Диагностика учащихся
опыты и эксперименты (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Туманова Екатерина Вячеславовна

В данном разделе находятся тесты для учащихся. которые можно использовать для аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета

Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл, указанный в таблице.

№ п/п

Перечень мотивов

Баллы

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

2

Хочу закончить школу и учиться дальше

3

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

4

Хочу быть культурным и развитым человеком

5

Хочу получать хорошие отметки

6

Хочу получать одобрение родителей

7

Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

8

Хочу быть лучшим учеником в классе

9

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

10

Хочу занять достойное место среди лучших в классе

11

Мне нравится учиться

12

Люблю узнавать новое

13

Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

14

Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

15

Люблю уроки, на которых можно рассуждать

16

Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности - № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования - № 2-4;
  • мотивы собственного благополучия - № 5-7;
  • мотивы престижности - № 8-10;
  • мотивы содержания учебной деятельности - № 11-13;
  • мотивы отношения к процессу учения - № 14-16.

http://c-psy.ru



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Проблема школьной мотивации — один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов — педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.

Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако вопрос мотивации при переходе в среднее и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтобы преодолеть традиционное снижение успеваемости в 6—8-х классах.

Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, и суть данной методики в том, чтобы выявить преобладающий тип мотивации учащегося — то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата в классе, параллели, сравнение итогов одного класса и параллели с другими. Исходя из преобладающего у детей типа мотивации можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые активные механизмы.

Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6—9-х классов, однако можно использовать его и в 10—11-х классах.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

  1. Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.
  2. Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.
  3. Я очень люблю узнавать что-то новое.
  4. Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
  5. Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.
  1. Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.
  2. Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.
  3. Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость.
  4. Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.

  1. Я учусь, прежде всего потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
  2. Школа для меня, прежде всего место общения с друзьями.
  3. Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе
    столько времени на уроки.
  4. Учеба для меня сейчас — одна из основных сфер, где я могу проявить себя.
  5. Ребята в нашем классе не будут хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие
    его заслуги.
  6. Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье.
  7. Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
  8. Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.
  9. Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.
  10. Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.

  1. Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания.
  2. Я начинаю учиться старательнее,  если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете,  на
    школьной линейке.
  3. Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.
  4. Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
  5. Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный
    материал.
  6. Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.
  7. Я люблю участвовать в различных олимпиадах на викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
  8. Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.
  9. Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.
  10. Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
  11. Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
  12. Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
  13. Мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.
  14. Мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником.
  15. Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня
    неспособным учеником.
  16. Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.
  17. Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я буду поступать и какие знания мне для этого понадобятся.
  18. Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.
  19. Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.
  20. Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. При ответе «да» начисляется один балл, при ответе «нет» — 0, то есть баллы не начисляются. Подсчиты-вается сумма баллов в каждом столбце: При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:

1-й столбец — шкала 1а        4-й столбец — шкала 3

2-й столбец — шкала 16        5-й столбец — шкала 4а

3-й столбец — шкала 2        6-й столбец — шкала 46

7-й столбец — шкала 4в        11-й столбец — шкала 7

8-й столбец — шкала 5а        12-й столбец — шкала 8

9-й столбец — шкала 56        13-й столбец — шкала 9
10-й столбец — шкала 6

2. Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал:

Шкала 10 — среднее по шкалам 4а и 7. Шкала 11 — среднее по шкалам 4й и 56. Шкала 12 — среднее по шкалам 46 и 5а.

.3. Проводится анализ индивидуальных результатов.

  1. Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой из шкал на класс.
  2. Проводится анализ группового результата.

Примечание. Целесообразно обработку данных проводить на компьютере в программе Microsoft Excel, которая позволит быстро подсчитать все дополнительные шкалы и средние баллы на класс.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ

Шкалы 1а и 16 представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.

Шкала la — Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата — объективный показатель престижности этой характеристики в группе.

Шкала 16 — Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.

Шкалы 2—9 представляют разные типы учебной Мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).

Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения.

Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

Шкала 46. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны педагогов.

Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны родителей.

Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся прежде всего потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.

Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

Шкала 56. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным. Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр.

Шкалы 10—12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы — одноклассников, семьи или школы.

Шкала 10. Влияние одноклассников.

Шкала 11. Влияние семьи.

