Медоты работы с одаренными детьми
методическая разработка по теме

Воробьева Алена Юрьевна

Социально-экономическое, культурное, духовно-нравственное развитие страны и общества в целом напрямую зависит от его интеллектуального потенциала, который в свою очередь зависит от выявления одаренных детей и работы с ними. И наиболее раннее определение одаренности у детей влияет на успешность и результативной дальнейшей учебной и научной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_professionalnoy_deyatelnosti.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы с одаренными детьми

(из опыта профессиональной деятельности)

Выполнила: Воробьева А.Ю.,

учитель мировой художественной культуры

МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

2016

Социально-экономическое, культурное, духовно-нравственное развитие страны и общества в целом напрямую зависит от его интеллектуального потенциала, который в свою очередь зависит  от выявления одаренных детей и работы с ними. И наиболее раннее определение одаренности у детей влияет на успешность и результативной дальнейшей учебной и научной деятельности. Именно поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений как на уровне нашей гимназии, так и на уровне государства.  Для этого разработана Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (от 3.04.2012г. Медведев Д.А.) и комплекс мер по реализации данной концепции, принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.,  разработаны долгосрочные целевые областные программы: «Молодежь Новгородской области» на 2011-2015 годы, «Одаренные дети» на 2012-2016 годы. Особенно актуальна организация работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС.

Гимназия является учреждением повышенного типа и призвана обеспечивать высокое качество образования. Работа с талантливыми детьми рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения. Гимназия обладает высоким материально-техническим и кадровым  потенциалом. С целью координации работы с одаренными детьми на базе МАОУ «Гимназия» был создан муниципальный ресурсный центр «Одаренные дети».

В современном философском словаре одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека или группы людей в отличие от черт характера. Одаренность различают, с одной стороны, по степени развития сообразительности, ума, душевных качеств и воли, а с другой – по направленности этих способностей на освоение различных областей знаний.

Другими словами, одаренность – это комплексная психическая особенность, которая развивается в течение жизни и предопределяет более высокие достижения личности в отличие от других людей. Одаренный ребенок отличается незаурядными способностями и достижениями в учебе или творчестве.

Если обратиться к литературе, то можно заметить, что одаренность часто связывают с такими понятиями как талантливый или способный, а иногда употребляют их как синонимы. Но нужно понимать, что талант – это врожденное качество человека, а способность – это какое-либо умение. Взаимосвязь этих понятий состоит в том, что талант – это способности, заложенные в человеке природой, которые обуславливают успехи человека. А одаренность можно представить как степень проявления таланта.

Сейчас исследователи часто обращаются к этой теме одаренности. Среди таких исследователей можно выделить Натана Лейтеса, Николая Поддьякова, Алексея Матюшкина и других, которые разработали модели работы с одаренными детьми. А Валентин Моляко представил структуру одаренности как психологического явления. Юрий Гильбух, совместно с другими исследователями, одним из первых предложил дифференцированную систему обучения. Однако все современные ученые убеждены в том, что развитие одаренности у ребенка зависит от взаимосвязи врожденных качеств с деятельностью ребенка в социальной среде. Но в данной взаимосвязи важную роль играют как инициативность ребенка, стремление к саморазвитию, так и деятельность педагога по созданию наиболее благоприятных условий для максимально возможной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Одаренный ребенок отличается превосходной памятью и большим словарным запасом, возможностью быстро и качественно классифицировать изученный материал, умением формулировать огромное количество вопросов. И работа педагога в данном случае – это необходимость определить одаренность у ребенка в наиболее раннем возрасте и оптимально использовать эти способности для дальнейшего их развития. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя также и действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

Поэтому целью своей работы я считаю создание условий для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

- изучение факторов, влияющих на процессы формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей обучающихся;

- применение таких методов и приемов обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества на уроках мировой художественной культуры и формирование банка методов и форм обучения.

- реализация личностно - ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека в учебной и творческой деятельности;

- управление процессом развития интеллектуальных способностей обучающихся;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, различных конкурсах во внеурочной деятельности.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми состоит как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Я, как и большинство моих коллег, работающих с одаренными детьми, использую технологию проблемного обучения. На уроках создаются ситуации познавательного затруднения, при которых обучающиеся поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающегося, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального и критического мышления и познавательных способностей. 

