ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
методическая разработка

Блонская Лола Хикматуллоевна

Моя цель в самообразовании - совершенствовать педагогическое мастерство учителя в области освоения современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, повышение профессиональной культуры на основе новых информационных технологий как одного из главных условий эффективности и качества его деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 6" города Когалыма

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

НАД  ТЕМОЙ  САМООБРАЗОВАНИЯ

«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной и творческой деятельности обучающихся в урочной и

внеурочной деятельности по музыке»

учителя музыки Блонской Лолы Хикматуллоены

Когалым,

2014г.

Содержание

  1.   Название темы
  2.   Цели
  3.   Задачи
  4.   Предполагаемый результат
  5.   Этапы работы и сроки реализации
  6.   Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  7.   Способы демонстрации результата проделанной работы
  8.   Форма отчета о проделанной работе
  9.   Практические выходы
  10.   Используемая литература
  11.   Выводы

Тема: 

«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной и творческой деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по музыке»

Дата начала работы над темой:  сентябрь 2014 - 2018  учебного года.

Предполагаемая дата окончания работы над темой:  май  2018 учебного года

Цель:

  • формирование учебно - познавательной компетенции обучающихся на основе использования информационных технологий.

 Задачи:

  • создание педагогических условий для формирования у обучающихся учебно-познавательной компетенции;
  • организация исследовательской, проектной и самостоятельной работы детей для  развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
  • повышение текущей успеваемости и качества знаний;
  • изучить  методическую литературу по применению ИКТ на уроках  музыки;
  • изучить опыт работы коллег по использованию ИКТ;
  • применять ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности по музыке;
  • использовать ресурсы Интернета для самостоятельного поиска обучающимися информации для исследовательских, проектных работ;  
  • повысить интерес обучающихся к информационным технологиям, развить творческие способности;
  • обобщить результаты работы, сделать выводы.

Предполагаемый результат:

  • освоение и внедрение ИКТ в учебной и внеучебной  деятельности, повышение уровня компетентности в области ИКТ;
  • совершенствование новых методических приёмов и подходов в преподавании с применением Интернет - технологий;  
  • повышение  положительной мотивации обучения;
  • активизация самостоятельности и познавательной деятельности обучающихся;
  • приобретение обучающимися ИКТ - компетенций;
  • повышение качества знаний;
  • рост участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету.

Этапы работы и сроки реализации:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма предоставления результатов

1.Диагностический

1.Анализ затруднений.

2.Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Сентябрь-

октябрь

2014г.

1.Изучение методической литературы

2.Обзор в Интернете информации по использованию информационных технологий в преподавании музыки.

2.Прогностический

1.Определение целей и конкретных задач.

2.Прогнозирование результатов

Октябрь

2014г.

Поставить цели и задачи и составить план работы по самообразованию.

3.Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта;

системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4.Корректировка работы.

Октябрь - май

2014-2018

1.Освоение новых компьютерных программ.

2. Изучение образовательных ресурсов сети Интернет.

3. Изучение опыта работы учителей музыки через сообщества в Интернете.

4. Посещение уроков  коллег школы, города.

5. Творческое сотрудничество по теме самообразования с коллегами школы и города.

6. Использование на уроках музыки и внеклассных мероприятиях мультимедийных презентаций и других средств ИКТ.

7. Создание и применение  собственных авторских медиаразработок.

4.Обобщающий

1.Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3.Представление материалов.

май

2018г.

1.Создание собственной медиатеки для применения на уроках музыки.

2.Анализ эффективности применения ИКТ:

(изучение динамики результатов).

5.Внедренческий

1.Использование опыта самим педагогом в процессе

дальнейшей работы.

2.Распространение опыта среди коллег

В ходе последующей педагогической деятельности

1.Обмен опытом на заседаниях ШМО, ГПС учителей музыки и дополнительного образования.

2. Пополнить методическую базу ОО созданными медиаресурсами.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

1.  Изучение методической литературы по теме самообразования.

2. Вовлечение обучающихся в творческие конкурсы, олимпиады, в том числе дистанционные (заочные) в сети Интернет.

3. Распределить области применения ИКТ на уроках следующим образом: как средство наглядности при изучении нового материала (видео, мультимедиа, компакт-диски); презентации учителя к уроку; закрепление пройденного материала; проведение проверочных, самостоятельных работ; контроль и проверка знаний обучающихся (тесты, игры-викторины, нотная грамота),самостоятельный поиск  информации обучающимися, проектная деятельность.

4. Использование цифровых образовательных ресурсов (мультимедийные учебные пособия, электронный учебно-справочный материал, видеофильмы, тренажёры, слайдовые презентации, электронные  интернет ресурсы, электронная энциклопедия, сборники караоке).

5.Создание собственной медиатеки (презентационной, обучающей, развивающей, творческой).

Способы демонстрации результата проделанной работы:

1. Выступление на заседании ШМО, ГПС учителей, педагогических конференциях, семинарах.

2. Открытые уроки, мастер - классы.

3. Участие в конкурсах, фестивалях.

