Формирование образа нового учителя
презентация к уроку на тему

Васильева Наталья Олеговна

 В соответствии с концепцией модернизации российского образования развивающемуся обществу  новой      школе нужен новый  учитель, глубоко владеющий предметными  и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями,  способный помочь учащимся найти  свой путь самореализации, стать  самостоятельными, творческими и  уверенными в себе людьми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Новой школе нужен новый учитель28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка образовательного проекта

к конкурсу «Учитель года».

ВАСИЛЬЕВА  Наталья Олеговна

Социальный педагог

МОУ «СОШ №3 г.Свирск»

Формирование образа нового учителя

Учитель. Это та профессия, которую называют вечной. Во все времена были люди, передававшие  свой опыт юным поколениям. Отношение к ним  в обществе менялось, но одно оставалось неизменным – уважение и почитание.

Так говорят люди разных поколений: (СЛАЙД №1,2)

 

 Вступление (актуализация)

(на фоне слайда №3)

Как же отзываются об учителе люди нового поколения, поколения 2000-тысячных? Сегодня я попытаюсь рассмотреть вопрос о том, как и почему изменилось  отношение  к учителю в современном обществе.

 В соответствии с концепцией модернизации российского образования развивающемуся обществу  новой      школе нужен новый  учитель, глубоко владеющий предметными  и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями,  способный помочь учащимся найти  свой путь самореализации, стать  самостоятельными, творческими и  уверенными в себе людьми.  

СЛАЙД №4 (тема)

Мой проект направлен на изучение вопроса  формирования образа нового учителя

СЛАЙД №5

Целью проекта является определение  пути  формирования личности современного учителя

СЛАЙД №6

Каждая работа должна иметь  задачи:

СЛАЙД №7,8

Начиная работу по проекту, мы должны  четко представлять себе объект

и  предмет своей деятельности.

СЛАЙД №9

Гипотеза моего исследования- Современное общество требует профессионально компетентного учителя

СЛАЙД №10

Тема  педагогического профессионализма, как и любого другого, не нова и обсуждаема во все времена, но сегодня появилась необходимость переосмысления понятия  «педагогический профессионализм». Выделяются 3 составляющих профессионального педагогического стандарта:

  • профессиональная компетентность (образование, владение предметным содержанием, современными технологиями)
  • эффективность труда (результативность деятельности учащихся)
  • личностные качества педагога (умение общаться, принятие личности ученика, позитивное самовосприятие, ответственность, эмоциональная устойчивость).

Каким современный учитель был для учеников традиционной школы, а каким для учащихся современной школы?

СЛАЙД №11

Давайте проанализируем уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы  по этому вопросу. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя:

1. Знание предмета и владение методикой.

2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.

3. Умение правильно оценивать знания учащихся.

4. Создание дисциплины.

5. Внешний вид.

Явственно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.

СЛАЙД №12

Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие:

1. уравновешенность,

2. авторитет, сильная воля, 

3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно,

4. приятная наружность, понимание своих учеников,

5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

Здесь мы уже видим, как постепенно на первые места выходят личностные качества учителя.

СЛАЙД №13

В 1992 году на базе московских школ было проведено аналогичное анкетирование. Педагогам и ученикам предложено расположить в порядке значимости 58 качеств учителя. Вот какими качествами наделили Нового учителя современные дети: талантливый, интересный в общении, справедливый в требованиях, понимающий, уважающий своих учеников, образованный.

Заметьте, в первые ряды  вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 5 и 6 место!

СЛАЙД №14

Проведенное анкетирование в нашей школе показало, что современные дети, будущие выпускники 10-11-х классов,  стали предъявлять к новому учителю требования  профессионального характера (как это было в 30-е годы) – это знание предмета и владение методикой преподавания, умение правильно оценивать знания учащихся, умение  логично выстраивать свои высказывания.

В ходе изучения данной темы, я сформулировала для себя собственные критерии определения личности Современного учителя, и однозначно пришла к выводу, что он  обязательно должен  включать в себя как личностные качества, так и профессиональные характеристики.

 Существует ряд требований к личности педагога, важнейшее из которых - профессиональная готовность к педагогической деятельности. Это понятие определяет  его компетентность и профессионализм.

СЛАЙД №15

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  уделяет  большое внимание  профессионализму учителя или профессиональной компетентности.  Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

СЛАЙД №16

В соответствии  c  новыми  стандартами современный  школьный учитель  должен владеть рядом компетенций: (на слайде)

Овладев всеми этими компетенциями, учитель приближается к модели «идеального учителя», каким видит его государство, министерство образования, общество в целом.

СЛАЙД №17

Но  в процессе многолетней педагогической деятельности у самих педагогов, я думаю, формируется   свой собственный образ нового учителя, который был бы востребован новой школой и соответствовал бы меняющемуся обществу.

      Нужно знать трудности,  проблемы, с которыми учитель   сталкивается ежегодно, ежедневно, и только устранив их, начать работать над созданием нового, современного образа учителя.  (слайд)

 Я представлю вам результаты одного из  исследовании:  анкетирование проведено среди участников портала « Сеть творческих учителей».  Давайте посмотрим, что же называют учителя в качестве факторов, препятствующих их профессиональной самореализации?

