Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности.
материал

Лоскутникова Наталья Александровна

Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_refleksiya_professionalnoy_deyatelnosti.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности.

                                                    Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой
Михаил Аркадьевич Светлов 

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающие государственные,  социальные  и личностные потребности и интересы.

Убеждена, что профессия учителя требует постоянного самообразования, совершенствования и  профессионального роста. Я изучаю нормативно-правовые акты, касающиеся системы образования, осуществляю свою педагогическую деятельность в соответствии  с законом «Об образовании»,  основными направлениями модернизации системы образования. Использую ключевые положения  Концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения при подготовке к урокам.

             Постоянно  отслеживаю информацию на сайтах министерства образования и науки Р. Бурятия и других образовательных порталах.  Это помогает мне определить свои перспективы, планы, ориентиры в работе. Я умею пользоваться информационными ресурсами, которые позволяют мне  совершенствовать свою  деятельность как учителя биологии и химии.

          Осуществление учебного процесса в современных условиях  требует от учителя широкого кругозора  в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Я постоянно  учусь у своих коллег, работаю  с сайтами, повышаю квалификацию в области преподавания биологии и химии.  Поэтому особое место в моей деятельности  как учителя занимает повышение профессионального мастерства. 

Основной целью нашей школы является:

- Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Данная цель реализуется путем решения следующих задач:

- обеспечение прав ребенка на качественное образование;

- изменение методов, технологий обучения, расширение информационно-коммуникативных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению;

- формированию исследовательских умений и навыков у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;

- организация предпрофильного и профильного обучения с целью осознанного выбора будущей профессии;

- построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, селу, Республике, России;

- совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- систематизировать работу по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения;

- развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации.

Учитель в современной школе должен обладать эрудицией, высокой общей культурой, уметь определять цели и задачи своей педагогической деятельности.

           Основная цель моей педагогической деятельности является, содействие формированию всестороннего развития личности обучающегося, освоения биологических и химических знаний, овладение необходимыми практическими навыками, развитие познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для общества.

    Для достижения данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Раскрытие способностей интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ученика.
  2. Использование современных педагогических технологий, эффективных методик обучения.
  3. Развитие познавательного интереса к предмету через игру, нетрадиционные уроки, предметные кружки и внеклассную работу.
  4. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля.

Реализацию цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.  

Тема по самообразованию: «Реализация принципов системно-деятельностного подхода в обучении химии и биологии ».

   «Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по ее  усвоению».

В.Г.Белинский.

Концепция обновления российского образования отражает ориентацию на компетентностный, метадеятельностный, практико-ориентированный подходы, использование проектной и исследовательской деятельности в обучении. При построении образовательного процесса особое значение отводится системно-деятельностному подходу, в основе которого лежит идея интеграции учебного материала и принцип рефлексивного мышления, учебное сотрудничество «учитель-ученик». Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

На некоторых уроках химии и биологии в начале урока я предлагаю ребятам задачу, показываю картинку, ставлю вопрос или рассказываю небольшую историю. Все это делается для того, чтобы пробудить мысль, сподвигнуть их к деятельностному мышлению. Например, «Какой элемент периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева имеет 6 электронов?» Чтобы ответить на этот вопрос, ученики должны посмотреть в таблицу, вспомнить, что число электронов показывает порядковый номер элемента и назвать углерод. Значит тема нашего урока «Углерод и его соединения».

Также можно показать картинку, спросить, какие ассоциации вызывает эта картинка и, выслушав ответы, назвать тему урока. Основным источником информации на уроке служит учебник. Системно-деятельностный подход предполагает изучать с учащимися основную часть нового материала на уроке. Поэтому я придаю большое значение работе с текстами учебников. И это не простое прочитывание, а «превращение» текста в таблицу или схему, кла́ стер (англ. cluster - скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Проработав параграф на уроке, ученику дома нужно открыть тетрадь и запомнить основные элементы в схеме или таблице.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Тема «Кислоты» изучается в 8 и в 11 классе. В 8 классе даются основы химических знаний о неорганических кислотах. Здесь большую роль играет объяснение материала учителем. А в 11 классе, на основе полученных знаний в 9, 10 классах дается обобщение знаний о неорганических и органических кислотах. В этом случае большая часть работы выполняется учащимися самостоятельно.

