Программа самообразования
рабочая программа на тему

Распопина Эльвира Михайловна

Программа профессионального самообразования на тему:

«Поиск и использование в работе учителя русского языка и литературы способов активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_raspopina_e.m.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

зам.директора по УВР

_________Н.Н.Парыгина

Программа профессионального самообразования на тему:

«Поиск и использование в работе учителя русского языка и литературы способов активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Распопина Эльвира Михайловна

Нижний Новгород

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Теоретическая интерпретация
  2. Профессиональные связи
  3. Направления самообразования
  4. Индивидуальный план работы над темой

Заключение

Список  использованной  литературы

                                                       ВВЕДЕНИЕ

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам.

Модернизация общеобразовательной школы, осуществляемая в настоящее время, предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей».

Не секрет, что при традиционном обучении потребности учащихся почти не учитываются, ребенок испытывает, как правило, определенный психологический прессинг, не имеет четких внутренних мотивов учения. Поэтому основой своей педагогической деятельности выбрала личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Его суть выражается в направленности на развитие способностей, возможностей, интересов и задатков конкретного ребенка.

Актуальность избранной темы определяется необходимостью обеспечения познавательной активности учащихся, воспитания их творческих способностей, обращением к вопросу, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?

Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно - активный, исполнительно - активный, творческий. Нужно помочь учащимся перейти с нулевого уровня к относительно - активному, исполнительно-активному, творческому.

Свою задачу вижу в том, чтобы подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Считаю, что должна обучить учащихся навыкам самостоятельного исследования, добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы.  

Я согласна с передовыми педагогами, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.

Психологами установлено, что упражнения, выполняемые без чьей-либо помощи, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца.

Теоретическая интерпретация

В своей педагогической деятельности главной проблемой я считаю поиск средств, методов и приемов, позволяющих добиться успеха. Я убеждена, что они должны основываться на возрастных, психологических, индивидуальных особенностях ребенка.

Сущность программы профессионального самообразования: создание эффективной системы преподавания русского языка и литературы, обеспечивающей творческое применение теоретических знаний, умение анализировать, логически мыслить; способы активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.

Ведущая идея программы профессионального самообразования: активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу в урочное и внеурочное время.

Объект исследования: мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования: способы активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся и методические пути их эффективного использования в структуре уроков русского языка и литературы.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.

Задачи:

  1. Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования
  2. Изучить опыт педагогов школ
  3. Систематизировать материал по проблеме активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках  русского  языка и литературы.
  4. Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  5. Раскрыть методические условия эффективного использования способов активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
  6. Вести мониторинг саморазвития школьников;
  7. Проводить целенаправленную работу по вовлечению обучающихся и их родителей в деятельность;
  8. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках темы самообразования;
  9. Обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Методы исследования: анализ учебников и учебных пособий по русскому языку и литературы, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературы, беседы с учащимися и учителями, анализ итоговых контрольных работ и сочинений учащихся.

Ожидаемые результаты: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также в реализации педагогической темы школы.

Планируемые результаты реализации программы

  1. Повышение рейтинга русского языка, литературы и мотивации обучающихся к их изучению.
  2. Повышение  качества  преподаваемого предмета.
  3. Внедрение в практику своей работы способов активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся
  4. Разработка пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
  5. Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для обучающихся.
  6. Разработка календарно-тематического планирования и рабочих программ по русскому языку и литературе для обучающихся 5-11 классов.
  7. Разработка  уроков  и внеклассных  мероприятий по  инновационным  технологиям.
  8. Разработка комплекта заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников.
  9. Создание банка творческих и проектно-исследовательских работ обучающихся.
  10. Создание мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий, творческих отчетов.
  11. Подготовка выступлений и докладов на заседаниях МО, научно-практических конференциях педагогических работников, педагогических чтениях.
  12. Проведение  открытых  уроков   перед  учителями  школы, района.
  13. Создание собственного сайта.
  14. Участие в конкурсах педагогического мастерства.

Оценка эффективности программы

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  1. качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий;
  2. степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
  3. качество учебно-методического и технологического обеспечения;
  4. качественное и количественное размещение информации на сайте педагога и школы.

