Главные вкладки

    Модульные карточки.
    методическая разработка на тему

    Лепаева Валентина Николаевна

    Модульные карточки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon modulnye_kartochki.doc106 КБ

    Предварительный просмотр:

    М  

    УЭ

                   

                    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по усво-ению учебного мате-   риала

    0

       

    1.0

    1.1

    2.0

    2.1

    3.0

    3.1

    4.0

    4.1

    5.0 5.1

    6.0        

    6.1

                        К.Г. Паустовский  « Телеграмма»

    Цель:

    знать:

    -содержание рассказа;

    -особенности анализа художественного текста;

    уметь:

    -определять тему, идею, композицию художественного текста;

    понимать роль художественной детали, пейзажа, интерьера в раскрытии образов героев;

    -вступать в диалог;

    -подготовить монологическое высказывание.

    Ваша цель: определить роль пейзажа в начале рассказа.

    Задание. Вот картина осени. Но какая картина? Почему так Паустовский начинает свой рассказ?

        Проанализируйте эпизод: «Спутанная трава……….стадо.»

         Какую роль играет этот отрывок, помещенный в начале рассказа?  

         Какое настроение создается этим пейзажем?  

    Ваша цель:  определить роль интерьера в рассказе.

    Задание. Прочитайте  описание комнаты Катерины Петровны («Пастуший рожок……эскиз к его «Неизвестной»).

         Каков ее быт?  Что за этим описанием?

    Ваша цель: передать содержание 1 части рассказа.     

    Задание. Перескажите 1 часть рассказа, найдите в ней символичные детали, которые важны для Паустовского.  

        А какую часть нельзя пересказать? Надо читать. Почему?

    Ваша цель: понять состояние матери, писавшей письмо дочери.

    Задание. Выразительно прочитайте письмо Катерины Петровны, прокомментируйте его.

    Ваша цель: определить композицию рассказа.

    Задание. Запишите схему композиции в тетради.

    Для чего понадобилось переносить действие в Ленинград, рисовать мастерскую скульптора, открытие выставки?

    Ваша цель: собрать материал для характеристики Насти.

    Задание. Подготовьте и проведите  короткий диспут по следующим вопросам:

         Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя

    проявляет невнимание к матери?

         Была ли так занята Настя, чтобы не откликнуться на письмо  матери и не поехать в деревню?

         Есть ли в ней эгоистичные чувства?   Докажите это текстом.

    Почему Паустовский делает Гоголя пробудителем ее совести?

    Зачитайте этот отрывок.

     Используйте памятки анализа художественного текста.

    Вспомните роль пейзажа в художественном тексте.

    Найдите художественные детали, имеющие важное  значение для понимания состояния героини.

    Используйте памятку «Характеристика литературного  героя».

    7.0

    7.1

    8.0

    8.1

    9.0

    9.1

    10.0

    10.1

    11.0

    11.1

    12.              

    Ваша цель: определить роль введения в рассказ еще одной девушки.  

    Задание. Как ведет себя молодая учительница во время похорон Катерины Петровны?

    Ваша цель: определить роль заголовка рассказа.

    Задание. Почему рассказ называется  «Телеграмма»?

    Паустовский пишет о двух телеграммах, посланных Тихоном в Ленинград. Какую телеграмму имеет в виду автор в заголовке?

    Ваща цель: Определить идейный смысл рассказа.

    Задание. Найдите слова, в которых заключается нравственный завет писателя.

    Ваша цель: сравнить рассказ с автобиографическим очерком.

    Задание. Подумайте, в чем разница между рассказом Паустовского и его воспоминаниях, изложенных в очерке.  

    Ваша цель: высказать личные впечатления о прочитанном произведении.

    Задание. Выскажите свое  мнение, опираясь на следующие вопросы:

         О чем заставил задуматься рассказ?

         Как раскрылся перед тобой Паустовский-писатель?

         А Паустовский-человек?

         Всегда ли ты поступаешь душевно по отношению к близким?

    Задание на дом.

    1. Сформулируйте два-три вопроса к рассказу, которые ты хотел бы обсудить в классе.

    2. Напишите мини-сочинение « Поступок, за который я  себя

    осуждаю».

         

                              СПАСИБО ЗА РАБОТУ.

     

    Сравните поведение двух девушек.

    Подготовьте развернутое монологическое высказывание.

                       

    М

    УЭ

               

                Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по усвоению учебного

    материала

    0

       

    1.0

    1.1

    2.0

    2.1

    3.0

    3.1

     

                   Обособленные члены предложения

    Цель:

    знать: правила постановки знаков препинания при обособленных  членах предложения.

    уметь:

    • видеть обособленные члены предложения;
    • определять условия обособления членов предложения;
    • правильно ставить знаки препинания при  обособленных членах  предложения;
    • аргументировать свой выбор.

    Ваша цель: проверить свои знания по   пройденной теме.

    Задание. Составьте схемы указанных предложений.

    1.Как  бывший фронтовик Ковшов был назначен командиром  взвода всеобуча.

    2. Первобытные люди представляли себе солнце как огромный костер или раскаленный шар.

    3. Его товарищи бледные и растрепанные теснились вокруг.

    4. Она вышла и через минуту вернулась с мальчиком вы- тиравшим о рубаху руки испачканные в земле.

    5. Человек огромной эрудиции он мог часами рассказывать о  старинных зданиях столицы.

    Ваша цель: определить условия  обособления  членов предложения.

    Задание. Объяснить постановку знаков препинания.

    1. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные.
    2. Рыбак увидел толстое тело рыбы-великана.
    3. Уроженец Южного Алтая, Алеша любил такие горные речки.
    4. Погруженный в это занятие, он вдруг заметил, что кто-то следит за ним.
    5. Помимо прочих увлечений, Катя  прекрасно вышивала гладью.

          Попробуйте  сформулировать тему и задачи урока.

    Ваша цель: запомнить производные предлоги, входящие в состав обособленных дополнений.

    Задание. Прочитайте производные предлоги 2-3 раза.

    Перескажите их партнеру по парте. Закройте учебник,

    запишите предлоги по памяти.

    Проверьте себя по

    ключу. Оцените

    себя.

    Найдите предложение, кото-

    рое не  соответству-

    ет изученным вами

    правилам.

    Проверьте друг друга. Оцените знания товарища.

    М

    УЭ

          Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по усвоению

    учебного материала

    1.0

    1.1

    2.0      

    2.1

    2.2

    Ваша цель: проверить свои знания по теме

    « Обособленные члены предложения».

    Задание. Расставьте знаки препинания. Обособленные члены предложения выделите графически.

    1. На стройке отец работал не покладая рук.

    2.  Сделав зло не жди добра.

    1. Не  торопясь мальчик переписывал работу.

    4 . Прохор ложился спать не раздеваясь.

    5.  Глубоко оскорбленная она села под окном

    и до глубокой ночи сидела не раздеваясь неподвижно глядя на темное небо.

    6 . Вследствие ледохода сообщение с другим берегом временно прервалось.

    7 .На дворе несмотря на апрель стоял пронизывающий холод.

    8. И дрогнул Сокол и гордо крикнув  пошел к обрыву скользя когтями по слизи камня.

    9. Алексей еле переводя дыхание и судорожно

    глотая воздух поднял глаза.

    10. В силу чрезвычайных обстоятельств я вынужден был уехать раньше.

    Ваша цель: вспомнить правило об употреблении

    производных предлогов с  существительными.

    Задание. Раскройте скобки, употребив производные предлоги в нужном падеже.

    Благодаря (масса новых впечатлений).

    Согласно (расписание).

    Несмотря ( на плохая погода).

    Ввиду (затянувшаяся зима).

    Вопреки ( желание родителей).

     Задание. Составьте предложения с данными    

    выше словосочетаниями.

    Проверьте свою работу,

    оцените себя по следующим нормам оценки:

    • 0 ошибок.
    • 1-2 ошибки
    • 3-4 ошибки

    Выберите любое из сле-

    дующих заданий.

    1 уровень

    2 уровень

    М

    УЭ

      Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по

    усвоению  учебно-

    го материала

    0

    1.1

    1.2

    1.3

    Ваша цель: проверить свои знания по орфографии.

    Задание. Вставьте пропущенные буквы.

          Ан…тация, б…летень, вос…т…новить, г…рмония, д…мон-

    страц…я, до…атый, изв…ниться, ил…страция,  и…кусный,

    об…яние, опт…мизм,  п…норама, п…симист, ра…читывать,

    р…путация, с…мфония, сув…нир, тр…мвай, тр…лейбус, ун…-

    верситет, эт…кет.

    Задание  Опустите скобки.

           (По) видимому, (в) третьих, (по)дружески, (официально) деловой стиль, (машино)строительный техникум, (пол)метра,

    (пол)апельсина, (пол)Урала.

    Задание. Включите слова в предложения или словосочетания так, чтобы в одном случае они выступали как предлоги, а в другом – как соответствующие формы имен существительных.

         (В) следстви…, (в) течени…, (в) виду.

    Вспомните словар-

    ные слова.

    Вспомните дефисное правопи-

    сание слов.

    Примените

    правило правописания

    производных предлогов.

                                           

    М

    УЭ

     

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по

    усвоению  учебно-

    го материала

    2

     0

    1.1

    1.2

    1.3

    .

    1.4

    2.0

    2.1

    2.2

     

    Ваша цель: подробно раскрыть следующие вопросы в теме:

    «Творчество М.В.Ломоносова».