Тема «Строение клетки» изучается на протяжении всего школьного курса биологии. В 6 классе дается понятие о строении растительной клетки, в 7-м и в 8-м классах ребята изучают клетки животных и человека, 9-11 классах на уроках общей биологии изучается очень подробно и строение, и функции клеток.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Большое значение я придаю повторительно-обобщающим урокам в конце изучения большой темы. Например, в 9 классе представление о целостности очень хорошо прослеживается при изучении уровней живой природы:

  • Молекулярный – изучает молекулы веществ, входящих в состав клеток.          
  • Клеточный – рассматривает клетки как отдельные простейшие организмы и как части целого многоклеточного организма.
  • Организменный – исследует ткани, органы и системы органов живых организмов.
  • Популяционно-видовой – изучает популяции как составные части видов.
  • Экосистемный – рассматривает сообщества живых организмов во взаимосвязи между собой и с окружающей средой.
  • Биосферный – исследует глобальную экосистему нашей планеты.

В химии в 8 и 9 классах ребята знакомятся с неорганической, в 10 – с органической химией, а в 11 классе рассматриваются генетические связи между неорганическими и органическими соединениями. И здесь тоже на помощь приходят схемы, цепочки превращений.

4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Химия и биология в нашей школе изучается на базовом уровне, где теоретические знания, закрепляются на практических и лабораторных работах по химии и биологии.

Большую роль в развитии познавательной активности учащихся играют предметные недели. Олимпиады, конкурсы, дидактические игры – все эти мероприятия способствуют расширению кругозора учащихся, дают возможность глубже проникнуть в тайны наук.

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

На уроке должна быть небольшая разрядка, когда можно немного расслабиться. Это может быть выполнение несложных физических упражнений, гимнастика для глаз, «лирические отступления», главное, чтобы ученики понимали, что все, что делает учитель, он делает для их блага. Очень важно, когда учитель доброжелательно, в спокойной обстановке проводит урок и всегда готов прийти на помощь.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. На уроках химии и биологии я стараюсь давать дифференцированные задания. Те учащиеся, которые готовятся к ЕГЭ, получают задания на повышенном и высоком уровне, остальные – на базовом. При решении химических задач можно использовать различные способы. Например, такая задача: «Сколько граммов золота и серебра содержится в кольце 585 пробы, если его масса равна 2,8 г?»

1 способ

Используя формулу: ω(Au) = (m (Au))/(m (смеси) ), найдем

m (Au)= 0,585*2,8=1,638 г

m (Ag) = 2,8 – 1,638 = 1, 162 г

2 способ

Используя пропорцию: 2,8 г – 100%

 Х г – 58,5%

 m (Au) = Х = (2,8*58,5)/100 = 1,638 г

 m (Ag) = 2,8 – 1,638 = 1, 162 г

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. И на уроках биологии, и на уроках химии ребята делают компьютерные презентации, рисунки, мини-сочинения, составляют кроссворды, опытным путем исследуют вещества, делают схемы и таблицы, составляют синквейны.

Технология системно-деятельностного подхода оптимально сочетается с информационно-коммуникационными технологиями, на уроке можно использовать компьютерные программы и учебные электронные пособия: уроки химии и биологии Кирилла и Мефодия, собственные презентации учащихся.

