Анализ урока и диагностика с использованием метода рефлексии профессиональной деятельности
учебно-методический материал по музыке (6 класс) по теме

Щеголеватых Валентина Михайловна

Разработанный урок по музыке

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План- конспект урока музыки в 6 классе

Тема урока: В чем сила музыки В.А.Моцарта? «Слушайте и наслаждайтесь музыкой, и будьте здоровы!»

Тип урока: комбинированный

Цели:

Деятельностная цель: сформировать у учащихся основы умения учиться, ориентацию в классической музыке, выявлять  художественную  ценность классической музыки. Показать, что сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости, а также в способности мобилизовать возможности человеческого организма; Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о музыке австрийского композитора В.А.Моцарта.

Задачи урока:

1.Личностные:

-формирование эстетических и этических чувств благодаря знакомству с  классической музыкой.

- формирование потребности в творческом самовыражении

- воспитание музыкальной культуры учащихся;

2. Метапредметные: регулятивные

- формирование оценочной самостоятельности:

- прогнозирование, предвосхищение результата;

- оценка результатов работы.

познавательные

- формирование умения определять характер музыки.

коммуникативные

- формирование умение вести диалог.

-умение выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения произведения (пение).

3. Предметные

- ввести детей в мир музыки, искусства.

- умение определять композитора, рассуждать о музыки.

- развивать вокально-хоровые навыки, умение слушать музыку

Используемые приемы, методы, технологии обучения : словесный, наглядно-слуховой, аналитический методы; здоровьесберегающая, корекционно-развивающая , психолого-педагогическая технологии.

Необходимые технические оборудования: компьютер, медиа-  проектор, музыкальный центр, фортепиано, ЭОР.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способа приобретения знаний, умения планировать свою деятельность, оценивать свою работу), в сфере культурно - досуговой деятельности (чувство уважения к  музыке других народов,), коммуникативные компетенции (умение слушать других)


                                                                  Ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Создание  эмоционального настроя на работу, вызов мотивации, интереса.

Развитие познавательных и

регулятивныхУУД

Целеполагание.

Познавательные и регулятивные УУД

Сейчас я расскажу вам одну историю.

«Жил-был старый больной маршал.

Звали его Ришелье Луи Франсуа де Виньро. Ему было 78 лет.

Совсем подкосили его болезни.

И вот лежит он на смертном одре, глаза закрыты, только губы чуть шевелятся. 

Когда прислушались к утихающему шепоту старика, то услышали его последнюю просьбу умирающего. А просил он, чтобы в его последние минуты при нем сыграли музыку его любимого композитора.

Как было отказать человеку в его предсмертной просьбе? Пришли музыканты и заиграли...

Когда затихли последние звуки музыки, то близкие ожидали увидеть отошедшего в мир иной маршала. Но произошло чудо! Они увидели, что на их глазах умирающий стал оживать. Прослушанный концерт  "отогнал" смерть и вернул человеку жизненные силы.

О каком композиторе сегодня пойдет речь?

-Конечно это В.А.Моцарт…композитор чью музыку знают во всем мире. Способна ли музыка Моцарта  влиять на сознание людей? Давайте сформулируем тему и цели нашего урока.

На уроке мы попробуем  разобраться в причинах и механизмах положительного влияния (при прослушивании и исполнении) произведений Моцарта на настроение и успехи в учебной деятельности.

Учащиеся делают предположения о том, кто этот композитор.

По наводящим вопросам учащиеся называют фамилию композитора.

Учащиеся формулируют тему урока «В чем сила музыки Моцарта?»и цель: «Показать, что сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости, а также в способности мобилизовать возможности человеческого организма»

2

Актуализация знаний

- Прежде чем мы обратимся к нашей теме, давайте вспомним, в чем заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека?

Ответы детей по ранее изученному материалу. Примеры воздействия музыки на человека

3

Изучение нового  материала. Совместное открытие нового знания через музыку и совместное рассуждение.

(Личностные, коммуникативные, познавательные УУД)

Сегодня мы прослушаем несколько известнейших произведений В.А. Моцарта и попробуем после прослушивания описывать наши ощущения, наше состояние.

Слушание музыки: «Менуэт» В.А. Моцарта (фрагмент).

- Опишите ваши ощущения, ваше настроение.

- Что привлекает в этом произведении?

- Воздействие музыки В. Моцарта на человека названо «Эффектом Моцарта». В узком смысле слова «Эффект Моцарта» относится к особому месту музыки Моцарта среди музыки других классических композиторов. Эта музыка более гармонична и сильнее воздействует на нас, что подтверждено многочисленными независимыми исследованиями. Под влиянием этой музыки младенцы развиваются быстрее, дети лучше учатся и более спокойны, взрослые проявляют чудеса изобретательности и исцеляются от болезней.

- Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то, что в жизни?

- Можно ли поставить между ними знак равенства?

- Красота в искусстве – это действительно что-то прекрасное.

- Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка?

А сейчас я вам сыграю небольшой мотив….Скажите, могут ли эти несколько звуков передать настроение человека?

- Сейчас услышим фрагмент произведения, которое знаете вы, и все люди знают. Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых можно уловить состояние человека.

- Слушайте, вслушивайтесь, прислушивайтесь и просто наслаждайтесь!

 Слушание «Симфонии №40» В.А. Моцарта (фрагмент).

- Какое настроение несут в себе эти звуки?

- Каков внутренний мир человека, написавшего эту музыку?

В.Моцарт – вечный свет … Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе. Музыка венского классика продолжает нас радовать и сегодня.

- Но почему музыка В.Моцарта так популярна до сих пор?

Слушание музыки Моцарта в исполнении ученицы класса

Слушание музыки В.А. Моцарта “Турецкое рондо” (фрагмент).

- Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант и постоянное творческое горение дали необычайные в своем роде результаты: 70 томов составляют его сочинения за 35 лет жизни.

Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного содержания музыки. Есть музыка трагическая, шутливая, драматическая, лирическая. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль.

По каким чертам можно узнать музыку Моцарта? В чем особенность ее звучания?

 -Можно ли определить по характеру музыки жизненное значение произведения? Когда люди могли слушать такую музыку?

- Обобщение о прослушанной музыке. Выводы

(Красота музыки, мелодичность)

Ответы детей

Да, могут….взволнованность, тревога…

Дети слушают музыку

(Печальное, взволнованное, трепетное)

(Красивы, удивительны мелодии, которые можно спеть)

Музыку В.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности, гармонии.

Да, можно….легкая, танцевальная, изящная, светлая….это музыка может звучать на  праздниках)

Самостоятельная работа (продукт)

Тест по пройденному материалу

4

Вокально-хоровая работа

«….Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди мой друг, всегда иди

Дорогою добра.»

Если бы вы были композитором, какую бы вы написали музыку к этим словам?

Да, действительно, это очень яркая, позитивная песня….послушайте ее.

(педагог исполняет песню «Дорогою добра») Вам понравилась песня? Давайте ее разучим….

Разучивание песни «Дорогою добра»

Работа над текстом, дикцией. Проговаривание текста в ритме песни.

Сможем ли мы спеть эту песню так, чтобы все люди поняли, что каждый должен идти в жизни своей дорогой?

Исполнение песни «Дорогой добра» вместе с педагогом

- В чем смысл песни?

- Важно ли в наше время быть добрым, отзывчивым?

- Всегда в истории - каждое предыдущее рождает последующее. Так и в жизни: вчерашний день рождает наш сегодняшний, а сегодня мы готовим наш завтрашний день.

Радостную, светлую…потому, что добрым должен быть каждый человек….

Ответы детей

Дети разучивают песню

Ответы детей

Исполнение песни

Ответы детей

5

Физминутка

Эмоциональная разрядка. Здоровье сберегающая технология.

 «Две сестрицы- две руки»

Участие в физминутке, коллективные движения

6

Закрепление изученного

Перед вами выступит ученица 7 класса Морозова Софья. Она мечтает в будущем стать музыкантом. Сейчас учится в музыкальной школе  и сыграет для вас «Аллегретто» В.А. Моцарта.

- Определите характер музыки, прозвучавшей сейчас.

