Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
статья на тему

Гукова Ирина Николаевна

Дошкольное детство-это важный период духовно - нравственного воспитания детей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Гукова Ирина Николаевна МБДОУ детский сад №3 «Рябинка» г.Инза, Ульяновской  области

«Без музыки жизнь была бы ошибкой» Ф. Ницше

Дошкольное детство-это важный период духовно - нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры. Известно, что музыка способна эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, что в музыкальном искусстве содержится духовный опыт человечества, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

•        Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка

•        Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях

•        Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор

•        Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания

•        Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.

Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским, («Времена года»), М.И Глинкой, («Жаворонок») Д. Кабалевским, («Клоуны») Римским-Корсаковым («Снегурочка») и другими мы влияем на чувства, настроения ребенка, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.

Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

В своей работе я провожу занятия с детьми, разработанные с учётом того, что именно старший дошкольный возраст является периодом наиболее активного и успешного освоения ребёнком народной культуры, той культуры, носителями которой являются родители ребёнка, его воспитатели, взрослые и старшие дети, составляющие ближайшее социальное окружение подрастающего малыша.

В ходе занятий детям рассказывается о значимости таких понятий как: семья, родной дом, большая и малая родина, родной язык, народные православные традиции и обычаи. В увлекательной и доступной форме детям передаются сведения о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится Отечество. Музыкальный материал данных занятий включает малые формы детского фольклора, народные песни и танца, игры, произведения русских композиторов и поэтов, стихи и песни современных авторов, танцы и игр, музыкальные произведения, рекомендованные типовой программой воспитания и обучения в ДОУ.

Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников.  Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию. Многолетней традицией является проведение фольклорных праздников, таких как: Праздник урожая, Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

Результатом работы явились позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, понимают его и стремятся быть лучше.

Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного и эстетического развития позволяет увидеть нам выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Музыкальное искусство — это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка. «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». (Р. Роллана)

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». (Платон.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьника

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим об...

Доклад на тему: "Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков"

Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков....

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Семейное воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности современных дошкольников

В данной статье говорится о роли семьи на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников

Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценно...