Исправление нарушений звукопроизношения
учебно-методический материал по теме

Евсеева Зинаида Михайловна

Исправление звуков происходит поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и , в случаях замены одного звука другим или сиешение их, и - этап дифференцации. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе артикуляционного апппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно в процессе речевой деятельности. Каждый этап имеет свои цели и задачи.

1.Подготовительный этап. Цель- подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.На этом этапе работа идет одновременнно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струй, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики.

      Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнасти- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

2.Постановка звука. Цель этого этапа- добиться правильного звучания изолированного звука.

3. Автоматизация .Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

4. Дифференциация звуков. Цель - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет по 5-6 раз.

Артикуляционная гимнастика

Заборчик

Губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать "заборчиком".

Окошко

Рот открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.

Лопаточка

Рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Чашечка

Рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Вкусное варенье

Рот открыт. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Фокус

Рот приоткрыт. Язык "чашечкой" выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

Подготовительные упражнения

Упражнения для губ

Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Упражнение для развития выдоха

Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя.

Упражнение для языка

Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз. Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Шарик лопнул и шипит

Произнесение длительного звука [Ш]. Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух (произносить звук [С]), контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук Ш__.
Можно произносить слоги: С__А, С__О, С__У, С__Ы, С__Э (получится: ША, ША, ШУ, ШИ, ШЕ).

  1. Проделать упражнение с постепенным выниманием палочки (ложечки) из-под языка.
  2. В завершение проделать упражнение без использования палочки.



Предварительный просмотр:

Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет по 5-6 раз.

Заборчик

Губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать "заборчиком".

Окошко

Рот открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.

Лопаточка

Рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Почистим зубы

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Кто дальше загонит мяч

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, как бы произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Горка

Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами.

Холодный ветерок

Произнесение длительного звука [С]

  1. Открыть рот. Распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки. Слышится длительный звук "с-". Повторять упражнение.
    Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук [С] получается неясным, несвистящим.
  2. Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.
  3. Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.



Предварительный просмотр:

Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Артикуляционная гимнастика для звука «р» — упражнения, необходимые для правильного произношения этого звука.

                         Правильное произношение звука [Р] и [Рь]

 

1. При произнесении твердого звука [Р] рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широкие и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка неплотно прилегает верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Она должна быть сильной направленной.
2. При произнесении мягкого звука [
Рь] средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Кончик языка находится немного ниже, чем при произнесении твердого звука. Задняя часть спинки языка продвигается вперед.

                          Приступаем к упражнениям

 

 «Лошадка»

 

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 

 

 «Маляр»

 

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Постановка свистящих звуков

Постановка звука С

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук с.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука с; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука с различными способами.

1. По подражанию:

- ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (дует сильный ветер, выходит воздух из насоса и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения

- ребенку предлагается, опустив кончик языка за нижние резцы, прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами

2. От артикуляционного уклада:

- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук

3. От опорного звука:

- ребенку предлагается произносить сочетания звуков ис, акцентируя внимание на схожей артикуляции звуков;
- ребенку предлагается произнести звук э, затем резко выдохнуть на какой-либо предмет;
- ребенку предлагается длительно произносить звук ц-ц-ц (в результате слышится звук с).

4. С механической помощью:

- ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) зондом опуская язык в зазубное положение; затем добиваются этого умения уже без механической помощи.

5. От опорного звука с механической помощью:

- ребенку предлагается длительно произносить звук ф (кончик языка прижат к нижним зубам) и в это время нижнюю губу оттянуть вниз.

Постановка звука З

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук з.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука з; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука з различными способами.

1. По подражанию:

- ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (звенит комар, звонок и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:

- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

- основной способ: ребенку предлагается произнести звук с и, добавив голос, получить звук з.

Постановка звука Ц

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ц.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ц; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ц различными способами.

1. По подражанию:

- ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (лошадка цокает копытцами, девочка просит не шуметь и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:

- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

- ребенку предлагается произносить звуки т, с сначала на одном выдохе с паузой между звуками, затем на одном выдохе без паузы.



Предварительный просмотр:

Постановка шипящих звуков

Сначала ставится звук ш, а затем на его базе ставится ж.

Постановка звука ш осуществляется рядом приемов.





Ребенок несколько раз произносит слог
са и во время его произнесения постепенно поднимает кончик языка  по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью  зеркала на этой позе. Затем нужно сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук а, в результате слышится ша. Ребенок произносит слог са при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит под язык зонд (см. рис). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ша с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка. Выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

При ненарушенном произнесении
р можно поставить ш и ж от этого звука. Ребенок произносит слог ра , и в момент произнесения логопед прикасается шпателем или зондом к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении ра слышится  ша, а при громком - жа.

Звук ж ставится обычно от звука ш включением голоса при его произнесении, но может быть поставлен и от звука з, как ш от с.

Постановка звука Ч.

Звук Ч можно поставить двумя способами.

Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?»

– «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».

