Программа коррекции коммуникативных трудностей «Винни Пух и все-все…»
рабочая программа (5 класс) на тему

Безрукова Ольга Анатольевна

предназначена для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность) 5-х классов средствами мульттерапии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекции коммуникативных трудностей у

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность) 5-х классов средствами мульттерапии

«Винни Пух и все-все…»

                                                                                                                                 

                                       


   

Название раздела

Стр.

1

Паспорт программы

2

Пояснительная записка

2.1.

Краткая психолого-педагогическая характеристика коммуникативных трудностей пятиклассников  с ОВЗ

2.2.

Цели и задачи программы

2.3.

Нормативное обоснование программы

2.4.

Основные принципы  построения   программы

3.

Общая характеристика курса

3.1.

Содержание тем   коррекционно-развивающих занятий

3.2.

План коррекционно-развивающих занятий

3.3.

Основные требования к процессу  реализации программы

3.4.

Ожидаемые результаты

3.5.

Критерии эффективности программы

3.6.

Сроки реализации программы

4.

Календарно-тематическое планирование

5

Календарный график реализации программы

1.        Паспорт программы

Наименование образовательного учреждения

-

Наименование программы

 «Винни Пух и все- все…».

Вид программы

Программа психологического сопровождения обучающихся 5-х классов

Нормативное обеспечение

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
  • Приказ Министерство образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности        при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Локальные акты:

1. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ.

2. Положение об индивидуальном образовательном маршруте.

3. Инструкция о психолого-педагогической диагностике обучающихся.

Цель программы

Развитие коммуникативных умений обучающихся, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.

Задачи программы

- Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- расширение диапазона творческих способностей;

 - формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

- формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию;

 - формирование  моделей поведения, приводящих к компромиссному решению.

Целевая аудитория программы

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность), 5 класс

Объём программы

I четверть — 9 часов

II четверть — 7 часов

III  четверть — 10 часов

IV четверть — 8 часов

Ожидаемые результаты

Позитивная динамика развития коммуникативных умений :

– умения  общаться, то есть умения слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения, выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять);

 – использования приемов владения языком, самостоятельное совершенствование в нем.;

  – владения  речевой деятельностью, характеризующейся:

а) выразительностью, то есть эмоциональностью и образностью;
б) содержательностью, то есть точностью и ясностью, насыщенностью информацией;
в) достаточной степенью развития устной и письменной речи.

Автор программы

 (Ф И О, должность и место работы, учебная степень, учебное звание)

педагог - психолог

Контактная информация образовательного

учреждения

-


Пояснительная записка

    В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия. В рамках классического психоанализа содержание и мотивация культурной активности сведены к первичным структурам психики, творчество есть аспект сублимации (3.Фрейд), проявление «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); последующее развитие направления связывает с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг утверждал, что творческая  деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арттерапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека прежде всего проявляются в виде образов.

       В отечественной психологии методы арттерапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (Бурно, 1989) и неврозов у детей (Захаров, 1986). Проблемами арттерапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арттерапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии: К. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Вундт, Б. Ф. Ломов, Т. Ю. Калошина, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. И. Копытин, О. А. Карабанова, Н. В. Серов, Г. Э. Бреслав, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и др.

Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического, в том числе и мульттерапевтического, процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Небогатый собственный жизненный опыт пятиклассников может быть существенно обогащен за счет знакомого любому из них  мира мультипликации. Коррекционные возможности мульттерапии по отношению к младшим подросткам с коммуникативными  трудностями имеют огромный потенциал.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

        В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира; через  просмотр мультфильмов, игру, музыку, театрализацию, реконструирование  мультситуаций  мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям,  получить новый опыт  конструктивного общения , проигрывания   возможных вариантов  развития ситуации, разрешения конфликтных ситуаций, поэтому мульттерапия является наиболее доступным методом решения данных проблем.

Мульттетрапия является синтезом деятельностного педагогического подхода, психологических методик групповой работы, арт-терапии и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект. Это мягкий и эффективный реабилитационный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно, что очень важно для детей, переживающих сложное время в своей жизни. Посредством коллективного «проживания» мультфильмов дети создают и оживляют свои представления о мире, о счастье, они учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.   

2.1.Краткая психолого-педагогическая характеристика коммуникативных трудностей пятиклассников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность)

Программа «Винни Пух и все-все..» адресована обучающимся 5 класса.

    Преобладающим контингентом школы – интерната являются дети с ограниченными возможностями здоровья (легкой и умеренной степенью умственной отсталости). Особенность дефекта при умственной отсталости – нарушение высших психических функций: отражательной способности мозга, регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, речи).

Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко выраженный характер. Дальнейшее развитие ребенка полностью зависит от того, как реализуется эта потребность, какое место занимает общение в его жизни, с кем он общается, каков круг и характер общения, каково отношение общающихся к ребенку и ребенка к ним.

К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста, затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают. В результате у таких детей возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми. Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков, это:

— трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);

— трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);

— трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).

Первая группа трудностей — трудности в общении, возникшие в связи с дефектами развития ребенка и его речи.

Каждый вид дефекта накладывает свои специфические особенности на речевое общение, что учитывается в коррекционной работе по исправлению речи. Вместе с тем у всех детей с дефектами развития различной этиологии много общего, что их сближает и делает похожими. У большинства из них наблюдаются дефекты произношения, что делает речь малоразборчивой. У многих детей бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие слова, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что существенно отражается на их психическом и личностном развитии.

  Адаптации к обучению  в  5-м классе  - один из труднейших периодов школьного обучения, а потому имеющиеся коммуникативные трудности усугубляются.

Основные показатели, определяющие необходимость проведения коррекции коммуникативной сферы пятиклассников с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность):

  1. Трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении), социальная изолированность, низкий социометрический статус;
  2. Низкий уровень сформированности широких социальных мотивов. Неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил. Неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социального одобряемых отношений;
  3. Трудности произвольной регуляции поведения и деятельности. Низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Неспособность правильно оценивать результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность. Неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом;
  4. Нарушения поведения – умеренная агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.);
  5. Трудности эмоционального развития – неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций;
  6. Трудности личного развития. Неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе;
  7. Несформированность социальной потребности в общении с другими людьми – взрослыми и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие.

        


2.2. Цель и задачи программы

        Программа направлена на реализацию цели, задач школы-интерната, отраженных в  адаптированной основной образовательной программе школы-интерната.

Цель школы-интерната: Обучающийся, компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими  возможностями здоровья на основе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта

Задачи школы - интерната:

  1. Сформировать умение организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
  2. Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда), психологической коррекции и практической деятельности.
  3. Научить обучающихся самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
  4. Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.

Курс занятий по программе«Винни Пух и все- все…» ориентирован на  приобретение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  коммуникативных умений  средствами мульттерапии.

Цель  программы: Развитие коммуникативных умений обучающихся, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.

Задачи программы: - Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- расширение диапазона творческих способностей;

 - формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

- формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию;

 - формирование  моделей поведения, приводящих к компромиссному решению.

2.3. Нормативное обоснование программы

Рабочая программа «Вини Пух и все-все… » разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. паспорт программы).

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ;
  • Письмом Министерства образования и науки России от 12.05.2011года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Локальным актом «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ».

2.4. Основные принципы  построения   программы

  1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость определения задач трех видов. Каждый ребенок находится на различных уровнях развития. Поэтому отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводит к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Поэтому цели и задачи коррекционной программы сформированы как система задач трех уровней – коррекционного (трудности общения), профилактического (предупреждение отклонений в развитии общения) и развивающего (обогащение развития общения). Только единство этих задач  обеспечивает успех и эффективность коррекционной программы.
  2. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии общения ребенка. Началу осуществления коррекционной работы предшествует этап диагностического обследования, позволяющего выявить характер и интенсивность трудностей в общении, сделать заключение об их возможных причинах и на основании заключения сформировать цели и задачи  индивидуальной коррекционной работы. Эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного психологического обследования;
  3. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка согласует требование соответствия хода психологического и личностного развития ребенка нормальному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой. Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка позволит наметить в пределах возрастной «нормы» развития, программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью, утверждая право ребенка на выбор своего самостоятельного пути развития.
  4. Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов (метод игровой коррекции, элементы психогимнастики, методы, основанные на использовании креативных творческих процессов, специальные приемы игрового типа, направленные на повышение сплоченности классного коллектива). Центральное место  принадлежит мульттерапии.
  5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Это система отношений ребенка с близкими взрослыми, т.е. особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности и способы ее осуществления составляет важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяет зону его ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком вне сотрудничества с родителями или другим значимым социальным окружением  в зависимости от характера трудностей развития оказывается либо недостаточно высоким, либо попросту невозможным.
  6. Принцип профессиональной компетентности психолога. Он исходит из более широкого этического закона «не навреди». Особенно это важно учитывать при работе с обучающимися (только что вышедшими из начальной школы и имеющими ОВЗ), которые сами не могут осознать качество воздействия.

3.Общая характеристика курса

3.1. Содержание тем учебного курса

Программа  «Винни Пух и все-все…» включает материал, направленный на дальнейшее совершенствование ранее приобретённых знаний, умений и навыков.  

