Представление педагогического опыта
материал по теме

Декоративно - прикладное творчество как способ развития творческой личности посредствам усвоения образовательной программы «Творческая мастерская».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный педагогический опыт

педагога дополнительного образования

Метликиной Олеси Валериевны

Декоративно - прикладное творчество как способ развития творческой личности посредствам усвоения образовательной программы «Творческая мастерская».

  Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

  Творчество, являясь жизненной необходимостью, потребностью человека, захватывает его, преобразует, развивает и обогащает, формируя его как самобытную личность, которая пытается в каждое своё дело внести что-то такое, что присуще только ей. Ученые считают, что активность и деятельность связаны между собой. Но высшей формой активности личности считается творческая активность. Творческая деятельность, активность присущи человеку, нужно только помочь ему найти и раскрыть себя в той сфере, в которой он может проявить себя наиболее ярко, с максимальной пользой как для себя, так и для общества, результат творчества всегда направлен на созидание и прогресс.

   Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
 
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на объемах, в создании предметов декоративного характера, умения найти собственный способ изображения и оформления предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на изделия.
  Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения, восхищения.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Активизация инновационных процессов в системе образования – это фактор изменений, который коснулся, в том числе и дополнительного образования, так как предлагается новое содержание, и новые педагогические подходы в решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность выбора детьми вида деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами.

Передо мной, как педагогом дополнительного образования, возникла задача построить такое учебное занятие, на котором мои воспитанники смогут познать декоративно-прикладное искусство, научаться его правильно воспринимать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать вывод, находить сходства и различия. Мне нужно было найти способы, формы, приемы, методы максимально заинтересовать и раскрыть индивидуальные способности, таланты обучающихся и сохранить базовые традиции декоративно-прикладного искусства, опираясь на наследие прошлого. Всё это легло в основу общеобразовательной программы «Творческая мастерская».

Теоретическая база опыта.

В своей работе я делаю опору на современные педагогические теории Н.М.Таланчука, И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича. Авторы рассматривают новые подходы к решению проблемы, представляеют различные виды методической помощи, технологии и методики в системе дополнительного образования детей.

В разработках И. В. Новиковой, И.А. Лыковой, Л.В. Базулиной, Н.В. Дубровской я нашла необходимые мне рекомендации по занятиям с детьми декоративно - прикладным творчеством с использованием различного материала.

Периодические издания методической литературы, пособия по тестопластике и различным видам ДПИ:

  1. Ермолинская, Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Органайзер для учителя. Методические разработки уроков / Е.А. Ермолинская // Вентана-Граф, 2013 - 258 с.
  2. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс / Просвещение, 2010. - 144 с.
  3. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа / ДРОФА, 2014. -  48 с.
  4. Шилкова, Е. Аппликация / Е. Шилкова : Изд-во РИПОЛ классик, 2011. - 220 с.
  5. Зимина, Н.В. Шедевры из соленого теста / Н.В. Зимина: Изд-во Мир книги, 2010. - 192 с.
  6. Екатерина,  Р.Б. Лепим из солёного теста / Р.Б. Екатерина: Изд-во Полиграфиздат, 2010. - 32 с.
  7. Хананова, И. Соленое тесто/ И.  Хананова – Москва: Изд-во «АСТ- пресс книга», 2006. - 104 с.
  8. http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-po-aplikaci-i-lepki-chast-1.html 
  9. http://pedsovet.su/load/242
  10. http://festival.1september.ru/articles/592339/
  11. http://pochemu4ka.ru/load/applikacija/32 
  12. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-ivanovna-ryzhevskaja/metodicheskaja-razrabotka-po-lepke-iz-sol-nogo-testa-dlja-pedagogov.html 
  13. http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-po-aplikaci-i-lepki-chast-1.html 

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Мой опыт сформирован в результате изучения теоретических и практических материалов, обобщения опыта коллег, с учётом достижения результатов в работе с детьми, по программе «Творческая мастерская».