Постановка звука Щ

Для  постановки звука щ можно воспользоваться звуком с. Ребенок несколько раз произносит слог с'и, с'и... Затем логопед вводит зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением зонда.

Если правильно произносится звук ч, то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется  от взрвыного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.



Предварительный просмотр:

Автоматизация шипящих звуков [ш], [ж]

Автоматизация шипящих звуков ш, ж

Слоговые цепочки

ша-шо-шу-ши-ше
шо-шу-ши-ше-ша
шу-ши-ше-ша-шо
ши-ше-ша-шо-шу
ше-ша-шо-шу-ши
аш-ош-уш-ыш-эш
ош-уш-ыш-эш-аш
уш-ыш-эш-аш-ош 
ыш-эш-аш-ош-уш            
эш-аш-ош-уш-ыш

шта-што-шту-шты-штэ
шка-шко-шку-шкы-шкэ
шпа-шпо-шпу-шпы-шпэ        
шма-шмо-шму-шмы-шмэ
шна-шно-шну-шны-шнэ
ашт-ошт-ушт-ышт-эшт
ашк-ошк-ушк-ышк-эшк
ашп-ошп-ушп-ышп-эшп
ашм-ошм-ушм-ышм-эшм
ашн-ошн-ушн-ышн-эшн

жа-жо-жу-жи-же
жо-жу-жи-же-жа
жу-жи-же-жа-жо             
жи-же-жа-жо-жу
же-жа-жо-жу-жи
аж-ож-уж-ыж-эж
ож-уж-ыж-эж-аж
уж-ыж-эж-аж-ож 
ыж-эж-аж-ож-уж            
эж-аж-ож-уж-ыж

жба-жбо-жбу-жбы
жва-жво-жву-жвы
жга-жго-жгу-жгы
жда-ждо-жду-жды
жма-жмо-жму-жмы
жна-жно-жну-жны
жва-жво-жву-жвы
мжа-мжо-мжу-мжи
гжа-гжо-гжу-гжи
джа-джо-джу-джи


Слова

шапка
шахматы
шайба
шуба
шум
шут
шина
шипы
шиповник
шов
шок
мешок

мышата
мешать
дышать
пушок
петушок
капюшон
дыши
ошибка
ушиб
кушетка
ошейник
мишень

дашь
мышь
камыш
букашка
кашне
башмак
подушка
катушка
кукушка
вышка
шишка
пышка

жаба
жатва
жасмин
ужата
жук
жить
живот
ежи
ужи
ножи
этажи
ужинать

ждать
одежда
надежда
однажды
дважды
каждый
важно
нежно
отважный
можно
дождик
жужжать


Чистоговорки для автоматизации звуков

Ш - всегда шипящий звук:
Шар воздушный сдулся вдруг
На камнях змея шипит.
Море Чёрное шумит.

Ш - шипит в камнях змея
Змей здесь целая семья.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!

Ша - ша - ша - есть игра у малыша.
Ши - ши - ши - любят строить малыши.
Шу - шу - шу - помогаем малышу.
Шо - шо - шо - дом построен хорошо.

Ж - конечно звук жужжащий:
Это - жук жужжит блестящий,
А ещё жужжит пила,
И летящая пчела.

Ж - уселись у реки
Очень шумные жуки.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
 - Не боимся мы ужа!
Прожужжим ему мы - Жа - жа - жа - жа.
 - Не достаться чтоб стрижу,
Пропоём ему мы - Жу - жу - жу - жу.
- Налетели вдруг чижи,
Испугаем мы их - Жи - жи - жи - жи.
- Стало вечером свежо.
Прожужжали жуки - Жо - жо - жо - жо.
- Наступает ночь уже,
Улетим и скажем - Жэ - жэ -жэ - жэ.


Считалки для автоматизации звуков

Раз - шуршит в шкафу мышонок.
Два - в кадушке лягушонок.
Три - шакал пошёл в камыш.
На четыре - в шляпе мышь.
Пять - напишем в школе "шишка".
Шесть - шалит, шумит мартышка.
Семь - на крыше наша кошка.
Восемь - шмель влетел в окошко.
Девять - шапку шьёт швея.
Десять - шёл по шпалам я.

Раз - шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три - ношу в шалаш игрушки.
На четыре - мою ушки.
Пять - купили Даше шашки.
Шесть - покушай пшённой кашки.
Семь - в лукошке три картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять - штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг.

Раз - жужжит в ложбине жук.
Два - пожал мне руку друг.
Три - поужинал ежонок.
На четыре - медвежонок.
Пять - у Жени пирожок.
Шесть - гляжу на бережок.
Семь - порежем мы коржи.
Восемь - нам нужны ножи.
Девять - лыжник держит лыжи.    
Десять - дождик уже ближе.

Раз - бежит к нам жеребёнок.
Два - был рыжим верблюжонок.
Три - журавль в вышине.
На четыре - жарко мне.
Пять - жирафы ужин ждут.
Шесть - ежи в норе живут.
Семь - пожар пожарник тушит.
Восемь - жаба в тёплой луже.
Девять - вижу я ужей.
Десять - жалко мне моржей.


