Рабочая программа по музыке-4 кл
рабочая программа на тему

Кристинкова Светлана Васильевна

Программа направлена на освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят  отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе,труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа -4 кл (2015-2016 г)312 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                            4 класс.                  

                             1.Пояснительная записка

  1.  Нормативно-правовые документы.

Рабочая  учебная программа по  музыке для  4 -го  класса разработана и    составлена в соответствии примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. (Положение

        о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих  программ учебных курсов муниципального

        общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский № 373     от  01.09.2010 г.)

Исходными документами для составления данной рабочей      программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Авторская программа «Музыка 1-4 кл» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы»– М. Просвещение, 2007;;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской., Т. С. Шмагиной.

  1. Цели, задачи  преподавания  учебного предмета.

       Цели программы:

         А) формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

Б)воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

     В)развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного     мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

   Г)обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

Д) овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

 2.Общая характеристика учебного предмета

2.1. Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования  и  современных требований к учащимся

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

                                    3.Место  учебного предмета, курса  в учебном плане.     

3.1.  Описание места учебного предмета в учебном плане 

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета. Базисный учебный план предусматривает изучение курса  в количестве 34 учебных недель. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год – 34.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I полугодии – 16;

Количество часов во II полугодии –  18.

Контрольные работы (тест)-2

                4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умении;
  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.     

   5.Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения  предмета «Музыка»

 Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

                                            6.Содержание  учебного предмета  « Музыка» 

                                                           I  четверть   (9 часов)

                                       Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

        Урок 1. Мелодия  - душа музыки. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского).

Урок 2. Вокализ Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).

        Урок 3.. Рождение песни (как сложили песню? Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

        Урок 4. Жанры народной песн Народные  музыкальные традиции родного края.Характерные интонации, особенности интонации, отличающие колыбельную песню отплясовой, солдатскую песню от трудовой, лирическую от хороводной…

        Урок 5. На великий праздник собралася Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

        Урок 6. Приют спокойствия, трудов и вдохновений… Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

        Урок 7. Зимнее утро. Зимний вечер Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

       Урок 8. Что за прелесть эти сказки! Выразительность и изобразительность в музыке.Как помогает музыкапочувствовать красоту пушкинской сказки….  

       Урок 9. Три чуда… . Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

II  четверть  (7 часов)

Тема раздела: «День, полный событий» (2 ч.)

        Урок 10. Ярмарочное гулянье Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

        Урок 11.Приют, сияньем муз одетый! Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).Понятие слов А. Пушкина «Приют, сияньем муз одетый

 

                                             Тема раздела: «О России петь, что стремиться в храм…» ( 2 ч.)

       Урок 12. Святые Земли Русской…. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский)

       Урок 13. Богатырская симфония… Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Симфония-А. П. Бородин…

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.)

       Урок 14. Композитор-имя ему народ. . Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой

       Урок 15. Музыкальные инструменты России..Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

       Урок 16. Оркестр русских народных инструментов. Обобщающий урок четверти Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

III  четверть   (10 часов)

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)

      Урок 17.Музыкант-чародей-сказка А. Аладова». Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  

Урок 18.Народные праздники «Троица»  Обычай. Обряды.Вторая жизнь народной песни.Связь народной песни с композиторской…П. И. Чайковский –Симфония № 4 (р.н.п. «Во поле берёза стояла»)

Тема раздела: «В концертном зале» (8 ч.)

      Урок 19. Музыкальные инструменты  (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»),

      Урок 20. Вариации на тему рококо. Музыка П. И. Чайковского..Услышать контрасты в музыке одного произведения. Развитие в музыке…Музыкальная форма: вариации. Штрихи: легато, стаккато, акценты…

       Урок 21. Старый замок. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

       Урок 22. Счастье в сирени живёт….Картины родной природы в музыке русских композиторов..Музыкальные

                   жанры: песня, романс, вокализ…Сирень-символ Родины композитора С. В. Рахманинова

        Урок 23.  Не молкнет сердце чуткое Шопена…… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Полонез-символ Польши..

        Урок 24. Танцы…Танцы…Танцы…Музыка Ф. Шопена…Мазурки…Вальсы

     Урок 25. Патетическая соната..Творчество немецкого композитора Л. Бетховена. Музыкальный жанр-соната…

            Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки..

       Урок 26. Годы странствий…Обобщающий  урок 3 четверти.  Жанры камерной музыки: романс, баркарола.Творчество русского композитора М. И. Глинки. Обобщение музыкальных впечатлений.