Наименование раздела, темы

Количество часов

Содержание

Изучение индивидуальных коммуникативных умений 5-классников с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)

7

1.Исследование информационно-коммуникативных умений:

«Интервью» (О.В.Дыбина)-позволяет оценивать умения, получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог;

«Необитаемый остров»(тот же автор) – дать оценку умениям выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение;

методика на выявление уровня речевого развития(И.В.Дубровина)

2.Исследование интерактивных умений:

методика изучения личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками(Т.В.Синько);

тест Розенцвейга, ориентированный на изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях.

3.Исследование перцептивных умений:

методика «Отражение чувств» (О.В.Дубынина) – позволяет оценивать умение замечать и понимать эмоциональное состояние партнера;

методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская)- исследует понимание обучающимися отношения других к себе.

Групповые коррекционно- развивающие занятия .

16

Мульттерапия

Повторная диагностика коммуникативных умений.

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

7

1.Исследование информационно-коммуникативных умений:

«Интервью» (О.В.Дыбина)-позволяет оценивать умения, получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог;

«Необитаемый остров»(тот же автор) – дать оценку умениям выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение;

методика на выявление уровня речевого развития(И.В.Дубровина)

2.Исследование интерактивных умений:

методика изучения личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками(Т.В.Синько);

тест Розенцвейга, ориентированный на изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях.

3.Исследование перцептивных умений:

методика «Отражение чувств» (О.В.Дубынина) – позволяет оценивать умение замечать и понимать эмоциональное состояние партнера;

методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская)- исследует понимание обучающимися отношения других к себе.

Индивидуальная работа по коррекции коммуникативных умений.

4

Индивидуальные коррекционные  занятия, разработанные на основании результатов диагностики.

Итого:

34

                         

                   

                   


3.2. План коррекционно-развивающих занятий

Наименование раздела, темы

Используемые мультфильмы

Используемые методики

Коррекционная задача

Диагностическая задача

1

Изучение индивидуальных коммуникативных умений 5-классников с ОВЗ(интеллектуальная недостаточность)

«Интервью» (О.В.Дыбина)-

Исследование информационно-коммуникативного  умения получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог.

2

«Необитаемый остров» (О.В.Дыбина)

Исследование информационно-коммуникативного умения выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение.

3

Методика на выявление уровня речевого развития

(И.В.Дуброви

на)

Исследование информационно-коммуникативных умений- оценка уровня речевого развития.

4

Методика изучения личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Т.В.Синько)

Исследование интерактивных умений- оценка личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5

Тест Розенцвейга

Изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях.

6

Методика «Отражение чувств» (О.В.Дубынина).

Исследова

ние перцептив

ного умения замечать и понимать эмоциональное состояние партнера.

7

Методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская)

Исследова

ние перцептив

ного  умения понимать обучающимися отношения других к себе.

8

Группо

вые коррекционно- развивающие занятия .

Винни Пух и все – все..

Создание условий для  формирования умения плани

ровать свою деятельность.

9

Антошка

Анализ особенностей поведения в отношениях с окружающими (положение в коллективе, самостоятель

ность, взаимо

отношения со сверстниками и старшими)

10

Морозко

Формирование  критичного отношения к самому себе (недостатки, возможности, особенности самооценки)

11

Лунтик и его друзья.

(Серия 305 и 42).

Систематизация знаний обучающихся  об употреблении  различных словесных форм вежливости; об этических  нормах поведения в обществе и общениях между людьми.

12

Давайте жить дружно

Формирование  умения отстаивать свое мнение

13

Подарок для самого слабого

Анализ взаимоотношений в коллективе 

14

Обида

Формирование умения понимать эмоциональное состояние

 

15

Зайка зазнайка

Формирование умения  понимать отношение к себе

16

Цветик - семицветик

Формирование умения передавать в речи свои впечатления

17

Бюро находок

Формирование знаний о ценности дружбы

18

Заяц- хваста

Коррекция склонности ко лжи

Жили-были мысли

Формирование навыков самопознания

20

Бармалей

Формирование представлений о том, что может произойти, если не слушаться родителей.

21

Вовка в Тридевятом царстве  

Формирование умения выбора  правильной линии поведения

22

Мой друг зонтик

Формирование умения заводить друзей

23

Трое из Простоква

шино

Формирование умения  искать пути решения  различных ситуаций, делать выводы, общаться с друзьями и взрослыми.

24

Повтор

ная диагностика коммуникативных умений.

Анализ результатов работы. Отслеживание динами

ки личност

ного роста.

«Интервью» (О.В.Дыбина

Исследование информационно-коммуникативного  умения получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог.

25

«Ненобитае

мый остров» (О.В.Дыбина )

Исследование информационно-коммуникативного умения выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение.

