Профилактика перегрузок учащихся школы
статья на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Профилактика перегрузок учащихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_fevral_13g.docx68.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономноеобразовательное учреждение для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» __________________________________________________________________142190 г. Москва, г. о. Троицк, ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495) 851-50-03, school7ZR@mail.ru

Профилактика перегрузок учащихся школы.

Выступление на педагогическом совете школы

РАДУГА!!!111

Председатель ШПМПк Варченко Е.В.

21.02.2013


Профилактика перегрузок учащихся школы.

     Для реализации основной цели работы ПМПк необходимо решение множества задач, среди которых отмечается – профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения учащихся школы.

     Полезно знать: для нормального функционирования организма и хорошего самочувствия ребёнку необходимо двигаться от 3,5 до 5 часов в день.

     Однако, как показали результаты опроса родителей, проведённого мною на протяжении последних 2-3 недель, охватывающего обучающихся как начального, так и старшего звена, ежедневно активно двигаются несколько учащихся школы, потолок же активности остальных детей едва достигает 1-1,5 часов.

     По данным Минздравсоцразвития (данные взяты из интернета с официального портала министерства) к моменту поступления детей в школу высокими показателями здоровья могут похвастать лишь 8–9% детей, 60% детей имеют всевозможные хронические заболевания.

     В этом же исследовании отмечено, что рабочий день современного ученика с учётом домашних заданий длится ежедневно до 10-12 часов, что приводит к формированию синдрома усталости и дезаптационных состояний.

Представьте себе, что вы работаете ежедневно 10-12 часов. Какое состояние здоровья у Вас после такой интенсивной работы? Вы чувствуете усталость, головную боль, хочется лечь, отдохнуть и пр. А что можно ожидать от детей, тем более детей с ОВЗ?

     Остановимся на основном контингенте учащихся школы:

  • органическое поражение ЦНС ≈ 30%
  • наличие психотических и психопатологических расстройств, расстройств аутистического спектра ≈ 10-15%
  • дети, имеющие синдромы органического круга (генетические патологии): синдром Дауна, синдром Вильямса, синдром Секкеля ≈ 10-12%;
  • ДЦП – 1%;
  • ЗПР и ЗПРР ≈ 38-40%

 Как работать с такими детьми, не навредить им и самому себе?!

  Исследования советских и российских дефектологов показали, что учащихся С(К)ОШ VII. VIII вида условно можно разделить на 4 группы:

« I группа 10-15% детей, которые в целом справляются с предъявляемыми заданиями, активны и самостоятельны в работе;

II группа 25-30% детей, для которых характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, но они неплохо справляются с реализацией знаний в определённых условиях;

III группа 35-40% учащихся пассивны, у них наблюдается инертность психических процессов, как правило такие дети с трудом справляются с программным материалом, фактически не беря его, что требует его упрощения;

IV группа 10-15% детей, занимающихся по индивидуальным программам, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступно, обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки…»[1], [2]

      Следовательно, «примерно 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний;

35% - минимально необходимый (сниженный) уровень;

20% - не способны к усвоению программного материала в общепринятом понятии…»[3]

     Остановлюсь на некоторых аспектах вопроса. Как же предотвратить интеллектуальную перегрузку учащихся?!

  1. Рабочая программа:
  • Составление рабочей программы по предметам с учётом индивидуально-типологических особенностей развития учащихся каждого конкретного класса, рекомендаций узких специалистов школы;
  • Не переписывать чужие рабочие программы, созданные специалистами для определённых категорий детей;
  • При написании программы прорабатывать УМК, заранее примеривая рабочий материал к каждому ребёнку;
  1. Расписание уроков:

               Составлять с учётом требований САН.ПиНА, данных медико-психолого-пе

       дагогических исследований, опираясь на методические рекомендации дефекто

       логов, программные требования.