Шкала 12. Влияние школы.



Предварительный просмотр:

  1. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки ребенка играют его личные достижения, а также оценки окружающих.

  1. Краткая информация о методике

Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн. С.Я. Рубинштейн даёт четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье».

Полюса – это ценности, то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояния. Наверху обычно находятся положительные ценности (к этому следует стремиться). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается или, по крайней мере, декларирует своё желание, или верит в то, что он старается   избежать.   Ценности   –   то,   во   что   человек   верит.   Они   предполагают долженствование, но не всегда являются мотивом (не надо их путать). К примеру, мы часто поступаем зло и несправедливо, хотя говорим «добро» и «справедливость».

В данной методике полюса задаются как абсолютные величины. Полюс должен быть представлен одним человеком (в смысле человеком в единственном числе, а не словом «люди»). Если полюс представляют, к примеру, «самые здоровые люди», станет невозможным интерпретация. Вторая особенность полюсов – они задаются неопределенно, и конкретным содержанием шкалу наполняет сам испытуемый.

В классической методике самооценки для определения свойства использовалась просто линия с двумя полюсами и отмеченной серединой, на которой испытуемый отмечал черточкой выраженность измеряемого свойства. Далее приходилось линейкой измерять длину этой отмеченной линии. В предлагаемом варианте проведения методики на каждой линии нарисованы 11 квадратиков: первый – вверху (положительный полюс), второй – посередине, третий – внизу (отрицательный полюс). Наличие квадратиков на линии вызвано необходимостью автоматизированной обработки данных: вместо измерения линейкой длины линии до черточки испытуемого сканер определяет уровень выраженности свойства по отмеченному крестиком квадратику на линии-шкале. Отмеченный квадратик на линии – это ответ вашего испытуемого на вопрос: «А как ты себя оцениваешь в данный момент по данному параметру?». В ответ на ваш вопрос о его самооценке испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами.

Целью методики является психологическая диагностика состояния самооценки по следующим параметрам:

  1. Высота (фон настроения).
  2. Устойчивость (эмоциональная устойчивость).
  3. Степень реалистичности и /или адекватности.

  1. Инструкция по проведению методики.

Ниже приводится примерный текст, с которым проводящий обращается к детям.

Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: «Я самый умный» или «Я не очень веселый». Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий.

Педагог или психолог рисует на доске вертикальную линию с 11 квадратиками на ней, отмечая горизонтальными черточками ее верхний, средний и нижний квадратики как в бланке.

Например, вот эта линия с квадратиками на ней. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом верху этой линии (ставит крестик в верхнем квадратике на линии) находится самый здоровый человек на свете. Он никогда ничем не болел, даже не чихнул ни разу. А в самом низу (стирает крестик в верхнем квадратике и ставит крестик в нижнем квадратике на линии) находится самый больной человек на свете. Он все время болеет и болеет очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывает здоровым. А между ними находятся все остальные люди, в том числе и мы с вами. Тот, кто здоровее, находится выше на линии в каком-то из квадратиков, а тот, кто не очень здоров – ниже.

Посередине (стирает крестик в нижнем квадратике и ставит крестик в среднем квадратике на линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.

А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, в каком квадратике на линии он поставит крестик? Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным.

А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров. В какой квадратик на линии он поставит свой крестик?

Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным.

Все поняли, как можно пользоваться такими линиями с квадратиками, чтобы рассказать о себе? (Отвечает на вопросы детей.)

А теперь посмотрите на листки, которые у вас есть. На них нарисованы такие линии с квадратиками, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились.

Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому из вас рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находится самый здоровый человек, а в самом низу самый больной. А как каждый из вас оценит свое здоровье? Посмотрите на линию здоровья, оцените свой личный уровень здоровья (как вы это сами понимаете или чувствуете) и поставьте крестик в квадратик на линии в зависимости от уровня вашего здоровья.

Педагог или психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на первой линии, подписанной «самый здоровый – самый больной». Особо отметим, что крестик можно поставить только в один квадратик на линии.

Теперь вы научились оценивать себя с помощью линий.

