Тест Хорста Зиверта по определению языковых способностей у учащихся
тест

Гармаева Жаргалма Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Данный тест может представлять интерес для учителей иностранного языка в плане определения уровня обучаемости и наличия особых способностей к изучению инсотранных языков 
«Тест на определение языковых способностей Хорста Зиверта» 

Тест на языковый интеллект

Этот тест предназначен для определения уровня языкового интеллекта. Немецкий психолог Вильям Штерн разработал критерий определения уровня умственного развития. Он в 1920 году на основе работ основоположника экспериментальной психологии французского психолога Альфреда Бине ввел такое понятие, как "коэффициент интеллектуальности" (IQ) - показатель умственного развития на основе тестов, который определяет отношение умственного возраста человека к его хронологическому возрасту. В качестве нормы Штерн принял 100 пунктов. Если результат тестируемого был меньше 100 пунктов, то коэффициент интеллектуальности был ниже среднего, если больше, то выше среднего.

Тест состоит из заданий, которые представляют собой нахождение одинаковых по значению слов, аналогий, правильного звучания пословиц, а также проверку памяти на слова. Для выполнения заданий этого теста требуется не только языковое чутье, но и аналитические способности.

Тест взят из книги - Хорст Зиверт Ваш коэффициент интеллекта Тесты Перевод с немецкого АО Интерэксперт Москва 1997

На этот тест вам дается 15 минут..

Успеха!

1. Отметьте слово, которое не подходит по значению.

автобус / грузовик / автомобиль / вертолет

2. В каждой из последующих комбинаций букв скрыто название животного. Определите, какое из них не подходит по значению.

АЛКЕБ / РЛКИКО / СИВЯНЬ / ОКАКШ

3. Как заканчивается пословица? Не рой другому яму...

а то выроют тебе. / и сам в нее не упадешь. / сам в нее попадешь. /

так будешь сам умней.

4. Отметьте слово, которое не подходит по смыслу к другим словам.

воздух / крыло / керосин / экскаватор

5. Как заканчивается пословица? Кто рано встает...

тот добро наживет / тому Бог подает / тот день бережет / тот долго живет

6. Если переставить буквы АСИВЛ, то что получится ?

страна / животное / река / город

7. Какое из слов, полученных из комбинации букв, не означает название профессии?

КЕПЬАР / ЯЛОЬР / АЧВР / НОКЛПИТ

8. В комбинации букв представлены названия городов. Отметьте город, который расположен не на территории России.

БТОМВА / ДАМРДИ / РОГБЕДОЛ / ХСАЬАРНЕ

9. Подберите слово, которое соответствует по смыслу обоим данным: трава/бег

хмель / дерн / выгон / петрушка.

10. Какое из слов не подходит по смыслу другим?

пинцет / топор / молоток / тесак

11. Какая часть слова, присоединенная к данным, придает им смысл?

сино-, психо-, астро-

фат / ним / анализ / лог

12. Вставьте часть слова, которая отсутствует в скобках. маска(аксрет)мастер трактир(....)ресторан

ксасам / ритнар / карсер / роткар

13. Какое из слов имеет то же значение, что и оба данных?

Шофер... водитель...

кондуктор / проводник / рулевой / пилот

14. Какой частью заканчивается первое слово и начинается второе?

Пи(...)ос

лот / рог / вол / гол

15. Какое слово отсутствует в перечне?

Корова..., курица..., свинья..., яйцо..., окорок

шницель / молоко / перья / жир

16. Вставьте в скобки часть слова, чтобы им кончалось первое слово и начиналось второе. Ру(...)ша

да / ни / ка / су

17. Найдите слово, которое не соответствует другим.

слух / зрение / рука / гормон

18. Четыре докладчика выступили с темами: Америка. Вероятность. Двигатели. Животноводство. Какова тема выступления пятого докладчика?

Мужество / Человек / Мореходство / Изотопы

19. Какое из имен не соответствует другим?

Багратион / Кутузов / Мюрат / Раевский

20. Как оканчивается пословица? Пуганая ворона...

и в лес не летит. / и куста боится. / сама себя боится. / на сук не садится.

21 Как заканчивается пословица? На что и клад...

если молод и богат. / если молод и женат. / если и так рад. / коль в семье лад.

22. Какое слово не соответствует по смыслу другим?

кит / окунь / сельдь / акула

23. Какое слово подходит по смыслу трем данным ? Урок, доска, дверь.

молоток / мел / пылесос / оборона

24. Какое из слов соответствует по значению данным? Прибытие, появление.

терпение / дар / еда / рождение

25. Вставьте в скобки отсутствующие буквы. Случайно (чуно) окончательно Автоматический (...) электрический

скан / стин / отке / лелс

26. Что означает слово, скрытое в комбинации букв ММАКСНУР ?

