Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности
статья по русскому языку ( класс) на тему

Тарасова Лариса Владимировна

 

Пояснительная записка к
Самоанализу и самооценке (рефлексии) профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

3.Пояснительная записка

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

Пусть будет меньше праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезной людям,

Учить Его Величество Народ!

Нести ему дар мудрости и знанья,

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья

Почетнее и радостнее нет.

Бессмертными идеями очерчен

Пусть будет труд наш честен до конца!

И нам тогда откроются навстречу

Сограждан юных чистые сердца!

И пронесут они как эстафету,

Как память об учителе своем

Стремленье краше сделать землю эту,

Планету, на которой мы живем!

Павел Сергейчук.

Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника для аттестации на первую квалификационную категорию по должности «учитель».

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Тарасовой Ларисы Владимировны, учителя русского языка и литературы.

Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя.

Задачи портфолио:

•показать умения учителя решать профессиональные задачи, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем;

•показать владение современными образовательными технологиями, методическими приёмами, педагогическими средствами; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; охарактеризовать квалифицированную работу с различными информационными ресурсами;

•проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых целей;

•оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и правовых документов.

В настоящее время в связи с подготовкой и переходом на новые образовательные стандарты, изменились приоритетные направления в обучении и воспитании школьников. Широко внедряемая в практику современная концепция модернизации образования предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система ЗУН сама по себе, а «компетентность в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информативной и прочих сферах». «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

 Цели моей профессиональной деятельности согласуются с целями и задачами работы всей современной государственной образовательной системы и образовательного учреждения, в котором я работаю.

Моя деятельность в качестве учителя русского языка и литературы направлена:

-        на воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку и литературе как явлениям культуры;

  • на осознание учащимися русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • на постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства;
  • на поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и  культуроведческой компетенций, включающих в себя овладение видами речевой деятельности (аудирование и чтение, говорение и письмо), необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике, умение пользоваться лингвистическими словарями;
  • на осознание языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории, освоение норм речевого этикета;
  • на овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

Успешная   реализация   указанных целей возможна   через решение задач в научно-методической области:

-        непрерывное повышение квалификации;

-реализация личностно-ориентированного, компетентностного,  системно-деятельностного подходов в организации образовательного процесса;

-ориентация на планируемые результаты обучения;

в материально-технической области:

-        постоянное совершенствование и обновление материально-технической базы учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы в соответствии с требованиями новых ФГОС.

Свою работу я строю исходя из следующих нормативно-правовых документов:

Закон «Об образовании РФ».
БУП
Образовательный стандарт образования по предметам.
Примерная программа курса.

Программа развития школы.
Учебный план школы и образовательная программа по ступеням.
Федеральный перечень учебников.
Рабочие учебные программы.
Тематическое и поурочное планирование

     Представленное  мной  портфолио отражает систему  работы не только касающуюся деятельности учителя, но и самих учащихся.

Анализ и оценка условий профессиональной деятельности

Для выполнения целей и задач созданы следующие условия профессиональной деятельности:

1. В школе  имеется   материально-техническая база для успешной работы педагога. Техническое оснащение кабинета представлено персональным компьютером в комплекте (системный блок, монитор, принтер, проектор), аудио и видеомагнитофон. Поэтому в течение пяти лет при осуществлении педагогической деятельности мною систематически используются данные технические средства обучения.

2. Кроме того, кабинет оснащён медиатекой, а также библиотекой методической и художественной литературы. В кабинете имеются и активно привлекаются к работе на уроках и во внеурочной деятельности лицензионные электронные пособия к курсу русского языка в 5 - 9 классах (Мультимедийное приложение к учебникам «Русский язык. 5,6,7,8,9 классы»  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта). Электронное учебное издание «Дрофа» СD - ROM, к курсу литературы в 5 - 9 классах (Фонохрестоматия к учебнику «Литература» 5,6,7,8,9), DVD с художественными фильмами, являющимися экранизацией литературных произведений. Библиотека методической литературы состоит из пособий к программам по русскому языку и литературе в 5-9 классах, КИМов, дидактических материалов к урокам русского языка в 5-9 классах, пособий для подготовки к ОГЭ  по русскому языку, литературоведческих и лингвистических словарей, текстов произведений художественной литературы 19 - 20 века, изучаемых в школьном курсе 5-9 классов.