Профессиональные связи

Консультативно-методическая служба (РМО, НИРО)

Культурно-историческая среда

(театры, кинотеатры, музеи, выставочные залы)

Направления самообразования

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма

результатов

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

4. Прохождение аттестации на высшую категорию.

5.Участвовать в работе проблемных групп, организованных в школе

6. Вступления на педагогических чтениях

7. Участие в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года»

Конспекты

Памятки

Рекомендации

Сертификаты

Дипломы

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Пакет психолого-педагогических материалов для учителя

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города через Интернет.

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

Программы и

учебно-тематические

планы.

Учебные рабочие программы,

Тестирующие

Программы,

Методико-дидактические

 материалы

Конспекты мероприятий

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.

3.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Индивидуальный план работы над темой

Образовательная задача

Сроки

Действия

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта.

2015-2016 учебный год

1. Выявление затруднений учащихся при изучении предметов (русский язык и литература) через наблюдение, анкетирование учащихся

2. Анализ полученных результатов

3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение СМИ, ресурсов Интернет

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

2016-2017 учебный год

1. Формулировка цели и задач, позволяющих ее реализовать

2. Анализ уровня активности учащихся на них и их эффективности, планирование индивидуальной работы над темой самообразования

3. Определение конечных результатов от использования способов активации мыслительной и познавательной деятельности

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1.Внедрение  опыта  работы.

2.Формиро-

вание методического

банка  данных.

3.Корректировка работы.

Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

2017-2019 учебный год

1. Использование на уроках русского языка и литературы способов активации мыслительной и познавательной деятельности при изучении новых тем, закреплений и повторений.

2. Пополнение своей методической копилки

- Использование возможностей  Интернета на  уроках  русского языка  и  литературы

- Составление  мультимедийных презентаций для  проведения уроков.

- Составление  собственных  авторских  мультимедийных разработок.

- Развитие познавательного интереса  обучающихся  через  использование   фрагментов видеоуроков;

- Через внедрение проектной и  кейс   технологии

3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся.

4. Корректировка использования способов активации мыслительной и познавательной деятельности (по итогам качества и успеваемости по русскому языку и литературе)

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

2019-2020 учебный год

1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 3 года (успеваемость, качество, удовлетворенность учебными дисциплинами и т.д.), соотношение планируемых и достигнутых результатов, выявление причин несоответствия (если таковы будут).

2. Обобщение опыта работы по данной методической теме через пополнение его наработанными материалами, публикации разработок уроков в сети Интернет.

3. Выступление на ШМО с обобщением опыта  работы  по  теме (презентация, мастер  класс, открытый  урок).

4. Создание собственной базы (каталога) лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке как самостоятельного производства, так  и имеющихся в  практике  лучших  учителей.

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП

Распространение  опыта работы

1.Участие в профессиональных конкурсах

2.Участие в районных и областных  конкурсах

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.

Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество о бучения. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень овладения ими определяет ход мыслительных процессов и его результат, а, следовательно, продуктивность познавательной деятельности.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа. Воспитание активности и  самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания человека. Я хорошо понимаю, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной, прочностью, превращаются в убеждения. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала в человеке, является показателем его интеллектуального роста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зепалова Т. С. Мещерякова Н. Я. Урок литературы. - М.,1983
  2. Зольникова В. И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением. - М.,1978
  3. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.,1984
  4. Камнева С. В. Самостоятельная работа на уроках русского языка.- М. 1988
  5. Купалова А. Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку. - М.
  6. Маранцман В. Г. Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М..1977
  7. Махмутов М. И. Современный урок.- М., 1977
  8. Потапова Е.Н. Радость познания.- М. 1990
  9. Фогельсон И.А. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках      литературы.-Киев..1990
  10. Шаламов В. В. Организация самостоятельной работы в образовательных  учреждениях.

      11.Шукина Р.И. Формирование познавательной активности школьников.- М.,1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

Программа самообразования

программа самообразования расчитана на 3 года и представлена мероприятиями, которые следует выполнить в ходе работы над данной темой самообразования...

Программа самообразования

Программа самообразования....

Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»

Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....

Программа самообразования / Программа социального партнерства

Современное понимание целей образования требует включенности в процесс образования (обучения и воспитания ) всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых во многом ориентир...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...