                                                  IV  четверть   (8 часов)

                           Тема раздела: В музыкальном театре. (5 ч.)

                                      

      

        Урок 27. Опера «Иван Сусанин» (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

       Урок 28.Русский Восток «Сезам, откройся!». Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

    Урок 29.Восточные интонации.  Музыка армянского композитора Арама Хачатуряна.Контрастные образы. Балет «Гаяне» («Танец с саблями»  «Колыбельная Гаяне») Развитие в музыке…

      Урок 30. Балет «Петрушка» Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

     Урок 31. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

                                 Раздел:  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 ч)

      Урок 32. Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

      Урок 33. Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).Интонационная выразительность музыкальной речи…

       Урок 34. Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений учащихся за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта (выпускной вечер). Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года

                                7.  Учебно-тематический план

                                                  4 класс

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Контрольные работы.

Россия-Родина моя.

5

1

Мелодия.(Концерт для ф-но с оркестром)

1

2

Вокализ

1

3

Рождение песни (как сложили песню?)

1

4.

Жанры народной песни

1

5.

На великий праздник собралася Русь! (кантата)

1

День, полный событий.

6

6.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

1

7.

Зимнее утро.Зимний вечер…

1

8.

Что за прелесть эти сказки!!!

1

9.

Три чуда…

1

10.

Ярмарочное гулянье…

1

11

Приют, сияньем муз одетый….

1

«О России петь – что стремиться в храм».

2

12

Святые Земли Русской…

1

13

 Богатырская симфония (Илья Муромец)

1

             Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5 ч.

14

Композитор-имя ему народ…

1

15

Музыкальные инструменты России..

1

16

Оркестр  народных инструментов..  Обобщающий урок

1

1

17

Музыкант-чародей… сказка А. Аладова

1

18

Народные праздники…  («Троица»)

1

В концертном зале

8

19

Музыкальные инструменты…

1

20

Вариации на тему рококо….

1

21

Старый замок…

1

22

Счастье в сирени живёт….

1

23

Не молкнет сердце чуткое Шопена…

1

24

Танцы, танцы, танцы…

1

25

Патетическая соната….

1

26

Годы странствий…Обобщающий урок…

                        В музыкальном театре

1

5

27

Опера «Иван Сусанин»

1

28

Русский Восток

1

29

Восточные интонации

1

30

Балет «Петрушка»

1

31

Театр музыкальной комедии…

1

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

3

32

Прелюдия… Исповедь души…

1

33

Мастерство исполнителя…В каждой интонации спрятан человек…

1

   

34

Обобщающий урок 4 четверти

1

1

Итого:

34

2

                                         

                   8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение .

  8.1. Учебно-методический комплект «Музыка - 4  класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  4 класс», М., Просвещение, 2005г.

Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.

учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2013 г.

                       Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  22. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  8. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
  9. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  10. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  11. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  12. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  13. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  14. Песенные сборники.
  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  16. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  17.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»,

8.2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 Данная программа реализуется на базе  учебного кабинета 324, который оборудован :

1.Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.
  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков: Ранок, 2007).
  1. Технические средства обучения:

 компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный,  интерактивная доска, магнитофон.

  1. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска
    с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

                           9. Планируемые  результаты изучения учебного предмета

                                                 Требования к уровню подготовки учащихся

4 класс

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;
  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;
  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Творчески изучая музыкальное искусство,к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  

     Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

                            10.  Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата  проведения урока

       Тема урока

Тип урока

Элемент содержания урока

Требования к уровню достижений (знания, умения, навыки)

план

факт

1 четверть-9 ч. Раздел: « Россия-Родина моя» (5 ч)

1

02.09-4Б;

05.09.4В; 4Г;4Д;

06.09.-

4А;

Вся Россия просится в песню…Мелодия.

Вводный урок, ознакомление

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

 - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С.Рахманинов.

Знать/понимать: название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса  

Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

2

09.09-4Б;

12.09.4В; 4Г;4Д;

13.09.-

4А;.

.

Вокализ

Урок-беседа

История написания «Вокализа» и его посвящение великой русской певице Антонине  Неждановой.Мелодичность, певучесть, красота  произведения

Знать/понимать:вокализ

Уметь:  продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

3

16.09-4Б;

19.09.4В; 4Г;4Д;

20.09.-

4А;.

Рождение песни.