Посмотрите на вторую линию. В самом верху написано «Самый аккуратный», внизу – «Самый неаккуратный». А между ними находятся все остальные люди, в том числе и мы с вами. В верхнем квадратике на этой линии ставит крестик самый аккуратный человек, у которого никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в нижнем кружке

– ужасный неряха, самый неаккуратный человек. Где находится каждый из вас? Посмотрите на эту линию, оцените свой личный уровень аккуратности (как вы это сами понимаете или чувствуете) и поставьте крестик в квадратик на линии в зависимости от уровня вашей аккуратности.

Педагог или психолог вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на второй линии, подписанной «самый аккуратный самый неаккуратный». Так последовательно заполняются все линии.

Посмотрите на третью линию. У нее наверху находится самый дисциплинированный человек в мире, который выполняет все требования, внизу – самый недисциплинированный человек, который совсем не выполняет никаких требований, а между ними – все остальные люди, которые иногда нарушают дисциплину. Кто более дисциплинирован, тот свой крестик поставит в квадратик повыше на линии, а кто не очень дисциплинирован, тот свой крестик поставит в квадратик ниже на линии. Посмотрите на эту линию и отметьте крестиком тот квадратик, где каждый из вас сейчас находится в зависимости от того, насколько он дисциплинирован.

Посмотрите на следующую линию. На самом верху написано «Самый добрый», а внизу – «Самый злой». А между ними находятся все остальные люди, в том числе и мы с вами. В самом верхнем квадратике крестик ставит самый добрый человек на свете. А в самом нижнем квадратике – самый злой человек на свете. Где находится каждый из вас? Посмотрите на эту линию, оцените свой личный уровень доброты (как вы это сами понимаете или чувствуете) и поставьте крестик в соответствующий квадратик на линии в зависимости от уровня вашей доброты.

Дальше у нас нарисована линия, которая называется «Ум». На самом верху находится самый умный человек в мире, внизу – самый глупый человек в мире, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится.

Следующей у нас нарисована линия, которая называется «Счастье». На верху находится самый счастливый человек в мире, внизу – самый несчастливый человек в мире, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится по счастью.

Следующей у нас нарисована линия, которая называется «Активность». На верхнем полюсе находится самый активный человек в мире, который все время что-то делает, внизу – самый неактивный человек в мире, который вообще практически ничего не делает, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится по активности.

Следующей у нас нарисована линия, у которой наверху находится самый хороший ученик в мире, внизу – самый плохой ученик в мире, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится как хороший или плохой ученик.

Следующей у нас нарисована линия, у которой наверху находится самый веселый человек в мире, внизу – самый грустный человек в мире, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится как веселый или не очень веселый человек.

Следующей у нас нарисована линия, у которой наверху находится самый умелый человек в мире, который за что бы он ни взялся, все умеет делать. Внизу находится самый неумелый человек в мире, который вообще ничего не умеет делать, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится как умелый или неумелый человек.

Предпоследней у нас нарисована линия, у которой наверху находится человек, имеющий громадное количество друзей, внизу – человек, у которого вообще нет друзей, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в квадратик на линии в зависимости от того много или мало у вас друзей.

Последней у нас нарисована линия, у которой наверху находится самый довольный собой человек, внизу – самый недовольный собой человек, а между ними все остальные люди, в том числе и мы с вами. Посмотрите на эту линию и отметьте крестиком тот квадратик, где каждый из вас сейчас находится в зависимости от того, насколько он собой доволен или недоволен.

Чем сильнее класс, тем меньшее количество раз можно повторять слова: «а между ними все остальные люди, в том числе и мы с вами». По ходу проведения тестирования видно, что дети уже поняли суть работы и им этого повторения не требуется.

При сборе листков с ответами необходимо быстро визуально проверить, чтобы на каждой линии был отмечен один квадратик. Если на какой-либо из линий квадратик не отмечен, желательно помочь этим детям завершить задание в индивидуальном порядке, обсуждая с каждым из них пропущенное качество и убеждаясь, насколько верно он понимает то свойство, о котором идет речь. Подбадривая ребенка, помогите ему выразить себя.

При очень выраженных затруднениях с такими детьми учитель может спрашивать ребенка, наклонившись к нему, чтобы другие не слышали вопросов и ответов, и, узнав его мнение, заполнять лист ответов за ребенка.