Скороговорки для автоматизации звуков

Кошка с кошелкой по улице шла,
Что же в кошелке кошка несла?
Кашне и калошки котятам шкодливым,
Чтоб бегать по лужам денёчком дождливым.             

Сшил я шубку, сшил я шапку
И хотел одеть лошадку.
Но лошадка убежала.
Что, одежда ей мешала?

Шелест шелестит листвой,
Шёпот шепчется с травой,
Тишь затихла в тишине -
Тише, тише - слышно мне.

Паша тихо шепчет Мише,
Миша шёпота не слышит.
Паша, громче пошепчи:
- Миша, уши полечи!

Маленький мишка
наступил на шишку.

Жук - жучок,
Жёлтый бочок,
На лужайке не лежи,
Полетай и пожужжи.

Кошка Машка - лежебока,
Отлежала оба бока.
- Мяу! Можно на тахте
Полежать на животе.

Медвежонок неуклюжий
Лапой шлёпает по луже.
Медвежонок кружится,
Ловит лучик в лужице.

Жук упал и встать не может,
Ждёт, ну кто жжж ему поможет?

С нежным вкусом ежевику
Не жует - глотает Вика!

Жалко, что Жучке на ножки мы не наденем сапожки.



Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков [Л], [Л'] в речи ребёнка

Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Если есть возможность обратиться за помощью к логопеду, - не медлите! При всех родительский талантах, помощь специалиста не помешает.

Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится месяц. Не торопитесь. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте почву для последующей работы.

Итак, месяц прошел в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не прост этот звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сначала всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Потом научился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки почти идеально. Но вот в словах… Да… Снова «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями тоже можно справиться! Главное, терпение, как любил повторять один герой сказки.

Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л'] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.;

Наконец, в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

            Ой, люли, люли, люли,

Детки в люльках видят сны.

Спят на ветках гули…

Все давно уснули!

 

Мы ели, ели линей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

 

Посидели мы у ели,

На качели поглядели.

Козлика заметили,

На поклон ответили.

 

Лис улёгся в тень у липы.

Лис считает листья липы.

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ   (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);

Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.

 

            Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся! Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:

 

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

           

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

 

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова,

Большая голова.

На колу сидела,

На луну глядела,

Глазами блестела.

Глазоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И – полетела!

 

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

                       (В. Лифшиц)

 

Сели птахи на шесток.

А котята – в уголок.

Сели-посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки, -

Вытянули ножки.

Услыхали калачи, -

Поскакали все с печи!

 

Луна лучится, как латунь,

Лягушкой лакомится лунь.

Летит весёлая пчела,

Легла на лес ночная мгла.

                               ( В. Лунин)

 

Шла лисичка по лесу,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Искупала Ваньку

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

 

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!

Ты не бегай по лугу!

На лугу-то лужица, -

Голова закружится!

 

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л'] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

 

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА   и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

            Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.

ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.

 

На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:

- Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].

- Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].

- Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].

 

 Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

(Волк)

 

Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Колкую, зелёную в гости позовём.

(Ёлка)

 

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

(Белка)

 

Этот комок с яблони – скок!

Упал, покатился, в листья забился.

(Яблоко)

 

По небу катается,

Ночью появляется.

То толстеет, то худеет.

Светит, но совсем не греет.

(Луна)           

 

Я землю копала.

Ничуть не устала!

А кто мной копал,

Тот и устал.

                                 (Лопата)

 

 6. Автоматизация звуков [Л], [Л'] на материале скороговорок и текстов

 

В завершение работы над звуками Л, Л используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

 

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

 

Коля колья колет.
Поля поле полет.

 

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

 

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

 

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

 

В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

 

Наш Полкан попал в капкан.

 

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

 

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

 

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

 

Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

 

Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л']:

 

Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

                         (Е. Серова)

 

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

                                         (Н. Кончаловская)

 Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели, -

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

                                        (И. Демьянов)



Предварительный просмотр:

Продолжаем работать со звуком Р. На этот раз - его автоматизация, т.е. "введение" звука в речь. Для этой цели можно подбирать различный материал. Важно лишь соблюдать основную последовательность - слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова, предложения. тексты. В качестве примера привожу материал из книги Коноваленко "Автоматизация сонорных звуков Р, Рь". ЕСли что не понятно - пишите вопросы в комментариях. Постараюсь оперативно ответить.


Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками для
автоматизации звуков:
1. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.
2. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни, повтори»).
3. Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»).
4. Выделение ударного слова («Эхо»).
5. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.
6. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.
7. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.
8. Образование и употребление различных падежных форм существительных («Эхо», «Закончи предожение», «Скажи дальше», «Потерялись слова»).
9. Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Эхо», «Один—много»).
10. Прямой и обратный счет с предметами: (1 5,1 10,2 20,3 30).
11. Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний.
12. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
13. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой - маленький»).
15. Образование от существительных относительных прилагательных.
16. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
17. Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
18. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.

Основные направления автоматизации:

1. Автоматизация Р (проторного) может проводиться до появления вибрации.