    Задание. Подготовьте монологическое высказывание на тему:

    «В чем состоят  заслуги Ломоносова перед русской литерату-рой?  

    Задание. Раскройте идейный смысл стихотворения «Утреннее

    размышление о Божьем величестве».

    Задание. Расскажите о своеобразии стихотворения «Разговор с Анакреоном».  В чем смысл спора Ломоносова с древнегре-еским поэтом?  Что превыше всего для Ломоносова?  Как это

    его характеризует?

    Задание.  Одно из лучших произведений Ломоносова – « Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».  Она начинается прославлением  «воз-

    любленной тишины», то есть мира, мирной жизни.

    1. Проследите движение поэтических тем  в оде 1747 года.

    Как поэт осуществляет логические переходы от одной темы к другой?

    1. Каков идейный смысл оды?  Какой урок Ломоносов

    хочет преподать Елизавете?

    1. Можете ли вы назвать «собственных Платонов и быст-рых разумом Невтонов», рожденных Российской землей?

    За пределами учебника

    Ваша цель: расширить свое представление о тематике поэзии

    Ломоносов,  самостоятельно проанализировать несколько стихов о космосе.

    Задание. Прочитайте стихи Ломоносова о Вселенной, космосе.

    Какими вы увидели их масштабные картины? Есть ли в поэти-ческом описании влияние Ломоносова-астронома?  Какими

    поэтическими средствами передается величие окружающего нас мира?

    Задание. Найдите несколько высказываний о Ломоносове-ученом, Ломоносове-художнике, Ломоносове-литераторе.

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ

    Предварительно

    составьте план

    своего ответа.

    В подтверждение

    своих мыслей

    приведите цитаты.

    Выберите несколь-

    ко стихов Ломоно-сова  о космосе.

    Проанализируйте их по схеме,пред-

    ложенной учите-лем.

    Запишите в тет-радь высказывания

    о Ломоносове.

    М

    УЭ

     

    Учебный материал  с указанием  заданий

    Руководство по

    усвоению учебно-

    го материала

     

    3

    0  

    1.0

    1.1

    2.0

    2.1

     

    3.0

    3.1

    Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными

    элементами вы должны:

    • понять характер ошибок, допущенных в изложении;
    • найти  пути и способы их устранения;
    • усовершенствовать написанный вами текст.

    Ваша цель: учиться видеть и устранять ошибки.

    Задание. Найдите ошибки в предложениях, взятых из работ

    учащихся и устраните их.

    1.  Видимо, с чувством равнодушия жить проще, не обращая внимание на беды и горести других людей.

    2.  Если лягу на тротуаре, все преспокойно будут обходить и

    переступать меня.

    3. Наверное, и в этом я уверена, есть еще такие люди, кото-рые готовы помочь другим в беде.

    4. Размышляя, я вспомнил военное время, когда в жизни солдатов при виде раненого нельзя было пройти мимо.

    5. Прочитав  статью Д. Гранина «О милосердии», я теперь никогда не пройду мимо и всегда помогу всем, кто попал в беду.

    Ваша цель: увидеть слабые стороны и недочеты в своем сочинении.

    Задание. Сравните свое сочинение с предложенным учите-лем. Что лучше у вас? А что лучше удалось автору этой ра-

    боты?  Что вам захотелось изменить, улучшить в своем со-чинении.

     

         Милосердие…  Какой глубокий смысл заключен в этом сложном по своему составу слове.  «Милое сердце» -  значит

    доброе, чуткое, внимательное, заботливое… Как не хватает нам сегодня теплоты этих чувств!  

         Почему уходят из жизни отзывчивость, готовность  прий-ти на помощь, разделить чужую беду, искренне помочь в горе человеку?

         Причин, конечно, много. Вряд ли я назову все.  Но каж-дый, кому не безразлична сегодняшняя  жизнь общества,  будущее Родины и  народа, просто обязан серьезно задумать-ся о них.  

         Быстрое незаконное обогащение одних и обнищание дру-гих разъединило людей, заставило их завидовать и ненави-деть.  Одни в погоне за богатством, другие в повседневной заботе о хлебе насущном  забывают о духовных ценностях, не хотят понять, что жизнь состоит не только из материаль-ного достатка.  Все переменчиво: сегодня ты богат – завтра  

    беден, и наоборот.  Куда важнее сохранить «душ прекрасные

    порывы», не растерять, не растратить себя по мелочам.

         Доброта, чуткость, отзывчивость воспитывается у ребенка

     с пелен.  И если в детстве человек не был приучен сочувст-

    вовать, сострадать, разделять горе близких, он и во взрослой

    жизни  останется безразличным, равнодушным, черствым.  

        Конечно, можно обвинять в этом семью, детский сад, шко-

    лу…  Но ведь есть же и «собственная школа», желание совер-шенствовать себя, бороться со своими недостатками.  Каж-дый человек в процессе жизни становится таким, каким он хочет видеть себя.

