Презентация "СИСТЕМА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ "
презентация к уроку ( класс) на тему

Куликова Галина Александровна

 

Актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку объясняется тем, что современной психолого-педагогической науке наметился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. Суть его сводится к тому, что ученик не является только продуктом обучения. Каждый ученик – носитель индивидуального, личного. Он прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 12 » г. Балахна, улица М. Горького, д.13, адрес сайта школы - sosh12.mbou@yandex.ru СИСТЕМА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ Учитель русского языка и литературы Куликова Галина Александровна ( а дрес электронной почты- galina.kulikova.75@mail.ru ) ноябрь 2015 г.

Слайд 2

ТЕМА РАБОТЫ ПО ОБОБЩЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА : СИСТЕМА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА в обучении русскому языку объясняется тем, что современной психолого-педагогической науке наметился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. Суть его сводится к тому, что ученик не является только продуктом обучения. Каждый ученик – носитель индивидуального, личного. Он прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия. ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: на уроках русского языка создавать условия для мотивации учебной деятельности через внедрение личностно-ориентированных технологий ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создать банк дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию. Обеспечить формирование ключевых компетенций обучающихся, возможности углубленного изучения предмета одаренными учащимися. Формировать навыки аргументированного ответа или выступления. Развивать коммуникативные навыки общения учащихся в ходе сотрудничества друг с другом. Воспитывать уважение к любым востребованным обществом видам знаний и умений, культ профессионализма, патриотизм, здоровый образ жизни.

Слайд 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Слайд 4

НОВИЗНА систематизация различных форм и методов организации разноуровневого обучения позволили разработать дифференцированную технологическую карту с разноуровневыми заданиями по русскому языку, ситуацией успеха, самодиагностикой своей ученической деятельности, выбором уровня сложности домашнего задания, усилением процесса развития творческих способностей учеников. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Использование на уроке приемов личностно-оринтированной технологии и применение дифференцированных технологических карт способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их интеллектуального, творческого потенциала, формированию осознанной мотивации к учению .

Слайд 5

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА Структура технологической карты Микроцели - это задачи, которые ставит перед учеником учитель. Что он хочет добиться от ученика на уроке. Диагностика знаний - самоанализ знаний ученика по предмету и самостоятельный выбор уровня сложности задания: -"удовлетворительно", -"хорошо", -"отлично" Коррекция знаний - это предупреждение о возможных затруднениях и типичных ошибках. В этом блоке может быть представлен материал для выработки орфографических навыков, коррекционные упражнения. 1шаг. Как предлагает В.М. Монахов , разбиваем технологическую карту на три части: 2 шаг. Применяем самодиагностику ученической деятельности . Используем три уровня сложности домашнего задания. Это дает возможность учащимся самостоятельно определить траекторию своего обучения и развития. Изучив технологическую карту , ученик будет заранее знает какой ответ оценит учитель на "5", а какой на "3". 3 шаг. Следуя технологии В.П.Беспалько, уровни усвоения материала делятся на 4 вида : ученический, алгоритмичный, эвростический и творческий. Ученический уровень ( -уч.- "3) - обеспечивает только правильность (пересказ правила, чтение текста, написание орфограммы), т.е. знание правил и их применение без собственного комментария.

Слайд 6

Алгоритмичный уровень ( -алг.- "4") обеспечивает кроме правильности, полноту и действенность знаний. Ученик может перечислить все элементы знаний, дать определение, знать правила (применять и комментировать), выполнять задания по теме в необычной ситуации, т.е. с трансформацией текста. Эвристический и творческий уровни ( -эвр.-"5" ) обеспечивают осознанность, систематичность и прочность знаний. Таким образом, начиная с эвристического или творческого уровней, ученики обеспечиваются всеми качествами знания. 4 шаг . Г. К. Селевко в книге "Современные образовательные технологии" говорит о том, что успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия , в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. По разноуровневой технологии Селевко создаем ситуацию успеха (подбираем посильные задания ) 5 шаг. Создаем дифференцированную технологическую карту - синтез 3-х разноуровневых технологий. У В.М. Монахова я взяла самодиагностику своей ученической деятельности. У В.П.Беспалько - 4 уровня усвоения материала. И у Г. К. Селевко - ситуацию успеха. Так как сама по себе дифференцированная технологическая карта - это алгоритм действия ученика на уроке, карта сама по себе и есть ситуация успеха .

Слайд 7

1) ПРИМЕР ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ( РАЗНОУРОВНЕВАЯ КАРТОЧКА) Число имен существительных 1 уровень А) Выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа. Овощи, санки, воробьи, друзья, ворота, ежевика, шахматы, тетради, ягоды, шашки. В) Составьте с ними предложения. 2 уровень А) Выпишите имена существительные, которые употребляются в единственном числе, затем имена существительные, которые употребляются во множественном числе. Сахар, здоровье, творог, молоко, сливки, север, восток, детство, сметана, каникулы, дрожжи, молодость. В) Составьте с ними словосочетания " прилагательное + существительное". 3 уровень А) Образуйте множественное число имен существительных. Заяц, верблюд, обезьяна, стадо, пассажир, женщина, мужчина, море, очки, медаль, костюм, клещи. В) Расставьте знак ударения. С) Слово медаль просклонять по падежам.

