Доклад на тему: "Коррекционно-логопедическая работа по исправлению недостатков звукопроизношения у детей с ОВЗ"
материал

Коррекционно-логопедическая работа по исправлению недостатков звукопроизношения у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Коломенского городского округа Московской области»

Доклад на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по исправлению недостатков звукопроизношения у детей с ОВЗ»

Подготовила:

Соловьёва Наталья Валерьевна,

учитель-логопед

первой квалификационной категории

2019 – 2020 учебный год

Коломенский городской округ

Устная речь – яркий показатель общего культурного уровня человека. Серьезные трудности, которые приходиться преодолевать ребенку с нарушением речи, напрямую связана с формированием его личности.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом. Не секрет, что недостатки речи являются причиной многих орфографических ошибок. Изучение распространенности нарушений звукопроизношения показало, что эти нарушения в коррекционной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой школе.

Актуальность данной проблемы вызвана с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию педагогических процессов, а с другой стороны – целесообразностью разработки новых, рационально построенных и действенных методик и их организация.

Недостатки произношения звуков речи в младших классах коррекционной школы характеризуются гораздо большим количеством дефектных звуков. По данным [Д.И. Орловой], в первых классах коррекционной школы на каждого ребенка приходится в среднем 8,4 дефектных звука, в то время как у учеников массовой школы преимущественно наблюдается мономорфное нарушение произношения у небольшого количества детей, т.е. в среднем менее одного дефектного звука на одного ребенка.

Л.Г.Парамонова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения у учащихся коррекционных школ.

  • Несформированость познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи
  • Позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности
  • Общее моторное недоразвитие речевой моторики
  • Аномалии в строении артикуляторных органов.

Следует отметить, что кроме указанных причин в возникновении дефектов звукопроизношения у учащихся коррекционных школ играют роль и все анатомо-физиологические, психологические и социальные факторы, приводящие к нарушению интеллекта. Таким образом, нарушения звукопроизношения у учащихся коррекционных школ вызываются комплексом патологических факторов.

В исследованиях многих авторов глубоко и многоаспектно рассматриваются особенности симптоматики нарушений звукопроизношения у учащихся коррекционных школ (Зееман М., Каше Г.А., Китерман В.П., Орлова Д.И., Петрова В.Г., Попова А.А., Хватцев М.Е., Шарапановская Н.А.). Отмечается, характерное резкое расхождение между умением правильно произносить звуки и использовать их в самостоятельной речи.

Произношение учащихся характеризуется гораздо большим количеством дефектных звуков. В симптоматике нарушений звукопроизношения отмечается:

  • Замены звуков
  • Смешение звуков
  • Искажение звуков
  • Пропуски звуков
  • Искажение звукослоговой структуры слова

Нарушения звукопроизношения у учащихся коррекционных школ чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме. Это относится прежде всего к заменам звуков.

Коррекция нарушений звукопроизношения у учащихся коррекционных школ является более длительным и более сложным процессом, чем у нормотипичных детей (Каше Г.А., Правдина О.В., Ремизова О.Н., Хватцев М.Е., Юрова Р.А.). Устранение дефектов звукопроизношения продолжается вплоть до старших классов.

Форма организации коррекционных занятий должна соответствовать ведущей деятельности ребёнка, побуждать его познавательную активность, позволять избегать утомления, воспитывать осознанное отношение к занятиям. С одной стороны, основная задача ребёнка на логопедическом занятии – как можно большее количество раз произнести отрабатываемый звук. С другой стороны, и логопед имеет свои задачи на логопедическом занятии. Прежде всего он должен увлечь детей идеей правильной, чистой речи, постараться убедить их в конечном успехе.

И на первый план выходят такие задачи, как формирование желания и умения преодолеть речевые нарушения; развитие личности ребенка; организация личностно ориентированного взаимодействия в системе.

Строится эффективная коррекционная работа по исправлению звукопроизношения с учениками коррекционной школы на решении следующих задач:

  • постановка звуков, их автоматизация и дифференциация
  • формирование функций фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза
  • формирование фонематического восприятия
  • формирование грамматического строя речи и понимания речи
  • развитие зрительного восприятия и пространственных представлений
  • формирование связанной речи и высших психических процессов

Постановка звука, как правило, вопросов не вызывает. А как решить комплекс поставленных задач на этапе автоматизации звука?

Обобщение имеющегося теоретического и практического материала нашло своё отражение в следующем: мною выполнены презентации в Microsoft PowerPoint. (конспект занятия с презентацией представлены). Словарный материал расположен с учётом положения звука в слове и степени усложнения речевого материала. На один урок (одну тему) приходится 12-16 картинок, позволяющих проводить автоматизацию звука в определённом сочетании с гласным. Например,автоматизация звука [С] в сочетании с гласным звука [А], [СА].

1. Формирование произношения и активизация словаря:

- назови предметы.

2. Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений (картинки располагаются в столбики по 3-4 штуки, всего получается 4 столбика)

- назови слова в верхнем ряду, в нижнем.

- назови слова в левом столбике, в правом

-назови слова в левом столбике снизу-вверх, а в правом – сверху вниз

- назови слова в верхнем ряду слева направо, а в нижнем справа на лево

- найди левый верхний квадрат, назови, от него 2 картинки вправо, назови и т.д.