СТРАНА / РЕКА / ГОРОД / ЖИВОТНОЕ

27. Вставьте в скобки часть слова, так чтобы им заканчивалось первое и начиналось второе. Пар(...)ар

ом / ус / сон / ад

28. Как начинается пословица? ...того не будет знать Иван.

Чего не знает Петр, / Чего Ванюша не имеет, / Чего не знал Ванюша, /

Чего не знаешь сам,

29. Какое слово отсутствует в перечне?

Пиджак, рубашка, брюки, галстук, ботинки

носки / часы / ремень / деньги

30. Какое из следующих утверждений представляет собой точку зрения?

Жизнь имеет начало и конец.

Огурец на 90% состоит из воды.

Искусственные волокна ухудшают качество нашей жизни.

Океаны занимают две трети поверхности Земли.

Решения и комментарии

1. Отметьте слово, которое не подходит по значению.

автобус / грузовик / автомобиль / вертолет

Вертолет не относится к наземным транспортным средствам, как остальные из перечисленных

2. В каждой из последующих комбинаций букв скрыто название животного. Определите, какое из них не подходит по значению.

АЛКЕБ / РЛКИКО / СИВЯНЬ / ОКАКШ

Белка не относится к домашним животным

3. Как заканчивается пословица? Не рой другому яму...

а то выроют тебе. / и сам в нее не упадешь. / сам в нее попадешь. /

так будешь сам умней.

Правильный ответ: "Не рой другому яму, сам в нее попадешь"

4. Отметьте слово, которое не подходит по смыслу к другим словам.

воздух / крыло / керосин / экскаватор

Все слова, кроме слова экскаватор , так или иначе связаны с полетами самолетов

5. Как заканчивается пословица? Кто рано встает...

тот добро наживет / тому Бог подает / тот день бережет / тот долго живет

Кто рано встает, тому Бог подает

6. Если переставить буквы АСИВЛ, то что получится ?

страна / животное / река / город

ВИСЛА - название реки

7. Какое из слов, полученных из комбинации букв, не означает название профессии?

КЕПЬАР / ЯЛОЬР / АЧВР / НОКЛПИТ

РОЯЛЬ - не профессия

8. В комбинации букв представлены названия городов. Отметьте город, который расположен не на территории России.

БТОМВА / ДАМРДИ / РОГБЕДОЛ / ХСАЬАРНЕ

МАДРИД находится в Испании

9. Подберите слово, которое соответствует по смыслу обоим данным: трава/бег

хмель / дерн / выгон / петрушка.

Слово "ДЕРН" можно употреблять в 2-х значениях: "трава" и "покрытие" на спортивных площадках

10. Какое из слов не подходит по смыслу другим?

пинцет / топор / молоток / тесак

Пинцет. Все остальные инструменты имеют ручку.

11. Какая часть слова, присоединенная к данным, придает им смысл? сино-, психо-, астро-

фат / ним / анализ / лог

"лог" придает смысл всем словам

12. Вставьте часть слова, которая отсутствует в скобках.

маска(аксрет)мастер трактир(....)ресторан

ксасам / ритнар / карсер / роткар

Из слов "маска" и "трактир" взяты 3 последние буквы и вписаны в скобки в обратном порядке.

Проведя такую же операцию с другой парой слов, мы получим буквосочетание ритнар

13. Какое из слов имеет то же значение, что и оба данных? Шофер... водитель...

кондуктор / проводник / рулевой / пилот

Пилот - одно из названий водителя гоночных машин

14. Какой частью заканчивается первое слово и начинается второе? Пи(...)ос

лот / рог / вол / гол

"Лот" придает значение обоим словам.

15. Какое слово отсутствует в перечне? Корова..., курица..., свинья..., яйцо...,окорок

шницель / молоко / перья / жир

Каждому животному соответствует продукт. Отсутствует слово молоко

16. Вставьте в скобки часть слова, чтобы им кончалось первое слово и начиналось второе. Ру(...)ша

да / ни / ка / су

Слова "рука" и "каша"

17. Найдите слово, которое не соответствует другим.

слух / зрение / рука / гормон

Слово "слух" имеет только одну согласную, все остальные не менее двух.

18. Четыре докладчика выступили с темами: Америка. Вероятность. Двигатели. Животноводство. Какова тема выступления пятого докладчика?

Мужество / Человек / Мореходство / Изотопы

Алфавитный промежуток между первыми буквами названий прочитанных лекций составляет одну букву, поэтому за "ж" должна идти "и". Название пятой лекции "Изотопы"

19. Какое из имен не соответствует другим?

Багратион / Кутузов / Мюрат / Раевский

Мюрат - французский полководец наполеоновских времен. Все остальные - русские.

20. Как оканчивается пословица? Пуганая ворона...

и в лес не летит. / и куста боится. / сама себя боится. / на сук не садится.

Правильный ответ: "Пуганая ворона и куста боится"

21 Как заканчивается пословица? На что и клад...

