Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы различными методами и приемами.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Архипова Любовь Викторовна

Текст предназначен для выступления на МО, конференции, для самоанализа при аттестации.  В нём говорится об активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы различными методами и приемами.

Л.В. Архипова,

учитель русского языка и литературы

        

        

Проблема познавательной и мыслительной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с желанием, с охотой.

        Существуют различные методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся. Важнейшая их задача – подготовка выпускников средней школы, грамотных в широком смысле слова. В процессе обучения деятельность учителя и деятельность учащихся тесно взаимосвязаны. Классификация методов обучения русскому языку, основанная на уровнях сложности работы с языковым материалом, представляет собой систему активизации мыслительной деятельности учащихся (от работы по  образцу к частично – поисковой и поисковой):

  1.  МЕТОДЫ СООБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ ЗНАНИЙ.
  1.  Метод сообщения учителем знаний в готовом виде.
  2.  Метод проблемного изложения учителем знаний.

      II. МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЯМИ И ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ.

  1. Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов.
  2. Метод обучению выбора языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний, слов.
  3. Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов.

Методы деятельности учителя

При сообщении знаний в готовом виде содержание объяснения учителя представляет собой текст, включающий теоретические положения и примеры, их иллюстрирующие. Эти положения не формируются как проблемы (вопросы), не выводятся путем доказательств из языковых факторов; примеры лишь показывают, какое выражение находят теоретические положения в языковом материале. Таким способом, например, сообщаются сведения об алфавите: вывешивается таблица, обращается внимание на последовательность букв, их количество, название.

Проблемное изложение учителем знаний тоже представляет собой текст, но он преподносится на более высоком уровне сложности, поскольку учитель находит в теме, предназначенной для объяснения, проблемы, т.е. трудные вопросы, которые ставит перед учащимися, и, анализируя языковые факты, явления, разрешает эти вопросы. Так, для того чтобы ознакомить учащихся со смыслоразличительной ролью звуков, учитель приводит примеры слов: пил-пел-пол-пыл-пал-…Затем ставит вопрос: чем различаются эти слова? Ученик произносит каждое из них несколько раз, сопоставляет их по значению и анализирует лексическое значение каждого слова. На основании этого анализа делаются соответствующие выводы.

Методы деятельности учащихся - это методы самостоятельного овладения учащимися знаниями и формирования умений. Учитель руководит процессом обучения.

        К приемам первого метода могут быть отнесены, например, предупредительный, объяснительный, выборочный диктанты, комментированное письмо, грамматический, фонетический и другие виды разборов, составление моделей данных словосочетаний, схем к данным предложениям.

        Примеры второго метода: переконструирование предложений, замена одних слов, словосочетаний другими, близкими грамматическими категориями, изменение форм при списывании, вставка букв при списывании.

        Под творческим использованием языковых средств ( третий метод ) подразумевается применение их в новой ситуации, которая возникает в связи с тем, что учащиеся сами создают тексты, предложения, словосочетания, образуют слова по моделям. Приемами этого метода являются свободный диктант, изложение, сочинение; подготовка отзыва о литературном произведении, спектакле; составление заметки в стенгазету, реферата…

        Выбор учителя метода для урока зависит от специфики темы, раздела, уровня подготовки класса. Важно, чтобы в результате обучения учащиеся овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками.

        Урок литературы особенно труден, так как в нем, как ни в каком другом, учитель должен предстать как исследователь, художник и воспитатель. Самым первым и главным приемом активизации урока является не частная, вытекающая из темы данного произведения, а общепедагогическая идея. Общепедагогическая идея – это сопряжение отдельной частной судьбы школьника с художественной литературой, с исканиями Татьяны Лариной, Пьера Безухова, Родиона Раскольникова… Ибо всегда, ставя себя на место героев, мы проживаем его жизнь.

        Активизация мыслительной деятельности может быть осуществлена путем создания проблемных ситуаций. Проблемная ситуация помогает учащемуся осознать противоречие между необходимостью выполнения данного задания и невозможностью этого с помощью имеющихся знаний. Учащиеся должны искать пути решения проблемы. Так, можно приступить к изучению творчества А.П.Чехова, сказав, что это один из замечательных русских писателей, произведения которого по-разному оценивались современниками (фамилии писателя не называю). И привожу различные отзывы о нем: «писатель без чести и совести», «бесчеловечный писатель», «ему все едино, что самоубийца…» А вот Л.Толстой говорил о нем: «Это- несравненный художник…Он создавал новые, совершенно новые… для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде, и его, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями: с Тургеневым, с Достоевским или со мною…» Из молодых писателей только в этом литераторе Л.Н.Толстой увидел серьезного соперника. Имя этого писателя…? Антон Павлович Чехов.

        Так заканчивается вводная часть урока. Учитель достиг цели: проблема поставлена, учащиеся заинтересованы.

        Проблемность в обучении является эффективным средством развития творческого мышления. На уроке создается ситуация затруднения, что побуждает учащихся к поиску, доказательству.