1. Чаще всего – недостаток времени, которое съедает чрезмерная нагрузка (как учебная, так и внеучебная).  Проблему дефицита времени отметили 30% учителей  крупных городов , 33,1% педагогов из малых городов и  24,3% сельских учителей. Респонденты связывают ее с большой недельной учебной нагрузкой, которую приходится брать по причине низкой зарплаты, сокращением часов на отдельные предметы, а еще – с необходимостью выполнять «непрофильные» поручения администрации школы и других инстанций.

2.  Второй по частоте упоминаний  – большой объем бумажной работы, отвлекающей от основной деятельности: перегрузка документацией и значительно возросшее количество различного рода отчетности. Негативные эмоции по этому поводу выразили25,6% педагогов.  

3.  В ходе опроса учителя нередко указывали на слабость материально-технической базы школы. При этом учителя крупных городов, как правило, акцентировали внимание на неполном компьютерном оснащении учебных кабинетов, недостаточном количестве интерактивных досок, на работе школы в две смены, низкой скорости интернета, а их коллеги из малых населенных пунктов – на отсутствии элементарных средств обучения: глобусов, чертежных инструментов и других.

4. Примечательно, что, по мнению многих педагогов, профессиональной самореализации мешает низкая учебная мотивация детей, их умственная пассивность. Учителя обеспокоены возрастающим количеством учащихся с задержкой психического развития и общим низким уровнем развития учеников, особенно в школах на окраине,  что не позволяет реализовать образовательные проекты. Увеличилось число ребят, родители которых не уделяют должного внимания их воспитанию.

5. Педагоги  малых городов чаще высказывают сожаление по поводу недостатка профессиональных знаний, навыков и опыта работы . Они ощущают дефицит, связанный с непониманием современных тенденций в образовании, отсутствием необходимой квалификации, опыта проектной деятельности. Учителя старшего возраста часто говорили о неумении пользоваться ресурсами сети Интернет и неготовности применять информационно-коммуникативные технологии.  А курсовая подготовка не всегда оказывается качественной : предоставляется информация теоретической направленности, а хотелось бы больше практики.

 6.  В последнее время   Сеть Интернет,  известные ток-шоу пестрят темами : «злые учителя», « школьник принес пистолет в школу и убил учителя», «драка с учителем», «издеваемся над учителем», «прикол над учителем», «маленькая девочка дала «сдачи» учителю английского», «драка школьника и учителя» и другие. Эти записи ужасают циничным, потребительским, унижающим, агрессивно-нетерпимым отношением к учителям – «героям» данных сюжетов. «За кадром» остаются образы учителя-интеллектуала, наставника, товарища, помощника, новатора, победителя, художника и творца человеческих душ, а таких педагогов в современном образовании в разы больше, их большинство.

7. Все вышесказанное естественно не способствует привлечению в школу молодых специалистов. Средний возраст учительства по стране по данным Фонда специалистов МГУ в 2000-тысячные годы составляет  52года, а  в 80-е годы  средний возраст равнялся цифре- 35лет.  Выпускники ВУЗов не проявляют особого желания идти работать в школу, а если и приходят, то долго не задерживаются.

 СЛАЙД №18

Заканчивая работу над  проектом, необходимо определить  пути решения обозначенных проблем.  Многие из  них     определены Презедентом РФ В,В.Путиным. Глава государства определил задачу в сфере образования на ближайшие десятилетия – сделать российскую школу одной из лучших в мире.  В связи с этим Президент предложил создать общенациональную систему профессионального роста учителей: внедрить современные программы подготовки и повышения квалификации педагогов, механизмы морального и материального поощрения качественного труда, дебюрократизировать систему оценки труда. Путин внес еще одно предложение, которое должно порадовать весь педагогический корпус: перенести бюрократическую нагрузку с плеч образовательных организаций на плечи учредителей школ – муниципальные и региональные организации органов власти. Кроме того, глава государства предложил упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ.

Возможно, после всех предложенных мероприятий, включая    рост зарплаты педагога и рост престижности профессии учителя, поднимется и  социальный статус школьного учителя и профессия эта станет привлекательной для молодых специалистов .

СЛАЙД №18

Формирование образа нового Учителя должно быть! Да, наверное, решающими компонентами этого процесса формирования будут самообразование, самовоспитание, самовосприятие, но и общество не останется в стороне. Государство, вузы, все уровни послевузовской подготовки будут работать на реформу души педагога, на изменение или взращивание той ментальности, которая необходима новой школе, чтобы учить и готовить   маленького человека   быть счастливым гражданином своей страны.

Все мы  еще очень хорошо помним те  образы  учителя,   которые смотрели на нас с экранов советского кино.  Они кажутся родными и близкими каждому из нас.

Еще в 1957  прозвучали  замечательные слова, которые характеризуют личность современного педагога на долгие годы, на все времена. (отрывок из к\ф)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Новой школе- новые учителя"

Презентация к докладу "Новой школе- новые учителя"...

Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель

Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...

Творческая работа:«Новой школе - новый учитель: все начинается с меня».

Каким учителем я хочу быть?Посредственным? - который излагает?Хорошим - который объясняет,Выдающимся? - который показывает?Великим - который вдохновляет. Я получила воспитание и образование...

Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы

Механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы...

Творческая работа "Новой школе - новый учитель"

Творческая работа "Новой школе - новый учитель"...

Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!

Эссе "Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!"....

Творческая работа "Новой школе - новый учитель: всё начинается с нас!"

Учитель - профессия особая. Ее величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя оп...