 

Урок-беседа

Рассказ М. Горького о тайне рождения  народной песни

Знать/понимать: почему народная песня считается –народной, композиторская-композиторской, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

 Уметь:  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

4

23.09-4Б;

26.09.4В; 4Г;4Д;

27.09.-

Жанры народной песни

Урок-повторения,ознакомления

 Знакомство с жанрами народной песни,харак-терные интонации, особенности  ритма и другие средства выра-зительности отличают колыбельную от плясовой, солдатскую от трудовой , лирическую от хороводной песни

Знать/понимать: народные  музыкальные традиции родного края;.

Уметь:  узнавать изученные музыкальные произведения, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

5.

30.09-4Б;

03.10.4В; 4Г;4Д;

04.10.-

На великий праздник собралася Русь!

Расширение и углубление темы

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

-«Земля русская». Стихира русским святым – напев Киево-Печорской Лавры.(песнопения)

-«Богатырская симфония» А.Бородина (фрагмент)

-«Богатырские ворота»

Знать/понимать: народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Уметь:  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Раздел: «День, полный событий»(6ч.)

6.

07.10-4Б;

10.10.4В; 4Г;4Д;

11.10-

Приют спокойствия, трудов и вдохновений!

Закрепление, ознакомление

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы.

- «Осенняя песня» П.Чайковский;

- «Пастораль» Г.Свиридов;

- «Осень» Г.Свиридов.

Знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

7.

14.10-4Б;

17.10.4В 4Г;4Д

18.10-

Зимнее утро. Зимний вечер.

Урок-беседа

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы.

Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский;

«Зимняя дорога» В.Шебалин;«У камель-ка» из «Времен года» П.Чайковский.«Зимний вечер» М.Яковлев,А.Пуш-кин. «Зимний вечер» - р.н

Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (песня, романс, вокализ, сюита);

Уметь:  выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

8.

21.10-4Б;

24.10.4В 4Г;4Д

25.10-

Что за прелесть эти сказки!

повторение

Выразительность и изобразительность в музыке.  

- «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков.

Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле;

Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

9.

28.10-4Б;

31.10.4В 4Г;4Д

01.11-

Три чуда…

Закрепление, обобщение

- «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков.

.

Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле;

Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

2 четверть  (7 часов)

10.

11.11-4Б

14.10.4В 4Г4Д

15.11

Ярмарочное гулянье.

Введение в тему

Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  

- Русские народные наигрыши;

- Светит месяц – р.н.п.

- Камаринская – П.Чайковский.

- Пляска скоморохов Н.Римский-Корсаков.

- «Волшебный смычок» - норвежская народная песня.

Знать/ понимать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов;

Уметь:  высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).

11.

18.114Б

21.11.4В 4Г4Д

22.11

Приют, сияньем муз одетый….

ознакомление

Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке.  

- Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.

«Девицы, красавицы».

«Уж как по мосту, мосточку»,

- «Детский альбом» П.Чайковского.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет

Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма);

Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Раздел: «О России петь, что стремиться в храм» (2 ч)

12.

25.11.4Б

28.11.4В 4Г4Д

29.11

Святые Земли Русской

Урок-беседа

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы

 Знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

13.

02.12.4Б

05.12.4В 4Г4Д

06.12.

Богатырская симфония

 

ознакомление

Выразительность и изобразительность в музыке. Черты русского характера… Образ богатыря….  

Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов;

Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

Раздел: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч)

14.

09.12.4Б

12.12.4В 4Г4Д

13.12.

Композитор-

имя ему народ…

   

ознакомление

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

П.И. Чайковский «Концерт № 1»

Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки : симфония, концерт  

Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

15.

16.12.4Б

19.12.4В 4Г4Д

20.12.

Музыкальные инструменты России..

Углубление темы раздела

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, музыкальные инструменты (презентации)

Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.

16.

 23.12.4Б

26.12.4В 4Г4Д

27.12.

Оркестр русских народных инструментов.

Обобщающий урок четверти.

Повторение, обобщение

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений .Знакомство  с народными музыкальными инструментами

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.

3 четверть (10 ч.)

17.

13.01.4Б

16.01.4В 4Г4Д

17.01.

Музыкант-чародей-сказка-музыка А. Аладова А.

Урок-беседа

Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке.   Роль музыки в литературе

Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма);

Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

18.

20.01.4Б

23.01.4В 4Г4Д

24.01.

Народные праздники «Троица»

Раздел: «В концертном зале» (8 ч.)

Расширение и углубление знаний

Музыкальный фольклор народов России.  Народные музыкальные традиции родного края.

-«Во поле береза стояла» - р.н.п.

