Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников
статья по музыке

Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях.

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Музыка – это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний. Музыка в школе не только учебный предмет, но и могучее средство воспитания. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить ребенка, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и моральной культуры.

Усиленные специальные занятия музыкой значительно ускоряют духовно-нравственное развитие учащихся: дети восьми лет находились на уровне двенадцатилетних, тогда как по другим показателям соответствовали своему биологическому возрасту. Следовательно, музыка не только способствует нравственному развитию личности ребенка, но может давать и опережающий эффект

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников

Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях.

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Музыка – это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний. Музыка в школе не только учебный предмет, но и могучее средство воспитания. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить ребенка, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и моральной культуры.

Усиленные специальные занятия музыкой значительно ускоряют духовно-нравственное развитие учащихся: дети восьми лет находились на уровне двенадцатилетних, тогда как по другим показателям соответствовали своему биологическому возрасту. Следовательно, музыка не только способствует нравственному развитию личности ребенка, но может давать и опережающий эффект.

В духовно–нравственном развитии младших школьников музыка играет не меньшую роль, чем художественная литература и живопись. Общим у музыки с живописью является то, что гармония звуков, как и цветовая гармония, вызывает мгновенную реакцию, сопровождающуюся длительной «игрой» поочередно меняющихся приливов и отливов едва уловимых чувств и настроений. Подобно искусству слова, музыка захватывает своим стремительным движением, увлекая динамикой мысли и чувства. Однако музыка во многом и отлична от других видов искусства: у нее есть свой мир, своя предметная действительность, свои способы отражения жизни.

Музыка властна над всем, способна захватить любого, даже самого «немузыкального» ребенка. По своей природе она более «человечна», чем все другие виды искусства, потому что она от рождения живет в каждом из нас в виде выражения скорби, тоски, радости, печали, нередко в неоформленном, а то и в неосознанном состоянии. Однако серьезное отношение к музыке формируется в определенных условиях, под руководством наставников, учителей, педагогов, которые помогают развитию музыкальных способностей учащихся.

Таким образом, музыка – одно из могучих средств общения и сплочения людей в переживании прекрасного, утверждении великих идеалов эпохи, в формировании отношений человека к обществу, в осмыслении действительности. Музыка способна широко раскрыть и подарить детям свою красоту, может вызвать в них безудержную радость, а может родить страх и ужас. Она способна поднять человека на героический подвиг, удесятерить его силу в труде, а порой лишает человека всякой энергии.

В системе всестороннего воспитания и развития учащихся музыка имеет особое значение. Отражая действительность в звуковых образах, она раскрывает внутренний мир школьников, все богатство мыслей и чувств. Музыка своими специфическими средствами призвана решать названные ранее задачи духовно–нравственного воспитания.

Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

Такими специфическими средствами музыки, по мнению Д. Кабалевского, являются музыкальные жанры.

«Три кита» в музыке – песня, танец, марш. Эти три самых распространенных демократических жанра – наиболее легкий путь вхождения в музыкальное искусство. Именно они, как самые первые обобщения эмпирического уровня, позволяют «вспахать» детский музыкальный и жизненный опыт.

Жанр музыкальный – многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

Сложность и многозначность понятия «жанр музыкальный» связаны с тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и с равной силой. Сами эти факторы – разного порядка (например, форма и место исполнения) и могут выступать в многообразных сочетаниях с разной степенью взаимной обусловленности. Поэтому в музыкальной науке сложились различные системы классификации музыкальных жанров.

Опыты классификации музыкальных жанров стали уже очень давно естественным продолжением и дополнением к описанию самих жанров. Исключительно большое внимание классификационным проблемам уделяется в современном музыкознании.

В соответствии с избранными критериями во всей совокупности музыкальных жанров выделены шесть групп:

  • Народно-бытовая музыка устной традиции (песенная и инструментальная).
  • Легкая бытовая и эстрадно-развлекательная музыка – сольная, ансамблевая, вокальная, инструментальная, джаз, музыка для духовых оркестров.
  • Камерная музыка для малых залов, для солистов и небольших ансамблей.
  • Симфоническая музыка, исполняемая большими оркестрами в концертных залах.
  • Хоровая музыка.
  • Музыкальные театрально-драматические произведения, предназначенные для исполнения на сцене.

Выделены три основные жанровые группы:

  • Лирические жанры (например, песня, романс, ноктюрн, колыбельная, поэма, серенада).
  • Повествовательные и эпические жанры (например, былина, гимн, баллада, увертюра).
  • Моторные жанры, связанные с движением (например, плясовая песня, танец, марш, этюд).

Песня – наиболее распространенный музыкальный жанр, истоки которого уходят в далекую древность.

Различают народную и авторскую песни. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своем творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются. Песни различаются также по складу, формам исполнения, сфере бытования и т.д. (лирическая и гимническая, одноголосая и многоголосая, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песня для профессиональных певцов и для массового исполнения и т.п.).

Песне свойственен особый тип связи музыки и слова. Тексты песен обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают четкость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы).

Мелодия песни является обобщенным, итоговым выражением образного содержания текста в целом. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке – и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном – припевом). Внутреннее расчленение музыкальной строфы соответствует расчленению строфы поэтической.

Песен всегда создавалось множество, хотя лишь части них была суждена долгая жизнь. Но зато из лучших песен, как из песен народных, можно составить целую летопись жизни страны, жизни общества. Такой песенной летописью, запечатлевшей важнейшие события в истории нашей страны, стала российская песня.

