Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал по теме

Полоскина Светлана Валерьевна

Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pd.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ

Библиографическое описание: Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] / Е. С. Немчанина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.

В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. Обучающиеся не могут реализовать полученные знания в практической жизни. В век информационно-коммуникационных технологий одним из самых важных умений школьника становится умение найти информацию, переработать её и использовать в определённых целях. Для этого применяются различные педагогические технологии, в том числе и проектная деятельность.

Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, проектирование, учебный проект, деятельность, творчество, проектная ситуация, метод проектов и обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Если обратиться к словарю, то проект — в переводе с латинского «брошенный вперёд», толкуется как план, замысел, предваряющий его создание. Проектная деятельность — это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта.

Компонентами проектной деятельности как вида профессиональной деятельности являются: цель проектной деятельности, субъект, объект, предмет, продукт.

Цель проектной деятельности педагога можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психолого-педагогические проблемы и задачи.

Объектом проектной деятельности педагога выступает сфера действительности, некоторая область жизни — образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия.

Похожая статья: Воспитательная деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми в образовательных учреждениях

Под предметом проектной деятельности педагога понимается замысел проекта, его идея.

Под субъектом проектной деятельности педагога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта.

Продуктом проектной деятельности педагога может быть осуществление конкретной проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между участниками образовательного процесса и др).

Структура проекта — это совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта. В структуру входит: основное содержание, функции и результаты (результаты — формирование компетенции, разрешение проблемы, задачи и др.)

Какие проекты бывают? Выделяют различные основания для классификации.

1. Индивидуальные, групповые, урочные, внеурочные, монопредметные и полипредметные проекты.

2. Исследовательские, информационные, творческие и ролевые.

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

1. Проблематизация — постановка проблемы.

Похожая статья: Проектная деятельность педагога

2. Целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.

3. Планирование — составляем план, последовательность действий, определяемся со сроками этапов и ответственными за их проведение, когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.

4. Реализация имеющегося плана.

5. Рефлексия — это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержанием — завершающего этапа работы.

Существуют определенные правила оформления проектов, в зависимости от типа и особенностей. Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. В начале — как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1) Название проекта.

Похожая статья: Методы обучения, направленные на познавательную деятельность при работе с детьми ЗПР, для учителей математики

2) Руководитель проекта.

3) Консультант(ы) проекта.

4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9) Заказчик проекта.

10) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11)  Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12) Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13) Необходимое оборудование.

14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

15) Предполагаемые продукт(ы) проекта.

16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Проектная деятельность педагога направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует отвечать на вопросы Как? и Зачем? А самое главное — проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать в конкурсах, конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей....

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Организация проектной деятельности педагога

Проект является продолжением и дополнением проекта Intel :«Не красна изба углами, а красна пирогами»и является дополнительным материалом по теме:«Изделия из дрожжевого теста» на уроках кулинарии...

Внеурочная деятельность педагога дополнительного образования с детьми с признаками одарённости

Одаренные дети- это дети, обладающие врожденными высокими, интеллектуальными,художественными  способностями, поэтому приоритетной задачей в работе с такими детьми является развитие творческой инд...

буклет для педагогов на тему "Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ".

Буклет составлен для педагог по рекомендациям с детьми ОВЗ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...