2. РА,РО,РУ,РЫ

3. а) рак рот руль рыба рама ров
Русь рыбак рана робот русский рынок
радио Родина руки рысь работа роза
рукав рыть ракета Рома рубанок рыхлить

б) дыра баранки пирамида мороз творог парус
гора детвора таракан ворона воробей корыто
кора гитара народ дорога борода бурый
нора барабан пирог корова кукуруза старый
баран муравьи порог сорока кенгуру хмурый
буран парашют горох огород орудие перышко

4. АР, ОР, УР, ЫР, ИР, ЕР, ЁР

5. а) бар бор бур мир сквер актёр
дар хор тур пир пионер бобёр
пар сор шнур тир интерьер ковёр
удар двор хмур зефир пенсионер шофёр
омар забор сумбур кефир веер боксёр
загар дозор абажур кумир ветер суфлёр
комар мотор шампур факир катер шахтёр
санитар топор каламбур тапир север монтёр
повар мухомор тамбур мундир мастер костёр
сахар помидор трубадур командир тостер фантазёр

б) карта орден Мурка дырка персик марка
горка бурка фыркать Герда парта корка •
урна ширма первый подарки норка турки
бирка верный фартук норма тужурки стирка
сердце бархат форма бурный мирный термос
арбуз гордый дежурный кирка тёрка картина
горный ажурный кирпич тёртый картон спорный
сумбурный верно зёрна карман зоркий культурный
верба пятёрка каркать тормоз бурда мерка
семёрка картинг форточка шнурки серна дёргать
гармонь корма ферма штурмовать свёрток март
порт барс горн карп старт торт
Марс тёрн горб бард спорт ворс
дёрн герб борт аккорд морс корм
серп корт конверт пирс шторм парк

6. ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ, АТР, ОТР, УТР, ЫТР то же с согласными Д, К, Б, П, Г

7. а) трава трос труд трын-трава театр трап
тройка трус отрывок осмотр трамвай тропка
труба отрывать метр страх тропинки трубка
острый фетр страус строгий трудный пёстрый
Пётр страна строить трубить ветры осётр
страница стройка струна метры литр странный
метро струя костры центр тетрадь матрос
стружка театры министр астра патрон ватрушка
министры монстр завтра утро петрушка осмотры
фиакр завтрак хитрость сотрудник центры фильтр

б) дракон дроби бодрость друг здравый драка
дрозд космодром другой здравствуй дранка дровни
аэродром друзья здравствуйте драчун дрова кадры
дружить здравие пудра дровосек мудрый дружба
заздравный выдра ведро бодрый дружный
да здравствует! квадрат бедро щедрый подруга
здравница эскадра мудрость кедры вдруг
здравица

в) край кроме кровь круг Крым кран
кролик крот крупа крыса краб крона
кросс крупный крыша краска кромка кроткий
крутой крышка красный крошки кровать кругом
открывать крапива крокус кроссовки крутить закрывать
красавица укроп микроб кружок скрытый красивый
выкройка акробат вокруг мокрый

г) град граната гром груз грузить грамм
грамматика громко груша грузовой грамота игра
грохот грусть грузовик граф играть грозы
грустный нагрузить график награда грозный грубый
грызть градус фотограф грозить грудной грызуны
градусник фотография грохотать группа игры графин
багровый грузди тигры фотографировать

д) брак броня брус храм махровый брат
бродить брусья храбрый хромой брать бродяга
брусника храп хромать браво бросок брызги
храпеть хрупкий бравый бросить брызгать охрана
хруст брасс брови брысь охранник фрак
бранить брод брынза охранять фрамуга зебра
вброд брыкаться сохранить франт кобра добро
бобры хранить фронт швабра набросок обрыв
хроника фрукты

е) право пробка проход пруд врач правда
провод просьба прут враг направо простыня
пробег прыгать овраг правильно продукты прокат
прыгун врать праздник простуда проказник прыжок
врун

8. рупор барьер аэродром разговор температура
мрамор транспорт архитектор проворный скороговорка
интерьер проворонить консерватория университет электромонтер
оркестр фарфор трактор квартира термометр
размер раствор тротуар храбрый конструктор
фермер маршрут барометр прорубь литература
бройлер торшер портьера проныра программа
рапорт прорва простор бомбардир транспортёр
аэропорт курорт курьер проворный раскрасить

9, консервировать крупные помидоры
корчевать старые трухлявые пни
раскрашивать контурные картинки
слушать орган в концертном зале консерватории
проговаривать скороговорки
фотографировать друга
возвращаться с аэродрома
барабанить на барабане
конструировать транспорт
маршировать с оркестром

10. Тара-тара-тара-ра, Тру-тру-тру, тру-тру-тру —
Поднимайся, детвора! Трубят трубы на ветру.
Поднимайся, детвора — Тры-тры-тры, тры-тры-тры —
В детский сад идти пора! В сказках гномики хитры.
Туру-туру-туру-ру — На дворе трава, на траве дрова.
Поднимаем детвору. Не руби дрова на траве двора.
Поднимаем детвору — Два дровосека, два дроворуба
Туру-туру-туру-ру! На дворе дрова топорами рубят.
Тыры-тыры-тыры-ры!
Нету дома детворы. Все бобры добры для своих бобрят.
Тра-тра-тра, тра-тра-тра — Рано-рано два барана
В детский сад идём с утра. Застучали в ворота:
Тро-тро-тро, тро-тро-тро — — Тра-та-та! И тра-та-та!
В садик едем на метро.

