Методический семинар
статья на тему

Монгуш Аржаана Олеговна

Содержит описание опыта профессиональной деятельности учителя, используемых  технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический семинар30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных  технологий в самостоятельной образовательной деятельности учащихся.

Введение

В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека.

 Возникают противоречия между традиционным подходом к преподаванию математики (передача информации от учителя к ученику) и высокими требованиями к сегодняшнему выпускнику (должен уметь самостоятельно входить в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат).

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

  • личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию;
  • метапредметным, включающим универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
  • предметным, включающим применение знаний и умений данной предметной области в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: умение самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; владение основами самоконтроля, самооценки;  умение обобщать, анализировать, классифицировать;  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Для достижения этих результатов в настоящее время существует немало способов инновационного обучения, например такие, как, активные методы обучения, модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, метод проектов и т.д.

В условиях информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий (ИКТ и МТ) результатом обучения является новое качество личности – информационно-коммуникативная компетентность (ИКК), определенная как одна из ключевых.

Требования современного общества, рынка труда  к специалистам: квалифицированные, предприимчивые, максимально использующие свои творческие задатки, имеющие высокий уровень владения современными информационными технологиями, основанными на применении персональных компьютеров в практической деятельности любого специалиста.

Актуальность  выбранной темы состоит в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели математического образования.

Основная проблема при проектировании  инновационных продуктивных технологий, которые позволяют при наименьших затратах труда и времени, получать максимально высокий результат, состоит в том, что необходимо помнить о том, что любая технология  должна быть здоровьесберегающей.

Целью данной работы является выявление положительных сторон при использовании инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. Рассмотреть целесообразность применения тех или иных инновационных технологий на различных этапах урока или во внеурочное время.
  2. Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.
  3. Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.

Поэтому важным является  формирование личностных, предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ.   А это  достигается посредством применения системно - деятельностного подхода, который обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся.

Основная часть

Понятие «инновация»  определяется как нововведение, приращение, способствующее качественному изменению образовательной среды.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

 - Информационно-коммуникационные технологии

 - Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации

 - Интерактивные технологии (проектный метод, включающий  проблемное обучение и исследовательскую деятельность)

- Игровые технологии

- Личностно-ориентированные технологии  обучения

- Тестовые технологии

- Здоровьесберегающие технологии

Более подробно хочу остановиться на информационно-коммуникационных технологиях.

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.  

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля. Уроки с применением компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий.

Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.).

4. Для контроля знаний

Преимущества информационных компьютерных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в работе преподавателя.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.

Сегодня  ученики обладают высоким уровнем знаний и показывают стабильные результаты, тем не менее,  теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстро меняющемся мире необходимо. Отсюда можно сделать вывод, что надо повышать не только их активность, но и самостоятельность, что даст необходимый развивающий эффект. Мы не должны забывать о том, что у обучающихся XXI века должны быть сформированы такие навыки, как коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность.

ФГОС ориентирован, в том числе на становление таких личностных характеристик школьника, как уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, приходить к взаимопониманию, сотрудничеству для достижения общих результатов. Кроме того, требования ФГОС к методике обучения предполагают формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций.

Сегодня также  есть востребованность высокого уровня учебных достижений  со стороны родителей и учащихся. Внедрение в практику использования  новых средств обучения - интерактивных учебных пособий, цифровых образовательных ресурсов является необходимым условием для учителя. Необходим переход от традиционной системы обучения к личностно-ориентированной. В своей работе успешно применяю образовательные, личностно - ориентированные технологии, ИКТ – технологии, использую цифровые образовательные ресурсы.

Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса, активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода, создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках математики создают благоприятные условия для развития каждого ребёнка. При этом повысилась качественная успеваемость учащихся: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности; в итоге повышается не только успеваемость, но и качество ЗУН учащихся в классах.  Эффективно используется учебное время на уроке, снижаются нагрузки учащихся, повышается их интерес к предмету, к творческой и исследовательской работе, что способствует достижению воспитательных целей на уроке: работа в группах учит ребят общению, взаимопомощи, ответственности, развивает навыки самостоятельной работы, творческие способности, формирует общественное мнение.

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.  

Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска.  Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта,  как в мире знаний, так и в становлении  Личности ученика. Обычно ученики, имеющие низкие учебные возможности не могут проявить себя, а имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Усвоение знаний, связанных с большим объёмом  информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.  Решая компьютерные тесты, учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений  и рекомендации по ликвидации  пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогли учащимся достичь хороших результатов в учёбе, олимпиадах и конкурсах.

Заключение

Подводя общий итог работы  применения  инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся  активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.  

Вывод

Инновационные технологии и достигаемые результаты:

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать хорошего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в группах увеличена, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, конкурсах по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...