Урок развития речи в 5 классе по теме «Письмо» (конспект видеоурока)
план-конспект урока на тему

Урок развития речи в 5 классе по теме «Письмо» (методическая разработка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx73.14 КБ

Предварительный просмотр:

                    Тема урока: Урок развития речи. Письмо

Тип урока: ОНЗ

Цель урока:   дать  понятие об особенностях написания письма и его видах;   формировать умения и  развивать практические навыки в составлении личных писем, в соответствии с требованиями предъявляемыми к ним.

Планируемые достижения урока.


 Предметные.

Научиться:
 писать и оформлять письма;  

 

Метапредметные:

  1. Регулятивные:
  • ставить цели и самостоятельно добиваться их;
  • уметь принимать решение в проблемной ситуации;
  • прилагать волевые усилия в достижении цели.
  1. Коммуникативные:
  • уметь работать самостоятельно, в группе, в парах;
  • уметь наблюдать, сравнивать, обобщать, аргументировать собственное мнение, задавать вопросы;
  • осуществлять контроль и взаимоконтроль по результату и способу действия;
  • осуществлять сотрудничество с учителями и  сверстниками.
  1. Познавательные
  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к составлению писем.  


 
 Оборудование:  Оборудование: учебник русского языка для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,  Л.Т. Тростенцовой, науч. Ред. Н.М. Шанский (Москва , «Просвещение»,  2012г.) С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка.  

 
Дополнительные: интерактивная доска, электронная презентация урока,  карточки с заданиями, опорные схемы,  оценочные листы. 

                                                      Ход урока.


1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Добрый день, ребята! Садитесь! Я хочу начать наш урок с необычного вопроса:

  «Приходилось ли вам писать или получать письма? Может быть, не вам, а вашим родителям?

Ученик. Да.

Учитель. Как часто?

Ученик. Несколько раз.

Учитель. А что вы испытали, когда получали письмо?

Ученик. Радость, волнение.

Учитель. Как вы думаете, для чего люди пишут письма?

Ученик. Для сообщения какой-нибудь информации.

Ученик. Поделиться мыслями.

Учитель. Да. Я согласна с вами. Сообщить, оповестить, поздравить, извиниться,

поделиться чувствами, впечатлениями;  поблагодарить и т. д.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Учитель. Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте.

 Слайд№1

                                                   Здравствуй, Петя!

  Очень рад твоему письму. Спешу ответить и рассказать о себе.

 У нас наступила настоящая осень. Разноцветными листьями разукрасились деревья: берёза, тополь, клён, дуб. Птицы: журавли, ласточки и синицы – готовятся к отлёту. В лесу много грибов: опят, маслят, груздей и волнушек. А в школе обычные дни: уроки, классные часы, конкурсы, акции. Скоро конец четверти. 

Петя,  приезжай к нам на каникулы!  Надеюсь, что ещё  мы сходим с тобой на рыбалку.

До свидания.

                                          Твой друг Игорь.                                         20 октября 2015 года.

Учитель. Это текст?

Ученик. Да. Это текст.

Учитель. Докажите, что это текст.

Ученик. Состоит из нескольких предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически.

Ученик. Есть зачин, основная часть, концовка.

Учитель. Найдите из текста предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

Учитель. Есть ли в этом тексте обращения?

Ученик. Да.

Учитель. Покажите графически это предложение.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Ребята, это обычный текст?

Ученик.  Нет.

Ученик.   Почему вы так считаете?

Ученик. Необычно оформлено.

Учитель. А как вы думаете, почему?

Ученик. Это письмо

Учитель. Совершенно верно. А как правильно написать письмо?

Ученик. Мы еще затрудняемся ответить.

 

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

Учитель. Учитель. Итак, о чем же мы будем говорить на уроке?

Ученик. О письме. 

Учитель. Запишите в тетрадях для работ по развитию речи число и  тему урока «Письмо».

Учитель. Какую проблему  нам предстоит  решить?

Ученик.  Нам  нужно научиться  писать письма.

Учитель. Запишите   проблему: «Письмо».

Презентация. Слайд № 4.  «Письмо -?».

         

Учитель.  Какие цели урока  поставим? Что мы узнаем? Чему будем учиться?

Ученик.    1) изучить построение письма;

                   2)  научиться определять   разновидности, сферу употребления и цель использования;

Ученик.    3)научиться писать письмо.

Презентация. Слайд № 4  

Учитель.  Молодцы!

Учитель.  Ребята, а какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик.    Я  предлагаю метод  наблюдения.

Ученики.  Мы предлагаем метод анализа

Учитель.  Молодцы! Будем использовать и тот, и другой.

   

  1. Реализация построения проекта.

Учитель. Что обозначает слово «Письмо»?

Ученик. Бумага с написанным на ней текстом.

Учитель.   Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующее объяснение.