Форма отчета о проделанной работе:

1. Выступление с опытом работы на заседании ШМО, ГПС учителей

2. Участие и результаты на городских конкурсах, фестивалях.

3. Мастер-класс.

4. Консультативная помощь учителям и обучающимся.

5. Публикации на сайтах.

Практические выходы:

1.  Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Использовать для самостоятельного поиска  информации в рамках работы над проектом, рефератом, творческим номером.

3.  Привлечь обучающихся  к участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

4. Организовать уроки с применением ИКТ.

5. Создать и систематизировать методические медиапродукты (презентационные, обучающие, творческие).

6. Прослеживать учебно-познавательный уровень по предмету.

7. Принимать участие в вебинарах по теме.

8. Обмениваться опытом с коллегами на заседаниях ШМО, ГПС, семинарах.

Используемая литература:

  • Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006;
  • Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002;
  • Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004;
  • Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003;
  • Селевко Г. К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий -2006-с.;
  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005;
  • Тимченко, А. А., Разваляева, Н. В. Применение информационных технологий в процессе изучения гуманитарных дисциплин, как средство реализации деятельностного подхода в образовании. Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции/Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной. М.:Планета, 2010

Выводы:

1. Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.

2.Систематическое использование информационных технологий на уроках способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию наблюдательности, эстетической восприимчивости.

3.Способствует методическому, педагогическому, творческому развитию учителю

4. ИКТ дают возможность:

  • повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
  • поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;
  • расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
  • увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
  • обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;
  • обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  • помогает расширить кругозор обучающихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
  • активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
  • активизировать умственную деятельность обучающихся.



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
МАОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6», 
БЛОНСКОЙ ЛОЛЫ ХИКМАТУЛЛОЕВНЫ

(2018-2022г.г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


        Уровень подготовки любого учителя, и учителя музыки тоже, должен постоянно совершенствоваться. Это повлияет на качество обучения и воспитания современных школьников. Важно обучить и воспитать активную личность, способную к познавательной деятельности, в том числе и в сфере искусства. 
        Педагога должны отличать высокая личная ответственность, постоянное саморазвитие, высокий культурный уровень и профессиональная компетентность.
Учитель – профессия творческая, а тем более профессия учителя музыки. Творческая деятельность должна доставлять удовольствие учителю, что мотивирует педагога на поиски новых и интересных подходов к преподаванию такого предмета эстетического цикла, как музыка.


     МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА  
        "
Расширение тезауруса - интонационно - образного словаря и багажа музыкальных впечатлений обучающихся - через воспитание музыкой".
(Примечание: Тезаурус – слово, относящееся к специальной терминологии. Означает собрание сведений, планомерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности (в данном случае музыки). Тезаурусы являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей)).

        Предполагаемый результат работы по данной теме: Во многих классах есть дети, которые понимают, что значит слушать и воспринимать музыку не только на эмоциональном, но и на смысловом уровне. Всё это предполагает накопление интонационно-слухового опыта обучающихся, усвоение музыкально-теоретических понятий. Это и есть формирование музыкального тезауруса. Обучающиеся осваивают музыкальный язык, учат грамотно им владеть. На каникулярное время целесообразно задавать домашнее задание в виде рассказа о своих музыкальных впечатлениях. Дети информируют педагога и одноклассников где они были во время каникул, что посетили, какую музыку слушали и почему; чем прослушанная музыка, так сказать, «зацепила».


ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся, что наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ:

1.Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и этических чувств, а именно любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям и музыкальной культуре других народов на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

2.Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

3.Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыкальных образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

4.Накопление музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря; знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорошего исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Развитие музыкального слуха детей посредством внимательного вслушивания в музыкальные произведения и более глубокого восприятия музыки через посещение концертов, театров и т.д.;

2.Формирование наглядно - образного мышления и эмоционально - чувственного восприятия действительности  у обучающихся;

ЦЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  5-7 КЛАССОВ

- обогащение сферы художественных интересов обучающихся, использование различных видов музыкальной деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.

Данные цели могут быть реализованы на основе преемственности с курсом начальной школы и через развитие эмоционально - ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, через расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ:

1.Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего и других народов, классическим и современным музыкальным наследием; заинтересованного отношения к искусству вообще, стремление к музыкальному самообразованию;

2.Развитие общей музыкальности и эмоциональности, восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

3.Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

4.Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ

1.Повышение слухового, зрительного анализаторов человеческого организма, что ведёт к оптимизации функций мозга и повышению умственных способностей;

2.Развитие у детей способности целостного видения окружающего мира, что ведёт к гармонизации абстрактно-логического мышления с образным;

3.Формирование у детей представления о содержании произведений, их жанре и месте в музыкальном искусстве;

4.Воспитание музыкального вкуса обучающихся через формирование слушательской культуры обучающихся и повышения их музыкальной культуры в целом;

5.Развитие у обучающихся сознательного и эмоционального отношения к содержанию музыкального произведения;

6.Накопление музыкальных впечатлений, расширение музыкально-художественного кругозора  обучающихся.

ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ:

  • Средства массовой информации, а именно - печатные издания на темы искусства и музыки – методическая, педагогическая и др. литература;
  • Федеральные и региональные журналы (рубрики, объединенные темой искусствоведческого и музыкального направлений);
  • Система Интернет – медиа-информации, сайты, вебинары и др.;
  • Обмен опытом: семинары, конференции, лектории, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии в Театры, Концертные залы, музеи, выставочные центры и т.д.

МЕТОДЫ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ:

  • Изучение материала по внедрению и реализации ФГОС в ОО;
  • Изучение учебно-универсальных действий (УУД) и их применение в образовательно-воспитательном процессе.

ФОРМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ:

  • Индивидуальная (основа – индивидуальный план);
  • Групповая (основа - участие в деятельности  ГПС учителей музыки);
  • Школьная, или коллективная (основа – участие в школьных, городских мероприятиях).

ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:

  • ФГОС НОО и ОО М.: Просвещение, 2016г. Методические пособия по изучению основ и практического применения программ по музыке в соответствии с требованиями ФГОС. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. 1-8 классы.
  • Развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. Изд.: «Учитель», 2017г.
  • Абудеев Н.Б., Карпушина Л.П. «Музыка. 2-8 кл. Художественно образное развитие школьников».
  • Л. Любовский. «Что есть музыка?» (о предмете музыки, его постижении и познании постижимого).
  • Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Из серии «Библиотека учителя музыки».
  • Н.В.Шутова. Психологические возможности использования музыки в образовании // Искусство и образование.

НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ:

  • Изучить программы и учебники по предмету «Музыка», особенности и требования по предмету (в течение всей педагогической деятельности);
  • Ознакомиться с новыми педагогическими технологиями, необходимыми в эффективности педагогической работы;
  • Использовать на уроках здоровьесберегающие технологии;
  • Совершенствовать свои знания в области психологии, педагогики и методики преподавания предметов искусствоведческого направления;
  • Совершенствовать знания и умения по применению новых форм, методов и приемов обучения;
  • Ознакомиться с формами и принципами профилактики профессионального педагогического выгорания (через Вебинары и соответствующую литературу);
  • Заниматься вопросом охраны собственного здоровья;
  • Повышать квалификацию на проводимых курсах учителей музыки (раз в три года).
  • Принимать активное участие в работе ШМО, ГПС учителей музыки;
  • Изучать опыт работы учителей школы, города;
  • Участвовать в практике по обмену музыкально-педагогическим опытом (статьи и т.д.);
  • Проводить открытые уроки, мероприятия, мастер-классы;
  • Проводить самоанализ профессиональной деятельности;
  • Поработать над созданием собственной базы лучших разработок уроков, сценариев мероприятий, музыкальных статей, приемов и интересных "находок"на уроках;
  • Периодически пополнять персональный сайт учителя накопленным методическим материалом;
  • Периодически пополнять личное портфолио;
  • Изучать и использовать ИКТ, совершенствоваться в использовании ИКТ на уроках музыки;
  • Создать личную библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых на уроках (на флэш-носителях);
  • Продолжать работу с одаренными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, творческих концертах, фестивалях и олимпиадах;
  • Вовлекать обучающихся на участие в тематических конкурсах и олимпиадах;
  • Продолжать собственную творческую деятельность по сочинению музыки и её использованию в образовательном процессе; 
  • Участвовать в музыкальном оформлении школьных праздников и мероприятий (репетиции, аккомпанирование, подбор музыкального материала);
  • Продолжать работу над оформлением экспозиции рабочего кабинета музыки.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


- Повышение успеваемости и качества обученности обучающихся, а также повышение мотивации к изучению предмета;

- Повышение личного теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и педагогической компетентности;

- Разработка и апробирование тестов по предмету в рамках промежуточной аттестации обучающихся в конце учебного года;

- Отслеживание результатов по итогам работы над методической темой;

- Выступления и доклады на заседаниях педагогических советов, ГПС учителей музыки;

- Участие в конкурсах муниципального, регионального и Федерального уровней.

Не будем забывать, что музыка дарит людям необъяснимую радость. Соприкасаясь с ней, люди более осознанно переживают что-то из нашего духовного существования…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя физической культуры

Индивидуальный план самообразования учителя физической культуры Романовой Натальи Витальевны на 2011-2015 гг...

Индивидуальный план самообразования учителя - логопеда на 2013-2014 учебный год

h1 { margin-bottom: 0.11cm; page-break-after: avoid; }h1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 16pt; font-weight: bold; }h1.cjk { font-size: 16pt; font-weight: bold; }h1.ctl ...

Индивидуальный план самообразования учителя химии и биологии

Индивидуальный план самообразования учителя химии и биологии....

Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявлени...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания Крушельницкой Марины Анатольевны

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания содержит: методическую тему, цели и задачи работы, этапы работы...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания Крушельницкой Марины Анатольевны

индивидуальный план самообразовыания учителя истории и обществознания содержит методическую тему, цели и задачи, этапы реализации плана (направления деятельности, мероприятия, формы и результаты, зада...

Индивидуальный план самообразования учителя музыки МАОУ "СОШ№3" Ефремовой Ольги Васильевны

В данной статье дается подробное описание плана самообразования учителя музыки....