Мониторинг метапредметных и личностных достижений
учебно-методический материал

Лоскутникова Наталья Александровна

Мониторинг метапредметных и личностных достижений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_metapredmetnyh_i_lichnostnyh_rezultatov.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг

предметных и метапредметных достижений учащихся

Мониторинг это система, позволяющая проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, оказывающая влияние на процесс образования, для выявления причин, влияющих на его качество.

Основные функции  мониторинга:

-информационная (получение информации о состоянии успеваемости каждого учащегося;

-диагностическая (определение уровня овладения учащимся учебным материалом);
-аналитическая (сопоставление результатов обучения с предъявляемыми требованиями);

-коррекционно-регулятивная (выработка оптимальных способов повышения образовательный подготовки учащегося).

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

1.

Стартовая диагностика

Стартовые («входные») проверочные работы

2.

Текущее оценивание

Самостоятельные работы проверочные работы учебно-познавательные задачи

Диагностические работы

Практические работы

Лабораторные работы и т.д.

3.

Итоговая оценка

Итоговые контрольные работы по предметам

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

1.

Стартовая диагностика

Стартовая комплексная работа

2.

Текущее оценивание метапредметной обученности

Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регуля-тивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом

3.

Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий

Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД

4.

Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных

Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта

5.

Итоговая оценка метапредметной обученности

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

6.

Защита итогового индивидуального проекта

Критерии оценки итогового индивидуального проекта

На уроках химии мониторинг возможен через систему заданий:

УУД

Средства формирования УУД

Типы заданий

Личностные

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника

Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе

Задания, позволяющие:

-воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку

-обратиться к истории науки

-воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки

- уметь управлять своей познавательной деятельностью

-развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством

-воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)

-формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

-осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях

Регулятивные

Лабораторные работы

Экспериментальные задачи

Практические работы

Расчетные задачи

Задания, позволяющие:

-формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности

-находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы

-оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать

- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;

система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем

Задания, позволяющие:

-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений

- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач

-осуществлять структурирование знаний

Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения.

Задания, формирующие навык смыслового чтения через:

-прием составления сводной таблицы

-прием озаглавливания текста

- прием составления граф-схем

- интерпретацию информации

Коммуникативные

Комплекс практических работ

Проекты

Уроки- конференции

Дидактические игры

Система заданий на развитие устной научной речи

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие:

-составить рассказ

- дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме

Задания, формирующие личностные универсальные учебные действия.

Личностные УУД обеспечивают:

- ценностно-смысловую ориентацию учащихся

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

- самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Например: Задача. На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га.

1 вариант: Какой объем кислорода могли выделить эти деревья в течение года?

(В среднем 1 га хвойного леса выделяет 7000 л кислорода в сутки.)

2 вариант: На какое время (суток) хватило бы человеку для дыхания этого кислорода? (Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин, при физических нагрузках достигает 5000 мл/мин.).

Выскажи свое мнение о проблеме вырубки елей в канун новогодних праздников и предложи свои пути решения этой проблемы.

Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:

- организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, элементы волевой саморегуляции;

- выполнение лабораторных опытов и практических работ.

Задание 1: Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.

Задание 2: Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника. От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу

Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают:

- владение учащимися логическими и знаково-символическими УУД;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- формирование информационно-познавательной компетенции;

- установление связей в любой области знаний;

- умение производить простые логические действия, составные логические операции;

- конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования.

Задание1. Преобразовать схему

Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции:

Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O.

Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции.

Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение лабораторных опытов, практических работ и учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Задание2. Логическая цепочка. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции:

a) HBr → H2 → ͢Cа

Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Задание1:

Подготовьте рассказ об использовании неметаллов. Предложите несколько источников информации на эту тему и обменяйтесь списками с одноклассниками.

Задание2: Определение кислотности некоторых пищевых продуктов. Исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.

Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением осуществлять совместную деятельность, с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Конечно, подобные задания формируют не только коммуникативные УУД, но также регулятивные, познавательные и личностные.

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. ...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:- сформированность основ гражданской идентичности л...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...