если молод и богат. / если молод и женат. / если и так рад. /коль в семье лад.

Правильный ответ: " На что и клад, если в семье лад"

22. Какое слово не соответствует по смыслу другим?

кит / окунь / сельдь / акула

Кит - единственное млекопитающее в этом перечне.

23. Какое слово подходит по смыслу трем данным ? Урок, доска, дверь.

молоток / мел / пылесос / оборона

Мел. Еще одно слово, которое мы вспоминаем в связи со школой и уроками.

24. Какое из слов соответствует по значению данным?

Прибытие, появление.

терпение / дар / еда / рождение

"Рождение". Слово, близкое по смысловому значению данным.

25. Вставьте в скобки отсутствующие буквы.

Случайно (чуно) окончательно Автоматический (...) электрический

скан / стин / отке / лелс

В исходном варианте из каждого слова взяты третья и четвертая буквы и вписаны в скобки в обратном порядке. Проделав то же самое со второй парой слов, мы получаем "отке".

26. Что означает слово, скрытое в комбинации букв ММАКСНУР ?

СТРАНА / РЕКА / ГОРОД / ЖИВОТНОЕ

Мурманск - название города

27. Вставьте в скобки часть слова, так чтобы им заканчивалось первое и начиналось второе. Пар(...)ар

ом / ус / сон / ад

Добавив в конец первого слова и в начало второго слова "ом", мы получаем "паром" и "омар"

28. Как начинается пословица? ...того не будет знать Иван.

Чего не знает Петр,

Чего Ванюша не имеет,

Чего не знал Ванюша,

Чего не знаешь сам,

Правильный ответ: "Чего не знал Ванюша, того не будет знать Иван.

29. Какое слово отсутствует в перечне? Пиджак, рубашка, брюки, галстук, ботинки

носки / часы / ремень / деньги

Носки.

Образуются пары слов:

пиджак/брюки,

рубашка/галстук,

ботинки/носки

30. Какое из следующих утверждений представляет собой точку зрения?

Жизнь имеет начало и конец.

Огурец на 90% состоит из воды.

Искусственные волокна ухудшают качество нашей жизни.

Океаны занимают две трети поверхности Земли.

Правильный ответ: Искусственные волокна ухудшают качество нашей жизни. Это мнение. Остальные утверждения базируются на фактах.

Результаты:

28-30 пунктов

Общая оценка –

очень хорошо

Коэффициент интеллектуальности

свыше 130

22-27 пунктов

Общая оценка –

хорошо

Коэффициент интеллектуальности

около 120

19-21 пунктов

Общая оценка –

выше среднего

Коэффициент интеллектуальности

около 110

17-18 пунктов

Общая оценка –

ниже среднего

Коэффициент интеллектуальности

около 90

15-16 пунктов

Общая оценка –

низкий

Коэффициент интеллектуальности

около 80

14 и меньше пунктов

Общая оценка –

очень низкий

Коэффициент интеллектуальности

ниже 70



Предварительный просмотр:

Опросник для определения креативного потенциала

(автор С.И.Макшанов)

Цель: определение креативного потенциала.

Инструкция

Большинство людей гораздо более креативны, чем они думают. Этот опросник поможет Вам узнать Ваш потенциал и определить, что, возможно, тормозит Вас на пути к творчеству.

Пожалуйста, прочитайте нижеследующие утверждения, напротив каждого утверждения поставьте крестик в одну из колонок в зависимости от того, бывает так всегда, часто, иногда, редко или не бывает никогда.

Обработка и анализ данных  

КЛЮЧ

Ответы оцениваются так:

Ответы на нечетные вопросы

Ответы на четные вопросы

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

  1. Определите и напишите в каждой строке балл, соответствующий Вашему ответу в соответствии с ключом.
  2. Подсчитайте общий балл для каждого раздела: А, В и С.
  3. Определите свой креативный потенциал, суммировав три оценки: А+В+С.
  4. Полученный результат интерпретируйте в соответствии со следующим описанием:

Раздел А

16-37: Ваш креативный потенциал подавляется некоторыми вашими чувствами в отношении себя, и Вы будете удивлены, как много креативности освободиться однажды, когда Вы позволите себе быть креативным.

38-59: Ваш креативный потенциал достаточно развит, но не всегда проявляется, этому препятствуют некоторые особенности Вашей личности. Вам необходимо научиться регулировать эмоциональное состояние, снижая напряжение. Это поможет уменьшить действие барьеров.

60-80: вы высоко креативны. При этом Вы обладаете способностью побуждать к креативности других.

Раздел В

16-37: Ваш стиль решения проблем имеет тенденцию быть «книжным», ему недостает креативности.

38-59: Ваш подход к решению проблем иногда отличается ригидностью и может приводить к стандартным решениям, которые больше, чем следует, опираются на прошлые решения сходных проблем. Попытайтесь освободиться от этого, и Ваша креативность проявится.