Применение системно-деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями способствует повышению интереса к учебе и помогает добиваться лучших результатов, что я реализовала на районном семинаре учителей химии и географии на базе нашей школы в текущем учебном году. Целью проведения данного семинара было: «Использование системно-деятельностного подхода при изучении химии и географии» Мною был проведен открытый урок по химии в 8 классе по теме «Основания», организовано и проведено совместно с учителем географии открытое мероприятие «Литературный салон: «Таежная, Озерная, Степная…»». Поставленные цели были достигнуты, получены положительные результаты по уроку и проведенному мероприятию   (приложение )

Постоянное совершенствование методов обучения, возрастающих требований к качеству знаний учащихся, усложнения форм организации урока – все это требует от учителя непрерывного накопления и обновления знаний, повышения квалификации и методического мастерства.

Специфика работы в школе заставила пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в каком бы классе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить.  Сейчас мы все, наверное, задумываемся над тем, почему современные дети не любят читать, бояться отвечать, не любят заучивать правила, определения и т.д. Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников.

            Педагогическая технология – явление многомерное: в теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что у каждого автора имеется своя конкретная технология. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый обязан это делать во благо развития ребенка. Я сторонник передовых технологий. В последнее время все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных технологий в учебный процесс

           Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я изучила и применяю их элементы на практике: личностно-ориентированное обучение, дифференцированное  обучение, технология модульного обучения, технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технология.

              Я думаю, что теория развивающего обучения в настоящее время не представляет единой научной концепции, а складывается из различных подходов. В своей работе  апробировала и использую элементы некоторых из них. Я считаю, что важным условием обновления содержания школьного химического образования, становления старшеклассника как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность учителя: его умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы; умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося.
         Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Дрофа». Учебники издательства «Дрофа » соответствуют основному компоненту государственного стандарта общего образования и входят в Федеральный перечень. На уроках работаю по  учебникам О.С.Габриеляна – химия, программа построена на концентрической концепции. Особенность этой программы заключается в том, что весь теоретический материал курса химии изучается в первый год обучения. Это позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал 9-го класса – химию элементов и их соединений. Однако множество теоретических понятий, приходящихся на первый год изучения химии, вызывает ряд затруднений. Содержание учебников научно обосновано, доступно для понимания учащимися, четко просматривается целесообразность системы развития научных понятий, основных положений, законов, и теорий. Удачно используется научный аппарат и акцентируется внимание на практическом значении изучаемых явлений. Представление материала носит констатирующий, объяснительный, проблемный, прогнозирующий, комплексный характер. Содержание понятий соответствует запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам учащихся. В целом текст доступен пониманию учащихся данного возраста. Языковые средства, лексика выбраны удачно. Учебник написан доступным для учащихся языком, со знанием возрастной психологии.

К достоинствам учебника 8 класса и программы в целом хочется отнести постепенный переход в изучении химии от атома к простому веществу, затем к сложным соединениям и химическим реакциям. Хотя, изучение темы «Атомы химических элементов» вызывает большие затруднения, поскольку восьмиклассникам из-за недостатка знаний по физике трудно представить и воспринять всю сложность строения атома и распределения электронов по орбиталям. Для устранения данной проблемы я ввела небольшой ознакомительный курс физики на этапе введения данной темы. В дальнейшем, после преодоления этих трудностей, такое построение курса облегчает изучение каждой последующей темы. Структура учебника и методика изложения, на мой взгляд, способствуют дифференциации и индивидуализации обучения, что обусловлено следующими их особенностями: имеются разноуровневые задания, недостатком учебника является то, что разделять эти задания по степени сложности приходится учителю, желательно, чтобы задания были разделены по уровням условными знаками в учебнике;  рассматриваются вопросы из истории химии; рассматриваются вопросы, для изучения которых требуется логическое мышление, хорошая подготовка по математике и физике, абстрактное мышление.

Так же одним из недостатков учебника «Химия-8» О.С.Габриеляна считаю отсутствие отдельно выделенного описания лабораторных работ. Инструкции к некоторым из них содержатся в соответствующих параграфах учебника с уже написанными уравнениями реакций, что снижает обучающее значение химического эксперимента.

В учебниках О.С. Габриеляна Химия-8 (13-е изд.-М.,Дрофа, 20015) и Химия-9 (15-е изд.-М.,Дрофа,2016) нет материала по химической кинетике, хотя понятие о скорости химической реакции включено в образовательный стандарт основного общего образования по химии как материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Теоретические основы в 9 классе рассматриваются на более расширенном и углубленном уровне по сравнению с 8 классом. Раскрываются свойства отдельных важных в народохозяйственном отношении веществ.

Несмотря на некоторые недостатки, хотелось бы отметить явные преимущества данного УМК. Учебник " Химия" 9 класса содержит богатый познавательный материал. Информация представлена в доступном, понятном виде. По этому учебнику легко составлять конспекты, он составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по химии в основной и средней школе в стандартах. Материал изложен в логической последовательности, доступно, научно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Широко представлены сведения о жизненно важных веществах, что адаптирует учащихся к современным условиям жизни.

В учебнике прослеживается взаимосвязь с др. предметами: историей, литературой, медициной. Но много отводится материала на курс органической химии, где ученики должны только обзорно ознакомиться с курсом.

Очень не хватает разбора расчетных задач, необходимы дополнительные источники. Я думаю, в учебник для учащихся 9 класса необходимо включить задания, рассчитанные на "среднего" ученика, такие задания, которые бы обучающийся смог выполнить без помощи учителя. На решение задач отведено мало времени. Недостаточно заданий для закрепления изученного материала. Задачи приходится отрабатывать только дополнительно. Примеры задач по химическим уравнениям не разобраны, сразу начинается с примесей.

Плохо, на мой взгляд, что нет объяснения, как делать упражнения - читая только учебный параграф не выполнишь задания в конце параграфа, не ответишь на вопросы, необходим дополнительный материал. У каждого автора учебников есть "+" и "-", но, по-моему, причина недостаточных знаний по химии не в качестве учебника, а в количестве часов, отводимых на предмет. За 2 часа в неделю, в 8-9 кл., невозможно сформировать умения и навыки по решению задач и проведению эксперимента в соответствии с предлагаемой программой, времени на отработку умений и навыков практически нет во время урока. Особенно это касается темы «Окислительно-восстановительные реакции». Для восполнения данного пробела я организовала внеурочную деятельность в кружке «Юный химик» (приложение ).

Н.И.Сонина – биология. Учебники 6 и 7 классов позволяют ученику усвоить родство и взаимосвязи всех царств живой природы. Авторы предложили изучать строение и жизнедеятельность растений и животных параллельно друг другу в одном учебнике, а не в разных курсах как у других авторов. Подобный подход в изложении материала учит школьников выявлять причинно-следственные связи, анализировать и обобщать информацию с позиций современной науки. Учебник для 9 класса имеет хороший методический аппарат, удобен в пользовании, но, по моему мнению, достаточно сложен и труден для этой возрастной группы учащихся, следовало бы, на мой взгляд, включить в цикл обучения практикум. Основными отличительными особенностями всех учебников является богатый иллюстративный материал, многообразие таблиц и схем. В УМК входит также рабочая тетрадь для учащихся. Она представляет собой пособие, организующее различные формы учебной деятельности школьника. Задания нацелены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, повторение, закрепление и проверку изучаемого материала. Это развивает у детей практическое умение ориентироваться в структуре текста учебника, находить важнейшие научные понятия, выделять главное и отличать его от второстепенного. Тетради, как и учебники, содержат много иллюстраций. Рисунки в них схематичные и детальные. Работа с тетрадями требует хорошего знания текстов учебника и дополнительной литературы (в старших классах), предполагает составление планов, графических схем.