Возрастной диапазон, в котором реализуется программа ориентирован на младший и подростковый школьный возраста 7-13 лет, количественный состав 10-12 человек. В кружок принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Срок реализации программы – 2 года. Форма занятий: групповая и индивидуальная. Вид группы – профильный, состав – постоянный.

Структуру программы составили несколько разделов декоративно – преклонного творчества, в каждом из которых присутствуют различные техники: аппликация, рисунок, вышивка, лепка и т.д. Работа с такими материалами как: бумага, ткань, соленое тесто, различные природные материалы развивает у детей воображение, стимулирует находить всё более интересные решения и формы.

  Во время занятия  обязательно проводится  объяснение последовательности выполнения задания. Это является целью развить индивидуальные возможности ребят. Большинство предлагаемых работ выполняется за одно занятие, в конце работы подводится итог, отмечаются лучшие, можно провести сюжетно- ролевую игру.

В своей работе я использую разнообразные методы обучения:

  • методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод примера);
  • методы организации деятельности (инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение);
  • метод контроля эффективности (практическая работа). В конце каждого раздела у учащихся есть возможность выполнить практическую работу, где дети могут выбрать любую из изученных техник в соответствии с темой.

Сочетая эти методы с ИКТ технологиями (показ презентаций, просмотр   фрагментов видеофильма) занятия проходят в более интересном для детей формате, что позволяет сконцентрироваться не только на конечном результате, но и на самой последовательности выполнения работы. Тем самым дети лучше усваивают основные приёмы и технологии изготовления различных изделий, и в дальнейшем самостоятельно могут выполнить любое изделие сочетающие в себе эстетические и практические качества.

При работе с воспитанниками я выбирала следующие формы работы:

  • анализ работ учащихся;
  • выставки работ учащихся;
  • коллективное творчество;
  • физкультминутки;

При коллективном анализе работ учащихся я акцентирую внимание на том, что получилось, т.е. даю положительную оценку деятельности ребёнка, тем самым создаю благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям это выставки детских работ. Совместно с детьми я отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Обязательное условие эффективного развития творческой личности становятся здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях. Проведения физкультминуток с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, различные виды гимнастики создают положительный эмоциональный фон.

Анализ результативности.

Для определения результативности занятий по данной образовательной программе выработаны критерии, позволяющие определить степень развития творческого потенциала каждого ребёнка, его способности. Так же важным является и степень самостоятельного участия в выполнении коллективных работ.

Особенно показательным методом оценки творческого роста является реализация различных творческих проектов и выполнение социальных заказов:

- помощь в оформлении кабинета в объединении;

- изготовление подарков – сувениров для проведения различных мероприятий;

- оформление сцены, помощь в изготовлении декораций для спектаклей и праздников в Доме творчества и др.

Дважды в год проводится анкетирование детей – кружковцев. В начале учебного года с целью определения уровня способностей и подготовки, психологического настроя и эмоционального фона, исследования ожиданий детей от предстоящей деятельности, уровня воспитанности и коммуникативности.

В конце года анкетирование проводится с целью определения степени заинтересованности занятиями, уровня развития творческих способностей, эмоционального настроя и комфортности в коллективе, исследования пожеланий и стремлений детей, поиска новых форм и методов работы.

   В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» воспитанники получают целый комплекс знаний и умений. А навыки, полученные при работе в различных техниках декоративно- прикладного творчества, является одним из эффективных способов развития творческой личности. Каждому ребёнку предоставляется возможность проявить свою творческую индивидуальность и добиться определённых результатов. Дети постоянно участвуют во всевозможных выставках и конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровня и ежегодно являются их призёрами и дипломантами.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Одна из основных проблем является отсутствие средств на пополнение материальной базы кабинета. Не все учащиеся приносят материал необходимый для работы.  Тогда приходится работать с материалом, бывшим в употреблении.

Адресные рекомендации.

 Данный опыт может быть использован как педагогами со стажем, так и молодыми специалистами. Его можно использовать в учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных школах для использования во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...