На уроке, построенном по принципам проблемно-развивающего обучения, при изучении нового материала формулируется главная мысль урока, раскрывается основная закономерность, которая демонстрируется примерами. Затем я предлагаю проблемный вопрос, требующий от обучающихся способности  на основе освоенного материала определить и выявить эту закономерность на предложенной ситуации. Решение обучающимися проблемы я дополняю пояснительным рассказом, что делает урок информационно наполненным и интересным.

Возможен и другой вариант изучения нового материала, где я знакомлю обучающихся с проблемой, которая требует решения. Далее наводящими вопросами подвожу детей к решению данной проблемы. Например, изучая тему «Мир в зеркале искусства», на уроке я ставлю такую проблему: «Наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными. Почему? Какие особенности современного искусства говорят нам об этом? Какая информация для современного человека заключена в памятниках культуры разных эпох?»

Вопрос, в котором заключена проблема, должен вызывать затруднения, быть сложным, содержательным, способным вызывать спор из-за способности трактоваться по-разному. Проблемный вопрос переходит в проблемную ситуацию путем расширения его понятия, поиска различных решений этого вопроса и сравнения, анализа ответов на него.

В своей педагогической деятельности я применяю такие приемы решения проблемной ситуации, как дискуссия, научный спор, исследовательские и проблемные задачи, дебаты.

Проблемная ситуация может создаваться педагогом, обучающимся предлагаются две противоположные точки зрения для обсуждения заданной ситуации или при сравнении каких-либо условий.

Проблемную ситуацию, созданную педагогом, можно представить в таком виде: «Леонардо да Винчи говорил: «Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат». Что такое живопись? Что такое поэзия? А как вы бы соотнесли эти два понятия?»

Ситуацию, где обучающимся предлагаются два различных суждения по одному вопросу, можно представить в таком виде: «Д. Фрост считал, что телевидение — изобретение, позволяющее развлекать вас в вашей гостиной людям, которых вы не пустили бы к себе в дом. А Э. Мэроу говорил: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять». Кто прав? Какое у вас мнение на этот счет?»

Для создания проблемы обучающимся предлагаются задания, требующие сравнения художественных произведений, литературных фактов. Сравниваться могут художественные произведения близкие по теме, по жизненному материалу, в них отраженному, но различные по истолкованию и оценке. Например: сравните картину Веласкеса (XVII в.) и фантазию на ее тему Пикассо (XX в.) Чем различаются их образы, стиль, язык? Какие общие мотивы есть в них? Чем можно объяснить разницу настроения в каждом из этих произведений?

Также проблемную ситуацию можно разработать через сопоставление произведений различных видов искусств.

Например: «Совпадают ли образы природы: один – описанный в стихотворении Н. Рыленкова «Все в тающей дымке» и другой – изображенный на картине И. Левитана «Вечерний звон»? Аргументируйте ответ».

Можно создать проблемную задачу, целью которой является выявление идейного содержания.

Например: «Какой должна быть музыка, рисующая образ князя Александра Невского, чтобы мы могли представить его себе? Аргументируйте свое мнение».

В процессе проблемно-развивающего обучения используются активные методы обучения, которые направлены не на сообщение учащимся готовых знаний, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем.

Активные методы дают возможность выстраивать собственное мнение и аргументировано высказывать его, научиться учитывать и уважать мнение другого человека, осваивать новый материал через активную и творческую работу, научиться разрешать конфликтные ситуации.

На своих уроках я использую такие методы как «коммуникативная атака», моделирование, мозговой штурм.

«Коммуникативная атака» используется для того, чтобы в начальный период взаимодействия  увлечь, мобилизовать учеников, дать направление для включения обучающихся в урок. Создается интересующий детей вопрос, который связан с личным опытом многих, волнующий, неожиданный, привлекающий внимание. Например: « Мы все с вами в детстве разгадывали загадки. И каждый из вас находил ее разгадку. А вы знаете, что в каждом произведении искусства есть своя загадка. И чтобы разгадать ее, необходимо изучать знаки и символы искусства. Чем мы с вами сегодня и займемся».

Моделирование используется на уроках для того, чтобы научить обучающихся творчески мыслить, самостоятельно создавать модель ситуации. «Если бы вы были экскурсоводом, какие бы наиболее значимые места нашего города или области вы бы включили в экскурсию?»