Слайд №5

Учитель. Письмо – это особый жанр. Это не просто текст, посылаемый кому-либо с какой-то информацией. У письма как вида речевого произведения свои особенности, оно строится по определенной схеме. Еще раз прочитайте  данный текст  письма.

Что включает в себя зачин письма?

Ученик.   Обращение. Информацию о переписке.   

Слайд№6

Учитель. Верно. Зачин состоит из обращения и начальной фразы о переписке.

                 Что включает в себя основная часть?

Ученик. Новости.

                Просьбу.

 Учитель. Верно. Основная часть – это информационная часть.

             Она включает в себя: 1)основное содержание письма, новости                

                                                   2)вопросы, просьбы, благодарности

Слайд№7

             Что включает заключительная часть?

 

  Учитель. Прощание      

                    Подпись                

                    Дата, место написания письма

Слайд №8

                                                                        СТРУКТУРА ПИСЬМА

ЗАЧИН

                                          Обращение               Начальная фраза о состоянии переписки

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

      Основное содержание письма, новости                 Вопросы, просьбы, благодарности

КОНЦОВКА ПИСЬМА

                                   Прощание       Подпись                 Дата, место написания письма

Учитель. Как называется человек, который отправляет письмо? 

Ученик. Адресант

Учитель. Правильно. Как называют человека, который получает письмо?

Ученик. Адресант.

Слайд №9

Учитель. Слова адресат и адресант очень похожи, такие слова называются паронимами и встречаются в заданиях  ЕГЭ. Поэтому необходимо их запомнить.

Учитель. Кто в данном письме адресат? Кто адресант?

 Ученик. Петя - адресат, Игорь  - адресант.

Учитель.  Кем приходится Петя  Игорю?

Ученик. Другом.

Учитель. Следовательно, это дружеское письмо. Какие ещё бывают письма?

Ученик. Поздравительные, деловые, письма в газету.

Учитель. Чаще всего кому мы пишем?

Учитель. Откройте учебник на стр.101, проверьте, правы ли вы?

Ученик (читает).

 Учитель. Верным ли оказалось наше предположение?

Ученик. Наши предположения  оказались верными,  только нужно добавить, что   важно знать, как живет собеседник. В письмах мы утешаем убеждаем, спорим, рассказываем.

Учитель. Хорошо. Давайте составим кластер по разновидностям писем.

Ученики составляют кластер.

 Самопроверка по эталону

Оцените свою работу: кто справился с заданием ставьте на полях  «+», кто не справился «-«

  1. Первичное закрепление

Учитель: Давайте поиграем в почтальона, он потерял конверты и не знает, кому адресованы письма: Определите, какое именно – кому.

1. « … Ты не волнуйся, у меня все отлично. Кормят нас хорошо, у меня много новых друзей. Приеду, расскажу о ребятах из нашего отряда…»

Ученик: маме

2. «Привет! Представляешь, у нас новый учитель, прикольный такой. Я сейчас тебе напишу, как весело проходят уроки русского языка. Тебя так не хватает в классе. На твоем месте сейчас сидит Иринка…»

Ученик: другу

3. «В Барановской школе интересно прошел праздник Масленица. Ученики младших классов устроили выставку рисунков, старшеклассники приготовили блюдо русской кухни - блины. Мы пригласили главу Барановского сельского поселения В.В. Плешкову…»

Ученик: в газету

Учитель: Молодцы, ребята, быстро справились!

Учитель:  Каким правилам должно подчиняться написание любого письма?

Ученик:  Оно должно быть грамотным, аккуратным, корректным, последовательным, чтобы быть понятным.  

         Примерная памятка для написания личного письма

  1. Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным.
  2. Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок.
  3. Желательно выбрать соответствующую форму обращения к тому, кому вы пишете письмо (взрослый человек или ребенок, друг или просто знакомый и т.д.)
  4. Продумайте тон, стиль, меру откровенности письма.
  5. Постарайтесь, чтобы письмо было беседой, а не скучным перечислением последних событий в вашей жизни.

         

Групповая работа

Учитель. А сейчас мы  с вами попробуем написать письмо. Подумайте, кому бы  вы написали письмо, т. е  выберите адресата вашего письма.  В компьютерных распечатках, лежащих у вас на партах, представлены три колонки слов (Словарная работа, слайд 10)

  1. Здравствуйте…        

1.Хочу рассказать тебе о…

1.С нетерпением жду ответа…

  1. Привет…

2.От всего сердца…

2.Заранее благодарен…

  1. Уважаемый…

3.Большое спасибо…

3.С уважением…

  1. Дорогой…

4.Разрешите поздравить…

4.До свидания…

  1. Милый друг…

5.Очень прошу вас…

5.Пока…

Учитель: Прочитайте слова из первой колонки. Определите, к какой композиционной части письма относятся эти слова.

 Учитель.  Обратите внимание, что эти приветственные обращения имеют совершенно разную эмоциональную окраску. От чего зависит выбор обращения в письме?