 60-80: У Вас открытый, креативный подход к решению проблем. Вы также способны поддерживать других в ходе решения проблем. Вы способны воспользоваться каждым удобным  случаем, для того чтобы создать дух предприимчивости и проблематизировать среду вокруг себя.

Раздел С

16-37: Ваша рабочая среда не поощряет креативного мышления. Посмотрите на Ваши баллы по пунктам А и В. Если они высокие, Вы, безусловно, испытываете напряжение на работе. Что вы собираетесь предпринять в связи с этим?

38-59: Иногда трудно быть креативным на Вашей работе. Если Вы имеете высокие оценки по пунктам А и В, используйте Ваши возможности для того, чтобы изменить среду.

60-80:  Вы работаете в идеальной среде для креативной личности. Однако, если у Вас низкие оценки по пунктам А и В, Вам следует работать над развитием Вашего креативного потенциала. Никто не собирается мешать Вам предлагать новые идеи.

А+В+С

48-111: В настоящее время Вы понимаете, что все мы имеем значительный потенциал креативности – ему  только надо дать шанс проявиться. Поэтому исключите помехи для проявления своей креативности со своей стороны и со стороны других.

112-176: У Вас хороший креативный потенциал, который пока скрыт и сдерживается или Вами лично, или Вашим подходом к решению проблем, или Вашей рабочей средой. Вы можете изменить любой из трех или все три аспекта – так что же вы ждете?

177-240: Вы, по-видимому, высококреативная личность с большими потенциалами. Продолжайте развивать Ваш талант, стараясь найти новые пути его применения – дома, в Ваших увлечениях и, конечно, на работе.

ОПРОСНИК «КАКОВ ВАШ КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ?»

А. Моя личность

Все-

гда

Час-то

Ино-гда

Ред-

ко

Нико-гда

Бал

лы

1. Мне не хватает уверенности в себе

2. Я ценю критичность

3. Я боюсь отличаться от других

4. Мои родители поощряли мою креативность

5. Я чувствую себя некомфортно в ситуации неопределенности

6. Мне нравятся новые лица, места

7. Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни

8. Я считаю, что грезы, мечты – дело стоящее

9. Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства

10. Я получаю удовольствие, играя роли

11. Я достигаю большего, когда следую правилам

12. Я позволяю моим чувствам руководить мною

13. Мне нравится, когда меня считают независимым

14. Мне нравится быть вместе со свободно мыслящими людьми

15.  Я скорее реактивен, чем активен

16. Мне нравится заглядывать далеко вперед

В. Мой подход к решению проблем

Все-

гда

Час-то

Ино-гда

Ред-

ко

Нико-гда

Бал

лы

1. Сталкиваясь с проблемой, я делаю поспешные выводы

2. Когда проблема возникает, я  становлюсь объективным и аналитичным

3. Необходимы все факты, чтобы принять решение

4. Мое внутреннее чувство помогает мне

5. Я рассчитываю на свои прошлые знания сходных проблем

6. Я ненавижу работать над деталями

7. Секрет успеха – в укомплектованном штате персонала

8.  Статистические данные и диаграммы дают искаженную картину

9. К проблемам следует подходить одним и тем же образом

10. Меня воспринимают как человека, решающего проблемы оригинально

11. У меня есть трудности с обнаружением проблем

12. Я использую специальные техники для решения проблем

13. Я впадаю в уныние, если проблема кажется слишком сложной

14. Когда другие не берутся за решение, я делаю это, если могу

15. Я люблю читать инструкции, прежде чем начать что-либо новое

16. Я верю, что процесс нахождения решений – творческий

С. Моя рабочая среда

Все-

гда

Час-то

Ино-гда

Ред-

ко

Нико-гда

Бал

лы

1. Люди в моей организации думают, что их образ действия – самый лучший

2. Вокруг меня креативность рассматривается как ключ к выживанию

3. Границы моих полномочий точно определены

4. Здесь принимаются стоящие идеи извне

5. Время для творческих размышлений ограничено в этой организации

6. Соревнование между служащими воспринимается как здоровое явление

7. Я мог бы охарактеризовать мою организацию как уютную и ориентированную на сотрудничество

8. В этой организации мы любим находить проблемы

9. Здесь, если Вы креативны, значит, мечтатель

10. В этой организации креативным людям дают свободу

11. Организационные процедуры убивают идеи

12. Я могу свободно рассказывать о моих идеях, не опасаясь, что их украдут

13. Меня остановят, если я начну предлагать новые решения

14. Здесь хорошие представляют ценность сами по себе

15. Новые идеи должны быть подробно описаны

16. Инновации поощряются в этой организации

Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента /Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В.Снеткова. – СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2001. – 240с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»). – С. 168-174. 