Мозговой штурм - это активная форма работы, где обучающиеся  учатся и тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга. С помощью данного метода можно обратить внимание на каждого обучающегося и дать возможность самореализоваться каждому ребенку, а наработанные результаты дают возможность по-новому подойти к изучению данной темы. При использовании данного метода на уроке обучающиеся делятся на группы. Проводится краткая беседа о том, что каждое мнение важно и нужно и не поддается критике, далее озвучивается учебная задача, и дается время на создание идей. Цель каждой группы – создать как можно больше идей, из которых впоследствии выделяется до 5 самых интересных. Они дорабатываются и усовершенствуются, озвучиваются. В конце занятия принимается окончательное решение проблемной ситуации, которое принимается всем классом.

Говоря о работе с одаренными детьми, нельзя не сказать о проектной деятельности. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, когда обучающийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Большая доля самостоятельности и личной ответственности в проектной деятельности ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своей работы формируют самоуважение.

Например: создать проект по теме «Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве».

 Информационные технологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным и интересным. Возможность побывать в известных музеях мира, полюбоваться на известные произведения искусства, совершить экскурсии в разные точки мира обучающимся в виртуальном режиме обеспечила доступность освоения программного материала по мировой художественной культуре. Использование современных мультимедийных  пособий способствует формированию у обучающихся образной, зрительной, слуховой и эмоциональной памяти, воспитанию эстетических, познавательных качеств, формированию ключевых компетентностей, необходимых обучающимся вне школьных стен. Целенаправленная организация работы с презентационным материалом на уроках мировой художественной культуры позволяет наиболее полно использовать потенциал данного предмета и компетентностно - ориентированный подход. Информационные технологии необходимы и при подготовке одаренных детей к конкурсам, олимпиадам, научно-практическим конференциям. Использование ИКТ позволяет наглядно продемонстрировать способы решения олимпиадных заданий, быстро найти, показать и проанализировать любое произведение искусства, наиболее интересно преподнести необходимый учебный материал. Проектную деятельность также тяжело представить без применения информационных технологий, которые необходимы как на уровне подготовки к проекту, его реализации, так и демонстрации его результатов аудитории.

«Учение с увлечением» - залог успеха учебной деятельности с одаренными детьми. Если педагоги смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию. Для успешной работы с одаренным ребенком я пытаюсь  найти и показать ему его сильные стороны и дать ему возможность  проявить себя, почувствовать себя успешным и поверить в свои возможности.

Успешность выявления и развития способностей обучающихся к интеллектуальной и творческой деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, проектах в 2014 – 2016 учебном году подтверждается следующими результатами:

- призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре (Федорова Дарья, Лыкасова Маргарита, Петров Константин) 2014;

- победитель регионального этапа и участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре (Невский Андрей) 2015;

- лауреаты муниципальной научно-практической конференции «Путь в науку» (Камозина Лана, Федорова Дарья) 2014, 2015, 2016;

- победа в муниципальном конкурсе проектов, посвященном 1000-летию истории города Старая Русса, который состоится 27 мая 2015 г. (Яковлев Родион, Виноградов Антон, Самуйлова Анастасия, Степанова Елизавета);

- участие в муниципальном проекте «Создание локального словаря культурного пространства Старой Руссы» (Камозина Лана, Кириллова Татьяна, Федорова Дарья),

- призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре (Федорова Дарья, Лыкасова Маргарита) 2015,

- победители регионального этапа и участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре (Невский Андрей, Федорова Дарья) 2016,

- победа в муниципальном конкурсе творческих работ «Отечество» и участие в областном этапе этого конкурса.

Опыт практических результатов своей профессиональной деятельности я транслирую в педагогических коллективах:  

- выступление на муниципальном методическом объединении школьных библиотекарей на тему: «Применение сети Интернет и информационных технологий при работе с детьми»;

- выступление на муниципальном методическом объединении школьных библиотекарей на тему: «Обзор литературы для работы с одаренными детьми»;

- выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с одаренными детьми на уроках мировой художественной культуры»;

- участие в муниципальном едином методическом дне с открытым уроком на тему: «Мир в зеркале искусства»;

- участие в организации и проведении муниципальной профильной смены «Школа Лидеров» 2015, 2016;

- победа в муниципальном конкурсе «Учитель года-2015».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...