"Методический семинар"
материал на тему

Летунова Светлана Леонидовна

В методическом семинаре представлено обобщение моего педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

     Конкурсное задание «Методический семинар»

Летунова Светлана Леонидовна,

учитель химии Беркутская СОШ

Пояснительная записка

«Опыт развития поисково-исследовательских способностей

 на уроках химии».

Дай человеку рыбу,

и он будет сыт один день;

Научи его ловить рыбу,

и он будет сыт всегда.

Восточная мудрость

     Интенсивные изменения, происходящие в обществе, задают новые ориентиры для системы образования и предъявляют серьёзные требования к развитию личности в условиях школы.

    Обществу необходимы такие строители будущего, которые умеют адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути решения возникающих проблем. Современное образование ориентировано на замену знаниевой парадигмы в обучении на компетентностную, когда школьники усваивают не сумму знаний, а учатся анализировать, перерабатывать учебную информацию, то есть овладевать универсальными учебными действиями.  Актуальными становятся такие способы взаимодействия с миром и самим собой как исследование, проектирование, рефлексия.

     По результатам психологического мониторинга, проведённого Службой сопровождения Отдела образования 48,3% школьников МАОУ «Беркутская СОШ» (4,7 классы – 2013-14 уч. год; 9,11 классы- 2014-2015 уч.год) обладают сниженными интеллектуальными способностями. У них возникают затруднения при выполнении заданий, связанных как с текстовой словесной информацией, так и с графической, рисуночной. Их эффективное обучение возможно только при высокой мотивации.

   Таким образом, обнаруживается противоречие между потребностью общества в развитой личности и недостаточной мотивированностью школьников к обучению. Поэтому современный педагог должен владеть оригинальными методическими технологиями, способными вовлечь обучающихся в образовательный процесс. Для успешного решения данной проблемы выбрана поисково-исследовательская технология. Во-первых, преподавание химии напрямую связано с процессом формирования навыков исследования у учащихся. Во-вторых, исследовательские умения и навыки являются метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. В-третьих дети учатся самостоятельно добывать новые знания.

Ведущей педагогической идеей является правильно организованная поисково - исследовательская деятельность на уроке химии, направленная на развитие мотивации к достижению личностных результатов образования.

      Новизна опыта состоит в создании системы организационно- педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к самостоятельному решению познавательных задач. Одним из составляющих элементов организации исследовательской деятельности на уроке, использованных в опыте, является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес. Решая проблему, учащиеся начинают мыслить, исследовать.

     В основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д.Б., Дружинина В.Н., Лернера И.Я., Леонтовича А. В., Якиманской И.С.

       Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения. Богоявленская Д.Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Именно в 14-15 лет (8 класс) учащиеся впервые начинают изучение химии, поэтому правильно организованная исследовательская деятельность на уроке химии будет способствовать развитию мотивации к обучению, порождать необычные идеи, быстро разрешать проблемные ситуации, решать исследовательские задачи.

    Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера исследования. Термин «исследование» (БЭС) означает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В опыте «исследование» рассматривается в контексте исследовательской деятельности учащихся — как деятельности, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Именно Дружинин В.Н. считает (и с ним нельзя не согласиться), что «эта деятельность требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний.

    Продолжение работы по данному направлению мы находим у Левнера И.Я., который отмечал ценность исследовательской деятельности в решении проблем. «Это предполагает готовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рамки нормативных систем».

   Так, Альтшуллер Г.С., автор технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известна в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и др.), считал, что правильная организация исследовательской деятельности даёт возможность учащемуся выявить свой потенциал.

       Целью опыта является сформированность у учащихся навыков исследовательской деятельности, которые позволят им решать проблемные задания. Достижение планируемых результатов предполагается через решение следующей задачи: организовать образовательный процесс, позволяющий стимулировать интерес к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к УВМ урока.  В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой, вот некоторые приёмы создания мотивации:

    1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной. Так, при изучении темы «Галогенопроизводные» в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Например, это будет ПВХ-линолеум, виниловые обои или пластиковое окно. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (свойства материала- поливинилхлорида). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения товара с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые учащимися варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучат и полезные и вредные свойства этого материала (его химические свойства), что, кстати, и является основной темой урока. Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту обучающихся всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией).

      2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает. Чтобы проводить эксперимент (к чему учащиеся всегда стремятся!) на уроке химии с веществами, нужно знать их свойства, значит теперь нужно изучить возможные их превращения.

      3. Прием третий: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. Перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. К сожалению, не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

      В практике используется поисково-исследовательская технология. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент); Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др.; Постановка учебной проблемы; Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы); Доказательство и применение найденного решения (путём выполнения лабораторного опыта); По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита проектов.

     На обобщающих уроках используем ролевые игры с участием журналистов, представителей исследовательских групп- историков, экологов, физиков, химиков. Ребята с удовольствием принимают такую форму занятия. Нахождение первопричины представляется им исследованием, поиском принципиально новых, объективных знаний, смежных областей наук.

     Эффективны также исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Учащимся заранее готовится учебный текст. В результате поиска главной мысли отдельные смысловые фрагменты объединяются логическими связями.  

     Уроки с использованием компьютерных технологий. Выполнение мультимедийных презентаций по темам, которых нет в учебнике, даѐт неограниченную возможность для развития исследовательских умений и навыков.

       Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.

     Вот пример домашнего задания такого характера: 8 кл. Тема: «Изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной среде». Домашний опыт: наблюдение за изменением окраски вишнѐвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды.

    9 кл. Тема: «Кристаллогидраты». Домашний опыт: выращивание кристаллов меди. Насыпьте на дно стакана немного медного купороса и засыпьте его мелкой поваренной солью. Прикройте соль кружком, вырезанным из фильтровальной бумаги так, чтобы кружок касался стенок стакана. Сверху положите зачищенный наждачной бумагой кусочек железа (лучше всего кружок). Налейте в стакан насыщенный раствор поваренной соли, чтобы он закрыл железный кружок. Через несколько дней вы обнаружите в сосуде красивые красные кристаллы меди.

     10-11 кл. Тема: «Белки». Домашний опыт: 1.«Определение белка (биуретова реакция)». Растворите в стакане воды столовую ложку белка куриного яйца. Прилейте туда раствор стиральной (кальцинированной) соды Na2CO3 или гидроксида натрия NaOH (средство "Крот"), а затем добавьте раствор медного купороса CuSO4 * 5H2O. В присутствии белка появится фиолетовая окраска. 2. Юный исследователь готовит мыло. В горячий концентрированный раствор стиральной соды добавляйте по каплям растительное масло, пока оно не перестанет растворяться. В полученный раствор насыпьте щепотку поваренной соли - твёрдое мыло всплывёт на поверхность.

Хороший уровень мотивированности обучающихся в изучении предмета подтверждается следующими результатом: качество обучения по химии в 2014г. составило 62%.

         Использование поисково-исследовательского метода помогает активизировать творческую, познавательную и практическую деятельность обучающихся и на других предметах. В 2013 году в предметных олимпиадах по биологии и химии приняли участие 33 школьника (24,6%), то в 2014 учебном году уже 44 ученика (33,3%); по географии в 2013 году приняли участие 46 школьников (34,3%), то в 2014 учебном году уже 55 учеников (41,6%). Победители школьного этапа олимпиады участвуют в олимпиадах муниципального уровня. В 2009 году в предметной Всероссийской олимпиаде по биологии муниципального этапа Вагнер Екатерина ученица 9 класса заняла 3 место; в 2013, Прохоренкова Елена ученица 8 класса заняла 2 место; в 2014 году Прохоренкова Елена ученица 9 класса заняла 3 место по экологии.

         Дистанционные конкурсы, олимпиады, в которых участвуют ученики, помогают раскрыть возможности и способности ребят и их таланты, дают шанс учиться и активно участвовать во внеурочной деятельности одновременно. Такое участие в олимпиадах позволяет школьникам расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и исследовательское мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации.

Литература

1.Аликберова Л. Ю., Н. С. Рукк. Полезная химия: задачи и истории. М.: Дрофа, 2008. — 187. 2.Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал по химии. 8-9 кл. М.: Просвещение, 1999.

3.Семенов И. Н., Максимов А. С, Макареня А. А. Химия и научно-технический прогресс: Кн. для учащихся 9-10 кл. М.: Просвещение, 1988.

4.Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1994. 5.Суровцева Р. П., Софронов С. В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.

 6.Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: ООО «Изд-во «Новая волна», 1999.

7.Штремплер Г. И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Кн. для учащихся. М.: Просвещение - Учеб. лит-ра, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...