        Учащимся, например, даются предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения и предложения, имеющие в своем составе предлоги: предлагается выявить сходство и различие между союзами и предлогами. Создается ситуация поиска. Важно и эмоционально настроить учащихся, подготовить их к восприятию нового, заставить их думать. Для умственного развития полезно такое упражнение: учащимся даются слова, но не указывается принцип, по которому их следует группировать. Задание заключается в том, чтобы найти нужный принцип и на его основе произвести группировку. Например, задание к разделу «Словообразование»: Найдите в каждой группе, состоящей из трех-четырех слов такое, которое отличается от других слов определенным признаком, т.е. нужно найти «третье лишнее».

   Одним из средств, содействующих развитию познавательной активности, являются и творческие задания, задания с элементами занимательности, игры. Кроме традиционных видов работ применяю и нетрадиционные. Иногда урок начинаю интригой (письмо, высказывание, страницы газет, стихи…) Интересно использовать в качестве интриги урока интервью, взятое у родителей по поводу их отношения к творчеству Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П.Чехова… Ребята сами составляют вопросники и записывают ответы.

   Различные  методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся можно проследить при работе над анализом поэтического текста.

В начале 5 – 6 классов задания по анализу лирических произведений призваны выявить, понимают ли учащиеся, что авторское отношение к изображаемому не всегда выражается прямо. Очень часто автор не пишет открыто о своих мыслях и чувствах, а «прячет» их в определенной стилистике, применяя для этого образные выражения. При этом используются приемы динамичности, вопросы и побуждения, эвристический. Во втором полугодии 5 – 6 классов эта работа подходит к определенному промежуточному итогу, и у школьников повышается их читательское восприятие. Учебная задача  уроков в этих классах - организация элементарной исследовательской работы.

 В 7 – 8 классах задания на выявление умений анализа направлены на определение настроения, ключевых образов и способов их воплощения. Используется сократический прием.

В 9 – 11 классах задания на выявление умений анализа должны определить, умеет ли школьник замечать средства и способы создания ключевых образов в лирическом стихотворении, видеть их функциональное назначение, что он помнит наизусть, верно ли характеризует мысли и чувства лирического «я», замечает ли образы – символы, связанные с художественной условностью; умеет ли он определить основные темы и мотивы лирики поэта, видит ли периодизацию в его творчестве. На уроках используется прием семантизации, исследовательские методы.

 Считаю сотворчество на уроках высшей формой сотрудничества. В этих понятиях (на начальном этапе) именно я, учитель, выступаю посредником между учеником и книгой, проводником, переводчиком. «Взросление» ученика, становление его как творческого читателя неизбежно ведет к изменению моей роли на уроке.  Ученик как читатель всегда в движении, творческом и личностном росте. Моя роль в развивающем сотворчестве – роль равноправная и динамическая, когда мы совместно не только «открываем»  текст, но и «открываем» друг друга.

Одна из активных форм подобного сотворчества – используемая мной прием работы с развивающим вопросом.

Развивающий вопрос как активная форма работы особенно действен при работе в средней ступени, когда в ребенке растет интерес к себе и окружающему миру. Непосредственность, открытость, эмоциональность этого возраста создают условия для формирования учащегося как активного читателя. Предъявляю основные требования к развивающему вопросу:

  1. Вопрос должен активизировать творческий потенциал учащихся.
  2. Вопрос должен «включить» исследовательские способности ученика.
  3. Часто работа над вопросом предполагает привлечение дополнительных информационных средств.
  4. почти всегда нет единственно правильного ответа – есть более или менее удачный ответ.

Самый распространенный и эффективный способ создания развивающего вопроса – акцентирование внимания на детали, ситуации в тексте. Выделяю основной способ организации познавательной  деятельности, который включает в себя основные виды деятельности:

ДЕТАЛЬ, СИТУАЦИЯ – ВЫХОД НА ПРОБЛЕМУ – РАЗВИВАЮЩИЙ ВОПРОС – БЕСЕДА КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

Эта линейная схема часто дублирует схему целого урока, основные его этапы.

В работе с развивающим вопросом выделяю 2 направления:

1. Непосредственная реакция учащихся на развивающий вопрос учителя.

2. Составление развивающих вопросов самими учащимися.

Первое направление предполагает включение как исследовательских, так и творческих способностей. Основной результат  работы – это составление вопросов самими учащимися.

  Приведу несколько примеров развивающих вопросов и ответов:

- «И частица дивного величья с высоты обрушилась на нас…» Почему «на нас»? (Н. Заболоцкий «Журавли»)

 - Купца Калашникова похоронили между трех дорог. Почему не на кладбище? (М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).

Такие развивающие вопросы дают возможность высказать свою точку зрения, сохранить за ним право отстаивать свой выбор, защищать его – это, по моему мнению, необходимые условия для формирования творческой личности с активной жизненной позицией.

 Я стремлюсь, чтобы урок литературы приобретал форму полилога, то есть такую форму взаимодействия, когда точка зрения учителя – одна из множества представленных в процессе обсуждения той или иной проблемы. Мыслительная работа на уроке должна быть постоянной! Этого добиваться мне помогают различные методы и приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....