  1. Временные рамки и динамическая наполняемость уроков:
  • В 1-2 классах (программа VIII вида) урок не должен превышать 35 минут;
  • Через 15-20 минут от начало работы необходимо проведение динамической паузы (в любом классе, на любом уроке) в течение 1-2 минут, учитывая профиль психофизического развития детей (знать процессы возбуждения и торможения);
  • С 3-го класса и далее урок длится не более 40 минут;
  • Наибольшая работоспособность детей достигается в первой половине урока, тогда как итоговые 10-15 минут отводятся на закрепление, повторение материала;
  • Важна  смена динамических поз учащихся на уроке. Режим работы детей «сидя-стоя»;
  •  Минимальное время для перемены – 10 минут, после 2-го и 4-го уроков перемена длится 20 минут;
  • На уроке строго соблюдать режим зрения:

А) Используя крупные шрифты;

Б) Ведя чёткую запись на доске;

В) Используя сигнальные мелки;

Г) Индивидуальный раздаточный материал (качественно выполненный, желательно типографским способом);

Д) На доске и рядом с ней не должно быть ничего, что отвлекало бы внимание детей;

Е) При наличии наглядности она должна находиться в кабинете на одном и том же месте;

Ж) Не использовать одновременно более 2-х видов наглядного материала, т.к. произвольное внимание детей нарушено (неустойчиво), нарушены объём, устойчивость, концентрация, распределение внимания;

     4) Подготовка домашнего задания:

  • Подготовку домашнего задания желательно начинать с 3-ей четверти 2-го класса (программа VIII вида);
  • «Объём домашнего задания по любому предмету не должен превышать

1/3 того материала, который ученик выполняет на уроке, а вся самоподготовка учащихся 2-4 классов не должна составлять более 1 часа, а учащихся 5-9 классов – до 2 часов»;[4]

  1. Оценка работы учащихся:
  • Введение оценки с 1-ой четверти 3-го класса как стимулирование работы детей, а не выставление оценки их диагнозу;
  • «Логика и содержание проверочных, контрольных, итоговых учебных мероприятий складывается из разных видов заданий. Чем больше верно выполненных заданий от общего объёма, тем выше показатель надёжности знаний у учащихся, что даёт основание оценивать знания как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные);
  • Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированности знаний у наших детей:

А) оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети верно выполняют от 35 до 50% заданий;

Б)  оценку «хорошо» - от 50 до 65%;

В)  оценку «очень хорошо» - свыше 65%;

В любом случае при оценке работы следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность…»[5]

  1. Как распознать усталость обучающегося от увеличения интеллектуальной нагрузки на уроке и вывести ребёнка из этого состояния:
  • «Выхватить» ребёнка из создавшейся ситуации;
  • Маркер – повышенная отвлекаемость;
  • Сменить позу или вид деятельности;
  • Уменьшить интеллектуальную нагрузку;
  • По возможности умыть, напоить чем-то сладким;
  • Использование ОПТ;
  1. Эмоциональную перегрузку учащихся предотвращать через:
  • Постоянное наблюдение за поведением учащихся;
  • Сокращение интеллектуальной нагрузки при возникновении критической ситуации;
  • Тесное сотрудничество с «узкими» специалистами;
  • Тесное сотрудничество с родителями учащихся;
  • При возникновении эмоциональной перегрузки сокращение количества учебных дней и медикаментозную поддержку.


[1]  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4  классы.// Под редакцией Бгажноковой И.М. М.: Просвещение.2011

[2]Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах: Учеб.пособие.- М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

[3]Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4  классы.// Под редакцией Бгажноковой И.М. М.: Просвещение.2011

[4]Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах: Учеб.пособие.- М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

[5]  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4  классы.// Под редакцией Бгажноковой И.М. М.: Просвещение.2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День профилактики «Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!»

Материалы по проведению Дня профилактики «Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!»...

Активные формы проведения работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы

Активные формы проведения работы  по профилактике правонарушений  среди учащихся школы...

Программы по профилактике для учащихся общеобразовательных школ

1.  Программа  «Педагогическое сопровождение семьи, находящейся в зоне социального риска»2. ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, НАРКОТИЧЕСКОЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ3. Прог...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся

В настоящее время стал актуальным вопрос об учебных перегрузках учащихся. Для того, чтобы предупредить на уроках у школьников утомление и, тем более, переутомление, необходимо использовать инновационн...

Выступление на районном семинаре по теме: «Профилактика дезадаптации учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»

Выступление на районном семинаре по теме:«Профилактика дезадаптации  учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»...

План мероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости, воспитание у учащихся школы уважительного отношения к истории и традициям других народов, толерантности на 2018 – 2019 учебный год.

Планмероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости,воспитание у учащихся школы уважительного отношения к истории и традициям других народов,толерантности на 2018 – 2019 ...

«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»

     Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...