Симфония№4 П.Чайковский

- Троицкие песни.

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

19.

27.01.4Б

30.01.4В 4Г4Д

31.01.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)

ознакомление

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

- «Ноктюрн» А.Бородин;

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.

20.

03.02.4Б

06.02.4В 4Г4Д

07.02.

.

Вариации на тему рококо.

Урок-беседа

Музыка П. И. Чайковского..Услышать контрасты в музыке одного произведения. Развитие в музыке…Музыкальная форма:вариации,штрихи:легато,стаккато,акцен

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

21.

10.02.4Б

13.02.4В 4Г

14.02.

Старый замок

Повторение, закрепление

 Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Знать/понимать: названия изученных жанров;  сюита, старинная музыка

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения.

22.

17.02.4Б

20.02.4В

4 Г

4 Д

21.02.

Счастье в сирени живет…

ознакомление

Выразительность и изобразительность в музыке.  

Музыкально-поэтические образы.

С.В.Рахманинов «Сирень»

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; романс, сопрано;

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения.

23.

24.02.4Б

27.02.4В 4Г

28.02.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Урок-беседа

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные.

- Шопен. Полонез №3,

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; песня-ария, куплетно-вариационная форма; полонез

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

24.

03.03.4Б

06.03.4В 4Г

07.03.

.

«Танцы, танцы, танцы»

Повторение, закрепление

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

Музыка польского композитора (вальсы, мазурки)

Знать/ понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; мазурка

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

25.

10.03.4Б

13.03.4В 4Г

14.03.

«Патетическая» соната.

ознакомление

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

- Патетическая соната – Л.Бетховен;

Знать/ понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

названия изучаемых жанров и форм музыки; восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

26.

17.03.4Б

20.03.4В 4Г

21.03.4А

.

Годы странствий.

Обобщающий урок 3 четверти

4 четверть (8 ч.)

 Раздел: «В музыкальном театре»

Урок-обобщение

  Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Творчество русского композитора М. И. Глинки. Обобщение музыкальных впечатлений.

Знать/ понимать: названия изученных жанров  музыки; романс, баркарола, арагонская хота

Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

27.

31.03.4Б

03.04.4В 4Г

04.04.4А

Опера «Иван Сусанин»

Введение в тему нового раздела

Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.

-опера «Иван Сусанин». М.Глинка.

(интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Знать/ понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

28

07.04.4Б

10.04.4В 4Г

11.04.4А

.

Русский восток.

Урок-беседа

Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. 

- «Пляска персидок» Мусоргский;

- «Персидский хор» М.Глинка;

Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).

Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

29.

14.04.4Б

17.04.4В 4Г

18.04.4А

Восточные интонации

Повторение, закрепление

 

Знать/понимать: названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

30.

21.04.4Б

24.04.4В 4Г

25.04.4А

Балет «Петрушка»

ознакомление

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет.

- Ярмарка («Петрушка») И.Стравинский.

Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах,

(Музыкальные фрагменты из опер, балетов, музыкальных произведений разученные песни).

 Знать/понимать: названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

31.

28.04.4Б

08.05.4В 4Г

02.05.4А

Театр музыкальной комедии…

Углубление темы

Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта.

-«Вальс» И.Штраус;

«Я танцевать могу» Ф.Лоу.

- «Звуки музыки» Р.Роджерс;

Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Раздел: «Чтоб музыкантом быть. так надобно уменье…» ( 3 ч.)

32.

05.05.4Б

15.05.4В 4Г

16.05.4А

Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд.

Закрепление, повторение

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

-«Прелюдия№7» С.Рахманинов;

-«Прелюдия» Ф.Шопен.

-«Этюд№12» Ф.Шопен;

Знать/понимать: религиозные традиции, гимн, величание.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

33.

12.05.4Б

22.05.4В 4Г

23.05.4А

Мастерство исполнителя. В  каждой интонации спрятан человек

Урок-беседа

Народная и профес-сиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты.

- «Ты, река ли моя реченька» - р.н.п.

-«Реченька» - бел.нар.песня

- «Солнце, в дом войди» - грузинская

- «Вишня» - японская песня

- «Аисты» - узбекская песня 

- Концерт №1 П.Чайковский;«Ты вос-пой, жавороночек» . Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Знать/понимать: народные  музыкальные традиции родного края.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование).

34.

19.05.4Б

29.05.4В 4Г

30.05.4А

Обобщающий урок 4 четверти…

Обобщение, закрепление, повторение

.Исполнение разученных произведений ,участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов;

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...