Самоанализ открытого урока с ученицей 2 класса Аникеенко Ксенией
план-конспект урока на тему

Хилько Оксана Владимировна

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.

Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков с привлечением различных форм и методов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_otkrytogo_uroka.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес        21.02.2017г.

Самоанализ открытого  урока по предмету

«Специальность и чтение с листа»

преподавателя Хилько О.В. с обучающейся 2-го класса

Аникеенко Ксенией.

Характеристика на обучающейся:

Аникеенко Ксения  - ученица 2 класса, 8 лет, обучается с дошкольной группы. Имеет хорошие музыкальные данные: эмоционально отзывчива на музыку,   обладает устойчивым хорошо развитым чувством ритма, развит внутренний музыкальный слух,  хорошо развиты музыкальная память и  мышление.  При этом к занятиям музыкой относится не достаточно серьезно, за инструментом работает недостаточно увлеченно, быстро утомляется,  слабая концентрация внимания, разбор нотного текста вызывает затруднение, все игровые приемы осваивает с трудом. Долго приспосабливается к инструменту, неустойчивые, маленькие пальцы, низкое запястье, левша.

Тема: «Формы работы со слабым учащимся в классе фортепиано».

Тип урока:  комбинированный.

Форма урока: индивидуальное занятие

Цель:

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.

Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков с привлечением различных форм и методов работы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширение и обогащение кругозора учащегося о музыкальных формах на примере  знакомства  с сонатной  формой;
  • Знакомство  с новым ритмическим рисунком - с пунктирным ритмом;
  • Закрепление и обобщение знаний  о «Средствах  музыкальной выразительности»;
  • Применение и закрепление рациональных приемов игры на фортепиано;
  • Закрепление умения  беглого чтения с листа;
  • Обобщение и закрепление стилевых особенностей исполняемых произведений;

Развивающие:

  • Пополнение музыкально-слухового опыта учащегося;
  • Развитие  культуры звукоизвлечения, совершенствование  исполнительского мастерства, формирование сценической культуры;
  • Закрепление чтения ритмических схем, умение работать в размере 2/4 и 4/4;
  • Развитие внимания, образного мышления, умение анализировать, умение слышать и различать  Гп и Пп.  
  • Формирование навыка самоконтроля;

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту;
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке;
  • Воспитание грамотности и аккуратности в работе с нотным текстом;
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;
  • Воспитание волевых качеств: усидчивости и целеустремленности;

Методы ведения урока:  эвристический, проблемный, стимулирующий, словесно – наглядный,  объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский, репродуктивный .

 Технологии обучения:  развивающее обучение, личностно - ориентированное обучение, технология активного обучения, технология использования в обучении игровых методов, здоровье сберегающие технологии.

Оборудование:  фортепиано,  стул, нотные пособия, наглядные пособия, портреты К.Рейнеке и К.Черни, ноутбук, магнитофон.

Этапы урока:

1. Организационный этап.                                                                        

  • Приветствие. Название темы урока.        

2 Основной этап.

Практическая  часть

  • Работа на подкладывание 1-3; 1-4 пальца. Обратить внимание ребёнка,  при подкладывании 1-го пальца локоть и плечевая часть руки слегка отводятся вправо, палец не должен быть высоким и не должен «лежать».
  • Работа над гаммой ля минор, повторение и закрепление трёх видов минора.                                                                
  •  Работа над аппликатурой,  постановкой кисти, беглостью,  работа  над звукоизвлечением.

- Работа над повторением и закреплением средств музыкальной выразительности

  • Просмотр презентации «Средства музыкальной выразительности»
  • Закрепление полученных знаний – устный опрос в игровой форме.

- Применение знаний на практике

  • Игра этюда К.Черни (ред.Гермера) № 1. Анализ текста, средств музыкальной выразительности.
  • Игра этюда со сменой штрихов, темпа, характера.

- Работа над развитием ритмического слуха.                                           

  • Чтение ритмосхем с использованием слоговой системы.  
  • Работа в размере  2/4 и 4/4.
  • Знакомство с новым ритмическим рисунком -  пунктирным ритмом.

- Знакомство с Сонатной формой.                                                                      

  • Закрепление  понятия «Музыкальная форма?»
  • Знакомство с Сонатной формой  на примере Сонатины  C – dur  К. Рейнеке.
  • Знакомство с разделами Сонатной формы: Экспозицией, Разработкой, Репризой,  с использованием дидактического материала - геометрических фигур в игровой форме.