Танец – музыкальный жанр, основанный на выразительности ритмического движения и пластики человеческого тела. Танец организован в пространстве и времени в единую композицию; танцевальный образ тесно связан с музыкой, а также с костюмом, который обусловливает характер движения и манеру исполнения. Движение является зачастую непосредственным выражением сильных эмоций, чаще положительных (охваченный ликованием человек пускается в пляс; бьющая через край радость жизни, ощущение здоровья, наслаждение бытием выливаются в энергичные движения).

Танец – одно из проявлений народного творчества; в танцах каждого народа накапливались свои традиции, кристаллизировались хореографический язык, пластическая выразительность и соотношение с музыкой.

Марш – музыкальный жанр, сложившийся в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (движение войск в строю, праздничные и церемониальные шествия), один из основных прикладных жанров. Марш отличают особый ритм и строгая размеренность темпа, не меняющегося на протяжении всего сочинения. Музыка марша имеет бодрый, мужественный, активный характер.

Помимо организации движения марш призван вселять бодрость, поднимать дух. Еще на относительно раннем этапе своего развития марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к увеличению его масштабов, усложнению выразительных средств, обогащению содержания.

Изучая музыкальное искусство, дети знакомятся с культурой, с великими личностями, которые внесли вклад в развитие культуры данного искусства всего мира. Цель таких уроков по музыке – создать благоприятный интеллектуальный фон для развития, формирования у младших школьников нравственных суждений и представлений, культуры и эрудиции.

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся младших классов полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных подделок. Это особенно относится к музыке. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, радио, телевидение и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно только одним путем – широким использованием классической музыки, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.

Развитие интереса и потребности в музыке, накопление запаса музыкальных впечатлений от близких и доступных восприятию высокохудожественных произведений музыкального искусства является результатом формирования художественно–музыкального вкуса.

Музыкальный вкус мы понимаем как определенный уровень музыкально–поэтических представлений, который дает возможность отличать и ценить прекрасное в музыке, то есть ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения. На основе этих навыков активного восприятия и первого критического суждения проявляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая сюда и образцы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных композиторов – близкую детским интересам, разносторонне отражающую всю многогранность его мыслей и чувств.

Младший школьник способен ответить на вопрос, какое музыкальное произведение больше всего нравится ему. Он называет музыкальные произведения, которые являются показателем его музыкального вкуса, и даже дают ключ к пониманию его идеалов.

Нравственный идеал – представление человека о совершенстве явлений материального, духовно–интеллектуального и художественного мира. Часто полагают, что нравственный идеал носит конкретный и чувственный образ. Однако достаточно редко можно встретить человека, который высшую меру совершенства связывает с конкретными нравственными или художественными явлениями. Как правило, у большинства младших школьников нравственный идеал является феноменом, еще не имеющим ясных и четких параметров, достаточно абстрактным и расплывчатым. Это объясняется не только недостаточным жизненным опытом ребенка, но и недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования нравственного идеала.

Углубление содержания идеалов, изменение с учетом возраста форм их выражения – это главное, что характеризует эффективный воспитательный процесс. Формирование идеалов у младших школьников как части их мировоззрения, составляющей духовно–нравственного воспитания – сложный и длительный процесс, требующий внимательного учета возрастных особенностей детей.

Итак, из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы. Организуя духовно–нравственное воспитание, необходимо учитывать психологические закономерности и возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Младшие школьники способны воспринимать произведения различных видов искусства, где не последнее место занимает музыка. Именно она оказывает огромное влияние на процесс нравственного восприятия, формирования нравственных представлений, суждений, вкусов и идеалов. Музыкально–эстетические вкусы и нравственные идеалы развиваются у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего, а наиболее интенсивный период их формирования – годы обучения в школе, где школьники имеют возможность систематически знакомиться с явлениями музыкального искусства.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что музыка – это особый вид искусства, который отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. Возможности музыки по истине огромны: с особой яркостью она раскрывает внутренний мир человека; развиваясь во времени, передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках; способствует воспитанию чувств; формирует взгляды, убеждения и духовные потребности; отражает эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности, что позволяет ей раскрыть психологическое состояние людей, их характеры. С помощью музыки человек постигает мир, учится мыслить, приобщается к культуре народа. На основе этого формируется нравственная и гражданская позиция, что способствует гармоничному развитию личности.

Литература:

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.

2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005 - №11. – с. 68–71

3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

4. Андреева И. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. - №5. – с. 57–65.

5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: в 3 ч. / Ш.А. Амонашвили. – Екатеринбург, 1993. – Ч.2. – с. 113 – 114.

6. Бакланова Т.И. Обучение в 1-ом классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с.

7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Нравственность. М., Издательство «Просвещение», – 2009. –205 с.

8. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика 2006. №2 – с.67–71.

9. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

10. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. /Е.В. Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006. – 361с.

11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд-во Питер, 2007. – 304 с

12. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: 2007. – 352 с.

13. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути её исследования // Н.А. Ветлугина. 2000. – 506 с.

https://multiurok.ru/files/rol-muzyki-v-dukhovno-nravstviennom-vospitanii-shk.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьника

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим об...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьника

В условиях современной общеобразовательной школы вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных  проблем.   Потребности современного общества возлагают на шко...

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Дошкольное детство-это важный период духовно - нравственного воспитания детей...

Выступление по теме "Роль монастырей в духовно-нравственном воспитании школьников", 23.11.2017 г.

Программа XXVI  международных Рождественских образовательных Чтениях "Нравственные ценности и будущее человечества" (региональный этап), 23.11.2017 г....