 



Предварительный просмотр:

(Зиверт Х. Тестирование личности. – 2-е изд.: Пер. с нем. –

М.: АО «Интерэксперт», 1998, – 198 с., илл. – С. 80-100)

6.2 Тест на определение творческих способностей

Дорогая участница тестирования! Дорогой участник тестирования!

Вы участвуете в данном тестировании исключительно в своих собственных интересах. Вы можете работать над тестом в одиночку или "командой". В последнем случае общий результат в качественном и количественном отношении должен быть значительно лучше. Участвуя в данном тестировании, вы ничего не выигрываете, но и ничего не теряете. Вы лишь узнаете немного больше о самом себе и о своих сотрудниках.

Внимательно прочитайте задачи теста и не пытайтесь "обыграть" время, отведенное для решения задач. Это весьма важно для сравнения результатов теста.

Каждый раздел предназначен для проверки того или иного измерения ваших творческих способностей. Прочитайте сначала вопросы и/или указания к решению теста и дайте соответствующие ответы. Результаты исследования останутся анонимными и будут оценены лишь статистически.

Итак, приступайте к тестированию своих творческих способностей.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Находчивость (шкала Н)

Здесь вам будут предложены некоторые задачи, решая которые вы сможете проверить, может ли вас "осенить". Если вы намерены выполнять задания коллективно, то вам необходимо назначить "секретаря". Другие члены группы будут выступать лишь в роли "поставщиков идей". Вы можете работать также самостоятельно. Допустима и приемлема любая идея. Старайтесь выполнить задания как можно быстрей. Для контроля используйте секундомер.

Задания:

В левой колонке на следующей странице множество линеек (пустых строк). В каждую из этих строчек вы должны записать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с "св...": свежий, свободный, святой, свинина и т.д.

Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно только писать разборчиво. Теперь засеките время. В вашем распоряжении одна минута для заполнения первой колонки.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Находчивость (шкала Н)

Сколько вы найдете слов, начинающихся с "ге..."? У вас одна минута. Заполните первую колонку. Начните отсчет времени.

1. ____________________________география__________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

6. _______________________________________________________________

7. _______________________________________________________________

8. _______________________________________________________________

9. _______________________________________________________________

10. ______________________________________________________________

11. ______________________________________________________________

12. ______________________________________________________________

13. ______________________________________________________________

14. ______________________________________________________________

15. ______________________________________________________________

16. ______________________________________________________________

17. ______________________________________________________________

18. ______________________________________________________________

19. ______________________________________________________________

20. ______________________________________________________________

21. ______________________________________________________________

22. ______________________________________________________________

23. ______________________________________________________________

24. ______________________________________________________________

25. ______________________________________________________________

26. ______________________________________________________________

27. ______________________________________________________________

28. ______________________________________________________________

29. ______________________________________________________________

30. ______________________________________________________________

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Находчивость (шкала Н)

Проделайте то же самое с сочетанием "ба...". У вас одна минута. Начинайте отсчет времени.

1._______________________Базель__________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

6. _______________________________________________________________

7. _______________________________________________________________

8. _______________________________________________________________

9. _______________________________________________________________

10. ______________________________________________________________

11. ______________________________________________________________

12. ______________________________________________________________

13. ______________________________________________________________

14. ______________________________________________________________

15. ______________________________________________________________

16. ______________________________________________________________

17. ______________________________________________________________

18. ______________________________________________________________

19. ______________________________________________________________

20. ______________________________________________________________

21. ______________________________________________________________

22. ______________________________________________________________

23. ______________________________________________________________

24. ______________________________________________________________

25. ______________________________________________________________

26. ______________________________________________________________

27. ______________________________________________________________

28. ______________________________________________________________

29. ______________________________________________________________

30. ______________________________________________________________

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Находчивость (шкала Н)

Проделайте то же самое с сочетанием "пе...''. У вас одна минута. Начинайте отсчет времени.

  1. ________________________Петер _________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

6. _______________________________________________________________

7. _______________________________________________________________

8. _______________________________________________________________

9. _______________________________________________________________

10. ______________________________________________________________

11. ______________________________________________________________

12. ______________________________________________________________

13. ______________________________________________________________

14. ______________________________________________________________

15. ______________________________________________________________

16. ______________________________________________________________

17. ______________________________________________________________

18. ______________________________________________________________

19. ______________________________________________________________

20. ______________________________________________________________

21. ______________________________________________________________

22. ______________________________________________________________

23. ______________________________________________________________

24. ______________________________________________________________

25. ______________________________________________________________

26. ______________________________________________________________

27. ______________________________________________________________

28. ______________________________________________________________

29. ______________________________________________________________

30. ______________________________________________________________

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность комбинировать (шкала К)

Задание:

Вы, конечно, знаете много названий животных. А теперь попытайтесь связать эти названия с другими словами, так чтобы возникли новые, фантастические названия.

Вот два примера.