 Рабочая тетрадь для учителя – это методическое пособие, организующее работу учителя. Для каждого урока приводятся методические рекомендации, определены задачи и методическое оснащение. В пособии приводится дополнительная информация по всем темам, что позволяет учителю сэкономить время для подготовки к урокам. К каждому учебнику выпущено достаточное количество дополнительной методической литературы, тестов, карточек и т.д. Хорошо продуманная линия всего комплекта учебно-методических пособий обеспечивает преемственность курсов и современное базовое изучение биологии. После перехода в 10-11 классах на 1 час в неделю (базовый уровень) у учителя и учеников возникли определённые трудности, так как все учебники рассчитаны на 2 часа в неделю. Приходилось задавать на дом по 2-3 параграфа, что увеличивало и без того большую нагрузку на старшеклассников. С появлением учебника В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захаровой «Общая биология» (базовый уровень),  рассчитанный на 1 час в неделю, эти проблемы были решены. При этом информационный материал учебника и логические аспекты не пострадали.

Свою работу строю на переходе от воспроизводящего к поисково-творческому типу учебной деятельности, обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности), ведущую роль отдаю теоретическим знаниям. Повышению эффективности процесса обучения способствует личностно-развивающий подход к обучению. В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образование, проявление его в самом себе, формирование себя. Одной из особенностей урока в личностно-развивающем подходе, по моему мнению, является его разноплановая дифференциация.

         На своих уроках дифференциацию  провожу на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Сюда же отношу проблему воспитания особо одарённых детей. При планировании урока я строю такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. При этом во всех формах дифференциацию осуществляю в виде детерминированного или демократического обучения.

           Объединение разрозненных частей знаний на уроке осуществляю за счёт использования интеграции.  Я считаю, что интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки,  внеклассные занятия. С позиций развития личности интеграция создаёт условия для:

  • выхода на более высокий уровень осмысления;
  • совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;
  • развития свободы мышления;
  • формирование креативности учащихся.

   Интеграцию осуществляю не только на конкретных уроках, но и в целом в своей работе, объединяю элементы нескольких современных педагогических технологий:

   1.Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева (блоки уроков, проблемное обучение, групповое обучение, компьютерная поддержка при подготовке);

  2.Технология воспитания экологической культуры;

  3.Технология обучения с помощью знаково-символических структур (фреймы, схемы, блок-схемы, структурно-логические схемы, образные символы). В своей работе применяю разнообразные знаково-символические средства обучения, как: коммуникативные, познавательно-ориентировочные, моделирование, схематизация, так же применяю системные опорные конспекты, схемы.

Часто дети говорят, что им тогда все понятно, когда интересно. Я стараюсь повысить интерес, через самостоятельность и активность. Самостоятельные работы при повторении организовываю так, чтобы они не только  обеспечивали восприятие программного материала, но и способствовали бы всестороннему развитию учащихся. На этом этапе провожу самостоятельные работы таких видов: практические работы, работы с логическими заданиями, с кодированными ответами, самостоятельные работы в форме биологических и химических диктантов, устные самостоятельные и домашние работы. Умелое применение таких самостоятельных  работ помогает развивать творческую активность учащихся. Через творческую деятельность на уроке и дома.  Изучая, например, виды морских обитателей, учащиеся самостоятельно придумывают свои рисунки, фигуры, выполняют макеты.

          Через привлечение большого и разнообразного исторического материала, через решение прикладных задач ученикам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Опора на жизненный опыт является мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке. Каждому учителю надо иметь установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость.

         Одним из условий успешного усвоения материала является использование наглядности на уроках. Сейчас в каждой школе есть компьютеры, мультимедийные установки. Это позволяет поднять качество обучения на более высокую планку, повысить интерес к предмету.

Необходимым компонентом личностно ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Этого можно добиться

умелой организацией групповой работы. Группы я формирую разноуровневые, так как

организую работу по принципу: сильный помогает слабому".

При личностно - ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках я по возможности  стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения.

Чтобы сделать процесс обучения личностно - ориентированным нужно немногое:

признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Положительный результат работы в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами

учебника.

            Выбор методов обучения определяю следующими факторами: смысловыми целями, особенностью предмета, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем и др. Основными методами являются наглядные, проблемные, эвристические, поисково-исследовательские и др.

            Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей. Модуль позволяет учащемуся, включённому в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Благодаря модулю учащийся дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается, и, с какой целью. Цели взаимодействующих субъектов могут основываться на двух моментах: либо на структуре темы (элементы, нормы связей, функции, свойства), либо на методе изучения (способы, алгоритмы, по которым работает система). Модуль служит инвариантным средством деятельной организации содержания и осуществления информационного обмена. Он в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека. Главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание человека.

         Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

  • физической – управление движением;
  • физиологической – управление процессами в теле;
  • психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
  • интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

Для укрепления здоровья регулярно провожу динамические паузы, слежу за правильной осанкой. Организую походы и прогулки на свежем воздухе. В кабинете совместно с учащимися поддерживаем санитарное состояние, проводя генеральные и влажные уборки, в кабинете очень много цветов, очищающих воздух. Мои учащиеся активно принимают участие в акциях борьбы с наркоманией и алкоголизмом, пропагандируют здоровый образ жизни. Совместно с преподавателем ОБЖ  подготовили и провели тематический вечер “Суд над наркоманией”. Как классный руководитель провожу классные часы о здоровом образе жизни, используя современные здоровьесберегающие технологии. Классные часы: «Вредные привычки», «Как быть здоровом?», «Валеология – наука о здоровье», «Как стать уверенным?», «Эмоции человека и его здоровье», «Правильное питание?» и многие другие помогают мне в достижении целей в борьбе за здоровый образ жизни.                                                                      

     На мой взгляд, наряду с трудом и ученьем, игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, в какой-то мере отражающей здоровьесберегающую технологию.  По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

На моих уроках при использовании  игровой деятельности выполняются такие функции:  

- развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

   Игру использую  в следующих случаях:

  - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

   - как элементы более обширной технологии;

    - в качестве урока или его части;

    - как технология внеклассной работы.

      Одной из технологий компетентностно-ориентированного подхода, которую  применяю на своих уроках, является метод проектов. Метод проектов позволяет  строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Проекты   используются на уроках биологии и химии для расширения кругозора по данным предметам, для мотивации углубленного изучения отдельных разделов. На протяжении 3лет защищаем свои проекты на научно-практической конференции «Шаг в будущее», так же готовлю учащихся начальных классов на научно- практическую конференцию «Первые шаги».

      В своей работе использую  информационно-коммуникационные технологии.

История педагогики богата не только новациями в области методов и организационных форм обучения. На разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических средств в учебный процесс. Мои учащиеся используют компьютер при подготовке к урокам, работая с электронными учебниками, викепедия-ресурсами, электронными информационными справочниками и при подготовке к экзамену (онлайн тесты, уроки).

Средства компьютерной техники позволяют мне обеспечивать учебный процесс:

   1.Поурочными учебными и учебно-методическими материалами;

  2.Обратной связью между преподавателем и обучаемым;

  3.Доступам к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;

  4.Доступам к электронным библиотекам;

  5.Доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных газет и  журналов.

         Использую   ИКТ на разных этапах урока:  

 1.Устная работа включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала. Например, использование компакт-диска, предлагаемого к каждому этапу обучения, облегчает подготовку к домашнему заданию учащихся, дает подробную информацию по различным темам не  в текстовом содержании, а в схемах, картинках, видеороликах.

 2.На этапе первичного закрепления. Предложенные  мною задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;

 3.При подготовки дополнительного материала. Учащиеся с интересом готовят презентации на различные темы. При выполнении домашнего задания учащимися по выбору предлагаю составить мультимедийные презентации. Созданные презентации – творческие работы, в которых сочетаются текстовая информация, графические изображения, рисунки. Учащиеся пользуются программой Power Point из пакета программ Microsoft Office.

 4.При объяснении нового материала с использованием ИКТ учащиеся наиболее эффективнее запоминают материал урока.

