Анкета "Социальная адаптация"
рабочая программа на тему

Социальная адаптация – это процесс, в результате которого личность или социальная группа приспосабливается к постоянно изменяющейся социальной среде. Иными словами, это приспособление человека к социальной группе или обществу, в котором он живёт или будет жить. Попадая в определённую группу и выполняя установленные нормы данной группы, человек в процессе адаптации может быть почитаем и уважаем, но разрушая эти нормы, не подчиняясь им, может быть отвергнут группой. Каждый человек в той или иной степени зависит от людей, окружающих его, поэтому адаптация оказывает большое влияние на развитие человека как личности.

В обществе существуют установленные нормы и законы, выполнять которые обязан каждый. Но есть и неписаные законы и правила, присущие только для той или иной группы общества. Например, ребёнок, пойдя в детский сад, должен приспособиться к группе своих сверстников. Более серьёзные проблемы появляются у первоклассника, когда он не посещал детский сад, а сразу пошёл в школу. Человек обычно принадлежит одновременно нескольким социальным группам, и ему приходится соответствовать требованиям каждой из них. К примеру, взрослый в семье является главой семейства, а на работе – представителем какой-то профессии или должности. В каждой из социальных групп человеку приходится приспосабливаться к нормам и правилам, которые присущи каждой из них. Это означает, что адаптация – процесс постоянный. Человека, который способен быстро адаптироваться, называют нормальным, но для разных социальных групп это понятие может коренным образом отличаться. Проблемы с адаптацией могут возникнуть, прежде всего, из-за правил, принятых в обществе. Например, у иностранцев могут возникнуть проблемы из-за различий культуры и норм поведения, принятых в родной стране. Проблемы могут возникнуть благодаря индивидуальным особенностям человека. К примеру, тихий, застенчивый и несмелый человек не сможет быть лидером в коллективе.

У подростков тоже возникает множество проблем, связанных с адаптацией. У человека, вступающего в самостоятельную жизнь, обычно есть две основные проблемы: как определить своё место в окружающей жизни и как найти смысл жизни. Социальная адаптация личности отдельных подростков происходит очень трудно: они постоянно беспокоятся о своём месте в жизни, о цели своего существования, о смысле своего бытия на этой земле. Причём практически никто из взрослых не в силах помочь подростку в этом. Вот почему в подростковом возрасте происходит так много суицидов. Проблемы с адаптацией возникают и у пожилого человека. В пенсионном возрасте у него порой возникает «возрастная депрессия». Он испытывает глубокий кризис, остро переживает из-за многого, у него возникает много конфликтов с окружающими. На пожилого человека оказывает воздействие факторы жизненных этапов, когда он анализирует прожитые годы. Порой в это время он больше ничего от жизни не ждёт, ни на что не надеется, ожидает только несчастья. И в этот сложный период такой человек требует особого внимания, поддержки, участия. Социальная адаптация человека в обществе происходит безболезненно, если учитывать и факторы здоровья, и социальные факторы. Адаптации привыкания требует и одиночество. Адаптационные проблемы часто могут вызвать такой сильный стресс, что в результате возникают проблемы со здоровьем: недомогание, нервозность. Иногда, при определённых условиях, эти проблемы вызывают и серьёзные болезни, такие как астма, язва, артрит. Эмоциональное перенапряжение может спровоцировать и психические заболевания. Социальная адаптация может спровоцировать особые проблемы у детей иностранцев, проживающих в нашей стране временно. Несовпадение ролей человека в разных социальных группах тоже может привести к проблемам. Особенно часто возникают проблемы с адаптацией в обществе у инвалидов. Инвалидность ставит перед человеком массу проблем, особенно у людей с ограниченными возможностями. Эти люди становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования, почти отсутствует занятость трудом. Большинство инвалидов не создают свои семьи, у них нет интереса к жизни, желания заниматься чем-то полезным и нужным. Поэтому социальная адаптация инвалидов должна быть направлена на внедрение в сознание общества идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Пока этого не произойдёт, человек с ограниченными возможностями не сможет находиться в «струе» общественной жизни. Из всего вышесказанного можно утверждать, что социальная адаптация – это целостная структура, имеющая свои определённые проблемы, решение которых приведёт человека к возможности развиваться и изменяться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa_sotsialnoy_adaptatsii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета социальной адаптации

  1. Социальный статус

        - Учится хорошо, успевает по предметам, посещает занятия без пропусков, учиться нравится________________________________________________________________________  3

        - Учится тяжело, не всегда справляется с программой, иногда пропускает занятия, учится при содействии внешнего контроля, иногда пропускает занятия, учится при содействии внешнего контроля, получаемой специальностью удовлетворен___________________________________  2

        - Учится плохо, не успевает по программе, постоянно пропускает занятия, учится при постоянном внешнем контроле, учиться не нравится____________________________________  1

        2.   Особенности общения с педагогами

        -  Педагоги хвалят, замечаний нет ______________________________________________  3

        -  Есть замечания, но незначительные ___________________________________________ 2

        - Находится в конфликте с педагогами __________________________________________ 1

        - Полный разрыв отношений __________________________________________________  0

3. Законопослушность

        - Законопослушен ____________________________________________________________ 3

        - Наблюдается  девиантное поведение (драки,  сквернословие, грубость и т.д. _________ 2

        - Совершены противоправные действия, привлечен к административной ответственности

           ___________________________________________________________________________ 1

        - Возбуждено уголовное дело ___________________________________________________ 0

4. Состояние здоровья

        - Практически здоров __________________________________________________________ 3

        - Частые соматические заболевания ______________________________________________ 2

        - Нервно-психическое заболевание _______________________________________________ 1

        -Оформлена инвалидность ______________________________________________________ 0

5. Бытовая адаптация

        -  свои вещи  содержит в чистоте, следит за своим внешним видом ___________________ 3

        - Неряшлив, следит за чистотой и порядком при содействии внешнего контроля _________ 2

        - Ухаживает за  собой только при постоянном контроле ________________ 1

        - Неряшлив постоянно __________________________________________________________ 0

6. Взаимоотнощения с родителями

        - Замечаний нет, хвалят  _________________________________________________________ 3

        - Есть незначительные замечания _________________________________________________ 2

        - Находится в конфликте _________________________________________________________1

        - Разрыв отношений _____________________________________________________________0

7. Взаимоотношения с друзьями

        - Есть избирательный круг друзей _________________________________________________3

        - Много друзей _________________________________________________________________2

        - Водит знакомых без разбора ____________________________________________________1

        - Нет друзей ___________________________________________________________________0

8.Наличие вредных привычек

        - Не имеет _____________________________________________________________________3

        -Употребляет легкие спиртные напитки, редко употребляет (реже одного раза в месяц),                    курит ________________________________________________________________________ 2

        - Злоупотребляет спиртным ( чаще  одного раза в месяц) ______________________________1

        - Хронический алкоголизм, токсикомания __________________________________________ 0

 9.. Отношение  к материальным ценностям

        - Способен самостоятельно распределять деньги, покупать необходимое, ценит свою                     собственность ________________________________________________________________ 3

        - Распределяет средства при внешнем содействии ___________________________________ 2

        - Самостоятельно не способен распределять средства, тратит деньги на увлечения, не                     заботясь о завтрашнем дне, не бережет свою собственность _________________________ 1

        - Добывает деньги нечестным путем _______________________________________________0

10. Наличие планов на будущее

        - Имеет реальные планы  (получение специальности, жилья, создание семьи и т.д.)                               _____________________________________________________________________________ 3

        - Планы ситуативные (жениться, заработать много денег т.п.) _________________________  2

        - Планы нереальные (стать начальником и т.п.) _____________________________________  1

        - Отсутствие планов, асоциальные планы __________________________________________ 0

11. Волевой контроль

        - Способен самостоятельно принимать решения, добиваться поставленных целей ________ 3

        - Старается слушать близких взрослых, выполняет их решения ________________________2

        -  Легко поддается плохому влиянию, нуждается в постоянном контроле ________________ 1

        - Безволен ____________________________________________________________________   0

12. Эмоциональное состояние

        - Эмоциональное состояние стабильное ____________________________________________ 3

        - Часто меняющееся настроение; пониженное настроение _____________________________2

        - Частые аффективные реакции ___________________________________________________ 1

        - Эмоциональные нарушения  ____________________________________________________0

        Эффективность социальной адаптации оценивается по 12 критериям, включающим в себя учебную, бытовую, социально-психологическую,  собственно социальную адаптацию. Каждый критерий оценивается в баллах от 0 до 3, в зависимости от успешности адаптации.

 Общий критерий адаптированности представляет собой среднее арифметическое всех тринадцати оценок.

При его значениях в пределах от 2,5 до 3 постулируется высокий уровень социальной адаптации,

 при значениях 2 – 2,4 средний уровень адаптации,

 в пределах от 1,5 до 2 диагностируется проблемная адаптация

 и ниже 1,4 – дезадаптация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".

Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...