Индивидуальный план самообразования
учебно-методический материал на тему

Потемкина Елена Леонидовна

Индивидуальный план самообразования раскрывает содержание перспективного развития моей профессиональной деятельности на межаттестационный период с 2017-2022г.г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/JiDP/v7DEe5ec4 34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 27

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

«Рассмотрено»                         «Согласовано»                        «Утверждаю»

Руководитель МО                       Заместитель                                   Директор МБОУ

_____/З.Г.Камалова/          директора по УР                         «СОШ № 27»                                                                   МБОУ «СОШ №27»                                                                       _____/Л. В. Ярцева/

Протокол № 1 от                           _____/С.А.Гурьянова/                 Приказ №198    от

« 31 » августа 2017 г.                 «31» августа 2017 г.                     «31» августа 2017 г.

Индивидуальный план самообразования

 учителя изобразительного искусства

Потемкиной Елены Леонидовны

на 2017-2022 учебный год

Нижнекамск 2017г.

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Цели и задачи

3. Перечень вопросов по самообразованию.

4. Предполагаемый результат

5. Направления самообразования

6 Этапы работы над темой

7. Источники самообразования:

8. Литература по теме самообразования

Индивидуальный план самообразования учителя.

Методическая тема МБОУ «СОШ№27»: «Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации ФГОС»

Методическая тема ШМО учителей технологии, музыки, изобразительного искусства «Совершенствование профессиональных компетенций, формирование творческого потенциала учителя в условиях работы в инновационном режиме»

Тема самообразования: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности, как условие развития художественно-творческого потенциала учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»

Работа над темой начата: 2017-2022 уч.г

Предполагается закончить работу над темой: 2022-2023уч.г.

Пояснительная записка

Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.

            Поэтапный переход на стандарты второго поколения предполагает несколько измененный взгляд на преподавание предметов художественно-эстетического циклов в системе общего образования. Новые образовательные стандарты выделили в качестве приоритетных две стратегии современного образования – личностный и компетентностный подходы. Эти подходы органически связаны между собой: компетентность, в отличие от требуемых предыдущей педагогической парадигмой знаний и умений, принадлежит к личностной сфере учащегося и является инструментом самореализации его личности. Сочетание предметов «изобразительное искусство» (5-7 классы) и «искусство (МХК)» (8 классы), позволяет реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно, от приобщения к отдельным видам искусства и к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусства к формированию ценностных ориентиров учащихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации средствами искусства.

Приоритетной целью художественного образования в школе является эстетическое развитие личности. Культурно-созидающая роль программы состоит также в воспитании патриотизма. Эта задача не в коей - мере не ограничивает связи с мировыми процессами. Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью.

                Предметы художественно-эстетического цикла обладают мощным арт-терапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, а так же являются пространством формирования специальных предметных компетенций учащихся, формирующих в том числе художественно-творческую активность, что отвечает современным задачам образования и реализации принципов здоровье сберегающего обучения в условиях реализации ФГОС ООО».

Изучение предметов «изобразительное искусство» и «искусство» позволяет каждому учащемуся почувствовать себя успешным в образовательном процессе и способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом. Этот эффект возрастает при освоении «Изобразительного искусства» и как предмета, объединяющего возможности воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся. Так же предмет интегрирует  другими предметными областями, как технология и черчение, история и литература, биология, что позволяет более широко рассматривать изобразительное искусство, как предмет практический.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен, в совершенстве знать свой предмет. Владеть методикой его преподавания; иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и других сферах. Учитель учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. 

Участвуя в конкурсе «Педагог дополнительного образования - 2017», на муниципальном уровне я представляла  обобщение своего опыта работы: самопрезентацию, представление авторской программы, открытый урок и мастер-класс. Все это позволило мне  повысить своё педагогическое мастерство, получить новые знания, что-то открыть для себя, и взять на заметку. После этого конкурса я поставила перед собой цель - повысить свой профессиональный уровень, получать знания из разных источников, работать в новом русле, пробовать технологические новинки, строить интересные уроки, готовить детей к жизни, развивать их к креативному мышлению в области искусства и дизайна.

 Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития, познавательной и личностной активности учащихся.

Задачи.

  1. Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения предметов изобразительное искусство и искусство (МХК) в соответствии с ФГОС ООО.
  2. Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания изобразительного искусства и искусства (МХК).
  3. Формировать интерес учащихся к урокам  изобразительного искусства и искусства (МХК).
  4. Поддерживать мотивацию  учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности.
  5. Продолжить работу по обобщению выявленного передового педагогического опыта педагогов школы и района.
  1. Совершенствовать  систему поддержки одаренных, талантливых детей и учащихся с повышенной мотивацией учебно-познавательной деятельности.

Перечень вопросов по самообразованию.

  1. изучение психолого-педагогической литературы;
  2. разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  3. проектная и исследовательская деятельность;
  4. анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  5. продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  6. планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 Предполагаемый результат:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по изобразительному искусству и искусству (МХК);
  • повышения мотивации к занятиям по изобразительному искусству и искусству (МХК);
  • научить детей работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • создать комплекты педагогических  разработок.
  • периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, представлять отчет о результатах работы над темой на ШМО и ГМО и педсоветах.
  • разработать  дидактические материалы, тесты, способствующие улучшению качества обучения в изучении предмета.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и ММО,  на методическом и педагогическом советах школы, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, круглых столах и вибинарах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей изобразительного искусства по темам.

4. Проводить  открытые  уроки  и мастер-классы.

5. Организовать   кружковую  и  внеклассную  деятельность  по  предмету.

6. Участвовать в профессиональных семинарах, конференциях,  различного уровня.

в течении

2017-2022г

регулярно

Экспериментальная и инновационная деятельность

1.Участие в работе инновационной площадки на базе ФГБОУ ВПО НИСПТР г. Набережные Челны «Разработка и апробация методического конструктора по освоению педагогами профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС и профессиональному стандарту педагога через организацию сетевого партнерства школ». 

2.Продолжить  реализацию экспериментальной работы «Проект программы «Основы дизайна» в 5-8 классах МБОУ "Средней общеобразовательной школы № 27 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Нижнекамска Республики Татарстан в рамках внеурочной и кружковой работы  с 2016 -2017 учебного года».

3.Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся

4. Проведение диагностики учащихся

в течение

2017-2022г

Регулярно

2 раза в год

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 2.Продолжить исследование по проблеме: «Развитие личности подростка средствами изобразительного искусства»

Регулярно

в течение

2017-2022г

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по изобразительному искусству и искусству (МХК).

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения изобразительного искусства и искусства (МХК).

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей технологии, музыки и искусства.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, проектах, выставках.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших примеров уроков, мастер-классов, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки, мастер-классы для коллег по школе, учителей района

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

11.Выступить с творческим отчётом  о педагогической работе на августовском методическом объединении учителей ИЗО, семинаре муниципального и республиканского уровня, по профилю своего предмета.

 в течение

2017-2018г.

регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории изобразительного искусства, педагогике и психологии.

3. Проведение мастер-классов на ТВ и соц.сайтах

4. Публикации на личном мини-сайте «Социальная сеть работников образования», обмен педагогическим опытом, публикация методических разработок

5.Продолжить представление публикаций материалов своей работы на сайте школы

в течение

2017-2022г

.

регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

в течении

2017-2022г

регулярно

Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2017-2022г.

1.Изучение нормативно – правовых документов по ФГОС ООО
2. Курсы повышения  квалификации учителей изобразительного искусства.

3.Изучить  литературу по данной проблеме:

- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

-   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

-   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

- Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

4. Изучить  вопрос: «Профессиональная компетенция учителя изобразительного искусства»  

-  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2017-2022г

1.Участие в семинарах, круглых столах и вибинарах  для учителей изобразительного искусства.
2. Выступление на МО «Реализация различных интерактивных технологии, как средство формирования УУД в рамках ФГОС ООО»

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы

по изобразительному искусству.

4. Подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям.

2017-2022г

1.Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ООО.