В яркой куртке мухомор
Гордо сел на косогор. В небе гром, гроза.
Нам не нужен мухомор — Закрывай глаза.
Не пойдём на косогор. Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Труба трубит, труба поёт, Шёл Егор через двор,
Трубач по городу идёт. Нёс топор чинить забор.

К нам во двор пробрался крот, Мы с Тамарой ходим парой,
Роет землю у ворот. Санитары мы с Тамарой.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот. Проворонила ворона воронёнка.

Дра-дра-дра — выльем воду из ведра,
Дро-дро-дро — на мосту стоит ведро,
ДРУ-ДРУ-ДРУ — к нам пришёл на праздник друг,
Дры-дры-дры — в сказках гномики мудры.

Скоро мы все скороговорки выскороговорим.

Носорог бодает рогом — не шутите с носорогом.

11. Сказка «Ворона и рак» (по Л.Н. Толстому), рассказы К.Д. Ушинского «Рыжик», «Проказы старухи зимы», стихи И.С. Никитина («Встреча зимы»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной»), Н.А. Некрасова («Мороз-воевода»), В.А. Жуковского («Жаворонок») и т.д.

12. Лексико-грамматические упражнения.

а) Подбор родственных слов:
- ворона - воронёнок (воронята), вороньё, вороново, проворонить, воронушка, ворон...
- рыба - рыбак, рыбка, рыбёшка, рыбий, рыбный, рыбачить, рыбачка...
- барабан - барабанить, барабанный, барабанчик, барабанщик...
- круг - круглый, кружок, вокруг, кружить, округ, окружность...

б) Счет 2 20. 3 30:
струнный оркестр фарфоровый сервиз
огромная квартира бархатная портьера
праздничный фейерверк литературное произведение

в) Спряжение:
раскрасить квадраты красной краской (будущее время);
фотографировать спортсменов (настоящее время);
маршировать под барабан (настоящее время);
поздравлять с праздником родных и друзей (настоящее время);
строить спортивные сооружения (настоящее время) и т.д.

г) Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных:
пассажир - пассажирский транспорт праздник - праздничный фейерверк
литература - литературный герой фарфор - фарфоровый сервиз
мрамор - мраморная скульптура здоровье - здоровый образ жизни
скульптура - скульптурная группа трактор - тракторный парк и т.д.

д) Составление предложений со словосочетаниями из предыдущего упражнения.

12. Письменная речь.

1. а) Слова с пропущенной буквой Р:


• ак . абота . ысь . адость . оза . ыба
.адуга .акета . укав . аковина .учей . обот
. оща . убанок . адио . ынок . одина . анец
. уки . убанок . омашка

б) па. забо. помидо. мет. самова. ша.
топо. мухомо. Пёт. абажу. хо. мото.
шну. осёт. костё. ми. кефи. теат.
лит. вете •

в)пи . амида кенгу. у куку • уза ка . тина га . монь
во • обей мо . оз у . аган ко . мушка ку . тка
ба. абан бу . ан на. од фо . точка ба . хат
гита•а до.ога мака.оны пе.сик ка.тинг

2. Чтение наоборот:
азор — кабыр — рахас — ретев —
амар — арог — мрок — сурап —

3. Образование новых слов путем перестановки букв:
актёр — (тёрка) форт — (торф) нора — (рано)
право — (повар) корма — (комар) дар — (рад)
выбор—(обрыв) рамка— (марка) грот— (торг)
ромб — (бром) города — (дорога) парк — (карп)
фарш — (шарф) рыбка — (рыбак) руда — (удар)
фара— (арфа) рагу— (угар) рабы —(рыба)

4. Упражнения с разрезной азбукой:

а) Составление и преобразование слов из данных букв:
а, р, б — раб — бар — бра а, м, р, ш — марш — шрам — шарм
о, р, с, т — рост — сорт — трос а, р, к — кар — рак — кра
а, и, к, р — икра — Кира — Ирак а, е, а, к, р, т — ракета — карета — катера

б) Составление слов из данных слогов:
ти, квар, ра — гра, ник, дус — ки, чат, пер —
ар, ту, тро — ка, ни, брус — тыш, мар, ка —
да, сту, про — мо, гра, та — фор, ка, точ —
во, на, пра — ва, ка, труш — ка, ни, стра —

в) Восстановление деформированных фраз:
Кларнете на играет Карл. —
Барабанит на барабанщик барабане. —
На ворона крыше каркает дома. —
Цирка эквилибрист арене выступает на. —


ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ МЯГКОГО ЗВУКА [P']


Артикуляционная поза:
Сходна с артикуляционной позой звука Р (твердого). Отличается дополнительным подъемом средней части спинки языка к небу и некоторым продвижением языка вперед, при этом кончик языка приближается к верхним резцам (альвеолам).

Подготовительные упражнения
Те же, что и для звука Р (твердого).

Постановка
Как правило, по подражанию после достаточно прочной автоматизации твердого Р, иногда от краткого, отрывистого произнесения 3ь - 3ь - 3ь с поднятым к альвеолам кончиком языка.

Основные направления автоматизации:

1. РЯ, РЕ, РЮ, РИ, РЕ

2. ряд репа рейд рис рёв ряска
рядом редька река Рига рёва рейка
рябь рейс редис Рим рёвушка резинка
рябчик резать ремонт Рита рёбра рисунок
рябина ребус ремень рисовать рюмка рюкзак

3. коряга парик Арина арена козырёк поперёк
моряк ирис двери деревня верёвка Серёжа
зарядка турист звери варенье Бурёнка серёжки
нарядный старик сухари орех вперёд черёмуха
буря перина фонари деревья берёза зверёк
порядок варить пескари берег берёт дерюга
снаряд парить снегири берет варёный бирюк
наряд курица пузыри карета пузырёк борются
обряд корица богатыри сирень черёд урюк
подряд дарить Марина гореть мудрёный говорю

4. АРЬ, ОРЬ, УРЬ, ИРЬ, ЕРЬ

5. букварь пахарь пескарь дверь зорька бунтарь
дикарь писарь календарь зверь горький пекарь
сухарь токарь пузырь корь борьба теперь
фонарь слесарь богатырь якорь перья хворь
январь словарь козырь хорь серьги хмурьте
янтарь глухарь снегирь Игорь верьте

6. ПРЯ, ПРЕ, ПРЮ, ПРИ, ПРЕ и т.д. (то же с согласными К, Т, Г,В, Б, Д)

7. пряник тряпка бред крест укрепление
дрель прямо тряска бревно кремень
ветряк трюфель прятать трель бригада
кряхтеть скрепка гриф прятки тревога
бриг крякать встретить хрюкать предмет
треугольник бригантина крепкий воскресенье нагреватель
премия треск время крепость каприз
дремать пресс треска грязь крестьянин
кудрявый трюмо прибой третий грядка
крем патриот грипп привет трезубец
гребень криво спрятать хрипеть привыкать
три гренки крик скрипеть агрегат
пристань трибуна греть кринка смотреть
древний приз трио гриб крюк
секрет трюм приказ триумф грива
фрегат погреб грек древко трюк
грим фрески ястреб хризантема кабриолет

8. природа гримёр гренадёр грейдер
предупредить вратарь крейсер портрет
консерватория регулировщик барьер коридор
рефлектор радиоприёмник дрессировщик тренер
бригадир режиссёр рефрижератор ремонтировать
рекорд маргарин тренировка оранжерея
регистратура сюрприз реформа парикмахер
гримировать регистрировать крекер дирижёр
тренажёр репетировать иллюстрировать пригорок
кориандр наперекор препарат респиратор
территория реставратор оперировать реконструировать
гофрировка регистрация реставрация растревожить
реформировать реконструкция референдум реставрировать
регулировать реформатор перестройка рефлектор
императрица тренировать пристройка ресторан
гофрировать тренировочный пристраивать

9. Марина варит варенье из черешни. Андрей дирижирует оркестром.
Дрессировщик дрессирует зверей. Ирина рисует портрет сестрёнки и т.д.

10. У моей сестры Марины За деревней, за посёлком
Щёки словно мандарины, Пела, пела перепёлка,
А сама сестра Марина Перепел прилетел —
Чуть побольше мандарина. Перепёлку перепел.

Тридцать три вагона в ряд Про меня говорят, будто пячусь я назад,
Тараторят, тарахтят. Не назад, а вперёд, только задом наперёд.

Подогрела чайка чайник, Посмотрите на Иринку:
Пригласила десять чаек, Ест Иринка мандаринку.
Прилетели все на чай, Съест Иринка мандаринку —
Сколько чаек? Отвечай. Бросит корочки в корзинку.

Три дерева, три тетерева, Орёл на горе,
На каждом дереве по одному тетереву. Перо на орле.

Собирала Маргарита маргаритки на заре.
Растеряла Маргарита маргаритки на горе.