Предварительный просмотр:

1.  Методика «Профиль»

Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если  да, то в бланке ответов рядом  с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.

1

11

21

31

41

2

12

22

32

42

3

13

23

33

43

4

14

24

34

44

5

15

25

35

45

6

16

26

36

46

7

17

27

37

47

8

18

28

38

48

9

19

29

39

49

10

20

30

40

50

1. Узнавать об открытиях в области физики и  математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Смотреть передачи о  жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать  события в стране и за рубежом.

8.  Наблюдать за работой  медсестры, врача.

9.Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

11. Заниматься математическими  расчетами и вычислениями.

12. Узнавать  об открытиях в области  химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями  науки  и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

16.Читать отзывы и  статьи о книгах, фильмах, концертах.

17.Участвовать в общественной  жизни школы, города.

18.Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

21.Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными  растениями.

23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.

24.Собирать и ремонтировать  часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30.Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься   физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать  друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40.Заниматься физической культурой и спортом.

41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45. “Читать”  географические и геологические карты.

46.Участвовать в спектаклях, концертах.

47.Изучать политику и экономику других стран.

48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов. Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 –  физика и математика;

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – география и геология;

6 – литература и искусство;

7 – история и политика;

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство;

10 – спорт и военное дело.

Подсчитайте число  плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять  баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества.

Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.



Предварительный просмотр:

4. Опросник профессиональных склонностей

Инструкция. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» –  и отметьте  его в бланке.

Образец бланка

1

А

Б

В

2

А

Б

В

3

А

Б

В

4

А

Б

В

5

А

Б

В

6

А

Б

В

7

А

Б

В

8

А

Б

В

9

А

Б

В

10

А

Б

В

11

А

Б

В

12

А

Б

В

13

А

Б

В

14

А

Б

В

15

А

Б

В

16

А

Б

В

17

А

Б

В

18

А

Б

В

19

А

Б

В

20

А

Б

В

21

А

Б

В

22

А

Б

В

23

А

Б

В

24

А

Б

В

Сумма баллов

I

II

III

IV

V

VI

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;        

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

в) заниматься расчетами; вести документацию.

2.  В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

3.  Меня больше  обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;        

в) в области искусства.

4.  Я скорее соглашусь  стать

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5.  Будущее людей  определяют

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6.  Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий  обучения;

в) работой с документами.

7.  На технической выставке  меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид  экспонатов (цвет, форма);

8.  В людях я ценю, прежде всего        

а) дружелюбие и отзывчивость

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9.  В свободное  время  мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или  рисовать;        

в) тренироваться.

10.  В  заграничных поездках меня скорее заинтересует  

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение;

11.  Мне интереснее  беседовать о

а)  человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12.  Если бы в моей школе было всего три кружка,  я  бы выбрал

а)  технический;        

б)  музыкальный;

в)  спортивный.

13.  В школе  следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями  и учениками;

б) поддержание  здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14.  Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15.  Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;

б) с машинами, механизмами;

в)  с объектами природы.

16.  Школа в первую очередь должна

а) учить общению с  другими людьми;

б) давать знания;

в)  обучать навыкам работы.

17.  Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно  в первую очередь  заботиться о

а)  защите интересов и прав граждан;        

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда;

б) физкультуры;

в) математики.

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;  

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о

а) выдающихся ученых и их открытиях;        

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.  

22. Свободное время я люблю                

а) читать,  думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в)  ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии;

б) художественной выставке;

в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать

а)  в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.                                                         

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и  запишите эти  шесть чисел  в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная  склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов –  слабо выраженная  профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми,  понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности.  Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями  спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник,  топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.



Предварительный просмотр:

Дифференцированно-диагностический опросник Климова (ДДО)

Инструкция.  Ответьте на вопрос «Что бы Вы предпочли из двух возможностей?», необходимо отдать предпочтение одному виду деятельности. Если даже Вам не нравятся оба вида деятельности, то,  как говорится из двух зол надо выбрать меньшее, т. е то, с чем Вы смогли бы справиться. Обвести или подчеркнуть выбранный ответ в листе ответов.