Слайд 8

2) ПРИМЕР ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ( ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ») ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗНОУРОВНЕВАЯ КАРТА. ГЛАГОЛ. 5 КЛАСС. Гнезда ласточек. Гнездо свое воронок леп...т из кусочков глинистой земли, склеива...т их своей слюною. Дела...тся оно закрытым со свех сторон, кроме маленького бокового отверстия для влета и вылета. Этим городская ласточка отлича...тся от деревенской, у которой гнездо дела...тся сверху всегда открытам. Работа по постройке гнезда ведется так, что одна ласточка поднос...т материал, а другая леп...т. Обеим ласточкам нельзя улетать(3) из своей постройки, так как ею бы завладели(3) другие воронки или нахальные воробьи. (По Д. Кайгородову) Микроцели Диагностика знаний Коррекция знаний 1 2 3 Закрепить навыки правописания личных окончаний глагола. Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. Производить морфологический разбор глагола. -уч. "3" 1. Какие виды спряжения глаголов вам известны? 2. Как определить личные окончания глаголов? 3. Чем глаголы совершенного вида отличаются от несовершенного? -алг. "4" Вставьте буквы, рассуждая над орфограммами по плану: 1.Поставьте глагол в форму инфинитива; 2.Выделите суффиксы; 3.Определите спряжение; Вспомните глаголы-исключения; 4.Впишите правильно орфограмму. -эвр. "5" 1. Вставьте и объясните пропущенные буквы. 2.Какой из выделенных глаголов является "лишним"? 3.Морфологический разбор глагола. - тв. "5" 1.Придумайте продолжение текста, используя по 3 глагола 1 и 2 спряжения. 2.Морфологический разбор глагола. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА -ученический -"3" -алгоритмический- "4" -эвристический-"5" Упражнение 124, стр.125 Составить дидактические карточки по теме: "Личные окончания глаголов" Придумайте глаголы к игре "Четвертый лишний» -творческий - "5" Придумать лингвистическую сказку .

Слайд 9

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ Применение на уроках русского языка в 5-9 классах системы личностно-ориентированного обучения позволило создать на уроках условия для мотивации учебной деятельности. Создан банк разноуровневого дидактического материала, дифференцированных технологических карт, методических рекомендаций к их использованию. Работа с диффетенцированными технологическими картами обеспечивает контроль за успеваемостью и за повышением качества знания по предмету. Учащиеся формируют навыки аргументированного ответа, развивают коммуникативные навыки общения . СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОПЫТА Год Тема выступления, публикации Место Награда 2015-2016 Доклад «Личностно- ориентированный подход в обучении русскому языку. Дифференцированные карточки. 5 класс» 1. Выступление на ШМО 2.Сайт Куликовой Г.А. в сети интернет- http :// russkiylitra . ucoz . net - Разработка урока . личностно-ориентированная технология. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». 6 класс. 1.Открытый урок на районном семинаре 2.Сайт Куликовой Г.А. в сети интернет- http :// russkiylitra . ucoz . net - 2014-2015 Районные педагогические чтения «Современные педагогические технологии – основа достижения нового образовательного результата». Тема работы "Создание творческой среды развития на уроках русского языка по средствам разработки разноуровневой технологической карты, в основе которой лежат четыре разноуровневые технологии В. М. Монахова, В.П., В.П.Беспалько, Ж. А. Караева, Г. К. Селевко ". Участие Сертификат участника Управления образования и социально-правовой защиты детства Администрации Балахнинского муниципального района

Слайд 10

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Система личностно-ориентированного обучения апробирована в течение трех лет на одном классе . Мониторинг «Качество знания по русскому языку в 7 классе Б» за 3 учебных года (2013-2014г., 2014-2015г., 1 четверть 2015-2016 г.) показывает стабильный рост качества знания . Качество знания в 2013-2014 году составляло 20%, в 2014-2015 – 32%, в 1 четверть 2015-2016 -40%. Диаграмма «Качество знания по русскому языку за 3 года в 7 классе «Б» » Из диаграммы «Качество знания по русскому языку за 3 года в 7 классе «Б» видно, что за три года качество знания в этом классе повысилось на 20% при 100% успеваемости.

Слайд 11

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА Система личностно-ориентированного обучения позволяет повысить качество знания по предмету. Использование разноуровневых заданий, диффреренцированный подход к объяснению материала позволяют качественно готовить девятиклассников к ОГЭ по русскому языку. По результатам ОГЭ ученики 9 класса «Б» имеют 100%-ую успеваемость по предмету. В ОГЭ по русскому языку приняли участие 16 человек 9 класса «Б». Все ученики успешно сдали экзамен. ДИАГРАММА «Качество знания по русскому языку» (ОГЭ 9 класс) 2015 год Количество учеников Полученные оценки Диаграмма «Качество знания по русскому языку» демонстрирует высокое качество знания по предмету: оценку «5» получили 2 ученика, «4» – 9 учеников, «3» – 5 учеников, «2» - нет . Все ученики 9 класса «Б» успешно сдали государственный экзамен.

Слайд 12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ И ДАЛЬНЕЙШИХ ЗАДАЧ Продолжить работу в системе личностно-ориентированного обучения. Апробировать на уроках русского языка в 5-9 классах дифференцированное (троекратное) объяснение нового материала. Троекратное объяснение новой темы обеспечит 100%-ое качество усвоенного материала. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...