-Иванов Максим и Соловьев Егор приготовили для нас небольшое сообщение  об интересных фактах из жизни В. Моцарта и о влиянии его музыки на организм человека.

Дети слушают музыку

(Глубокая серьезность, драматизм музыки В.Моцарта.)

Учащиеся зачитывают интересные факты из жизни композитора (домашняя заготовка)

Высказывания детей о влиянии музыки на их самочувствие, настроение. Предположения о причинах воздействия музыки В. Моцарта на организм человека и его способности.

7

Заключительный этап урока

- Жизнь никогда не бывает только светлой, ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования.

Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора В. Моцарта имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда. Издание произведений оплачивались скудно. Но Моцарт всегда был готов помочь товарищу, попавшему в беду, как добрый, отзывчивый и доверчивый человек. Сам же впадал все в большую нужду.

Непрерывная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора.

Моцарт был похоронен в общей могиле.

Просмотр фрагмента видеофильма “Амадей”.

Дети с интересом смотрят видеофильм «Амадей»

8

Проверка усвоения знаний полученных на уроке

- В чем же сила музыки Моцарта?

- Как вы это поняли?

- Получили ли вы удовольствие от прослушанной музыки?

- Готовы ли вы справиться с любой задачей?

 -Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде, а также в сильном лечебном влиянии на организм человека.

Музыка одного композитора может заставить нас улыбаться, радоваться, восхищаться и испытывать печаль.

- Назовите произведение, которое оказало наибольшее влияние на ваше настроение, состояние сегодня.

- Улучшилось ли ваше настроение? Почему?

- Ощущаете ли вы себя более здоровыми?

Поистине всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Его безмерный нечеловеческий талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта.

Ответы детей

Продукт ……

9

Домашнее задание(на выбор)

А теперь домашнее задание. Каждый может выбрать для себя сам свою работу.

1.Узнать интересные факты из жизни В. Моцарта.(использовать книги, интернет)

2.Составить кроссворд о жизни и творчестве В. Моцарта.

3. Нарисовать свои впечатления от прослушанной на уроке музыки.

4. Слушать музыку В.А. Моцарта.

Слушают инструктаж учителя, выявляют предварительные затруднения

10

Рефлексия. Итог совместной работы.

Вспомните тему нашего урока? «В чем сила музыки Моцарта?»

 Смогли ли мы достичь нашей цели?

В чем же сила музыки Моцарта?

Получили ли вы удовольствие от прослушанной музыки?

В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Ответы детей

Список использованной литературы

1. Аберг Г. « В. А. Моцарт». Издательство «Музыка», 1995 г.

2, Прохорова И. «Музыкальная литература зарубежных стран»Изд. «Музыка» 1995г

3. Синягина Н, Ю. «Как сохранить и укрепить здоровье детей»Изд. «Владос» 2004г.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. В.О Усачева, Л.В. Школяр 20012г.



Предварительный просмотр:

 «Рефлексия урока музыки в системно -деятельностной парадигме» 

на примере урока музыки в 6 классе

«В чем сила музыки В.А.Моцарта»

Выполнила:

Щеголеватых В.М.,

учитель музыки

МАОУ СОШ №2 г. Пестово

Новгородской области

                                           



Предварительный просмотр:

                       

Анализ урока и диагностика с использованием  метода рефлексии       профессиональной деятельности

             Урок  музыки - это один из предметов эстетического направления. На уроке музыкального искусства, как ни на каком другом, происходит формирование музыкальной культуры учащегося, воздействие на его духовный мир,  воспитание его эмоциональной сферы, нравственности и формирование эстетического вкуса.                       Главная моя цель как учителя музыки - воспитание  у детей потребности в общении с искусством, формирование духовной, высококультурной, нравственной личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. 

При выборе форм и методов учебной деятельности были учтены особенности данного класса. В классе – 24 человек. По типу темперамента преобладают холерики, уровень развития – средний. Большинство ребят имеют интерес к предмету и активно участвуют в работе на уроке.

Тема урока: «В чем сила музыки В.А.Моцарта» «Слушайте и наслаждайтесь музыкой, и будьте здоровы!»

