Самоанализ открытого урока с ученицей 1 класса Фёдоровой Ксенией
план-конспект урока на тему

Хилько Оксана Владимировна

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.

Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_otkrytogo_uroka_po_predmetu.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

                  Самоанализ открытого урока по предмету

«Специальность и чтение с листа» преподавателя по классу фортепиано    Хилько О.В. с обучающейся 1 класса Фёдоровой Ксенией

26. 01. 2016 года.

Характеристика ребёнка:

 Фёдорова Ксения  – ученица 1 класса фортепиано, 8 лет. Обучалась с 1 декабря 2015 года в дошкольной группе и с 1 сентября 2015 года ученица 1 класса. Имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, хорошую музыкальную память, развитое мышление. Эмоциональна, отзывчива на музыку, доброжелательна и контактна. На уроках усидчива, работает с полной отдачей. Домашней подготовки нет,  в связи с отсутствием музыкального инструмента, но, тем не менее, с программными требованиями по классу справляется. Игровые приемы усваивает легко, руки  свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Самокритична, может объективно оценить свою работу.

Тема: «Применение нетрадиционных приёмов, в начальный период обучения игре на фортепиано».

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.

Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Освоение музыкальной грамотой  необходимой для владения инструментом: знание нот I; II; малой октавы, умение читать  ритмические схемы, знание размеров 2/4; 3/4, 4/4;
  • Овладение игры: non legato, legato, staccato, marcato;
  • Продолжение  работы над рациональными приемами игры на фортепиано;
  • Закрепление умения  чтения с листа, с применением  метода «Игры вслепую»;
  • Закрепление и применение знаний с использованием динамических оттенков и штрихов;
  • Закрепление стилевых особенностей исполняемых произведений;
  • Расширение  багажа музыкальных впечатлений , знакомство  с музыкой полифонического склада;
  • Ознакомление с эпохой барокко на примере Менуэта До мажор  И.С.

Баха;

Развивающие:

  • Развитие ассоциативно-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
  • Развитие творческого воображения;
  • Закрепление двигательно-игровых навыков, пластики движений, культуры звукоизвлечения;
  • Развитие полифонического мышления;
  • Формирование навыка самоконтроля;

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту;
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке;
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;
  • Воспитание волевых качеств: усидчивости и целеустремленности;

Этапы урока:

Организационный этап.                                                                        

Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога. Положительный психологический настрой ребёнка на рабочий

процесс.

Основной этап.

Работа над упражнениями «Лента», «Дорожка»                                   

Была проведена работа над закреплением  аппликатуры, наработки беглости исполнения   упражнений «Дорожка», «Лента». Работа над преодолением пианистических неудобств.

Работа над гаммой До мажор                                                                    

Продолжили работу в игровой форме, обратили внимание на  аппликатуру, на постановку кисти,  исполнили гамму двумя руками в восходящем и нисходящем движении, расходящуюся гамму, хроматическую гамму о.к.р.  и тонического трезвучия с обращениями  о.к. р.

Для более интересного изучения материала был применён метод-сказки . Сказка о музыкальной планете и государствах живущих на этой планете,  со своим королём - главным тоном звуком До.

В игровой форме была проведена работа над закреплением названия нот, длительностей, ритмических схем.                                                                                                                  

• Повторение нот  I;  II; октавы скрипичного ключа и малой октавы басового ключа.

• Повторение длительностей нот, где  была проведена работа по карточкам на чтение ритмических схем и закрепление размеров  2/4 и 4/4.

 • Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови» рассчитана на беглое чтение нот.

Знакомство с  Менуэтом До мажор И.С. Баха:

 На основе «Менуэта» До мажор  И.С. Баха, прошло первое знакомство с полифонической музыкой. Ребёнок узнал, что менуэт – это старинный французский танец, который состоит из небольших шагов. Термин «менуэт» в переводе с французского языка означает – маленький шаг.