 5.При закреплении, повторении использую готовые демонстрационные – энциклопедические программы из серии: “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”, «Электронные учебники по биологии».

 6. Использую  ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Эффективное повторение материала по темам школьного курса осуществляется с помощью электронных пособий по предметам.

В процессе обучения с помощью ИКТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ученик узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. Повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с ИКТ открывает принципиально новые возможности в учебной деятельности и творчестве, как ученика, так и учителя. Поэтому при использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического.

Я делаю вывод, что возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

 ·        полная замена деятельности учителя; частичная замена;

·        фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

·        использование диагностических и контролирующих материалов;

·        выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

.         использование игровых и занимательных программ.

        Основная форма проведения – урок. Использую уроки классического типа и нетрадиционные уроки. К классическом типу относятся: вводный урок, тренировочный урок, контрольный урок, урок закрепления знаний, умений и навыков, урок самостоятельной работы, урок с использованием ИКТ, урок практической работы, комбинированный урок, урок повторения и обобщения.
К уроку нетрадиционного типа относятся: урок фантазирования, урок - соревнование, урок открытых мыслей, урок - турнир, урок - диспут, урок - эврика, урок - зачет, урок творчества, урок - спектакль, урок - конкурс, урок -  конференция, интегрированный урок, урок - игра, урок - сказка, урок взаимообучения, урок - КВН, урок - путешествие, аукцион знаний.
         В своей работе на уроках стараюсь развивать такие общедидактические принципы как наглядность, доступность, прочность, сознательность, активность. Учебный процесс направляю на воспитание и разностороннее развитие учащихся.

Использование  вышеперечисленных  современных  образовательных  технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.

Мониторинг результативности по классам за 2014-2018 уч.год.

        

Учебные годы

Классы (указать свои классы)

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2013-2014

-

-

-

100

53

3,8

100

63

3,75

100

50

3,75

2014-2015

100

60

3,8

-

-

-

-

-

-

100

70

3,9

2015-2016

100

71

3,6

95

60

3,6

100

67

3,8

100

54

3,6

2016-2017

100

62

3,9

94

59

3,6

100

63

3,7

100

67

3,8

2017-2018

-

-

-

100

67

3,8

-

-

-

-

-

-

Учебные годы

Классы (указать свои классы)

9 кл.

10 кл.

11 кл.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2013-2014

100

57

3,7

100

80

4,4

100

80

4,2

2014-2015

100

42

3,7

100

60

3,7

100

83

4,3

2015-2016

100

70

4,5

100

50

3,8

100

67

3,9

2016-2017

100

54

3,4

100

80

4,4

100

87,5

4

2017-2018

-

-

-

-

-

-

100

100

5

Учебные годы

Классы (указать свои классы)

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2013-2014

100

42

3,5

100

52

3,6

100

80

4,4

100

80

4

2014-2015

100

60

3,8

100

42

3,5

100

67

3,7

100

83

4,3

2015-2016

100

54

3,6

100

70

4,5

100

60

3,6

100

67

3,9

2016-2017

100

67

3,8

100

54

3,4

100

80

4,4

100

37,5

3,75

2017-2018

100

44

3,5

100

43

4,2

100

60

3,8

100

100

5

С данным самоанализом профессиональной деятельности я выступала на методическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа как фактор развития способности учителей к самоанализу своей профессиональной деятельности

Методическая работа как фактор развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности взята не спроста, т.к.  – это одна из форм методической работы к р...

САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя направлен на выявление и анализ причин отклонений полученных результатов от запланированных, что позволяет построить индивидуальную траекто...

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

Пояснительная записка кСамоанализу и самооценке (рефлексии) профессиональной деятельности...

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

Я, Цыпылова Ирина Александровна работаю в должности педагога-психолога МБОУ ЦДиК с 1 сентября 2009 г. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь нормативно-правовой базой: Законом РФ «...

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

laquo;Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ре...