Если вы скомбинируете слово "носорог" со словом "рогатка", то у вас получится слово "носорогатка". Таким образом, фантастическое "слово" должно перекрывать исходные. В нашем случае вы делаете это со словом "носорог", так что его окончание, сливаясь с началом слова "рогатка", порождает "носорогатку".

Другой пример: слово "мышь". В этом случае можно скомбинировать его со словом "камыш". Таким образом возникает фантастическое слово "камышь". Слова реальные и фантастические надо расположить в две колонки (см. след. стр.): в левой названия животных в правой - комбинированные названия, то есть название животного + XXX или XXX + название животного. Пропустите строчки там, где фантазия вам откажет.

На заполнение каждой колонки вам отводится строго одна минута. Если для заполнения первой колонки вам потребуется меньше одной минуты, включите секундомер и сразу же начинайте заполнять вторую колонку. Общее время для заполнения обеих колонок составляет две минуты.

А теперь начните отсчет времени.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность комбинировать (шкала Н)

Сначала заполните первую колонку.

Название животного

Комбинированное название

  1. ______________________________
  2. ______________________________
  3. ______________________________
  4. ______________________________
  5. ______________________________
  6. ______________________________
  7. ______________________________
  8. ______________________________
  9. ______________________________
  10. _____________________________

11. _____________________________

12. _____________________________

  1.  _____________________________

14. _____________________________

15. _____________________________

16.   ____________________________

17. _____________________________

18. _____________________________

  1.  _____________________________

20. _____________________________

21. _____________________________

22._____________________________

23._____________________________

24. _____________________________

25. _____________________________

26.______________________________ 27. _____________________________

28. _____________________________

29. _____________________________

30. _____________________________

31.______________________________

32.______________________________

33.______________________________

34.______________________________

35.______________________________

36.______________________________

37.______________________________

38.______________________________

39.______________________________

40._____________________________

41. _____________________________

42. _____________________________

43. _____________________________

44. _____________________________

45. _____________________________

46.   ____________________________

47. _____________________________

48. _____________________________

49. _____________________________

50. _____________________________

51.______________________________

52. _____________________________

53._____________________________

54._____________________________

55. _____________________________

56. _____________________________

57.______________________________ 58. _____________________________

59. _____________________________

60. _____________________________

Стоп! Минута прошла.                                Стоп! Минута прошла.

Опять включайте секундомер.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дивергентное (нестандартное) мышление (шкала Д)

Задание:

Его выполнение должно показать, насколько у вас уже развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но и в то же время рациональные связи, которые могут иметь место в любой

Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может сгодится и для другого. В частности, чтобы провертеть дырки и бумажном листе. Если ручку развинтить, то она сгодится для духового ружья, пружину можно использовать как "стартовую установку" для стержня, а тот превратится в орудийный ствол, если набить его спичечными головками и подержать над свечой и т.д.

Задание: придумать, что можно сделать с каждым из трех предметов, названия которых вам будут даны. Сколько возможных вариантов вы найдете?

 На каждый предмет отводится одна минута. Общее время для выполнения всего задания составляет три минуты. Если на перечисление возможностей в первом разделе вам потребуется меньше одной минуты (максимум 10 возможностей), засеките  время и переходите к следующему разделу.

Теперь начинайте отсчет времени.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дивергентное (нестандартное) мышление (шкала Д)

Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите?

Спичечный коробок:

  1. _____________________________ _________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

6. _______________________________________________________________

7. _______________________________________________________________

8. _______________________________________________________________

9. _______________________________________________________________

10. ______________________________________________________________

Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к выполнению следующего.

Что можно сделать с жестянкой? Какие возможности вы предложите?                                        

Жестянка:

1.______________________________ _________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

6. _______________________________________________________________

7. _______________________________________________________________

8. _______________________________________________________________

9. _______________________________________________________________

10. ______________________________________________________________

Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к выполнению следующего.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дивергентное (нестандартное) мышление (шкала Д)

Что можно сделать с автомобильной шиной? Какие возможности вы предложите?

А втомобильная шина:

  1. ______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

6. _______________________________________________________________

7. _______________________________________________________________

8. _______________________________________________________________

9. _______________________________________________________________

10. ______________________________________________________________

По истечении одной минуты прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием. Общее время должно составлять три минуты.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Визуальное творчество (творческие способности в наглядной сфере) (шкала В)

Оценив в какой-то мере свои творческие возможности, вы можете теперь перейти в наглядную сферу. Любой творческий потенциал можно измерить, применяя соответствующие методы. Творческие задатки, к тому же, развиваются при непрерывном их упражнении под надлежащим руководством. Творческий подход может проявляться в любом возрасте. Но на старости лет опыт часто мешает развитию творческого процесса.