ИЛИ

Ухаживать за животными

Обслуживать машины

Помогать больным людям

Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

Следить за состоянием, развитием растений

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл и т.д.)

Доводить товары до потребителя, продавать, рекламировать

Обсуждать научно –популярные книги и статьи

Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Тренировать товарищей в выполнении каких –либо действий

Копировать рисунки, изображения

Управлять каким –либо грузовым средством

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения

Оформлять выставки, витрины

Ремонтировать вещи, изделия, жилище

Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а

Лечить животных

10б

Выполнять вычисления, расчеты

11а

Выводить новые сорта растений

11б

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий

12а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, наказывать, поощрять

12б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах

13а

Наблюдать. Изучать работу художественной самодеятельности

13б

Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а

Налаживать медицинскую аппаратуру

14б

Оказывать людям  медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях и т.д.

15а

Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б

Художественно описывать, изображать события

16а

Делать лабораторные анализы в больнице

16б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б

Осуществлять монтаж или сбор машин, приборов

18а

Организовать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи и т.п.

18б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а

Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания

19б

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а

Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада

20б

Работать на клавишных машинах

БЛАНК ОТВЕТОВ ДДО

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

Обработка результатов ДДО

Подсчитать количество обведенных или подчеркнутых ответов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставить соответствующие цифры в нижних клетках листа ответов. Максимальные числа в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.

Сфера деятельности

Характеристика профессий

Ч – П

«Человек – природа»

   Это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы,  животные организмы, а также микроорганизмы. Данная профессиональная сфера включает в себя такие виды труда,  как лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, плодоовощевод, виноградарь, цветовод – декоратор, шелковод, чаевод, животновод, биолог, химик, генетик и др.

Человек, выбирающий профессию в данном направлении, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а  также заботливость и высокую работоспособность.

Ч – Т

«Человек – техника»

    Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся следующие профессии:

- связанные с добычей, обработкой горных пород (например, шахтер, бульдозерист),

- профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик),

- профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов,

- строительные профессии,

- профессии в транспорте.

Человек, выбравший данную профессию, должен любить технику, иметь стремление к ручному труду, предпочитать точность и быть направленным на осуществление измерительных действий.

Ч – Ч

«Человек – Человек»

  Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей.

 В данной профессиональной сфере позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание и др.

 Профессиональную сферу «Человек – человек» составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников по сфере услуг.

Главгное содержание труда в данной профессии состоит в том, что в них нужно уметь активно  взаимодействовать с людьми, общаться и коммуницировать.

Ч – З

«Человек – знаковая система»

  Это профессии, связанные с созданием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с оперированием числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник).

Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода сигналов и пр.

Ч – Х

«Человек – художественный образ»

  Это профессии, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно – художественной деятельностью и актерско – сценической деятельностью. Очевидно, что это не только профессии художника, музыканта, певца, танцора и композитора, филолога, литератора и писателя, актера и режиссера.  

Это также все профессии,  непосредственно связанные с данными ведущими специалистами или обслуживающие их.

Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера),  настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др.



Предварительный просмотр:

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда:
1. Человек — природа.
2. Человек - техника.
3. Человек — человек.
4. Человек — знаковая система.
5. Человек — художественный образ.
Стимульный материал к опроснику ДДО


Ухаживать за животными


Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)


Помогать больным людям


Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин


Следить за качеством книжных илюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок


Следить за состоянием, развитием растений


Обрабатывать материалы (дерево, металл, пластмассу и.т.п.)


Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать)


Обсуждать научно-популярные книги, статьи


Обсуждать художественные книги (пъесы, концерты)


Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)


Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий 9трудовых, учебных, спортивных)


Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)


Уплавлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.


Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения ( в справочном бюро, на экскурсии)


Оформлять выставки, витрины или учавствовать в подготовке пьес, концертов 


Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище


Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а
Лечить животных

10б
Выполнять вычисления, расчеты

11а
Выводить новые сорта растений

11б
Консультировать, проэктировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома), продукты питания

12а
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б
Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а
Обслуживать, налаживать медецинские приборы, аппараты

14б
Оказывать людям медецинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и.т.п.

15а
Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а
Делать лабораторные анализы в больнице

16б
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечене

17а
Красить или расписывать помещение, поверхность изделий

17б
Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а
Организовывать культпоходы сверстников или младших (экскурсии, туристические походы и.т.п.)

18б
Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания

19б
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)


Перед испытуемым ставится задача — дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если  определенно нравится — два плюса (+ +), а если очень нравится— три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится, — один минус (—), если определенно не нравится — два минуса (--), а если очень не нравится — три минуса (---).
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
Лист ответов ДДО
Фамилия, имя ученика ______________________________________________
Класс ______ Школа __________ Дата _____________________

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Художественный образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

Е+ =

Е+ =

Е+ =

Е+ =

Е+ =

Е- =

Е- =

Е- =

Е- =

Е- =

Пе =

Ее =

ЗСе =

ЗСе =

ХОе =


Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996.)
Для проведения исследования потребуется карта интересов — вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности, и лист ответов, представляющий собой матрицу из шести строк и двад-
цати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов:
1.Биология.
2. География.
3. Геология.
4. Медицина.
5. Легкая и пищевая промышленность
6. Физика.
7. Химия.
8. Техника.
9. Электро и радиотехника.
10. Металлообработка.
11. Деревообработка.
12. Строительство.
13. Транспорт.
14. Авиация, морское дело. 
15. Военные специальности.
16. История. 
17. Литература.
18. Журналистика.
19. Общественная деятельность.
20. Педагогика.
21. Право, юриспруденция.
22. Сфера обслуживания, торговля.
23. Математика.
24. Экономика.
25. Иностранные языки.
26. Изобразительное искусство.
27. Сценическое искусство.
28. Музыка.
29. Физкультура и спорт
Заполнение ответного бланка может выполняться индивидуально или в группе.
Инструкция испытуемому: «Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится — один плюс, если не знаете, сомневаетесь — ноль, если не нравится — один минус, а если очень не нравится — два минуса. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.

