Современный урок
презентация урока для интерактивной доски на тему

Шелепова Светлана Вячеславовна

Требования к ведению современного урока в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.pptx178.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО) Тема: «Современный урок в условиях введения ФГОС»

Слайд 2

Современный урок - это «…урок на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, её активного умственного роста, формирования её нравственных основ». Ю.А. Конаржевский «…свободный урок, урок, освобождённый от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится». Н.Е. Щуркова

Слайд 3

ПОСТУЛАТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: Урок, есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Слайд 4

Цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут обучающимися в конце урока. это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: обучающий, развивающий, воспитывающий. это основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление; в какой-то степени это пусковой механизм деятельности.

Слайд 5

Параллели целей урока

Слайд 6

Параллели целей урока

Слайд 7

Параллели целей урока

Слайд 8

Цель учебной деятельности - развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности – универсальных учебных действий ( УУД ): Коммуникативных; Регулятивных; Познавательных; Личностных.

Слайд 9

ВИДЫ УУД: ЛИЧНОСТНЫЕ универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 10

В учебной деятельности выделяют три вида личностных действий :

Слайд 11

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно; Планирование – составление плана и последовательности действий; Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний и умений, его характеристики; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталоном с реальным действием и его результатом; Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации борьбы мотивов и к преодолению препятствий.

Слайд 12

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации, в т.ч. с помощью компьютерных средств; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; Определение основной и второстепенной информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Слайд 13

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез (составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов); - выбор оснований и критериев для сравнения; - установление причинно-следственных связей; - построение логики рассуждения; - доказательство; - выдвижение гипотез; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 14

Коммуникативные действия Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 15

Коммуникативные действия: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций и способов взаимодействия участников; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Владение монологической и диалогической формами речи.

Слайд 16

Организация мотивированной учебной деятельности Компоненты деятельности Действия учителя в традиционной школе (внешне мотивированная учебная деятельность) Установки и действия учителя в инновационной школе (внутренне мотивированная учебная деятельность) Мотив Мотивирует сам, чаще за счёт внешних стимулов Опора на внутренние мотивы Цель Цель на уроке ставит сам Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Средства Средства выбирает сам Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели Действия Организует и регламентирует сам Вариативность действий; выбор действий в соответствии с возможностями школьников Результат Подводит весь класс к результату, который наметил сам Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя – внутренние изменения в личности школьника Оценка Оценивает сам конечный результат Обеспечение возможности произвести самооценку деятельности и полученного результата.

Слайд 17

Ребёнок не развивается при пассивном усвоении учебного материала! Только его собственное действие может стать основой его самостоятельности! Необходима организация условий, провоцирующих детское действие!

Слайд 18

Учебная ситуация - особая единица учебной деятельности, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные универсальные учебные действия (УУД), преобразуют его, например переформулируют, перестраивают или предлагают своё описание или действие т.д.

Слайд 19

Приёмы создания учебной ситуации: Предъявить противоречивые факты, теории; Обнажить житейское представление и предъявить научный факт; Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность»; Побуждающий диалог, вызывающий у детей удивление; Задание, требующее проявления самостоятельности и основанное на необходимости и невозможности его выполнения в силу затруднений у ученика.

Слайд 20

План (от лат. planum - плоскость) - заранее намеченный порядок последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятия (БЭС). ( № - Этап урока- Приёмы и методы – Время (мин.) Конспект (от лат. с onspectus - обзор) – краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. ( № - Деятельность учителя – Деятельность ученика)

Слайд 21

Технологическая карта - Форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.д. (БЭС)

Слайд 22

Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Слайд 23

Вариант ТКУ Деятельность учителя Деятельность обучающихся Осуществляемые действия Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Осуществляемые действия Осуществляемые действия Осуществляемые действия Осуществляемые действия ЭТАП 1. Вхождение в тему урока (занятия) и создание условий для мотивации и осознанного восприятия учебного материала (создание проблемной ситуации, формулирование проблемы). ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи (выдвижение гипотез). ЭТАП 3. Практикум (поиск решения проблемы) ЭТАП 4. Представление полученных результатов, их проверка и коррекция ЭТАП 5. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (формулирование выводов, применение в практике)

Слайд 24

Этапы урока: ЭТАП 1. Вхождение в тему урока (занятия) и создание условий для осознанного восприятия учебного материала (создание проблемной ситуации, формулирование проблемы). ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи (выдвижение гипотез).

Слайд 25

Этапы урока: ЭТАП 3. Практикум (поиск решения проблемы). ЭТАП 4. Представление полученных результатов, их проверка и коррекция. ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание (формулирование выводов, применение в практике).

Слайд 26

Примерная схема комбинированного анализа урока 1. Организация урока : организационная четкость урока; наличие плана; эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий; выполнение психологических и гигиенических требований к уроку; обратная связь; распределение времени на этапы урока.

Слайд 27

Примерная схема комбинированного анализа урока 2. Личностные качества учителя : морально-психологический климат; степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости к учащимся; педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид. 3. Эффективность обучения : степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности , связи обучения с жизнью; степень достижения целей урока; оптимальность методов и приёмов обучения; эффективность контроля знаний учащихся; домашнее задание.

Слайд 28

Примерная схема комбинированного анализа урока 4. Эффективность воспитательной деятельности учителя : нравственная направленность урока, формирование трудовых и учебных навыков: единство обучения, воспитания и развития; эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание.

Слайд 29

Примерная схема комбинированного анализа урока 5. Эффективность деятельности учащихся : реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность учащихся; интерес к труду; навыка самостоятельной работы; умения выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи и специальных навыков; уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся; организованность и дисциплина учащихся; внешний вид.

Слайд 30

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...