Менуэт называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия.

Расцвет Менуэта пришелся на 16-17 века. Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. Вскоре менуэт попал и в Россию, и занял почетное место среди бальных танцев.

Был показан ряд иллюстраций, портретов, видеоролик.

Далее был сделан  анализ произведения.

Рассмотрена форма произведения, тональный план,  фразировка, характер движения голосов. Была проведена работа над тембровой окраской голосов, качеством звуковедения, динамическими пластами.

Разучивание 1части:

 1.  Определили количество фраз 1 части;

 2. Назвали ноты, длительности, определили движение мелодии.

 3. Обратили внимание на аппликатуру.

 4. Играть отдельно каждой рукой, по голосам.

 5.  Игра в ансамбле. Один голос играет учитель, другой – ученик.

  Ребёнок, выполнял все задания осознанно, внимательно, добиваясь качественных результатов не смотря на сложность произведения.

Физкультминутка.  Был сделан ряд расслабляющих упражнений.    

Работа над закреплением знаний динамических оттенков, штрихов –

Работа прошла в игровой форме «Цветики-семи цветики», где каждый лепесток нёс информацию о штрихе или динамическом оттенке. Ребёнку  было дано задание назвать,  штрих или динамический оттенок каждого лепестка и объяснить его значение с закреплением игры на фортепиано. А также была предложена работа на логическое мышление: «Для чего музыкальной речи нужны динамические оттенки и штрихи?»  Ребёнок работал с увлечением и интересом.

Исполнение произведений:

Далее было дано задание, вспомнить из ранее изученного материала и исполнить те произведение, в которых  встречаются сразу несколько изученных штрихов

С. Аллерм  «Вальс – Мюзет»

А. Жилинский  «Этюд».

Чтение с листа:

Затем прошла работа над чтением с листа  по учебнику  «Сольфеждио»         №  39;   Был сделан подробный разбор, определена тональность, размер, длительность нот, движение мелодии с названием нот  и исполнение  к.р. о.  с пением сольфеджио и счётом вслух.                                                  

В заключение урока была предложена ребёнку игра в ансамбле вместе с педагогом произведения Т. Ивановой  «Регтайм – шутка».      

         

При подготовке и проведении урока я руководствовалась принципами:

  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

На уроке были использованы нетрадиционные методы и формы обучения  направленные на  развитие и реализацию творческого потенциала ребёнка, на закрепление знаний, умений и навыков:

  • Игра; ситуационно-ролевая игра;  сюрприз;  путешествие; сказка; метод живого созерцания;

А также

  • Словесный, наглядный, практический, был использован проблемно-поисковый метод (при подборе рациональных приемов игры); метод творческой работы;  метод контроля;

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности ребёнка на протяжении всего урока.

В процессе урока учащаяся  была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно.  Работа ребёнка оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

Урок поставленных задач достиг.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока в 6 классе.

Самоанализ открытого урока  английского языка  в 6 классе1. Характеристика класса: Класс, в котором  я провела урок, обучается 14 учащихся. На уроке присутствовало 12 уча...

Самоанализ открытого урока в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"

Самоанализ открытого урока по немецкому языку в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"...

Самоанализ открытого урока с ученицей 2 класса Аникеенко Ксенией

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков с привлечением различных форм и методо...

Самоанализ открытого урока в 6 классе«Раскрытие скобок Коэффициент. Приведение подобных слагаемых»

Тип урока : урок  рефлексииОбразовательная цель: способствовать   систематизации, расширению  и углублению  умений применять преобразования :раскрытие скобок, нахождение коэфф...

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...

Самоанализ открытого урока в 5 классе на тему: «Экологические факторы среды»

В материале предст авлен самоанализ урока биологии в 5 классе....

Самоанализ открытого урока в 9 классе.

Данный урок проходил в 9 «А» классе, в котором 26 чел. Ребята в классе  имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны...