Совместная учебная деятельность
методическая разработка на тему

Крылова Анна Дмитриевна

В работе представлены результаты педагогического исследования , в ходе которого были определены условия формирования коммуникативных УУД через совместную учебную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема данного исследования:  Совместная учебная деятельность младших школьников как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.  (Слайд 1)

Общение, или, как часто определяют этот процесс – коммуникация, чрезвычайно широкое и емкое понятие, так как это осознанная или неосознанная связь, передача или прием информации, она наблюдается повсюду и всегда. Человек включается в процесс общения с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций.

Коммуникативно - речевой готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание в педагогике и психологии. (Слайд 2) Зимняя И.А.  рассматривает коммуникацию  не узко как обмен информацией, а в своем полноценном значении: как  смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побудило  разработчиков Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных задач школьного образования. (Слайд 3)В связи c этим, важнейшей целью современной системы образования становится обеспечение формирования у школьников универсальных учебных действий, в основу которых входят коммуникативные универсальные учебные действия, компоненты КУУД вы можете видеть на слайде .  планирование  и организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Эффективным средством формирования КУУД является организация совместной деятельности. Проблема организации и осуществления совместной деятельности изучается педагогами и психологами давно.  Еще в начале XX века  Н.К.Крупская писала: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сблизить их». К  сожалению в настоящие дни,  полноценная  совместная  деятельность  учащихся  имеет  место  при этом  крайне  редко.  Учащиеся  работают,  по меткому  определению В.В.Котова, “рядом”, но  не  вместе.

В основе теории Л.В.Выготского лежит идея того, что деятельность человека по самой сущности своей и по своему происхождению является общественным социальным явлением. Общее положение, которое он отстаивал, формулируется им так: «Всякая функция в культурном  развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва социальном, затем психологическом; сперва как форма сотрудничества между людьми, затем как средство индивидуального поведения.

 Продолжая мысли Выготского, А.А.Леонтьев настаивал на том, чтобы процесс обучения представлял собой коллективную деятельность учащихся.            

Идеи П.П.Блонского и Л.С.Выготского являются теоретической основой «педагогики сотрудничества» Ш.А.Амонашвилли, в которой упор делался на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей.

Г.А.Цукерман, а затем И.М.Витковская  рассмотрели подробно влияние совместной деятельности на процесс обучения, воспитания и развития младших школьников.

Параллельно идеи совместных форм работы развивались в рамках научного движения, непосредственно через А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и Д,Б.Эльконина  восходящего к идеям Л.С.Выготского.  

Итак, совместная  деятельность  –  деятельность,  которая  осуществляется  несколькими  людьми “вместе”.  (Слайд 4)Совместная  деятельность предполагает  объединение индивидуальных  деятельностей, но  это  объединение  не  является механическим. Совместная  деятельность,  как  целостная  система,  преобразует  структуры  индивидуальных  деятельностей  за  счёт  их  взаимного  дополнения  и качественного  обогащения. Таким  образом,  складывается  структура  совместной  деятельности, в  которой,  согласно  исследованиям, выделяются следующие элементы:

-  общая  цель  как  идеально  представленный  будущий  результат,  которого  стремится  достигнуть  группа  совместно  работающих  людей (коллективный  субъект);

-  общий  мотив, побуждающий  людей  работать  вместе;

-  совместные  действия,  которые  обеспечиваются  строгим  согласованием  и  чётким  распределением  индивидуальных  действий;

-  общий  результат  как  совокупность  индивидуальных  вкладов  каждого.

Качественную  специфику  совместной  деятельности определяет взаимодействие.  Без  взаимодействия  нет  и  совместной  деятельности.

Рассматривая совместную деятельность как средство формирования КУУД, отталкиваются от основных психологических положений определенных С.Л.Рубинштейном и Л.С.Выготским, в основе которых лежит связь деятельности в целом и совместной деятельности в частности и развития личности. С.Л.Рубинштейн отмечает, что совместная деятельность является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребенка. В совместной деятельности способности и возможности участников  (партнеров)  реализуются наиболее полно. Дополняя друг друга,  они достигают качественно нового уровня развития.

Деятельность как отмечает  Л.С.Выготский, первоначально разделенная между участниками,  выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому [6, c.48], происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры,- писал Л. С. Выготский.

Таким образом, в условиях специально организуемой учебной деятельности формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Так, например, в число  основных составляющих организации совместного действия входят: (Слайд 5)

1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.

2. Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.

3. Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность).

4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

5. Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы).

6. Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).

Теоретический анализ литературы определил необходимость провести анализ учебников по математике, литературному чтению и окружающему миру с 1 по 4 классы УМК «Школа России», «Гармония» и «Школа XXI века» с целью выявления количества и разнообразия заданий, направленных на развитие КУУД. (Слайд 6) Примерами таких заданий могут служить следующие, вы можете видеть их на слайде. Данные задания предполагают непосредственную коммуникативную деятельность младших школьников: а именно составить по рисункам рассказ, и в первом случае, рассказать одноклассникам о себе, а во втором, историю о животных. Из проведенного анализа можно сделать вывод, что от 1 к 4 классу увеличивается разнообразие  и количество заданий на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, а так же идет из усложнение. Так, например, в 1 классе в основном встречаются задания, требующие рассказать о чем – либо или описать, то уже во 2 классе становиться больше заданий, в которых необходимо аргументированное высказывание. В 3 классе появляются отдельные рубрики, например, «Выскажи свое предположение», «Подумай!»,  в содержание включается больше заданий, связанных с совместной деятельностью: работа в парах,  группах, «Спроси у взрослых».

(Слайд 7) Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что научные исследования психологов и педагогов доказывают необходимость и возможность использования форм совместной деятельности в обучении, но в настоящее время  в реальном педагогическом процессе не в полной мере реализуются ее возможности на уроках. Кроме того в рассматриваемых работах не достаточно четко раскрыто влияние совместной деятельности младших школьников на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

С учетом выявленных противоречий и недостаточной освещенностью данных вопросов определена проблема исследования, сформулированная следующим образом: какого влияние совместной учебной деятельности на формирование коммуникативных УУД у младших школьников.

Решение данной проблемы стало целью нашего исследования.

(Слайд 7) Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных   учебных действий  у младших школьников.

Предмет исследования: организация совместной учебной деятельность младших школьников как средство формирования коммуникативных учебных универсальных действий.

(Слайд 8)

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической  литературы обосновать сущность понятий «коммуникативные универсальные учебные действия», «совместная деятельность», «взаимодействие» «сотрудничество»;
  2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе совместной учебной деятельности;
  3. Разработать критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
  4. Разработать опытно-экспериментальную программу по формированию коммуникативных универсальные учебные действия у младших школьников в процессе совместной учебной деятельности.

Задачами исследования являлись: на основании психолого-педагогической литературы раскрыть особенности КУУД и основных понятий. Одной из важных задач являлась разработка опытно – экспериментальной программы по формированию КУУД у мл.шк в процессе совместной деятельности.

(Слайд 9)Базой проведения эксперимента являлась МБОУ СОШ №5 им. Е.А.Поромонова г. Череповца в 4 классе, всего респондентов - 25 человек.  Основной Целью экспериментальной работы являлось на основе полученных результатов диагностики разработать проект формирующего эксперимента по реализации выделенных в гипотезе педагогических условий.

В ходе констатирующего эксперимента мы исследовали один из ранее рассмотренных компонентов коммуникативных УУД: а именно умение младших школьников планировать и организовывать сотрудничество со сверстниками и участвовать во взаимодействии с учителем. 

(Слайд 10)Для реализации цели констатирующего эксперимента нами были разработаны критерии сформированности умения младшими школьниками планировать и организовывать  учебное сотрудничество со сверстниками и участвовать во взаимодействии с учителем, а так же подобраны к ним соответствующие диагностические методики.  

Таблица  1.

Критерии, показатели и диагностические методики на констатирующем этапе исследования.

Критерии

Показатели

Методики

Отношение обучающихся к организации сотрудничества в учебном процессе.

  • желание обучающихся участвовать в совместной деятельности  класса, обсуждать цель урока, участвовать в учебных дискуссиях;
  • готовность получать помощь от одноклассников или учителя.

Анкета «Мое отношение».

Характер взаимодействия обучающихся в совместной деятельности.

  • Продуктивность совместной деятельности;
  • наличие взаимодействия;
  • соблюдение правил коммуникации.

Методика «Дорога до дома».

Ориентация учителя на организацию учебного сотрудничества с обучающимися

  • Готовность обучающихся к постановке  целей и задач урока;
  • организация совместной деятельности;
  • форма общения на уроке.

Наблюдение.

Стремление учителя к сотрудничеству с обучающимися.

  • Обсуждение с обучающимися целей и задач совместной деятельности;
  • межличностные отношения в классе;
  • характер оценок и отметок.

Тестирование.

В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы: анкетирование, анализ детских работ; наблюдение, тестирование.

( Слайд 11)На основе данных критериев и показателей были разработаны уровни сформированности умения младшими школьниками планировать и организовывать  учебное сотрудничество со сверстниками и участвовать во взаимодействии с учителем.  Например, на среднем уровне находятся обучающиеся которые  иногда включаются в обсуждение целей на уроке вместе с классом, но не всегда; ничего не имеют против работы вместе со своими одноклассниками, но иногда предпочтет поработать один, принимает участие в диалогах, дискуссиях только на интересующую его тему; при затруднении готов получать помощь от одноклассников или учителя; при совместной работе достигает частичного взаимопонимания с одноклассниками, его указания к действиям отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию.

Низкий уровень. На уроке ученик не желает обсуждать цель с классом; не работает или работает без желания со своими одноклассниками; не принимает участие в дискуссии, диалоге или в обсуждении решения заданий; при затруднении не готов получать помощь от учителя или одноклассников. При совместной деятельности ученик не может решить учебное задание , его указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; задает вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

Высокий уровень. У обучающегося отмечается положительное отношение в совместной деятельности, на уроке он имеет возможность выдвигать цели урока, участвовать в обсуждении любого вопроса, с желанием работает с одноклассниками, готов принимать от них помощь и помогать другим; в процессе совместной работы с одноклассниками достигает взаимопонимания, умеет задавать конструктивные вопросы и давать четкую информацию для выполнения того или иного действия.

( Слайд 12)Результаты констатирующего эксперимента были обработаны и на их основе составлена диаграмма уровня сформированности умения младшими школьниками планировать и организовывать  учебное сотрудничество со сверстниками и участвовать во взаимодействии с учителем.

Рис.1. Диаграмма уровней сформированности умения младшими школьниками планировать и организовывать  учебное сотрудничество со сверстниками и участвовать во взаимодействии с учителем. 

Комплексный анализ показывает, что практически по всем критериям, класс находится на высоком уровне, однако данные критерии касаются только организации совместной деятельности, как со стороны обучающихся, так и со стороны учителя. Результаты методики 2 показывают, что у детей имеются некоторые проблемы во  взаимодействии друг с другом в совместной деятельности. В частности, неспособность найти контакт при работе, неумение давать четких указаний к действиям партнера. Отсюда появляются такие трудности как недостигнутость  цели деятельности, некачественный результат, сложности в общении и понимании друг друга.  Все вышеперечисленное показывает необходимость в повышении уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Для реализации поставленной цели нами были выделены педагогические условия.

Мы предполагаем, что организация совместной учебной деятельности будет положительно сказываться на формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, если (Слайд 13):

  • в процесс обучения будут включаться различные виды совместной деятельности;

В нашей работе мы рассматривали такие виды как: учебная дискуссия; парная работа, групповая работа.

(Слайд 13)Для  проведения  учебной  дискуссии  на любом уроке важно  правильно  подобрать вопросы. Это  должны  быть  проблемные  задачи,  предполагающие  не  менее  двух  гипотез  или  вариантов  решения. В качестве примеров могут быть использованы следующие задания:

Положения, противоречащие обыденным представлениям о действительности.

  • Эти  прямоугольники  имеют  одинаковую  площадь:  на доске  вычерчиваются  квадрат  со  стороной  3  дм и  прямоугольник  со  сторонами  9  дм  и  1  дм .  Докажите, верно ли данное утверждение.(Задание  предлагается  перед изучением  темы “Площадь  фигуры”)
  • Тема «Искусство России ХIХ века» 4 класс.

«Девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему?»

Данные вопросы являются основанием для организации учебной дискуссии, которые формируют у обучающихся умение  доказывать  свою  точку  зрения,  критичность  к  мнению других (в  том  числе  учителя),  а  также  умение  соглашаться, принимать  точку  зрения  другого  человека,  продуктивно  содействовать  ему, а также способствуют осознанному усвоению учебного материала.

(Слайд 14)Немаловажной  является  организация единой  групповой  работы. Нами был разработаны конспекты уроков по математике на тему «Виды треугольника», по литературному чтению на тему «Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера в страну лилипутов»» и по окружающему миру на тему «Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»»,  которые показывают реализацию групповой работы на данных предметах при изучении и обобщении сложной темы.

(Слайд 15) Следующий вид совместной деятельности, который способствует формированию коммуникативных универсальный действий у младших школьников является парная работа. Различают следующие виды организации парной работы:

Пары сменного состава. (Ученик на  уроке  работает  не  в  одной  паре,  а  в  нескольких.  Закончив работу  с  одним  одноклассником,  он  находит  другого,  который  также  закончил  работу, и  организует новую пару  для  дальнейшей  работы. )

Динамическая пара. (Группа из  четырёх человек,  работающих  попарно.  Сначала  работают  дети,  сидящие  за  одной  партой (первая  пара),  затем  разворачиваются  к  соседям,  сидящим  за  следующей  партой  в  ряду,  и  образуют  новые пары (вторая пара). )

Дифференцированная парная работа (представляет собой выполнение заданий разного уровня сложности. )

(слайд 15)Наиболее эффективной, на наш взгляд, является работа в парах сменного состава, т.к. Ученик на  уроке  работает  не  в  одной  паре,  а  в  нескольких.  Закончив работу  с  одним  одноклассником,  он  находит  другого,  который  также  закончил  работу, и  организует новую пару  для  дальнейшей  работы, при этом создается ситуация интеллектуального комфорта. Пример работы в парах сменного состава вы видите на слайде, Математика. Тема: «Решение задач на вычитание произведения из произведения».

Каждый ученик получает карточку с задачей. Его задача: решить ее, объяснить решение соседу, обсудить правильность, обменятся карточками, совершить переход по указанию учителя (в пределах ряда).

 Тема:  «Решение  задач  на  вычитание  произведения из  произведения».

Цель: Закрепить  умение  решать  задачи  способом вычитания произведения  из  произведения.

Оборудование:  карточки  с  текстами  задач (по  количеству учеников  в  ряду); “ключ”  с  записью  решений  задач; памятка  для  парно-коллективной  работы; памятка  для  групповой  работы.

На  данном  уроке  смена  пар  осуществляется  в пределах  ряда,  поэтому  заготавливается  столько  одинаковых комплектов  карточек,  сколько  рядов  парт  в  классе.  Количество  карточек  в  комплекте  равно  количеству  учащихся  в  ряду (в  данном  случае  их  шесть). Каждый  ученик  получает  свою карточку.

1.  Для  оклейки  комнаты  потребовалось  8  рулонов  обоев по  9 м  в  каждом,  а  для  оклейки прихожей  4  рулона  по 7 метров. На  сколько  метров  обоев меньше потребовалось  на  оклейку  прихожей?

2. Блокнот  стоит  4  кроны,  ручка  –  8  крон. Юра  купил 7  блокнотов,  а Таня  –  3  ручки. На  сколько  больше  денег израсходовал Юра,  чем  Таня?

3. Света  прочла  вчера  7  страниц,  а  сегодня  –  в  3  раза больше. Алик прочёл  вчера  3  страницы,  а  сегодня  –  в 6  раз  больше.  Кто  прочёл  сегодня  больше  страниц и на  сколько?

4. В магазине было 6 ящиков апельсинов по 9 кг в каждом. Восьми  покупателям продали  по  3  кг апельсинов.  Сколько  килограммов  апельсинов осталось  в  магазине?

5. У мамы  9  купюр по  10 рублей. Хватит  ли  ей  денег, чтобы  купить  7  лампочек  по  6  рублей  каждая?  Если хватит,  то  сколько  денег  у неё  останется?

6. В  городскую  библиотеку  привезли  9  упаковок учебников по  8  книг  в  каждой.  7  упаковок  книг библиотека  передала школе. Сколько  учебников осталось  в  библиотеке?

Когда каждый ученик получил карточку с заданием, ему необходимо работать по памятке

Памятка

1.Прочитай  задачу  на  карточке.

2.Реши  её.  Запиши  решение  в  тетрадь.

3.Объясни  соседу  решение  своей  задачи.

4.Послушай  объяснение  товарища.

5.Обсудите:  верно  ли  вы  решили  задачи.

6.Обменяйтесь  карточками.

7.Покажите  готовность.

8.Совершите  переход  по  указанию  учителя.

Такая  работа  в учебном процессе очень полезна:  она повышает  внимание  учащихся,  побуждает  их  вдумчиво  относиться  к  заданию,  выполняя  его  самостоятельно  и  проверяя  работу  товарища,  а  это  способствует прочности  усвоения  знаний,  развитию  навыков  самоконтроля,  самооценки.

-  (Слайд 16) При организации вышеперечисленных видов совместной деятельности необходимо опираться на разработанные правила организации совместной деятельности учеников друг с другом. В этом заключается реализация второго условия гипотезы.

(Слайд 16 )Правила ведения дискуссии:

1.Не  говорить  всем  сразу.

2.Всем  смотреть  на  говорящего (учителя  или  ученика).

3.Возражая,  обращаться  к  ученику.

4.Реагировать жестами  или  значками  на  каждую  реплику  говорящего (согласен  или не  согласен).

(Слайд 17)Правила при парной работе:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени.

Разработанные правила могут также фиксироваться в классе на стенде, либо в виде отдельных памяток у каждого обучающегося. Каждый раз перед началом работы данные положения должны воспроизводиться обучающимися по памяти. Соблюдение правил говорит о понимании и принятии данного вида работы.

- (Слайд 18)Чтобы  учащиеся  стремились  к  взаимодействию,  задания для  совместной работы   должны быть  достаточно  сложными, требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом. В этом заключается третье условие гипотезы.

(Слайд 18)Для подтверждения данного условия гипотезы нами был разработаны следующие конспекты уроков:  математика : тема «Свойства диагоналей прямоугольника» ; литературное чтение: тема «Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»», окружающий мир: тема «Моря, озера и реки России».

 На данных уроках обучающиеся выполняли практическую работу по теме урока в парах. Такой вид работу был обусловлен, во-первых, сложностью для восприятия нового материала, во-вторых, экономией времени на уроке. В процессе выполнения работы, обучающиеся сначала обменивались мнениями в паре, а затем, с одноклассниками. В результате на урок носил не только познавательный, но и развивающий характер. Проверка знаний показала, что обучающиеся практически все усвоили  темы уроков. (Слайд 19) Например, на уроке литературного чтения тема: Л.Н.толстой.  «Как мужик убрал камень» группе обучающихся из 4 человек давались карточки с текстом. Их задача была определить жанр текста и доказать свое мнение.

Важную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта и речи играют все без исключения учебные предметы, в которых заложены огромные возможности и для развития  коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников формируемые  через непосредственную организацию совместной  учебной деятельности. А младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совместная учебная деятельность младших школьников как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий Выполнила учитель начальных классов Крылова Анна Дмитриевна.

Слайд 2

Коммуникация - смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. ( Зимняя И.А. )

Слайд 3

Компоненты коммуникативных УУД

Слайд 4

Структура совместной деятельности

Слайд 5

Составляющие организации совместного действия

Слайд 6

УМК «Гармония». Окружающий мир. Автор О.Т. Поглазова . 1 класс Ч.1 . УМК «Школа России». Литературное чтение. Автор Л.Ф.Климанова; В.Г.Горецкий. 2 класс Ч.1.

Слайд 7

Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Предмет исследования : организация совместной учебной деятельность младших школьников как средство формирования коммуникативных учебных универсальных действий.

Слайд 8

На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать сущность понятий «коммуникативные универсальные учебные действия», «совместная деятельность», «взаимодействие» «сотрудничество»; Раскрыть особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе совместной учебной деятельности; Разработать критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников; Разработать опытно-экспериментальную программу по формированию коммуникативных универсальные учебные действия у младших школьников в процессе совместной учебной деятельности. Задачи исследования

Слайд 9

База: МБОУ СОШ №5 им. Е.А.Поромонова г. Череповца 4 класс, всего респондентов - 25 человек.

Слайд 10

Таблица 1 Критерии, показатели и диагностические методики на констатирующем этапе исследования Критерии Показатели Методики Отношение обучающихся к организации совместной деятельности в учебном процессе. Желание обучающихся участвовать в совместной деятельности класса, обсуждать цель урока, участвовать в учебных дискуссиях; готовность получать помощь от одноклассников или учителя. Анкета «Мое отношение » Характер взаимодействия обучающихся в совместной деятельности. Продуктивность совместной деятельности; наличие взаимодействия; соблюдение правил коммуникации. Методика «Дорога до дома » - анализ детских работ Ориентация учителя на организацию учебной совместной деятельности обучающихся Готовность обучающихся к постановке целей и задач урока; организация совместной деятельности; форма общения на уроке. Наблюдение Стремление учителя к сотрудничеству с обучающимися. Обсуждение с обучающимися целей и задач совместной деятельности; межличностные отношения в классе; характер оценок и отметок. Тестирование

Слайд 11

Средний уровень . Ученик иногда включается в обсуждение целей на уроке вместе с классом, но не всегда; ничего не имеет против работы вместе со своими одноклассниками, но иногда предпочтет поработать один, принимает участие в диалогах, дискуссиях только на интересующую его тему; при затруднении готов получать помощь от одноклассников или учителя; при совместной работе достигает частичного взаимопонимания с одноклассниками, его указания к действиям отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию.

Слайд 12

Рис.1. Диаграмма уровней сформированности умения младшими школьниками планировать и организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и участвовать во взаимодействии с учителем.

Слайд 13

1. Включение в процесс обучения различных видов совместной деятельности. Учебная дискуссия. Окружающий мир. Тема «Искусство России ХIХ века» «Девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему?» Математика. Тема «Площадь фигуры». 9 дм 3 дм 1 дм Эти прямоугольники имеют одинаковую площадь. Докажи.

Слайд 14

1. Включение в процесс обучения различных видов совместной деятельности. Групповая работа. Математика. Тема: «Виды треугольников». Литературное чтение. Тема: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера в страну лилипутов». Окружающий мир. Тема: Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».

Слайд 15

1. Включение в процесс обучения различных видов совместной деятельности. Парная работа: Пары сменного состава; Динамическая пара; Дифференцированная парная работа . Задание. Математика. Тема: «Решение задач на вычитание произведения из произведения». Каждый ученик получает карточку с задачей. Его задача: решить ее, объяснить решение соседу, обсудить правильность, обменятся карточками, совершить переход по указанию учителя (в пределах ряда).

Слайд 16

2.Систематическое использование разработанных правил организации совместной учебной деятельности. Правила ведения дискуссии: 1.Не говорить всем сразу. 2.Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика). 3.Возражая, обращаться к ученику. 4.Реагировать жестами или значками на каждую реплику говорящего (согласен или не согласен).

Слайд 17

2.Систематическое использование разработанных правил организации совместной учебной деятельности. Правила при парной работе: убедиться, что в разговоре участвует каждый; говорить спокойно и ясно; говорить только по делу; не говорить всем сразу; реагировать жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего. обращаться друг к другу по имени.

Слайд 18

3. Задания, которые предлагаются обучающимся, должны быть достаточно сложными, требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом. Математика . Тема «Свойства диагоналей прямоугольника»; Литературное чтение. Тема Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»; Окружающий мир . Тема «Моря, озера и реки России».

Слайд 19

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просит, чтобы он пустил её; она сказала: - Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвками к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: - Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать. А теперь видишь. – бывает и от мыши добро. УМК «Школа России». Литературное чтение. Тема: Л.Н. Толстой. «Как мужик убрал камень». Задание. Прочитайте текст и определите к какому жанру он относится: басня или рассказ. Докажите.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Реализация компетентностного подхода посредствомтехнологии совместного проектированияучебной деятельности на уроках физики...

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»...

Принципы организации совместной учебной деятельности

Эссе о принципах организации совместной учебной деятельности, построенной по теории развивающего обучения...

Технология сотрудничества. Опыт организации активной совместной учебной деятельности обучающихся с использованием игровых методов

Потребность изменений в содержательном и технологическом аспекте образовательной деятельности учителя, в освоении  новых образовательных технологий, основанных на принципах метапредметности и нап...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют дл...

Выступление на педагогическом совете: Организация совместной учебной деятельности-основа развития социальных и эмоциональных мотивов.

Организация совместной (коллективной, групповой) учебной деятельности – основа развития социальных и эмоциональных мотивов.Сорокина О.Б.Свое выступление хочу начать такими словами:Tell me and I...