Чтобы получить более полное представление о творческом потенциале личности, необходимо наряду с вербальной сферой тестировать и визуальную сторону творчества. Ваши творческие способности развиты оптимально, если вы получите высокие оценки в обоих случаях. Исследования, недавно проведенные в США, показали, что творческий подход распространяется на многие стороны деятельности. Например, математические доказательства позволяют применить к ним эпитет "элегантные". Математик должен почувствовать, что доказательство гармонично само по себе. В большинстве случаев именно такие решения впоследствии поражают весь мир специалистов. Исследователи рассказывают, что часто математические доказательства являлись им в видимом, трехмерном образе наяву или во сне, и лишь потом можно было зафиксировать их словесно.

Задание:

Вам будут предложены двенадцать рисунков, не имеющих конкретного смысла. Пожалуйста, дорисуйте их, чтобы они приобрели смысл. Приводим пример "дорисовывания".

Вы должны так дополнить предлагаемые линии, точки, кружочки и т.д., чтобы они не выделялись. Иными словами, исходный момент, возбудитель такого именно образа должен быть скрыт. Должно возникнуть нечто новое, осмысленное.

Если вы почаще будете выполнять подобные задания, то сможете существенно повысить свои творческий потенциал в визуальной области.

Пример:

"Начатый" рисунок и его "завершение"

                       

На выполнение этого задания вам дается десять минут. Засеките время.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Визуальное творчество (шкала В)

Пожалуйста, завершите 12 приведенных, рисунков. Вам дается десять минут.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Свобода ассоциаций (шкала СА)

Вы уже познакомились с некоторыми нюансами творческого подхода. В следующем задании вновь понадобится зрительная память в сочетании со способностью ассоциировать.

Как и в других заданиях, оценка выявит в общем направленность творческой одаренности в данной сфере. Прежде всего это касается сочетания свободы ассоциаций и визуальной креативности.

Задание:

На этой странице помещен рисунок, который можно истолковать неоднозначно. Вы должны совершенно непосредственно, без долгих размышлений дать рисунку несколько интерпретаций. Их должно быть не меньше трех, лучше постараться дать шесть. Запишите свои толкования рядом с рисунком.

Пример:                                             

        

Примеры интерпретаций:

Надувной матрац, вид из окна Н-образной формы, буквица, кусок обоев, указатель смотровой площадки на море, обозначение страны света "Восток".

Для выполнения этого задания вам дается всего восемь минут.

Включите секундомер.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Свобода ассоциаций (шкала СА)

Рис. 1

Рис.2

Рис.3


Рис.4

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Свобода ассоциаций (шкала СА)

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Прекращайте выполнять это задание. Общее время его выполнения составляет восемь минут.

6.3. Оценка результатов теста

6.3.1. Подсчет баллов

Оценка шкалы Н (находчивость)

Откройте книгу на соответствующей странице. Посчитайте строки, в которых правильно записаны заданные слова. Сложите результаты трех заданий. Разделите результат на 1,5. Максимально вы можете получить 60 баллов.

0-20 баллов

Это задание далось вам с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке "настоящего" теста, определяющего вашу пригодность к работе, вас отнесли бы к категории очень слабых. Вам необходимо регулярно упражняться с другими начальными буквами.

21-40 баллов

У вас средние результаты. Оценка результатов "настоящего" тестирования будет средней. Чем больше вы получили баллов, тем лучше ваш результат. Поупражнявшись. вы, несомненно, без усилий продвинетесь в число ведущих претендентов. Вам следует потренироваться с этим тестом, используя другие начальные буквы.

40-60 баллов

Несомненно, вы поняли, что при решении этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это чрезвычайно трудно. Кроме того, делая запись, вы должны думать о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно (а не последовательно, как это бывает обычно). Поэтому ваши баллы вполне заслужены. Вы можете с полным основанием причислить себя к ведущей группе кандидатов.

Оценка шкалы К (способность комбинировать)

Обратитесь к соответствующим таблицам. Подсчитайте все правильно заполненные строчки. Максимально вы можете получить 60 баллов.

0-20 баллов

Ваша способность комбинировать еще недостаточно развита. Попытайтесь несколько раз повторить этот тест. Впрочем, его можно провести в форме салонной игры.

21-41 балл

Ваша способность комбинировать не выходит за пределы средних величин. Очевидно, выполнение этого задания не слишком вас затруднило.

41-60 баллов

Несомненно, это задание далось вам легко. Ваша способность комбинировать высока и особенно проявляется и сфере словесности.

Оценка шкалы Д дивергентное (нестандартное) мышление)

Обратитесь к соответствующим таблицам. За каждую осмысленно заполненную строчку насчитайте себе два балла. Затем просуммируйте начисленные баллы. Максимально вы можете получить 60 баллов.

0-20 баллов

У вас, конечно, есть задатки нестандартного мышления, и в то же время вы очень плохо справляетесь с подобными заданиями. Старайтесь чаще упражняться, ставя перед собой аналогичные задачи. Они часто встречаются на вступительных испытаниях при определении профессиональной пригодности. При условии соответствующих тренировок вы сможете набрать как минимум половину максимального количества баллов.

