Выступления на методических мероприятиях
презентация к уроку

Моржанаева Ирина Николаевна

  

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) обеспечивается:

•      существенным изменением содержания образования;

•      созданием оптимальных путей развития;

•      использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, "пошаговым" обучением;

обязательной индивидуализацией обучения;

•      формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

•      обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

•      дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

•      организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для педагогов «Рабочие программы учителя основной инструмент реализации ФГОС УО» Учитель: И.Н.Моржанаева Учитель: П.И. Омарова Дата: 13.12.2016г.

Слайд 2

Понятийный аппарат обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 273-ФЗ, ст. 2 Статус «Ребенок с ОВЗ» устанавливает ПМПК

Слайд 3

АООП Закон РФ «Об образовании в РФ» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; АООП

Слайд 4

Понятийный аппарат: сокращения ИУП – индивидуальный учебный план СИПР – специальная индивидуальная программа развития ИПР – индивидуальная программа реабилитации (инвалида) АООП – адаптированная основная образовательная программа (образовательного учреждения) АОП – адаптированная образовательная программа (обучающегося с ОВЗ) БУД – базовые учебные действия (для нецензового образования)

Слайд 5

Федеральный государственный образовательный стандарт - как понятие Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту. Образовательный станда рт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Слайд 6

Федеральный государственный образовательный стандарт Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Слайд 7

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Слайд 8

Под специальными условиями для получения образования – обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

Слайд 9

В терминологии Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ

Слайд 10

АООП Закон РФ «Об образовании в РФ» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Адаптированная основная общеобразовательная программа — это образовательная программа общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья , разработанная на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию АООП

Слайд 11

согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Слайд 12

Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Ст. 28«Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» подтверждает это положение. Она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Сама же ОО решает вопрос о целесообразности проведения экспертизы разработанной АООП. Согласования образовательной программы не требуется.

Слайд 13

По ФГОС О УО выделены 2 варианта АООП: для детей с легкой умственной отсталостью, у которых нет других нарушений. для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, обучаются по СИПР. Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). А в случае наличия у него ИПРА – с учетом ее требований и мнения родителей. В процессе реализации АООП возможен переход с одного варианта на другой в соответствии с динамикой развития ребенка и подтвержденной рекомендациями ПМПК и с учетом мнения родителей 9

Слайд 14

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС. Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей обучающегося конкретного класса. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Слайд 15

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Слайд 16

Деятельностный подход это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности

Слайд 17

Система оценки учебных достижений обучающихся Система и состав инструментария, включающая описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения.

Слайд 18

ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения:

Слайд 19

Структура Программы учебных предметов (по ФГОС) 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 5) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Слайд 20

Примерные варианты тематического планирования

Слайд 21

№ Раздел Тема Сроки Планируемые результаты по Формируемые Основные виды Материально- Формы п/п программы занятия ФГОС базовые учебные деятельности техническое организации действия (БУД) обеспечение, в т. образовательной Личностные Предметные ч. ЭОРы деятельности 1 1 неделя сентября 2 1 неделя сентября 3 2 неделя сентября 4 2 неделя сентября 5 6 КТП (форма 4)

Слайд 22

№ п/п (дата) Тема урока Основные элементы содержания Планируемые результаты по ФГОС Формируемые базовые учебные действия (БУД) Средства обучения и коррекционной работы Формы контроля Дом, задание Личностные Предметные КТП (форма 5)



Предварительный просмотр:

  1. Департамент образования и молодежной политики
  2. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Педагогический совет 

«Обеспечение доступности образования различных категорий обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Выступление учителя И.Н. Моржанаевой.

«Обеспечение доступности образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью в  условиях внедрения

ФГОС  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

г. Нефтеюганск-2017

Тема: Обеспечение доступности образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью в  условиях внедрения ФГОС  ООУО

Цель: 

определение траекторий получения образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях внедрения ФГОС.

Задачи:

  • проанализировать ситуацию и выявить проблемные зоны в обучении детей с умеренной умственной отсталостью;
  • обозначить требования ФГОС по обучению детей с умеренной умственной отсталостью.

Нормативные документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

Понятийный аппарат:

  • ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
  • АООП – адаптированная основная образовательная программа (образовательного учреждения)
  • АОП – адаптированная образовательная программа (обучающегося с ОВЗ)
  • ИУП – индивидуальный учебный план
  • СИПР – специальная индивидуальная программа развития
  • ИПР – индивидуальная программа реабилитации (инвалида)
  • БУД – базовые учебные действия (для нецензового образования)
  • ТМНР - с тяжелыми и множественными нарушениями развития
  • ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ -  основной принцип образовательной политики в демократическом обществе, предусматривающий предоставление населению широкого спектра возможностей получить надлежащее образование.

Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР: развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

  1. Анализ ситуации.

Организация обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»:

Классно-урочная форма обучения

Индивидуальная форма обучения на дому

В классах  для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F-71)

В классах  для обучающихся с легкой умственной отсталостью (F -70)

Классы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (F -70)

Классы  для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F-71)

5А класс

5Б класс

6 класс

7 класс (+2обучающихся F-71)

8А класс

8Б класс

9 класс (+2обучающихся F-71)

Обучение с учетом  индивидуальных возможностей  в классе с детьми с легкой умственной отсталостью

По адаптированной  программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (класс-группа: 5-6 чел.)

2обучающихся  (7 класс)

5Б класс

2обучающихся  (9 класс)

8А класс

8Б класс

Обучение детей с умеренной умственной отсталостью

в условиях классно-урочной формы обучения (7класс)

  Зидан  

Раяна   

Психофизические особенности

  • Нарушения зрения
  • Нарушения координации движений
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы
  • Нарушение памяти и мышления
  • Нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы
  • Повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство,  сочетающееся с хаотичной нецеленаправленной деятельностью

Методы и приемы  обучения

  • Использование специфических методов и средств обучения
  • Дифференцированное, "пошаговом" обучении
  • Использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, внешних стимулов  

Коррекционная работа

система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса

Условия для обеспечения доступности образования детей с умеренной умственной отсталостью.

1.

Коррекционно – развивающая область. Особенность обучения детей с нарушениями интеллекта предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними. Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами учащихся (2-4). Эти занятия не являются обязательными для посещения всеми учащимися, проводятся как параллельно с основными занятиями (ЛФК, логопедия, коррекционно-развивающие занятия), так и во второй половине дня вне сетки школьного расписания. Эти занятия, учитывая дефект каждого    конкретного ребенка,  направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию и педагогическую поддержку.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом  индивидуально или с малыми группами по основным направлениям:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие различных видов мышления;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

- расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

2. С целью целостного обеспечения реализации ОП учебными, методическими и дидактическими пособиями и различными обучающими технологиями педагогический коллектив школы-интерната использует учебно-методические комплексы.

Традиционные:

– типовые учебники и учебные пособия по базовым предметам;

Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы», под редакцией Воронковой В.В., Москва «Просвещение» 2010

– наглядные пособия (карты, дидактические картинки, дидактические игры и

т.д.);

– тетради для индивидуальной работы учащихся по предметам.

Динамические:

– аудио-видео;

– интерактивные.

– компьютерные.

Продолжительное и направленное использовании методов и приемов коррекционной работы способствует положительной динамике общего психического развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью, вместе с тем необходимо отметить проблемные зоны  в организации обучения данной категории детей.

  1. Требования ФГОС по обучению детей с умеренной умственной отсталостью.

        

Доступность образования предполагает  организацию обучения детей с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также посредством реализации особых образовательных потребностей данной категории детей.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) обеспечивается:

  • существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
  • созданием оптимальных путей развития;
  • использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, "пошаговым" обучением; обязательной индивидуализацией обучения;
  • формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
  • обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
  • дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
  • организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
  • организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

Вывод: обеспечение доступности образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью в  условиях внедрения ФГОС  ООУО предполагает

  • использование специальных форм, методов, приемов коррекционно-развивающего обучения;
  • обеспечение образовательного процесса соответствующего возможностям обучающихся УМК;
  • психолого-педагогического сопровождение, взаимодействие специалистов в работе с детьми;
  • соблюдение в организации обучении требований норм СанПин для данной категории детей;
  • построение взаимодействия с семьями обучающихся.

Предложения: разработать локальный акт по обучению детей с умеренной умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС ООУО.



Предварительный просмотр:

Социальные акции, как средство формирования нравственных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы).

 Вопросы воспитания добра и милосердия волновали общество во все времена. Особенно актуально эта тема сегодня, когда участились проявления жестокости, насилия, безнравственного поведения в молодежной среде. В связи с этим духовно-нравственное воспитание выступает на первый план в формировании личности подростков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Они чаще других испытывают проявления равнодушия, нетерпимого отношения к себе со стороны окружающих.

Мы спросили у наших обучающихся: «Что такое добро?». «Это радость, счастье, хорошие дела и поступки, когда тебя любят, хорошо относятся, заботятся о тебе», - отвечали дети. Они понимают, что такое добро и сами готовы проявлять его. Добрые дела и поступки – это та основа, которая позволяет формировать у обучающихся нравственные качества: отзывчивость, милосердие, сострадание, толерантность. В системе воспитательной работы нашей образовательной организации традиционными являются мероприятия, направленные на формирование у школьников этих качеств. Это социальные акции:  «День доброты, или Старость в радость» (посещение Центра «Защита», отделения «Специальный дом для одиноких престарелых»). Обучающиеся и педагоги делятся на творческие группы и мастерят подарки, готовят поздравления, сюрпризы, украшают помещения к праздникам. Оказывают доступные виды помощи пожилым людям: убирают в помещении, убирают листву осенью, чистят снег зимой.  "Здравствуй, друг!" (посещение детей-инвалидов, которые обучаются на дому).

В течение учебного года ребята посещают своих одноклассников, обучающихся на дому, поздравляют их с Днем рождения, с Новым годом, готовят для них подарки, развлечения, сюрпризы. Такие встречи радуют детей, особенно ограниченных в передвижении, расширяют их общение с внешним миром.  «Наш добрый учитель» (посещение ветеранов педагогического труда). Ребята с классным руководителем навещают педагогов, ушедших на заслуженный отдых в праздники «День учителя», «День пожилого человека», «Новый год», «8 Марта - Международный женский день». Ребята делятся своими школьными успехами, рассказывают о своих делах, прислушиваются к советам старших, готовят им сюрпризы. Особый эмоциональный отклик у детей вызывают мероприятия - коллективно-творческого дела «Вахта памяти»:  «Смотр строя и песни» (торжественное мероприятие, с приглашением посвященное Дню Победы ветеранов);  «Никто не забыт, ничто не забыто!» (уход за могилами участников Великой Отечественной войны); «Подарок ветерану» (поздравление ветеранов с праздниками).

Подобные мероприятия важны для формирования значимых чувств, убеждений, устремлений школьников. Много лет школа- интернат шефствует над ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, проживающими в соседних микрорайонах. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом современном мире. Школьники поздравляют ветераном с праздниками, организовывают концерты, изготавливают совместно с учителями, родителями подарки для них. Во время встреч дети с интересом слушают рассказы ветеранов о боевых действиях, о труде женщин и детей в тылу, о том, какие испытания выпали на долю народа в эти тяжелые годы войны. Ребята очень проникаются этими рассказами, что видно по их неравнодушным лицам. Они с нетерпением и желанием готовятся к новой встрече с ними. Такое общение воспитывает у школьников патриотизм, уважительное отношение к заслуженным людям, вызывает чувство милосердия и желание быть полезными не только в праздничные дни, но и повседневно.

В нашей жизни всё закономерно: сделал добро, и оно обязательно вернется к тебе. Нельзя на словах научить детей быть добрыми, милосердными, отзывчивыми. Только совершая добрые дела и поступки, проявляя заботу о ближнем, можно воспитать в них эти качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом совете школы Инновационные пути развития методической службы школы

Перспективные направления методической инновационной работы школы: формирование коллектива педагогов единомышленников, сетевая организация методической службы ОУ, эффективная структура методической сл...

Справки об участии и выступлении на методических мероприятиях (конференции, семинары, тренинги, вебинары)

В данном разделе представлены документы подтверждающие мое участие и  выступления на разных уровнях....

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справка об участии

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справ...

Выступления на методических мероприятиях.

Выступления на  методических мероприятиях....

Выступления на методических мероприятиях.

Методическая работа в школе - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. В данном разделе представлен опыт личны...