      3. В качестве электронных образовательных ресурсов мною созданы и задействованы
в работе электронные образовательные ресурсы:

- практикум – хрестоматия по литературе 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов).

Хрестоматия содержит тексты, произведения, фрагменты художественных произведений писателей, изучение которых связано с их художественным воплощением в других видах искусства: живописи, музыке, театральном искусстве.

- система презентаций к части С  ГИА, ОГЭ-9;

- презентации по биографии и творчеству писателей, по теории литературы;

  • презентации и тесты по некоторым  разделам и темам  русского языка;

Анализ и оценка качества образовательного процесса

Свою педагогическую деятельность я осуществляю в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта, его основными идеями, такими как усиление личностно-ориентированной парадигмы образования, ориентация на планируемые результаты обучения, реализация системно-деятельностного подхода в образовании, компетентностный подход в обучении (формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций), формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В современных условиях задача учителя усложняется.  С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика,  создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия,   воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения   инновационных методов обучения.  Исходя из этого, в своей педагогической работе в течение нескольких лет я использую современные педагогические технологии.

Так как ежегодно я принимаю с начального звена пятиклассников,  в целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю игровые технологии ( грамматические, словесные, ролевые, имитационные, брейн-ринги, КВНы  и др. игры).

Уделяю большое внимание созданию у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности мотиваций к сохранению своего психического и физического здоровья. С этой целью использую здоровьесберегающие технологии. Это выражается в рациональной организации урока, использовании активных методов и активных форм обучения, смена видов деятельности, соблюдения санитарно-гигиенические требований, правильное освещение, приобщение детей к культуре общения и поведения вне урока, самоорганизации. Во внеурочной деятельности способствуют формированию здорового образа жизни классные часы, акции по предупреждению и борьбе с курением, алкоголизмом.  Во время занятий слежу за правильной позой учащихся, стремлюсь вызывать положительное отношение к предмету. Важным аспектом в формировании у воспитанников навыков здорового образа жизни является работа с родителями. Режим дня ребенка должен ими поддерживаться и углубляться. Поэтому нужен специальный лекторий для родителей, так как им понадобиться хотя бы минимальный набор знаний по данному направлению. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках положительно проявляется на здоровье детей.

Современный образовательный процесс невозможно представить   без использования инновационных технологий, которые делают урок эффективным, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать патриотизм, толерантность, способствуют нравственному развитию ребёнка, соединению теории с практикой, необходимой для жизни в целом. Стараюсь использовать следующие технологии и методы в преподавании русского языка и литературы: развивающее, проблемное и разноуровневое обучение, исследовательский и проектный методы,  информационно-коммуникативные технологии.

Проблемное обучение способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка, помогает перейти на уровень социально значимых результатов. Создание на уроках проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению по плану: гипотеза – коллективное обсуждение – выбор решения.

Использование проектной технологии повышает интерес детей, развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора). Помогает школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, развивать навыки исследовательской деятельности (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах). Развитие исследовательских навыков происходит в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде рефератов, докладов и т.д. Данные методы находят своё подкрепление посредством дискуссионных форм, которые развивают навыки публичного выступления.