Ученик. Выбор обращения зависит от того, к кому и с какой целью  мы обращаемся в своем письме.  

                  Учитель. Письма бывают разные: дружественные, деловые, поздравительные. Выбор обращения зависит от того, к кому и с какой целью  мы обращаемся в своем письме: к близкому ли человеку, к приятелю, к учителю, к начальнику…

Дополните и запишите подходящее вам обращение себе в тетрадь.

Учитель. К какой части письма относятся слова второй колонки

Ученик. Информационной части.

Учитель. Дополните подходящую к вашему началу письма фразу и запишите ее.

Учитель.  Определите к какой композиционной части относятся  фразы из третьей колонки?

Ученик. Концовка.

Учитель. Закончите ваше письмо подходящей фразой из третьей колонки.

Физкультминутка. МИКС ПЭА ШЭА

Учитель. Под музыку смешиваемся, когда остановиться музыка, образуем пары. 

Начинает читать свое письмо тот, кто выше ростом.

Учитель. Справился ли  с заданием ваш партнер?

Ученик. Да. Кому он написал письмо?

Прослеживаются ли все части письма?

Ученик. Да.

 

8. Включение в систему знаний  и повторение.

    Учитель. Предлагаю поработать редакторами. Вам предстоит навести «порядок» в письме.

 

Учащиеся делят текст на предложения, расставляют недостающие знаки,  добавляют композиционные части, вежливые слова, потом читают получившееся, комментируют  свой вариант. Удачные варианты записываются в тетрадь.

Здравствуй мама!

Мне очень нравится отдыхать у бабушки она учит меня ухаживать за коровами и курами  с Таней Петровой мы ходим на речку и в лес но все равно скучаю без тебя папы и Бима. Напишите когда вы приедете захватите ракетки для бадминтона и воланчики.  

                                                       Алёна.                                                                    

Без ошибок -  12 «+»,

за каждую ошибку минусуем один «+»

Взаимопроверка.

Отметьте на полях.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. А сейчас подведём итоги. Чему  был посвящен  наш урок?

Ученик. Письму.

Учитель. А что такое письмо?

Ученик. Письмо - это письменное сообщение

Письма писали всегда. Даже в древности. Вспомните из истории с уроков окружающего мира, пока не умели писать, писали письма в виде рисунков, писали на камне, на берёсте, отправляли в бутылках по воде, с почтовыми голубями, позднее доставляли на лошадях от одной почтовой станции до другой. Теперь на почтовых поездах, самолётах письма доставляются очень быстро в почтовые отделения населённых пунктов.

По телефону можно быстро спросить о здоровье, спросить домашнее задание, пригласить на прогулку, сообщить что - то срочное и больше об этом не думать, а в письме информация более подробная, душевная, долговременная. В письме можно рассказать о своём секрете, т. к. читать чужие письма никто не имеет права. Это закон для всех.

Учитель.  Письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой и живут далеко друг от друга. Письма многих писателей, ученых, художников, собранные в специальные книги, помогают лучше узнать, как они жили, как создавали свои произведения, о чем думали, что их волновало.

           Самостоятельная работа «Проверю, что я усвоил».

Соотнеси начало и конец предложений. Ответы занеси в таблицу.

1. Письма бывают разные по своему предназначению:

А. его структуру (правила построения)

2. Чаще всего мы пишем письма своим

Б. утешаем, советуем, убеждаем, рассказываем о своих делах и проблемах

3. Мы пишем письма, чтобы

В. деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету…

4. В письмах мы чаще всего

Г. поделиться своими мыслями, чувствами, переживания

5.Чтобы научиться правильно писать письмо, нужно знать

Е. близким, знакомым, родным

Учитель. Скажите, пожалуйста, что нового вы для себя открыли на уроке?

-Что вас удивило?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-Что вызвало у вас затруднения?

-Чтобы вы хотели пожелать своим друзьям, близким, вообще людям?

Учитель. Ребята, запишите домашнее задание: (На выбор.)

  1. Упражнение 226, стр. 103 по учебнику

 Опишите рисунок художника О. Поповича «Письмо дедушке»;

  1. Упражнение 225, стр. 103 по учебнику

Расскажите в письме своему товарищу о чем-нибудь интересном: событии, книге, фильме, поездке, покупке и т.д.

     3) Написать письмо своему ровеснику в 1941-1945 год

Презентация. Слайд №20.

. Учитель. Посмотрим, что же у вас получалось, а в чём вы затруднялись.  Заполните диагностическую карту

Продолжите фразы, характеризующие ваши личностные достижения на уроке.

Оцените уровень деятельности на уроке.

1.Мне было интересно…

2.Я научился…

3.Я хотел бы узнать…

4. Мне мешало в работе…

5. Мне нужно повторить…

«+»:

«-»:

Кол-во  «+» =

Кол-во «-» =

Оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме  игры КВН...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...