- найди картинку под…и назови, над… и назови

- назови картинку справа от…, слева от…, между… и …

3. Формирование грамматического строя речи:

- назови только живые предметы, только неживые предметы

- назови слова, к которым можно подобрать слово «он», «она», «оно»

- назови предметы, про которые можно сказать «мой» и скажи вместе «мой…»

- назови предметы в единственном числе, во множественном числе

- измени слово (если позволяет речевой материал)

из единственного числа во множественное число

Род. П. Кого, чего не стало (картинка закрывается) в единственном числе и во множественном числе (если позволяет речевой материал)

Дат.п. Радуюсь кому? Чему?

Вин.п. Видишь кого? Что?

Творит.п. Любуешься кем? Чем?

Предл.п. Мечтаешьо ком? О чём?

- назови ласково (если позволяет речевой материал)

4. Формирование фонематического и слогового анализа:

- найди самое короткое слово, самое длинное

- найди и назови слова со звуком … в начале слова, в конце.

- назови слово из 3 звуков, из 4 звуков

- назови слова, в которых больше3 звуков

- назови слова, соответствующие 1 удару, 2 ударам

- найди и назови слова с сочетанием (например, СА) в начале слова, в конце

- назови в этом слове только слог со звуком [С]

- назови слово и собери его из букв

- назови слова, начинающиеся с гласных звуков

- назови слова с сочетанием СА, назови слова с сочетанием СО

- я называю часть слова, ты – целое (ки – санки, ли – лиса)

5. Формирование памяти, внимания, мышления:

- назови животных, растения, инструменты…

- перечисли предметы которые могут быть в лесу, в школе…

- найди и назови предметы которых не может быть в лесу, в классе и т.д.

- запомни слова в верхнем/нижнем ряду, в левом/правом столбике (картинки переворачиваются или закрываются) назови их

- запомни слова в верхнем ряду и назови их в обратном порядке

- назови все слова, кроме животных

- назови новые для тебя слова

- ребёнок должен за логопедом показать и назвать3-4 слова, показанных в нарушенной последовательности.

-загадывание загадок, покажи и назови отгадку

6. Формирование голоса и интонации

- скажи тихо, скажи громко

- спроси: «Это сани?»

- я спрошу, а ты голосом докажи: «Это сани!».

Многообразие вопросов позволяет выбирать для каждого занятия наиболее подходящие задания, так же задания могут усложняться, преследуя решение сразу нескольких задач, например: «разложи и назови живые предметы в правый столбик, а неживые в левый столбик» (формирование грамматического строя речи и развитие пространственных представлений).

Работа с помощью презентаций выполненных в Microsoft PowerPoint интересна детям, удобна в работе, компактна, позволяет увеличить или уменьшить количество материала.

Кроме презентаций по словарю сделаны карточки для работы по формированию связанной речи на уровне предложения, на карточке рисунок по содержанию предложения, также к карточке прилагается схема. На каждый урок предлагается несколько штук со следующими заданиями:

- Повтори предложение;

- Закончи предложение;

- Ответь на вопросы (по содержанию предложения);

- Сколько слов в предложении?

- Покажи на схеме первое слово, второе и т.д.

- Назови и покажи первое слово;

- Между какими словами стоит … слово;

- Перед каким словом, после какого слова стоит … слово;

- Назови все слова со звуком [с];

- Назови слова без звука [с];

- Назови и покажи самое короткое, самое длинное слово;

- Назови и покажи слово, стоящее перед словом …, после слова…;

- Правильно ли я сказала: «Высоко в самолёте летит небо?» Исправь ошибку, скажи правильно.

Для автоматизации звуков в связанной речи, я использую пособие А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребёнок». По содержанию сюжетной картинки используются следующие виды заданий:

- Вопросы по содержанию картинки;

- Вопросы по готовому рассказу с опорой на картинку,

- Пересказ рассказа с опорой на картинку;

- Составление рассказа по сюжетной картинке;

- Закончить рассказ с опорой на картинку;

- Придумать начало рассказа с опорой на картинку.

В течении года ведется коррекционная работа по представленной методике. Занятия проводятся индивидуально. Каждое логопедическое занятие построено с постепенным усложнением речевого материала, учитывались и индивидуально – психологические особенности детей.

Коррекционная работа приносит положительный результат и повышает уровень усвоения программы обучения.

Эффективность работы заключается в том, что

помимо исправления звукопроизношения позволяет решить целый ряд поставленных задач, что влияет на развитие речевой функции в целом. Так как дефекты звукопроизношения у этих детей проявляются на фоне общего системного недоразвития речи.

  • Многообразие заданий
  • Позволяет быстро готовить речевой материал к уроку
  • Занятия проходят в игровой форме и интересны детям

Для достижения положительного эффекта важную роль играет правильная организация логопедических занятий. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий. Нужно сделать занятия не скучным уроком, а интересной игрой. Чаще одобрять ребенка, хвалить, тогда ему будет легче и интересней, он не так быстро будет уставать и не потеряет охоты к занятиям.

С помощью логопедических методик и коррекционных работ развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по исправлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Представлен речевой материал для автоматизации и дифференциации нарушенных звуков у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Исправление звукопроизношения у детей"

В данном консультативном материале приводятся практические советы для родителей по исправлению звукопроизношения у детей....

Презентация "Исправление недостатков звукопроизношения в домашних условиях"

В презентации даны советы как можно дома самостоятельно автоматизировать поставленный логопедом звук....

Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения  проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ...

От чего зависит скорость коррекции звуков? Как ускорить коррекционную работу по исправлению звукопроизношения?

Родители часто, начав заниматься с логопедом, задаются вопросом, сколько времени  должно занимать исправление звуков у ребенка. Нередко спрашивают  друг у друга на форумах и слышат противоре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ».

Работа предназначена для логопедов-практиков, нуждающихся в практических методах коррекции ОНР 1-ого уровня развития речи....