувство уверенности и творческого полета, испытанное мной, стремлюсь передать детям, чтобы у них появилась потребность мыслить.

Но чтобы мотив родил желание, должна быть интрига.

По-разному можно организовать работу на уроке развития речи. Можно записать тему сочинения на доске: «Твое место в жизни». А можно, для начала, дать задание на несколько минут: нарисуй самый интересный сон, свои мысли, чувства. После просмотра рисунков возникает доверительный диалог. Затем читается стихотворение Юлии Кононенко:

Откуда берется звук

Флейты?

- Из воздуха.

Но ведь я всё

Время в нем

И ничего.

А ты найди свое место,

И воздух удивиться,

Что ты есть.

Ученик выбирает для темы сочинения строчку, приемлемую для него. Это может звучать так:

Но ведь я всё

Время в нем

И ничего.

Это выберут те, которые еще не определили свое место в жизни.

А те, кто уже в поиске, кто уже стремиться к цели, те, конечно, возьмут эти:

А ты найди свое место,

И воздух удивиться,

Что ты есть.

На следующем этапе, работая над сочинением, учащиеся обращают свое внимание к схеме.

Схема помогает логично, последовательно, доказательно, красочно излагать свои мысли, которые, как правило, подводят их к итогу: жизнь – это бесценный дар и в неё надо вступать с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

Я счастлива как чистый божий день,

Рожденный утром долгожданным,

Прогнавший темной ночи тень

И ослепивший солнышком нежданным.

Так заканчивается одно из сочинений, в котором ученица попыталась определить для себя свое место в жизни. Значит, мысль урока прочувствована и принята.

Преподавание – это и искусство и наука. Это не навык, который однажды усвоив можно перестать совершенствовать. Общество и его дети постоянно меняются. Можно редко встретить классы с одинаковыми ценностями и культурой. Творческий поиск и индивидуальность – вот тот путь по которому идет учитель.

Учитель русского языка и литературы Папенко Л.А.

Литература

  1. Меженко Ю.С. Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы.
  2. Абжанова Т.А. Творчество учащихся на уроках русского языка.
  3. Шоган В.В. Личностно ориентированное обучение.
  4. Острикова Т.А. Лингвистические статьи.
  5. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка.
  6. Конаржевский Ю.А. Морфология урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...