В целях создания условий для становления и развития личности, активизации познавательной, поисковой и исследовательской деятельности обучающихся, реализации их творческих и интеллектуальных способностей применяю информационно-коммуникативные технологии  (использование мультимедиа, создание компьютерных презентаций, разработка и создание электронных и образовательных ресурсов по предмету). Владение навыками работы на персональном компьютере позволяет: своевременно обновлять дидактический и демонстрационный материалы, расширять использование наглядности, эмоционально и образно подать материал, рационально организовывать познавательную деятельность обучающихся, развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками, вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс деятельности, применения приобретенных знаний на практике. В ходе применения данной технологии восприятие информации происходит сразу несколькими органами чувств, что значительно активизирует внимание учащихся и повышает интерес к новой теме. Также увеличивается темп работы, эффективнее используется время на уроке, удается сосредоточить внимание на наиболее трудном материале, делает его максимально наглядным, следовательно, доступным.

Личностно-ориентированные технологии воплощают гуманистически идеи в педагогике, психологии и методике. В данных технологиях ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. При этом учитываются возрастные, психологические особенности каждого ученика. Ребенок, рассматриваемый как субъект образовательного процесса, совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать, активно участвовать в образовательном процессе и анализировать достигнутые результаты.

В традиционной дидактике основой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. Главная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества. Но возможности ребенка еще малы, поэтому ему нужна помощь и поддержка. В данной технологии я провожу уроки – «творческих мастерских».

Перечисленные технологии применяю при изучении нового материала, при обобщении и систематизации знаний, на уроках контроля знаний, развития речи.

Добиваюсь, чтобы на моих уроках были реализованы принципы научности, системности, природосообразности. На занятиях ученикам предоставляется возможность для самовыражения. Монологическая речь учащихся по теоретическим вопросам чередуется с разными видами практической работы.

В своей профессиональной деятельности стараюсь учитывать образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Для этого использую систему психологических тестов, с помощью которых изучаю преобладание темперамента учащихся, вида памяти, мышления. Выявив познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставлю конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка. На основе результатов тестирования формирую группы и пары (т.к классы у нас малочисленные) внутри класса. Групповая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. Разноуровневые задания в группах стараюсь давать на всех этапах урока, а также в качестве домашней подготовки. Дифференцированную работу организую как в группах, парах, так и индивидуально.

Основные формы работы с сильными учениками - выполнение заданий повышенной сложности,  логические игры, самостоятельное чтение и анализ дополнительного материала по темам, выполнение учебных проектов разных видов, чаще всего творческих, разгадывание лингвистических и литературных кроссвордов, ребусов, шарад и др.  Включаю в урок задания конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», олимпиадные задания по изучаемой теме.

В обучении слабых учащихся предпочтение отдаю целенаправленной работе по обогащению словарного запаса,  выделению  главного в теоретическом и практическом материале учебника, использованию разнообразных справочных материалов для проверки правильности выполнения заданий, системы разнообразных «подсказок» в работе: опорных материалов в виде схем, таблиц, рисунков, планов, конспектов, а также инструкций,  направленных на формирование правильного способа действия (как применять правило, как слушать и читать текст, чтобы понять его содержание, как писать изложение, как писать сочинение, как оценивать речевое высказывание и т.п.). Кроме того,  подбираю материал развивающего и опережающего характера, постоянно провожу индивидуальную работу. Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Моя задача - довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя снижалась. Данная система работы приводит к достижению положительных результатов учащихся и учителя.

Особое значение придаю использованию приёмов  обратной связи, которая даёт возможность практически провести следующий этап управления образовательным процессом - корректирование знаний и умений учащихся.