Данная тема изучается в 6 классе в 3 четверти в блоке «В чем сила музыки.» .

 Тема рассчитана на 1урок.

Тип урока: комбинированный

Цели:

Деятельностная цель: сформировать у учащихся основы умения учиться, ориентацию в классической музыке, выявлять  художественную  ценность классической музыки. Показать, что сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости, а также в способности мобилизовать возможности человеческого организма; Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о музыке австрийского композитора В.А.Моцарта.

Задачи урока:

1.Личностные:

-формирование эстетических и этических чувств благодаря знакомству с  классической музыкой.

- формирование потребности в творческом самовыражении

- воспитание музыкальной культуры учащихся;

2. Метапредметные:

регулятивные

- формирование оценочной самостоятельности:

- прогнозирование, предвосхищение результата;

- оценка результатов работы.

познавательные

- формирование умения определять характер музыки.

коммуникативные

- формирование умение вести диалог.

-умение выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения произведения (пение).

3. Предметные

- ввести детей в мир музыки, искусства.

- умение определять композитора, рассуждать о музыки.

- развивать вокально-хоровые навыки, умение слушать музыку

Используемые приемы, методы, технологии обучения : словесный, наглядно-слуховой, аналитический методы; здоровьесберегающая, корекционно-развивающая , психолого-педагогическая технологии.

Оценку своего урока в процессе рефлексии я хотела бы провести исходя из выполнения системы требований, предъявляемых современной дидактикой к урокам, проводимым в системно -деятельностной парадигме. Указанные требования послужат критериями анализа моей деятельности на уроке.

   Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы в уроке присутствовал мотивационный этап, на котором учащимися уясняется личностный смысл своей деятельности.  Мотивом стала история рассказанная мной в начале урока, о том как музыка Моцарта помогла старому маршалу вернуться к жизни. Учащиеся с интересом слушали и после предполагали, кому могла принадлежать эта музыка и как фамилия этого композитора.

Еще одно дидактическое требование состоит в том, что на уроке должно осуществляться целеполагание деятельности, в процессе которого

указываются признаки по которым в дальнейшем на этапе итоговой рефлексии, учащиеся могут сделать вывод о достижении цели. На этом этапе ученики узнав о каком композиторе будет идти речь, вместе с учителем  сформулировали тему урока и его цели.

С точки зрения идеологии современных образовательных стандартов на уроке должен присутствовать этап включения учащихся в самостоятельную работу по поиску знаний. Такой момент был на первом этапе, когда ученики думали о том чья музыка помогла маршалу, и когда ребята должны были узнать музыку Моцарта из двух звучащих произведений(«Бурре» Моцарта и «Менуэт» Баха).

 Современная дидактика требует, чтобы на уроке присутствовал различные формы межличностного взаимодействия («ученик»-«ученик»; «ученик»-«класс»; «ученик»-«учитель» и др.). Подобное взаимодействие достигается групповыми, парными или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами проведения урока. На моем уроке происходила групповая работа (работа над песней «Дорога добра», ) взаимодействие «ученик»-«класс» (анализ тестовых заданий, высказывания учащихся о характере музыки Моцарта).

На уроке должен присутствовать этап самостоятельной деятельности учащихся, результаты которой он может оценить исходя из определенных, заданных педагогом критериев и показателей.  Такой этап присутствовал и на моем уроке.

Это выполнение тестового задания по биографии Моцарта. По окончании работы над тестом был проведен анализ нескольких работ.

Федеральный образовательный стандарт требует, чтобы атмосфера, создаваемая учителем на уроке, способствовала сотрудничеству и взаимной поддержке учащихся. Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуации успеха в обучении.  На уроке музыка педагог всегда должен быть настроен на эмоциональный урок и  его речь должна быть и доброжелательна, и приятна на слух. Все это также было на  моем уроке. Пример: беседа о доброте в людях.

Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества.

Творчество учащихся может иметь самые различные формы. Ученица класса Морозова Софья сама исполняла  на фортепиано произведение Моцарта. Учащиеся с интересом слушали музыку исполненную своей одноклассницей. Домашнее задание тоже было творческим: Составить кроссворд о творчестве Моцарта, нарисовать рисунки к прослушанной музыке. Каждый ученик мог выбрать задание по своим силам и интересам.