20-40 баллов

Вы обладаете нормально выраженной склонностью к нестандартному мышлению, ваши способности в этой сфере являются средними. В пределах этих средних величин ваша креативность выражается, скорее, посредственно. Если вы займетесь соответствующими тренировками, вы, несомненно, сможете восполнить этот пробел.

40-60 баллов

Ваша способность к нестандартному мышлению в какой-то мере явно выше общего уровня. Вы можете считать, что особенно способны к тем видам деятельности, в которых необходим творческий подход.

Оценка шкалы В (визуальное творчество)

Откройте книгу на соответствующей странице. Начислите себе за каждый завершенный рисунок по пять баллов. Сомнительная идея может быть оценена лишь одним баллом. К таким идеям относятся все "сквозные", внутренне связанные. Если вы, например, превратите рис. 1 в план поисков клада, то можете дать себе за это пять баллов. Рис. 2 вы дорисуете до карты острова, а рис. 10 преобразуете в "розу ветров", изображаемую на географических картах. Этим двум рисункам можно присвоить лишь по одному баллу. Максимально вы можете получить 60 баллов. Если вам придет идея сочетания всех рисунков в одном, то вы также имеете право начислить себе 60 баллов.

0-20 баллов

Ваши творческие способности в наглядной сфере, а также ваш изобразительный дар не особенно ярко выражены. Вам, конечно, трудно было справиться с этим заданием. Однако это не означает, что вы лишены творческого дара. Творчество многогранно. Ваши творческие силы просто находят свое выражение в иных областях.

21-40 баллов

Вы обладаете достаточно уравновешенными и положительно выраженными творческими способностями. Вы должны их сохранить. Несомненно, вы решаете трудные повседневные задачи довольно своеобразным, но эффективным способом. Не опасайтесь этого. Вы на правильном пути.

40-60 баллов

Если вы действительно смогли в данном тесте предложить от семи до восьми творческих идей, то вы относитесь к тем трем процентам действительно творческих личностей, которые появляются в каждом поколении. У вас есть все данные для занятий подлинно творческой деятельностью. Используйте свои способности!

Оценка шкала СА (свобода ассоциаций)

Откройте книгу на соответствующей странице. Подсчитайте правильно заполненные строки. Начислите себе за каждую такую строку по одному баллу. За каждое полностью выполненное задание, оцененное в шесть баллов, добавьте еще по 1,5 балла. Таким образом, за одно задание вы максимально можете получить 7,5 балла. По всему тесту общее количество баллов не должно превысить 60.

0-20 баллов

Свобода ассоциаций не относится к сильным качествам вашей личности. Может быть, вы завязли в наезженной колее. Попытайтесь хоть раз прыгнуть выше собственной тени.

21-40 баллов

У вас нормально выраженная способность свободно ассоциировать. По мере роста количества баллов креативность вашей личности возрастает. Вы любите придерживаться жестких схем. По мере роста количества баллов готовность подчиняться таким схемам снижается.

41-60 баллов

Ваша способность свободно ассоциировать особенно ярко выражена. Вы чувствуете себя свободным и независимым в сфере мысли. Вам и невероятное кажется возможным. Вы в состоянии находить новые, необычные творческие идеи, постигать их и воплощать.



Предварительный просмотр:

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями.

Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словарного запаса.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и вообржения.
10. Владение основными компонентами умния учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера
1. Высокая продуктивность в различных видах деятельности.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть не таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературная сфера
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет глав-
ное, наиболее характерное.
3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для
понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
6. Любит писать рассказы или статьи.
7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает
другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет различные задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции
(из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Социальная сфера
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответствен.
3. Отличается высокой общительностью с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тесты и методики на определение степени сформированности мышления учащихся.»

Тесты и методики на определение степени сформированности мышления     учащихся....

Тест на определение творческих способностей Х. Зиверта.

Тест на определение творческих способностей Х. Зиверта....

Тест на определение языковых способностей Хорста Зиверта

Языковые (лингвистические) способности можно определить при помощи теста Хорста Зиверта...

Тест Хорста Зиверта

Проведение диагностики лингвистических способностей учащихся пятых классов по методике Хорста Зиверта...

Развитие языковой способности учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку в 5 классе

Языковая способность личности име­ет многокомпонентную структуру, вби­рающую в себя общий интеллектуаль­ный и специальный компонент (состоя­щий из языковой части), ядром кото­рого ...

Тест «Определение творческих способностей» (Х. Зиверт)

Тест для определения одаренности обучающихся...

Тест «Определение творческих способностей» (Х.Зиверт)

Находчивость (шкала Н) Вам будут предложены некоторые задачи, решая которые Вы сможете проверить, может ли Вас «осенить». Если Вы намерены выполнить некоторые задания коллективно, то Вам н...