- Слушание Сонатины К.  Рейнеке

  • Характеристика разделов, партий ((определение характера, тональности, размера, нахождение в нотном тексте - пунктирного ритма)
  •  Разбор средств музыкальной выразительности
  • Работа над разделом Экспозиция, знакомство с Гп и Пп, с применением геометрических фигур.
  • Разучивание Главной партии Сонатины. Разбор каждой из фраз Гп, с применением метода  игры в ансамбле с педагогом.
  • Закрепление строения Сонатной формы.

- Физминутка.    

                                                                                         

- Работа над закреплением  нот малой октавы, чтение с листа нот  басового ключа.                                                                                   

  • Повторение нот малой октавы. Работа по карточкам.
  • Чтение нот басового ключа с листа по сборнику.

- Работа над беглостью чтения с листа «Ручных пьес».                       

  • Повторение нотного текста пьесы «Мышки» и «Радость»  о.к.р.
  •  Соединить двумя руками. Исполнить самостоятельно.
  • Исполнить  пьесу под сопровождение фонограммы, постепенно ускоряя и замедляя темп, обращая внимание на аппликатуру и руку.

- Исполнение музыкального произведения                                                                      

Ю. Весняк «Жонглёры».  Исполнение пьесы ученицей. Разбор средств музыкальной выразительности. Работа над фразировкой, нюансировкой, распределением звука в фактуре, туше. Работа над выразительностью исполнения. Учащаяся работала осознанно, с интересом.

3.Заключительный этап.                                                                          

  • Подведение итогов. Работа  оценена  на «отлично».

Домашнее задание:

  • Продолжать работу над гаммой ля и ми минор, над произведениями: «Этюдом», «Сонатиной», «Жонглёрами», «Волынкой» с учетом поставленных  на уроке задач.

Вывод:  На уроке были показаны разнообразные формы и методы работы при обучении игре на фортепиано со слабой учащейся:  освоение средств музыкальной выразительности с использованием презентации «Средства музыкальной выразительности» и применением дидактического материала; работа над гаммой ля минор и этюдом К.Черни (анализ текста, средств муз.выразительтности, игра в разных темпах, с различными штрихами); знакомство с Сонатной формой, работа над Сонатиной с анализом формы, характера, программного содержания, подбором рациональных технических приемов для создания выразительного образа. Работа с пунктирным ритмом нахождение его в нотном тексте Сонатины К Рейнеке. Закрепление пройденного теоретического материала в форме устного опроса и игры (знание нот басового ключа)  и практической части (чтение нот басового ключа с листа),  исполнение пьес учащейся  под оркестровку. Анализ и оценивание работы обучающейся. Все этапы урока были взаимосвязаны между собой.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся, на развитие  музыкальных и интеллектуальных способностей. Ученица смогла перечислить и   сформулировать  основные средства музыкальной выразительности, справилась с исполнением упражнений на подкладывание 1-3 и 1-4 пальцев, с гаммой ля минор, с этюдом.  Прочитала ритмосхемы, справилась с работой ритмосхем в размере 2/4 и 4/4, освоила пунктирный ритм, но только на ритмослоги, при счёте пунктирного ритма  в размере 2/4 возникли трудности . При исполнении пьес под оркестровку, так же возникли трудности, учащаяся не всегда слышала музыку и периодически вылетала из темпа, но при этом старались контролировать качество исполнения, вслушивалась  в свою игру, принимали активное участие в анализе и исследовании  музыкального материала. В течение всего урока применялась частая смена видов деятельности, что позволяло поддерживать  активность, внимательность и заинтересованность учащийся. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Урок поставленных задач достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока в 6 классе.

Самоанализ открытого урока  английского языка  в 6 классе1. Характеристика класса: Класс, в котором  я провела урок, обучается 14 учащихся. На уроке присутствовало 12 уча...

Самоанализ открытого урока в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"

Самоанализ открытого урока по немецкому языку в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"...

Самоанализ открытого урока с ученицей 1 класса Фёдоровой Ксенией

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков....

Самоанализ открытого урока в 6 классе«Раскрытие скобок Коэффициент. Приведение подобных слагаемых»

Тип урока : урок  рефлексииОбразовательная цель: способствовать   систематизации, расширению  и углублению  умений применять преобразования :раскрытие скобок, нахождение коэфф...

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...

Самоанализ открытого урока в 5 классе на тему: «Экологические факторы среды»

В материале предст авлен самоанализ урока биологии в 5 классе....

Самоанализ открытого урока в 9 классе.

Данный урок проходил в 9 «А» классе, в котором 26 чел. Ребята в классе  имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны...