Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Мы с ПОСОПА»
методическая разработка на тему

Цель программы: воспитание у обучающихся любви к  малой родине, своему Отечеству, чувства гордости за свою Родину, готовности приносить пользу обществу и государству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kudryavtseva.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

городского округа Саранск

Республика Мордовия

Дополнительная

общеразвивающая

программа

внеурочной деятельности

 «Мы с ПОСОПА»

                                    Кудрявцева Светлана Юрьевна-

                                              учитель истории и обществознания

Саранск 2016

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая  Программа «Мы с ПОСОПА» призвана способствовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию в рамках внеурочной деятельности на основе работы школьного историко-краеведческого музея.

Сохранение исторической памяти имеет огромное воспитательное значение для подрастающего поколения – во все времена и в любом государстве, особенно в переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется наиболее ярко в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, сохранения  исторической памяти вышли на первый план.

Программа «Мы с ПОСОПА» разработана в соответствии с ФГОС второго поколения и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и отвечает запросам времени, направлена на системное, комплексное формирование основ духовно-нравственного, гражданско-патриотического развития личности в рамках внеурочной деятельности.

Реализуя Программу «Мы с ПОСОПА» образовательная организация взаимодействует с социумом, развивая сетевое взаимодействие:

  • Детская библиотека им. А. Гайдара
  • Республиканский Мемориальный музей боевого и трудового подвига 1941-1945 гг.
  • Республиканский краеведческий музей им. Д.Воронина
  • Республиканский Музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи
  • МУДО «Центр детского творчества №1» г.о. Саранск
  • ГБУК «Мордовская республиканская юношеская библиотека»
  • ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М.Е.Евсевьева»
  • НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт»
  • Государственный архив РМ

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: воспитание у обучающихся любви к  малой родине, своему Отечеству, чувства гордости за свою Родину, готовности приносить пользу обществу и государству.

Задачи:

  1. Формировать  и развивать личностные характеристики обучающихся, направленные на любовь к своему краю и своему Отечеству,  уважение своего народа, его культуры и духовных ценностей.
  2. Учить  школьников  соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
  3. Развивать базовые национальные  ценности: патриотизм,  гражданственность, семья и др.
  4. Привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовных нравственных ценностей родного края, школы, семьи.
  5. Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность, поисково-исследовательскую, проектную деятельность.
  6. Воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Родине, традициям, обычаям своего народа.
  7. Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны, своей малой родины.
  8. Оптимизировать работу с родителями в сфере нравственного и патриотического воспитания.

  1. Этапы реализации Программы «Мы с ПОСОПА»

Программа «Мы с ПОСОПА» рассчитана на 5 лет.

1 этап: организационный

Цель этапа: анализ   и диагностика ситуации,  подготовка условий для реализации  Программы «Мы с ПОСОПА».

Задачи:

-изучить нормативно-правовую базу;

-проанализировать  ресурсное обеспечение программы;

-систематизировать диагностические методики по основным направлениям реализации  программы;

-провести  мониторинг уровня воспитанности, мотивации  обучающихся  школы на старте реализации программы;

-разработать План мероприятий Программы.

 2 этап: практический

Цель этапа: реализация Программы «Мы с ПОСОПА»

Задачи:

- реализовать  план  мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

- проводить промежуточный мониторинг результативности работы;

- принимать участие в конкурсах, конференциях по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.

3 этап: аналитический

Цели этапа: анализ итогов реализации  Программы «Мы с ПОСОПА»

Задачи:

-проанализировать результаты контроля,  данные мониторинга;

-обобщить результаты работы школьного  за 5 лет;

-выявить причины  затруднений в реализации программы.

Программа является открытой для внесения изменений по ходу ее реализации.

  1. Ресурсное обеспечение программы
  1. Нормативно-правовая база:

1.Федеральный  закон от 29.12. 2012 г. ФЗ-№273 «Об  образовании  в  Российской   Федерации»;

2.-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 04.04. 2015 г.;

-Подпрограмма "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2020 годы Государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы»;

-Подпрограмма «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия на 2016-2018гг.» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма на 2014-2018гг.»

        3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010

4. Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс. – http//www.standart.edu.ru

2. Кадровые условия:

  • Администрация школы;
  • Педагогический коллектив;
  • Педагог-психолог.

3.Материально-технические условия:

  • Школьный музей;
  • Кабинет информатики;
  • Кабинет истории.

  1.   Реализация   программы

Программа «Мы с ПОСОПА»  составлена на основе принципов:

  • Открытость
  • Научность
  • Системность
  • Преемственность
  • Доступность

 Структура  и организация Программы «Мы с ПОСОПА» строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их степени подготовленности к жизни и деятельности в коллективе или самостоятельно.

Формы  реализации программы

Программа «Мы с ПОСОПА» является основой работы школьного историко-краеведческого музея по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию  обучающихся школы в рамках внеурочной деятельности  сроком  на 5 лет.  Эта работа осуществляется в следующих формах:

  • Кружковая работа;
  • Выставочно-экспозиционная работа;
  • Военно-патриотические праздники, смотры;
  • Уроки  мужества;
  • Встречи с ветеранами войны и труда, участниками локальных войн;
  • Беседы, информационные минутки, устные журналы и т.д.;
  • Викторины, игры, конкурсы;
  • Творческая деятельность (написание стихов, сочинений, выполнение рисунков и т.п.);
  • Проектно-исследовательская деятельность;
  • Организация экскурсий;
  • Участие в конкурсах, конференциях;
  • Работа элективного курса «Музейное дело».

    Педагогические технологии

         Успех работы школьного музея зависит, прежде всего, от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их использовании. Реализация цели и задач Программы предполагает активное участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании таких педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, как:

  • метод проектов,
  • ученическое исследование;
  • игровые технологии,
  • образовательные путешествия,
  • технология коллективных творческих дел (КТД),
  • технология проблемного обучения.
  • ИКТ

Основные виды деятельности школьного музея:

  • Поисково-исследовательская  деятельность.
  • Экскурсионно – просветительская деятельность.
  • Оформительская деятельность.
  •  Методическая работа.
  • Урочная деятельность.
  • Работа элективного курса «Музейное дело».

Данная Программа отражает поисково-исследовательскую, оформительскую  и экскурсионно-просветительскую  деятельность школьного музея.

Реализация этих направлений позволит воспитать у обучающихся такие качества, как:

П – патриотизм

О – ответственность

С – справедливость

О – отвага

П – порядочность

                Содержание программы «Мы с ПОСОПА»

Программа «Мы с ПОСОПА» предполагает обучение и воспитание обучающихся образовательных учреждений в процессе обеспечения деятельности школьного музея по направлениям:

- «Крепость на сторожевой черте» (история создания  городов - крепостей в мордовском крае);

- «Моя малая родина» (то место, где человек родился, земляки, история, памятники, достопримечательности);

- «Мы нашей школой дорожим» (история школы, знаменитые выпускники);

- «Их подвиг нам забыть нельзя…» (о героях Великой Отечественной войны и  локальных войн).

Организация поисково-исследовательской  деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Написание ученических исследовательских работ и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, республики.

Оформительская деятельность:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, уроков мужества, устных журналов, информационных минуток и т.д.;

- проведение экскурсий в школьном музее;

- участие в республиканских, городских,  районных конференциях, конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены  в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой  и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории родного края музейно-краеведческими средствами. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые  для

-  реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

             

               Тематический  план к программе «Мы с ПОСОПА»

№ п/п.

Содержание программы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1

Крепость на сторожевой черте

2

4

6

2

Моя малая родина

3

5

8

3

Мы нашей школой дорожим

3

3

6

4

Их подвиг нам забыть нельзя

10

4

14

Тема 1. Крепость на сторожевой черте (6 часов)

      Родной край в истории государства Российского. Мордовский край и засечные черты на охране границ Российского государства. Возникновение городов-крепостей. Первые упоминания  о местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства.

    Экскурсия по достопримечательным объектам  истории и культуры родного края, города.

Тема 2. Моя малая родина (8 часов)

      Моя семья и родной край. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

       Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

       История места рождения. История моей улицы. Достопримечательности малой родины. Экскурсии на местности.

Тема 3. Мы нашей школой дорожим (6 часов)

        История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, республиканских архивах.

       Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 4. Их подвиг нам забыть нельзя… (14 часов)

       Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.

       Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.

       Дни воинской славы и памятные даты России.

  1. Перечень  мероприятий по реализации программы

                                        «Мы с ПОСОПА»

Направление  «Крепость на сторожевой черте»

п/п

Мероприятие

Классы

Ответственный

1

Экскурсия на местности: «Здесь начинался наш город…»

5-8

Руководитель музея

2

Конкурс на лучший отзыв об экскурсии «Исторические места города»

5-8

Руководитель музея

3

Подготовка исследовательских работ учащихся для участия в конференциях:

Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»;

Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»;

Школьная конференция «Я познаю мир» и др.

7-11

Учитель истории

Направление «Моя малая родина»

п/п

Мероприятие

Участники

Ответственный

1

Организация фотовыставки: «Моя малая Родина»

5-9

Классные руководители

2

Выставка рисунков, плакатов, работ декоративно-прикладного искусства «Любимый уголок моей малой родины»

1-7

Классные руководители

3

Составление генеалогического древа своей семьи  «Откуда начинается мой  род»

3-6

Учитель истории

4

Выставка творческих работ  «Мои бабушка  и дедушка живут на  селе и в городе»

2-7

Классные руководители

5

Конференция «История семьи – история страны»

9-11

Учитель истории

6

Презентация творческих проектов

 «Я родился на …»

7-9

Руководитель музея

7

Экскурсия на местности «Биография моей  улицы»

8-9

Руководитель музея

8

Защита исследовательских проектов  «Почему так названа моя улица?»

5-9

Руководитель музея

9

Экскурсия на местности «Местные достопримечательности»

7-11

Руководитель музея

10

Подготовка исследовательских работ учащихся об истории малой родины  для участия в конференциях:

Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»;

Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»;

Школьная конференция «Я познаю мир» и др.

3-11

Учитель истории

Направление «Мы нашей школой дорожим»

п/п

Мероприятие

Участники

Ответственный

1

Конкурс сочинений, рисунков, проектов, поделок «Дом, который построим мы» (Школа будущего)

1-11

Классные руководители

2

Защита  проектов  «Символика  класса»

5-9

Классные руководители

3

Акция «Мои родные – выпускники моей школы»

1-11

Учитель истории

4

Защита проектов «История школы в лицах»

7-9

Учитель истории

5

Подготовка исследовательских работ по истории школы для участия в конференциях:

Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»;

Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»;

Школьная конференция «Я познаю мир» и др.

3-11

Учитель истории

Направление  «Их подвиг нам забыть нельзя…»

п/п

Мероприятие

Участники

Ответственный

1

Участие в акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка»

1-11

Классные руководители

2

Торжественный митинг, посвященный Дню Победы, памяти выпускников школы – героев Великой Отечественной войны

1-11

Руководитель  музея

3

Торжественные линейки, посвященные Дням воинской славы и памятным датам  России

1-11

Руководитель музея

4

Уроки  Мужества, посвященные подвигам Героев Советского Союза, Героев России – уроженцев  Мордовии

1-11

Руководитель музея

5

Читательская конференция по книге М. Девятаева «Побег из ада»

6-9

Руководитель музея

6

Читательская конференция по книгам  Ильиной «Четвертая высота», В.Катаева «Сын полка» и др.

4-6

Руководитель музея

7

Встречи с  ветеранами, интересными людьми, участниками спасательных операций и тружениками тыла и т.п.

1-11

Классные руководители

8

Выставка творческих  работ  «Этих дней не смолкнет слава», посвященная Дню Победы, подготовка поздравительных открыток для ветеранов ко Дню Победы

1-7

Классные руководители

9

Написание сочинений –исследований «Великая Отечественная война в моей семье»

2-11

Учитель истории, классные руководители

10

Фотовыставка, мини-исследования  «Награды моей семьи»

1-11

Классные руководители

11

Фотовыставка «Мой прадед – герой войны»

1-11

Руководитель музея

12

Встречи  «Мои родные защитники Родины»

1-11

Классные руководители

13

Подготовка исследовательских работ учащихся о членах своей семьи – участниках и  героях войны для участия в конференциях:

Всероссийская конференция «Живая культура: традиции и современность»;

Муниципальная конференция «Школьники города – науке 21 века»;

Школьная конференция «Я познаю мир» и др.

3-11

Учитель истории

  1. Результаты реализации программы   и  оценка ее эффективности

В результате реализации Программы «Мы с ПОСОПА» ожидается создание системы гражданско-патриотического воспитания  обучающихся школы на основе деятельности школьного историко-краеведческого музея, обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, включение в систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания всех участников образовательного процесса.

В ходе реализации Программы выпускник будет развивать творческие способности, осознавать ценности общества, ответственность за судьбу своего родного края, своей Родины.

 

 Ожидаемые результаты:

  • формирование  и развитие  личностных характеристик  обучающихся, направленных на любовь к своему краю и своему Отечеству,  уважение своего народа, его культуры и духовных ценностей;
  • умение учащимися соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • развитие базовых национальных  ценностей: патриотизм,  гражданственность, семья и др.
  • привлечение  учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовных нравственных ценностей родного края, школы, семьи.
  • Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность, поисково-исследовательскую, проектную деятельность
  • воспитание  чувства долга, ответственности, готовности к защите Родине, традициям, обычаям своего народа.
  • воспитание  гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны, своей малой родины.
  • оптимизация и активизация работы с родителями в сфере нравственного и патриотического воспитания.

Оценка результативности реализации Программы «Мы с ПОСОПА» осуществляется  с помощью анкетирования, социологического опроса, наблюдения, собеседования, организации внутришкольного контроля, изучения уровня воспитанности, межличностных отношений обучающихся. Оценка результатов и достижений учащихся осуществляется через категорию личностного роста и портфолио.

Таким образом, Дополнительная общеразвивающая Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Мы с ПОСОПА» на основе внеурочной деятельности школьного историко-краеведческого музея рассчитана на обучающихся 1-11 классов  средней общеобразовательной школы.

Список литературы и источников:

1. Федеральный  закон от 29.12. 2012 г. ФЗ-№273 «Об  образовании  в  Российской   Федерации»;

2. ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».  Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)

3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 04.04. 2015 г.;

3. Подпрограмма "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2020 годы Государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы»;

4.Подпрограмма «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия на 2016-2018гг.» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма на 2014-2018гг.»;

        5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010;

6.Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс. – http//www.standart.edu.ru;

         7.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.

8.Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма// Воспитание школьников. - 2007 -№7.

9.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус, 2007;

10.Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000;

11.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус, 2006;

      12. Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2002.