         Вот и выходит, что мы делаем себя сами.  Сами выбираем ту жизнь, которая окружает нас.

         

     Ваша цель: усовершенствовать свое сочинение с учетом

     выявленных недочетов.

     Задание. Перепишите сочинение заново.

     

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ

    Работайте в паре

    постоянного со-

    става по методике

    «СИ».

    Запишите в тетрадь предложе-

    ния в исправлен-ном виде.

    Объясните недо-четы в вашей ра-

    боте.

    В случае затрудне-ния обратитесь за

    помощью к учителю.

    БЛОК-МОДУЛЬ №2              

    М

    УЭ

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по усвоению учебного

    материала

     

    5

    0

    1.1

    1.2

    1.3

    КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА 1

    Ваша цель: показать свои знания по теме « Сложносочи-ненное предложение».

    Задание 1. Расставьте  знаки препинания в сложносочинен-ном предложении.

         Вода в реке почернела и легкая лодочка скользила по ней и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. (Булгаков).  В кухне  (ни, не) кого  (не) оказа-лось и на плите в полумраке стояло около десятка потух-ших примусов. (Булгаков).   (Не) доразумение было налицо и   повинен в нем был конечно Иван Николаевич. (Булга-ков).  И задымилась роса на всем пространстве желтых нив и ночь взошла на небеса тихонько звезды засветив. (В.Май-оров).  Ночь темна но видно всю деревню с ее белыми кры-шами и струйками дыма идущими из труб деревья посереб-ре…ые инеем сугробы. (А.П. Чехов).

    Задание 2. Спишите, расставив знаки препинания.  Составьте схему предложения.  

         Петухи поют долго сам…з…бвенно и притихшая омы-тая первым майским  дождем степь слушает петушин…ое пение благоговейно как молитву.

    Задание 3. Исправьте речевые и стилистические ошибки.

         Милосердие должно согревать, а не охлаждать нашу жизнь.  Сострадание – это длинный путь, которому надо учиться с детства.  Даниил Гранин  заметил крупную проблему всего мира.

     

    ЖЕЛАЮ УСПЕХА

    Подчеркните грамматические основы.

    Обозначьте границы предложений.

    Схемой объясните каждый знак препинания.

    Запишите предло-жения в исправлен-ном виде.

     

    М

    УЭ

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по усвоению учебного материала

    5

     

     

    0

     1.1

    1.2

    1.3

    КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА 2

    Ваша цель: показать свои знания по теме "Сложносочи-ненное предложение".

     

    Задание 1. Расставьте знаки препинания в сложносочи-ненном предложении.

         Белая  зан…веска зак…лебалась и в окне пок…залась молодая женщина.  Подтаявший накануне снег за ночь  прихв…тило  морозцем и лыжи легко и быстро скользили по прочному насту.  Шумели на ветру раскидистые старые ивы у реки и в глазах р…било от серебристого блеска их листьев. Грозу унесло без следа и аркой перекинувшись через всю Москву стояла в небе разноцветная радуга. (Бул-гаков).  Жаворонок поет нехитро но в его песне всегда есть свежесть летнего утра и человек услышав песню жаворон-ка становится безотчетно счастливым.

    Задание 2.  Спишите, расставив знаки препинания. Составьте схему предложения.

         Палый лист осины лежал на воде как драгоценность

    (не) брежно  броше…ая юной осенью и хотелось долго следить за этим тихим светом над озером  за тенью птиц

    на воде едва приметным блеском поднимающимся к небу.

    Задание 3. Исправьте речевые.

         

         Милосердие уходит из нашей жизни, потому что люди перестали думать о друг друге.  Богатые не помогают лю-дям  с недостатком.  Безразличие к беде другого, недоверие

    людям, надежда только на себя  самого стали основными признаками нашего времени.

    ЖЕЛАЮ УСПЕХА

    Подчеркните грамматические основы предложений.

    Обозначьте их

    границы.

    Схемой объясните каждый знак препинания.

    Запишите предложения в исправленном виде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модульные карточки

    модульные карточки для обобщения, систематизации знаний...

    Модульная карточка к уроку в 6 классе УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для V-IX классов (для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского языка)

    Урок по теме  «Королевский Лондон» проведен в 6а классе УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для V-IX классов (для ощеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского...

    Модульная карточка к уроку в 6 классе УМК М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса

    Модульная карточка к уроку в 6 классе "Home, sweet home" УМК  М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса...

    Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"

    Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....

    Модульные карточки к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 9 класс

    Модульные карточки к уроку по главам романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", предназначенные для индивидуальной, парной, коллективной работы. Здесь же есть дополнительный материал, отв...

    Модульные карточки к повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 7 класс

    Модульные карточки к главам повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"....