11. Стихи И.З. Сурикова («Детство»), С.А. Есенина («Береза», «Черемуха»), И.А. Бунина («Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...»), А.С. Пушкина («Унылая пора!..»), А.Л. Барто («Резиновая Зина», «Барабан»), С.Я. Марашака («Круглый год»),

12. Лексико-грамматические упражнения:

а) Образование страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных:
варить — варёный подарить — подаренный
рисовать - рисованный дарить — дарёный
вырезать - вырезанный жарить — жареный
приклеить — приклеенный реставрировать - реставрированный
парить — пареный перерисовать — перерисованный

б) Подбор родственных слов:
берёза — берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик, березняк... тренер — река — море —
греть — заря — рисовать —

в) Преобразование деформированной фразы:
Тренироваться спортивный в спортсмен зал -
Транспорт на регулировщик движение перекрестке регулирует –
На зверей дрессировщик цирке дрессирует арене –
Сказка ребёнок иллюстрации к рисует интересная –
Варенье Марина рябина из варить зрелая –

г) Спряжение в настоящем, прошедшем и будущем времени:
прорубить прорубь в реке (прошедшее и будущее время),
тараторить скороговорки (настоящее и прошедшее время),
репетировать праздничное представление (настоящее и прошедшее время), рисовать портрет балерины (настоящее и прошедшее время),
отремонтировать радиоприёмник (прошедшее и будущее время),
дирижировать оркестром (настоящее и прошедшее время),
перелистывать страницы календаря (настоящее и прошедшее время), реставрировать памятники древней старины (настоящее и прошедшее время), рекламировать жевательную резинку (настоящее и прошедшее время),
рисовать акварельными красками (настоящее и прошедшее время),
регулировать движение транспорта (настоящее и прошедшее время),


13. Письменная речь.

а)Чтение наоборот:
апер — икюрб — ером — кюрк —
яруб — тсерк — акер — ивреч —
авёр — субер — яьреп — иревд —

б) Слова с пропущенными буквами:
бу . я за • ядка ве . ю зве . ь буква. ь
ги . я че • емуха гово . ю две . ь календа. ь
Ва . я пе . ина да. ю фона . ь сентяб . ь
мо .як бе . еза жа. ю суха. ь октяб . ь
за. я ку. ица мо. е богаты. ь нояб. ь
Бо .я аква. иум го . е янва. ь декаб . ь

в) Отгадывание 10 слов путем подстановки на место точек согласных букв . ремя . вери . рюк . реть . ряк
. ремя . вери . рюк . реть . ряк

г) Образование новых слов путем перестановки букв:
Рим — (мир) Мирт — (ритм)
треск— (крест) Адрес— (среда)

г) Составление слов из данных слогов:
ка, ре, зин — ряд, за, ка — хи, ре, о —
рё, ка, вуш — ги, сне, ри — да, ро, при —
би, на, ря — рек, зы, пу — ку, ца, ри —
су, ри, ха — бе, за, рё — ря, ко, га —

в) Кроссворд — головоломка (отыскивание среди букв спрятанных слов с мягким звуком Р'):
ОМБУКВАРЬШН
ДАПРЕЛЬСБУФ
ЛОПКХРЕПКАП
СВЧМОРЕЩГДЗ
ЕЛЗОРЬКАЖИЪ

БВГНМЛТРИАЮ
УДЦАРЕВНАЩХ
ФЗЫЛМГРИБШК
АВОРЕХИЧТЖУ



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков С-Ц, Ц-Т, Ш-Ч, Ш-Щ

С-Ц От лампы яркий СВЕТ,

У платья чёрный ЦВЕТ.

Дифференциация звуков С-Ц

Дифференциация звуков Ц-Т

Ц-Т Где ТАПКИ, где «ЦАПКИ»

У кошки на лапках?

Ш-Ч Небольшая КОЧКА,
А на кочке — КОШКА.

Шахматная ПЕШКА
И тёпленькая ПЕЧКА.

Тёмная НОЧЬ
И железный НОЖ.

Железная ШАЙКА
И быстрая ЧАЙКА.

Дифференциация звуков Ш-Ч

Дифференциация звуков Ш-Щ

Ш-Щ Красивая ЧАША
И лесная ЧАЩА.

В горшочке ПЛЮЩ,
На мишке— ПЛЮШ.

Дифференциация звуков Ц

Ц-Щ Стреляют в ЦЕЛЬ.
В заборе — ЩЕЛЬ.

Дифференциация звуков Щ

Дифференциация звуков Щ-Ч

Щ-Ч На головке ЧЁЛКА,
А в заборе ЩЁЛКА.

Ночные ЧЕПЦЫ,
Большие ЩИПЦЫ.

Купить недорого пластиковые окна в абакане.

Щ-ТЬ Мальчик ТИТ
Держит ЩИТ.

За забором ТЁЛКА,
А в заборе ЩЁЛКА.

Дифференциация звуков Щ-ТЬ

Дифференциация звуков Ч - ТЬ

Ч-ТЬ Тёпленькая ПЕЧКА,
А у печки — «ПЕТЬКА».

У коровы ТЁЛКА,
А у тёлки — ЧЁЛКА.

Дифференциация свистящих и шипящих

Дифференциация свистящих и шипящих рисунок 1

С-Ш На доме КРЫША,
На крыше — КРЫСА.

В берлоге МИШКА,
На кухне — МИСКА.


Железная КАСКА
И манная КАШКА.

3-Ж У забора РОЗЫ,
На заборе— РОЖИ.

У забора КОЗЫ,
На заборе — КОЖИ.