Современная дидактика для проведения уроков в системно -деятельностной парадигме требует, чтобы учащиеся периодически рефлексировали свою деятельность, оценивая полученные продукты деятельности. В конце урока ученики вспомнили цели урока и говорили о том, смогли ли они достичь ее. Называли произведение, которое больше всех оказало на них влияние.

       На уроке я хотела показать что сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости, а также в способности мобилизовать возможности человеческого организма. Урок был также призван способствовать развитию у учащихся  вокально-хоровых навыков, умению слушать и рассуждать о красоте музыки.

        При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:

Принцип воспитывающей направленности– осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий.

 Принцип оптимистической перспективы – использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность.

 Принцип художественности: в музыкальном обучении используются следующие виды наглядности – звуковая, зрительная, комбинированная.

Чтобы решить цель урока, я подобрала интересные материалы к уроку: видеофильм «Амадей», фрагменты из литературных источников. На уроке также использовался принцип творчества, это  игра на фортепиано ученицы ДШИ ,  одноклассницы ребят.Это вызвало интерес  и музыке Моцарта, и к  музыкальному инструменту.

На уроке я использовала различные методы и приемы.

Звуковая наглядность . Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компакт-диски).
Этот метод я использовала на нескольких этапах урока ( Изучение нового материала, Вокально-хоровая работа, Закрепление изученного материала) потому, что этот метод является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки.

Зрительная  наглядность.  Сочетаясь со звуковой наглядностью, помогает слуховому восприятию. Этот метод я использовала на заключительном этапе урока.

Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. Использование на уроках музыки такого словесного метода как беседа, т.е. вопросно-ответного метода, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся, стимулирует их речевую активность.

Этот метод я использовала на 3 этапе(Изучение нового материала)

Также на уроке использовался Метод убеждения средствами музыки. Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга.

На уроке музыки использовались различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:

- хоровое пение (песня «Дорогой добра»)

- игра на музыкальных инструментах; (исполнение пьесы Моцарта учеником класса)

- слушание музыки; (музыка В.А.Моцарта)

- рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки; (размышления детей о силе музыки Моцарта)

- творческие индивидуальные задания – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений; (дом. задание – нарисовать свои впечатления от прослушанной музыки).

        На уроке была организована индивидуальная, фронтальная, коллективная работа.

На последнем этапе урока была проведена рефлексия . Материал урока был интересен всем учащимся.

 Домашнее задание не вызовет затруднения у  учеников,  потому, что каждый может выбрать задание по своим силам и способностям.

        Мне было легко вести урок, ученики с интересом включались в работу : находили нужные слова для определения характера музыки, рассуждали о прослушанной музыке исходя из своего словарного запаса. Атмосфера на уроке способствовала сотрудничеству и взаимной поддержке учащихся.

        Цель урока можно считать достигнутой. Учащиеся поняли, что сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости, а также в способности мобилизовать возможности человеческого организма.  

          В целом урок можно считать удачным, но есть и небольшие упущения. Нужно было найти творческие задания для активных ребят, которые они могли бы сделать на уроке, больше уделять внимание пассивным детям, вовлекать их в работу.

             Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние,  развивает чувство  прекрасного.  Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

План-конспект урока Тема: «Создание и сохранение документов в Microsoft Word на примере составления резюме»Резюме - составленный по определенным правилам набор сведений о претенденте на работу.В ...

Дидактический разбор урока в классе КРО методом саморефлексии профессиональной деятельности.

Урок рефлексию я проводила в 5 классе, где обучаются 10 детей с задержской психического развития.Тема урока- Лоскутная Пластика. Создание композиции. Использумые технологии- Современное традиционное о...

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

Пояснительная записка кСамоанализу и самооценке (рефлексии) профессиональной деятельности...

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

Я, Цыпылова Ирина Александровна работаю в должности педагога-психолога МБОУ ЦДиК с 1 сентября 2009 г. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь нормативно-правовой базой: Законом РФ «...

Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности.

Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности....

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

laquo;Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ре...