Карта интересов любите ли вы? Нравится ли вам?
Хотели бы вы?
1. Знакомиться с жизнью растений и животных.
2. Уроки по географии, чтение учебника географии.
3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.
4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.
5. Уроки домоводства или домашние задания по домоводству.
6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
7. Читать об открытиях в химии или о жиз.ни и деятельности выдающихся химиков.
8. Читать технические журналы (например, «Техника молодежи», «Юный техник»).
9. Читать статьи в научно-популярных  журналах о достижениях и области электроники и радиотехники.
10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.
11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.
12. Узнавать о достижениях в области строительства.
13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).
14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.
15. Знакомиться с военной техникой.
16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.
17. Читать классиков советской и зарубежной литературы.
18. Читать и  обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.
19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого).
21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.
22. Заботиться о порядке в вещах, красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.
23. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».
24. Изучать экономическую географию.
25. Занятия иностранным языком.
26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.
27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.
28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства
29. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся спортсменах.
30. Изучать биологию, ботанику, зоологию
31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим открытиям.
32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.
34. Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.
35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».
36. Находить химические явления в природе, производить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах).
38. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.
39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.
40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.
41. Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.
42. Читать популярную литературу о средствах передвижения.
43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.
44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.
45. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
46. Читать литературно-критические статьи.
47. Слушать радио и смотреть теленовости и тематические телепередачи.
48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране.
49. Давать объяснение товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.
50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.
51. Обеспечивать семью продуктами; организовывать питание для всех во время похода.
52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
53. Интересоваться выполнением плана народного хозяйства.
54. Читать художественную литературу на иностранном языке.
55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.
56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя.
57. Слушать оперную или симфоническую музыку.
58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи.
59. Посещать биологический кружок.
60. Заниматься в географическом кружке.
61. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.
62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути лечения.
63. Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.
64. Проводить опыты по физике.
65. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).
67. Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметром, амперметром); производить разнообразные подсчеты.
68. Мастерить различные предметы и детали из металла.
69. Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).
70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи раз личных построек.
71. Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей.
72. Участвовать в секции парашютистов и в кружке авиамоделистов или в работе авиаклубов.
73. Заниматься в стрелковой секции.
74. Изучать историю возникновения различных народов и государств.
75. Писать классные и домашние сочинения по литературе.
76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.
77. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-либо дело.
78. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что либо им рассказывать, помогать в чем-либо.
79. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.
80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.
81. Заниматься в математическом кружке.
82. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.
83. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах малознакомого языка.
84. Посещать музеи, художественные выставки.
85. Выступать на сцене перед зрителями.
86. Играть на одном из музыкальных инструментов.
87. Играть в спортивные игры.
88. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.
89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.
90. Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.
91. Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.
92. Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.
93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативы по химии.
95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли и т.д.).
96. Знакомиться с устройствами электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; собирать, контролировать радиоприборы, приемники, проигрыватели и пр.
97. Заниматься на уроках труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.
98. Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.
99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.
100. Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.
101. Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.
102. Участвовать в военизированных играх (например в «Зарнице»).
103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.
104. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе.
105. Вести личный дневник.
106. Выступать в классе с сообщениями о международном положении.
107. Быть пионервожатым.
108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.
109. Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.
110. Решать сложные задачи по математике.
111. Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов.
112. Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.
113. Заниматься в художественном кружке.
114. Участвовать в смотре художественной самодеятельности.
115. Петь в хоре или посещать музыкальный кружок.
116. Заниматься в какой-либо спортивной секции.
117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.
118. Участвовать в географической экспедиции.
119. Участвовать в геологической экспедиции,
120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.
121. Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ или посещать их.
122. Участвовать в физических олимпиадах.
123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.
124. Разбираться в технических чертежах и схемах, самому выполнять чертежи.
125. Разбираться в сложных радиосхемах.
126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.
127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
128. Помогать по возможности в строительных работах
129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п.
130. Летать на самолетах неотложной помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами.
131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.
132. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.
133. Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.
134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.
135. Подготавливать и проводить сборы или собрания.
136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.
137. Помогать работникам милиции.
138. Постоянно общаться с различными людьми.
139. Участвовать в математических олимпиадах.
140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
141. Беседовать с друзьями на иностранном языке.
142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.
143. Посещать театральный кружок.
144. Участвовать  в театральных смотрах-конкурсах.
145. Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.
146. Выращивать в саду или в огороде растения, воспитывать животных, ухаживать за ними.
147. Производить топографические съемки местности.
148. Совершать длительные трудные походы, во время которых приходиться напряженно работать по заданной программе.
149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.
150. Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т.д.).
151. Решать сложные задачи по химии.
152. Работать на химическом производстве.
153. Участвовать в выставках технического творчества.
154. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.
155. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.
156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.
157. Работать в строительной бригаде.
158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.
159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.
160. Быть  военным инженером или командиром.
161. Ходить в походы по историческим местам родного края.
162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.
163. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.
164. Руководить бригадой во время трудового десанта.
165. Организовывать игры или праздники для детей, создавать «тимуровские команды».
166. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации).
167. Оказывать людям различные большие и малые услуги.
168. Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.
169. Работать в области планирования, финансирования, экономики и предприятий народного хозяйства.
170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.
171. Участвовать в выставках изобразительного искусства.
172. Играть на сцене или сниматься в кино.
173. Быть музыкантом, музыкальным режиссером или преподавателем музыки.
174. Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Обработка результатов
В заполненном листе ответов и в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов.
Анализируя полученные данные, необходимо выделить и сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те их них, которые содержит наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует, в первую очередь, учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания — от —12  до —6, интерес отрицается — от -5 до —1, интерес выражен слабо — от +1 до +4, выраженный интерес — с +5 до +7, ярко выраженный интерес от +8 до +12.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика учащихся на самооценку МЭДОС

Необходима для диагностики классного коллектива для формирования у детей адекватной самооценки...

Диагностика учащихся

Анкеты "Являешься ли ты "капитаном" своей жизни", "Отношение к самому себе"....

Диагностика учащихся

Анкеты "Ты и твой класс",  "Характер отношений между однокласссниками"...

Диагностика учащихся

Анкеты "Характер проведения свободного времени", "Размышления о жизненном опыте"....

Диагностика учащихся

Анкеты "Семья - здоровый образ жизни", "О родителях", "Семья и родители глазами ребёнка"...

Диагностика учащихся - важный этап педагогической поддержки

Известно, что поддержка -  это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать в жиз...

Диагностика учащихся

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 1 – 5 классов»...