Дифференциация свистящих и шипящих рисунок 2

Дифференциация свистящих и шипящих рисунок 3

С-Т Усатый СОМ
И мальчик ТОМ

Маленькие САНКИ
И большие ТАНКИ

Дифференциация свистящих и шипящих рисунок 4



Предварительный просмотр:

Дифференциация парных согласных в предложении

 


П-Б Деревянная БОЧКА
И набухшая ПОЧКА.

Деревенская БАНЯ
И девочка ПАНЯ.

Дифференциация парных согласных рисунок 1

Дифференциация парных согласных рисунок 2

Т-Д На дорожке ТАЧКА,
В конце дорожки — ДАЧКА.

Мамина ДОЧКА
И чёрная ТОЧКА.

В озере УТОЧКА,
У озера — УДОЧКА.

К-Г Невысокая ГОРКА
И арбузная КОРКА.

Оставили ГОСТИ
Для Шарика КОСТИ.

Красивый ГРОТ
И чёрный КРОТ.

Дифференциация парных согласных рисунок 3

Ф-В Мягкая СОФА
И мудрая СОВА.

Девочка ФАНЯ
И мальчик ВАНЯ.

Чёрные ГРИФЫ
И львиные ГРИВЫ.

Дифференциация парных согласных рисунок 4

Дифференциация парных согласных рисунок 5

С-3 Рогатые КОЗЫ
И длинные КОСЫ.

Трусливенькии ЗАЙКА
И булочка САЙКА.

Ш-Ж Маленькая ЛУША
И большая ЛУЖА.

У печки САША,
А в печке — САЖА.

От костра ЖАР,
Над костром — ШАР.

Дифференциация парных согласных рисунок 6



Предварительный просмотр:

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Л-ЛЬ На дороге ГАЛЬКА,
А на гальке — ГАЛКА,


На речке МЕЛЬ,
А в классе — МЕЛ.

Приоткрытый ЛЮК,
А в корзинке — ЛУК.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных




Дифференциация твёрдых и мягких согласных пример 1

Р-РЬ Чёрный ХОРЬ
И детский ХОР.

Огромный КРУГ
И железный КРЮК

С-СЬ У колес ОСИ,
Над колесами — ОСЫ.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных пример 2

Дифференциация твёрдых и мягких согласных пример 3

М-МЬ Маленькая МЫШКА
И мохнатый МИШКА.

Душистое МЫЛО
И девочка МИЛА.




Н-НЬ Стеклянная БАНКА
И деревянная БАНЬКА.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных пример 4

Дифференциация твёрдых и мягких согласных пример 5

Т-ТЬ На ногах ТАПКИ,
А у ног—ТЯПКИ.

Длинный ШЕСТ
И цифра ШЕСТЬ.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных пример 6

Д-ДЬ Здесь лёгкая ДЫМКА И маленький ДИМКА.


В-ВЬ Рогатый ВОЛ,
Его мальчик ВЁЛ.



Дифференциация твёрдых и мягких согласных пример 7

Дифференциация твёрдых и мягких согласных пример 8

Б-БЬ Поезда ПРИБЫВАЮТ,
А щит ПРИБИВАЮТ.

П-ПЬ Красивые ПАЛЬЦЫ
И круглые ПЯЛЬЦЫ.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных пример 9



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков Р-Л, РЬ-ЛЬ, Р-Й, ЛЬ-Й

Р-Л Чайные ЛОЖКИ
И коровьи РОЖКИ.

В банке ЛАК,
А в речке — РАК.

Дифференциация звуков Р-Л

Дифференциация звуков РЬ-ЛЬ

РЬ-ЛЬ Девочка МАРИНА
И спелая МАЛИНА.

В ящике УГОЛЬ,
А в озере — УГОРЬ.

Р-Й Детская МАЙКА
И почтовая МАРКА.

Железная КОЙКА
И хлебная КОРКА.

Дифференциация звуков Р-Й

Дифференциация звуков ЛЬ-Й

 

ЛЬ-Й Маленький КОЛЬКА
И железная КОЙКА.

В бутылке ЙОД,
На речке — ЛЁД.

Крупная ГАЛЬКА
И железная ГАЙКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план урока по физической культуре 5 класс.Тема: "Корригирующая гимнастика для исправления нарушения осанки"

Данный план урока использовался при проведении открытого урока на конкурсе "учитель года-2012"...

Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций и...

Профилактика и исправления нарушений осанки.

Статья содержит полезные рекомендации по профилактике и исправлению нарушений осанки....

Этапы исправления нарушений звукопроизношения

4 этапа исправления нарушений звукопроизношения...

Презентация "Исправление недостатков звукопроизношения в домашних условиях"

В презентации даны советы как можно дома самостоятельно автоматизировать поставленный логопедом звук....

Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения  проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ...

Доклад на тему: "Коррекционно-логопедическая работа по исправлению недостатков звукопроизношения у детей с ОВЗ"

Коррекционно-логопедическая работа по исправлению недостатков звукопроизношения у детей с ОВЗ...