Публичное представление собственного иннновационного опыта
статья на тему

В данном выступлении представлена моя педагогическая работа в школе при исправительном учреждении. В ней кратко освещены технологии, используемы мной при изучении биологии и химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное  представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МКОУ «Вечерняя (сменная) ОШ»  г. Покровск

Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

Марковой Екатерины Владимировны

 

Мой педагогический стаж 15 лет, 10 из которых в Покровской гимназии, и 5 лет в Вечерней школе. Последние 5 лет я работаю в филиале школы при исправительной колонии. Контингент обучающихся  нашего филиала – это осужденные  старше 18 лет. В обучении учитываются  определенные требования по соблюдению режима ИК (использование ИКТ в обучении только с разрешения начальника колонии, не проводятся лабораторные работы с использованием колотых и режущих, огнеопасных и других предметов, обучение проходит через «решетку»).

Актуальность  Учитывая все эти требования, остается вопрос: Какие методы использовать в обучении для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации обучающихся к изучаемому предмету? Поэтому тема моего педагогического опыта называется «Активизация познавательной деятельности и повышение мотивации обучающихся осужденных  в изучении биологии.

  В психологии процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом: мы запоминаем: 10% того, что читаем,  20% того, что слышим,  30% того, что видим,  50% того, что видим и слышим, 80% того, что говорим  и 90% того, что говорим и делаем.  Поэтому основной идеей моей педагогической деятельности является использование системно-деятельностного подхода  в  урочной и внеурочной деятельности, которая включает в себя базовые образовательные технологии: это информационно- коммуникативные технологии», проектная деятельность, обучение на основе «проблемных ситуаций», уровневая дифференциация.    

С 2011 г как начала работать в школе при исправительной колонии, свою педагогическую систему начала с внедрения в учебный процесс различных форм, методов и технологий обучения с целью повышения активности  познавательной деятельности обучающихся.

ИКТ – компетентность современного учителя.  Применение ИКТ на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, идя в ногу со временем, я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов,  но и в работе школы при ИК-3. К наиболее эффективным формам представления материала, которые я использую, следует отнести мультимедийные презентации. Использовать мультимедийные  презентации целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. По химии составлены  презентации  по следующим темам: Азотная кислота и нитраты, Скорость химической реакции, Фосфор, Кислоты, Неметаллы, Одноатомные спирты, Многоатомные спирты, Карбоновые кислоты, Эфиры, Жиры, Крахмал, Углеводы. По биологии всего за 2013-2014  учебный год подготовила    презентаций по следующим темам: Строение головного мозга, I помощь при кровотечениях, Выделительная система, Табакокурение, Органоиды клетки, Естественный отбор, Формы естественного отбора, Направления эволюции, Эволюция человека, Расы человека. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.  

Также я использую электронные версии мультимедиа учебников  рекомендованные МО России и входящие в Федеральный комплект учебников биологии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении предметов. Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания. Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов. Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся: так как в школе при ИК-3 не разрешается проведение лабораторных работ, я использую готовые электронные видео по химии и биологии. Всего по химии по учебнику Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана дается 132  видео лабораторных работ с 9 по 11 классы.  А также есть некоторые программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в виртуальной лаборатории.  Например «Расщепление пероксидазы ферментами». Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление, анимация позволяет смоделировать реальную биологическую  картину.

Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы. Это программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты.  

В проведении уроков мною используются мультимедийные материалы, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников биологии   «Общая биология» 10 класс, базовый уровень к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафновой и Е.Т. Захаровой; «Уроки химии Кирилла и Мефодия» 10-11классы; электронные приложения к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 9-11 классы.

Таким образом, для  изучения школьного курса  биологии и химии  в школе при исправительной колонии,   выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование ИКТ: наглядное представление объектов и явлений микромира; изучение биохимических процессов; изучение природных процессов и явлений; моделирование биологического и химического эксперимента;  система тестового контроля

Использование ИКТ на моих уроках, учитывая особенности обучения в ИК дает много преимуществ:

-широкое использование анимации,    моделирования с  использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся;

- одновременно используются несколько каналов восприятия обучающихся;

- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

- способствует повышению познавательного интереса к предмету, и развивает мотивацию.

-использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор обучающегося и облегчает понимание окружающей среды.

- главное достоинство компьютерного проектирования на уроке биологии – его использование при рассмотрении сложных  биологических  процессов таких как фотосинтез, биосинтез белка, митоз, мейоз  и другие сложные биохимические процессы.

 - вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

         Проектную  и исследовательскую деятельность я  начала применять  во внеурочной деятельности. А именно в рамках недели биологии и химии  обучающиеся писали мини  исследования по  естественным наукам. Для этого привлекла учителей, ответственных за классы.  Обучающиеся впервые выступили и защитили свои мини-  исследования по темам: «Якутская лошадь», «Земноводные, занесенные в Красную книгу Якутии», «Белые медведи», «Пауки».

Работая над  мини- исследованиями,  обучающиеся  учились находить и отбирать нужную информацию, расширяли кругозор, познание нового. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

        Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету

 Таким образом применение   системно- деятельностного подхода в процессе обучения  биологии позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повысить мотивацию учащихся к обучению; - активизировать познавательную активность; - развивать мышление и творческие способности учащихся; - индивидуализировать учебный процесс; - развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; - повысить качество наглядности в учебном процессе.

Наблюдается наличие стабильных результатов освоения образовательных программ обучающимися и положительной динамики их достижений по годам. Процент успеваемости по биологии за последние два года 100%,   качество знаний в среднем 14%.  В результате проводимой мною работы учащиеся стали более активными, Впервые в школе при ИК обучающиеся начали участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.  

2013-2014

  1. Юртаев Максим Витальевич

9

сертификат

всероссийская  дистанционная олимпиада по биологии проекта «Инфоурок»

  1. Сазонов Андрей Николаевич

10б

сертификат

международный дистанционный конкурс по биологии проекта «Новый урок»

  1. Пудов Семен Борисович

11в

сертификат

международный дистанционный конкурс по биологии проекта «Новый урок»

2014-2015

  1. Шарапов Максим  Витальевич

11а

сертификат

 международная  дистанционная олимпиада по биологии проекта «Инфоурок»

  1. Ефременко Михаил Андреевич

10г

сертификат

международная  дистанционная олимпиада по биологии проекта «Инфоурок»

  1. Юртаев Максим Витальевич

10б

сертификат

международная  дистанционная олимпиада по биологии проекта «Инфоурок»

          В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, конференциях школьного, улусного и республиканского уровней: в 2011 году –  «Методическая копилка учителя - химии»;  апрель 2014г- Опыт работы распространен на региональном семинаре вечерних школ округа «Лена» по теме:  «Использование ИКТ на уроках как способ повышения мотивации обучающихся»; февраль 2015г- Опыт работы по теме «Исправление осужденных в учебно- воспитательном процессе» распространен на семинаре учителей и сотрудников воспитательного отдела ИК-3;   Март 2015 год – Участие в конкурсе проектов по воспитательной деятельности «Мы рядом» на республиканском педагогическом форуме вечерних школ РС(Я) -  диплом II степени.

        На странице в социальной сети работников образования  регулярно обновляется информация,  где можно ознакомиться с опытом моей работы: www. nsportal.ru

 

 

 .  

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....