2. Создание пакетов раздаточного материала для уроков изобразительного искусства и  искусства (МХК)

3.Разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать эссе по искусству»

4. Внедрить в практику работы  проектную технологию, интерактивные технологии, расширить использование компьютерных технологий в обучении.

5.Участие в олимпиадах, конкурсах, проектах, выставках, мастер-классах

Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

2017-2022г

1.Участие в работе районного  МО учителей изобразительного искусства, в проведении семинаров.
2.Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах  и конференциях.
3.Участие в работе школьного сайта
4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2017-2022г

1..Выступление на педсовете «Образовательная деятельность, как средство формирования УУД».
2.Выступления на заседаниях МО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку».
3.Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).
4.Мастер-класс «Реализация ФГОС ООО: рефлексия учащихся на уроках изобразительного искусства».

5. Открытые уроки по предмету.

6.Публикации на сайтах: «Портал педагога», «nsportal»

        

Направление работы

Учебный год

2017-18

2018-19

2019-20

2020-21

2021-22

Аттестация

*

Курсы

*

*

Переподготовка

Выступление на МО

*

*

*

Выступление на педсовете

*

Выступление на августовском совещании

*

Грант Главы

*

Участие в семинаре

*

*

*

*

*

Участие в предметной неделе

*

*

*

*

*

Публикации

*

*

*

*

*

Участие в олимпиадах

*

*

*

*

*

Участие в научно-практических конференциях

*

*

*

*

*

Воспитательная работа

*

*

*

*

*

Родительские собрания

*

*

*

*

*

Мониторинг

*

*

*

*

*

Авторская программа

*

*

Источники самообразования:

  1. Всероссийский  научно-методический журнал «Искусство, все для учителя»;.
  2. Научно-методический журнал «Магариф»;.
  3. .Приложение газеты «Первое сентября» по истории;.
  4. .Методические пособия и учебники.
  5. .Интернет; интернет - сообщества учителей.
  6. Библиотека, интернет -библиотеки
  7. Мероприятия по обмену опытом;
  8. Курсы повышения квалификации.

Литература по теме самообразования

Александров А.Д. Творческая сущность человека // Человек в зеркале наук. – СПб.: изд. СПб. университета, 1993. – 160 с.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 240 с.

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр информационных технологий, 2000. – 608 с.

1997. – С. 328-348.

Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способность к творческой реализации // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 1. – С. 93-102.

Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника – к творческому замыслу урока. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

Доснон О. Развитие креативности: креативность и обучение // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной и Э. Лоарера / Пер. с франц. И. Блинниковой. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997 .- С. 65-81.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

Коротяев Б.И. Учение-процесс творческий. – М., 1989.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с., ил.

Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 416 с.

Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 82-85.

Малахова Н.Н. Воспитание искусством: творческое самоопределение и обретение личностных смыслов // Сибирский учитель. – 2007. - № 1. – С. 54-58.

Мейтув С.П. Развитие индивидуального творческого мышления. – М., 1994.

Мелик Пашаев А.А., Новлянская З.И. Ступеньки к творчеству. – М., 1987.

Одаренные дети: Пер. с англ. // Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

Ожиганова Г.В. Развитие творческих способностей. – М.: Издательство ИПРАН, 1995. – 37 с., ил.

Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

Яцыневич Л.А. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся: Автореф. дис…канд. пед. наук. – Казань. 1981. – 18 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования по теме "Современные компьютерно-информационные технологии в процессе обучения экологии и географии"...

Индивидуальный план самообразования

Подробный план долговременного плана самообразования с указанием мероприятий, открытых занятий и результатов....

Индивидуальный план самообразования

При составлении индивидуального плана самообразования многие учителя сталкиваются с затруднениями. Надеюсь, что мой план послужит подспорьем для многих при составлении своего собственного плана самооб...

Индивидуальный план самообразования

Цели: повышение качества образовательного процесса; обеспечение развития познавательной и личностной сферы      учащихся.   Задачи: развивать творчес...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Индивидуальный план самообразования

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразованияна 2011 - 2016 год учителя математики и информатикиТема самообразования «Тест как одна из форм контроля знаний, умений, навыков»...