26

Методика на выявление уровня речевого развития

(И.В.Дуброви

на)

Исследование информационно-коммуникативных умений- оценка уровня речевого развития.

27

Методика изучения личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Т.В.Синько)

Исследование интерактивных умений- оценка личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

28

Тест Розенцвейга

Изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях.

28

Методика «Отражение чувств» (О.В.Дубынина).

Исследование перцептивного умения замечать и понимать эмоциональное состояние партнера.

29

Методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская)

Исследование перцептивного  умения понимать обучающимися отношения других к себе.

«Интервью» (О.В.Дыбина)-

Исследование информационно-коммуникативного  умения получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог.

«Необитаемый остров» (О.В.Дыбина)

Исследование информационно-коммуникативного умения выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение.

30

Методика на выявление уровня речевого развития

(И.В.Дубровина)

Исследование информационно-коммуникативных умений- оценка уровня речевого развития.

31-34

Индивидуальная работа по коррекции коммуникативных умений.

Планируется по итогам диагностики.



3.3. Основные требования к  процессу реализации программы

В существующей практике  использования мульттерапии предполагается создание конечного продукта- мультфильма, что предполагает наличие некой материально – технической базы и достаточного уровня развития участников.

В условиях коррекционного образовательного учреждения использование мульттерапии осуществляется в адаптированном варианте.  Специфика организации коррекционной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, находят свое отражение в структуре коррекционно-развивающих занятий.

Структура коррекционно – развивающего занятия включает в себя следующие этапы:

1 этап- Просмотр мультфильма. Организуется деятельность , направленная на  анализ ситуаций , обсуждение поступков героев.(Беседа, пересказ, комментирование).

2 этап – Формулирование различных вариантов развития сюжета «А вот если бы…»,  «А как бы вы поступили?»,  «А как правильно?».

3 этап – Ролевое проигрывание (в масках героев) ситуаций перед зеркалом, диалоги «лицо к лицу». Включаются элементы вокальных упражнений и звукоподражания, образно – сюжетных танцев с импровизацией.

4 этап- «Переозвучка» мультфильма. (Дети повторяют движения героев фильма и произносят «правильный» текст.)

5 этап – Рефлексия.

3.4.Ожидаемые результаты

Позитивная динамика развития коммуникативных умений:

– умения  общаться, то есть умения слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения, выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять);

 – использования приемов владения языком, самостоятельное совершенствование в нем.;

  – владения  речевой деятельностью, характеризующейся:

а) выразительностью, то есть эмоциональностью и образностью;
б) содержательностью, то есть точностью и ясностью, насыщенностью информацией;
в) достаточной степенью развития устной и письменной речи.

3.5.Критерии эффективности программы:

Ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.

Сформированность навыка рефлексии, т.е. умения понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.

Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций.

Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.

Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

Повышение уровня самооценки и самоконтроля, уровня уверенности в себе и своих силах.

Сформированность навыков совместной деятельности.

3.6. Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год

  • Рабочая программа рассчитана на 1 год.
  • Ежегодно в рабочую программу вносятся дополнения.

Используемая литература:

1.  Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом – М.: Глобус, 2006.

2.  Клюева Н.В. Филиппова Ю.В. Общение дети 5-7 лет.-Яр.: Академия развития, 2001.

3. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9 лет-М.;  Издательство Гном и Д, 2001.

4.  Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М.: Педагогика-Пресс, 1966.

5.  Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М.: Издательский центр  Академия,  2001

6. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.- М.; Издательство ПЛЭЙТ, 2004.

7. Соловов А.В. Навыки жизни (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет). – М.; Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические методы развития и коррекции коммуникативной функции учащихся с ДЦП

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ  КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ...

Методические разработки по коррекции коммуникативной деятельности

В разработке представлены разделы и тематическое планирование занятий, направленных на коррекцию коммуникативных умений и навыков младших школьников...

«Адаптированные программы . Особенности и трудности».

Адаптированные программы .Особенности и трудности Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку ...

Коммуникативные трудности на занятиях английского языка и пути их преодоления.

Коммуникативные трудности на занятиях английского языка и пути их преодоления....

Рабочая программа элективного курса Трудности английской грамматики Сальманова З.Ф.

Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людь...

Программа занятий по развитию и коррекции коммуникативной, личностной и эмоционально – волевой сфер, социально- бытовых ориентировок и социальных навыков для обучающегося 8 класса по АООП с УО

Предлагаемая коррекционно – развивающая программа создана на основе собственных подходов и модернизации существующих. Программа сопровождается набором игр и упражнений по развитию и обеспечению ...

Рабочая программа элективного курса "Трудности английского языка" для обучающихся 9 класса.

Программа предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в формате ОГЭ....