Конспекты уроков.
план-конспект урока (7 класс) на тему

Разработка урока "Цунами и их характеристика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tsunami._7_klass.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

                           Тема урока: «Цунами и их характеристика». 7 класс.

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природных явлениях гидрологического характера;
  2. Закрепить у учащихся ключевые понятия и определения темы;
  3. Объяснить причины возникновения цунами;
  4. Показать опасность природного явления;
  5. Обратить внимание учащихся на районы возникновения и проявления цунами.

Тип урока: комбинированный урок, урок изучения нового материала с использованием ТСО (презентации).

Оснащение урока и ТСО:

ТСО, учебники, раздаточный материал, презентация.

План проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний учащихся.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организация класса.                                                                                                                                 Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

2. Проверка знаний учащихся:

Работа в парах:                                                                                                                                                         - Собрать из карточек определение природного явления гидрологического характера.

Фронтальный опрос по теме: «Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения».

-  Какие чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения могут произойти в Санкт-Петербурге?                                                                                                   Объясните причину возникновения такого явления? (Наводнение).                                                                                                                                                   3. Объяснение нового материала.

Изложение материала происходит совместно с демонстрацией презентации.                                                                                                                                                                 «Цунами» (слайд №1) 

 Опираясь на легенду народов Океании, предлагается определить о каком гидрологическом явлении идёт речь (слайд №2).

«Гигантский Кит был монстром, убивающим других китов и лишающим людей морской добычи. Гром-птица увидала из своего гнезда в горах, что люди голодают. Она полетела над прибрежными водами, и схватила Кита. Битва началась в океане. Вода сначала отступила, а потом обрушилась на берег. Много каноэ забросило высоко на деревья, много было разрушений и много погибших.                  В конце концов Гром-птице удалось поднять Кита из воды высоко в воздух и бросить об землю» Вместе с учащимися определяем, что речь идёт о цунами.

Рассматривая картину цунами (слайд №3) учащиеся пробуют дать определение понятию цунами. (слайд №4).                                                                                                                                                                 ЦУНАМИ: морские гравитационные волны большой длины, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.  Цунами: морские волны при подводных и прибрежных землетрясениях. Какое из этих определений на ваш взгляд более полное и точное.

Рассмотрим регионы и причины возникновения цунами (слайд №5) возникновение цунами в районах подводных землетрясений и проявление их на другом побережье океана. Возникать цунами могут и в результате извержения подводного вулкана (слайд №6).

Что же такое всё-таки цунами?                                                                                                                                             ВОЛНА, и это видим в определениях, которые мы рассмотрели на слайде №4.

Давайте вспомним из географии основные части и характеристики волн. Они нам должны помочь понять природу цунами (слайд №7). 

Определение частей ветровой волны и волны цунами совпадают.

Форма и высота волны цунами отличается от ветровой волны (слайд №8) определение, (слайд №9) изображение буруна.

Давайте сравним простые ветровые волны и цунами по некоторым параметрам скорость, высота и длина (слайд 10)                                                                                                                      

От чего зависит частота возникновения цунами? (слайд №11).

Соотнесите силу землетрясения и % возникновения цунами.

 В каких же океанах возникают цунами чаще (слайд № 12).

По своей силе воздействия на окружающую среду цунами бывают 6 видов (слайд № 13).

Последствия цунами бываю первичными – возникающие непосредственно из-за цунами и вторичными — это изменения возникающие после отступления цунами (слайд № 14).

Рассмотрим фотографии последнего разрушительного цунами в Японии (слайды № 15 и 16).

Какие меря необходимо принимать по защите от цунами и его предупреждению?                               1. Перенос жилых и производственных помещений. 2.Создание систем наблюдения. 3. Запрещение строительства в районах подверженных цунами. 4. Строительство защитных технических сооружений (слайд № 17.)

4.Закрепление. Подведение итогов.

 

Заполнить таблицу (Работа в групах)

            Характеристики  

      Прибой

Цунами

Приливы

Образуются под влиянием фаз Луны.

Периодически повторяются.

Образуются в результате землетрясений.

Обладает разрушительным действием.

Образуется в сейсмически активных зонах.

Образуется только у берегов.

- Давайте вспомним, что же такое цунами?

- Причины появления цунами?

- Какую опасность для населения представляет цунами?

- В каких районах мира наиболее часто происходят цунами?

5.Д/з.: п.4.6 читать, выполнить задания в контурных картах (задания в карточках)

Анализ работы учащихся.

Итоги работы, выставление отметок, комментарий к уроку, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...