Считаю очень важным вырабатывать у детей умение реально оценивать себя, свои ответы и свои возможности. Это необходимо мне как учителю, для того чтобы анализировать, в какой степени эффективен тот или иной приём, метод, технология, осознали ли дети   учебный материал. Умение давать оценку своей работе важно также для каждого отдельного ученика как необходимое условие успешной самореализации в дальнейшей взрослой жизни. Обратная связь на основе собственной оценки знаний и умений по материалу   курса позволяет учащимся систематически следить за своей подготовкой, педагогу - своевременно оказывать помощь учащимся. Учащиеся раскованы, не чувствуют никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием. При подготовке уроков контроля по русскому языку применяю такие формы, как тестирование, опрос (с целью развития навыка говорения на заданную тему, умения оперировать терминами, ориентироваться в пройденном материале), диктанты и изложения (с целью проверки практических навыков, полученных в ходе изучения материала), а также зачетной системы для пройденного материала. Часто  практикую такие виды контроля, как взаимоконтроль в парах с использованием образца правильного ответа и без использования образца (в зависимости от возраста учащихся), самоконтроль. Применяю разные виды  и формы зачетов: зачет в устной форме, тестирование, творческий отчет, общественный смотр знаний, взаимозачет, зачет наоборот.    

Применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает: создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха, стимулирование обучающихся  к использованию разнообразных способов, выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, использование карточек-тренажёров для достижения обучающимися уровня обязательной подготовки, разноуровневых контрольных работ, развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления, поощрение высказывания оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблемы, высокое качество организации образовательного процесса, формирование устойчивой мотивации школьников к обучению, получение ими прочных знаний по русскому языку и литературе.  

Основным направлением своей деятельности в организации образовательного процесса считаю повышение его результативности и эффективности в условиях непрерывного совершенствования педагогической компетентности. Поэтому в своей практике применяю систематический мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном  процессе. Считаю, что диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Сначала определяю имеющийся уровень знаний обучаемых. Как правило, он осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительную проверку сочетаю с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такие замеры возможны и уместны не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса). Следующий контроль (текущая проверка) проводится в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Потому что, главная функция текущей проверки - обучающая. Методы и формы  могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.  Повторная проверка, которую провожу параллельно с изучением нового материала,  способствует упрочению знаний, помогает продиагностировать уровень прочности усвоения материала. На данном этапе мне важны результаты обратной связи. Они позволяют  получить сведения о ходе процесса усвоения материала каждого учащегося. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года.

То есть на протяжении всего обучения в среднем звене идет постоянная работа над выявлением пробелов в знаниях учащихся и дальнейшая их корректировка. Анализируя контрольные диктанты, я выписываю все ошибки, допущенные в контрольной работе в мониторинговую таблицу. Из этой таблицы становится видно, какие орфограммы «выпадают», а какие отработаны на должном уровне.  На протяжении следующих уроков организую работу над ошибками с помощью карточек, записи под диктовку, мини – диктантов, тестов. Через неделю учащиеся сдают зачет по данным темам и пишут небольшой диктант. Как правило, после такой кропотливой работы ошибок становится меньше.

Опыт решения проблем в педагогической деятельности

В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с некоторыми проблемами. Всеобщее увлечение компьютерными играми и общением в сети Интернет привело к резкому снижению интереса к чтению. Несмотря на это, в своей работе стремлюсь стимулировать желание учиться, читать классические произведения, актуализируя полезные мотивы деятельности, структурируя учебный материал, своевременно чередуя различные умственные знания, опираясь на новизну учебного материала, практическую значимость, возрастные и индивидуальные особенности учащихся

В заключение анализа своей профессиональной деятельности хочу отметить ключевые цели и задачи дальнейшего совершенствования работы:

  • непрерывное саморазвитие как важнейшее условие деятельности современного учителя через постоянное изучение современной научно-методической литературы, знакомство с методиками оценивания УУД, дистанционное обучение,  участие в методических семинарах школы, района;
  • разумное сочетание традиционных и новых методик преподавания русского языка и литературы.

Когда я утром вхожу в класс и вижу пытливые взгляды моих учеников, то понимаю, что не зря выбрала профессию учителя. Мы, учителя, счастливые люди, потому что для нас год начинается дважды: 1-го января и 1-го сентября, потому что 1-го сентября мы каждый раз ощущаем себя не только учителями, но и учениками, впервые открывшими школьную дверь. А это, поверьте, дорогого стоит!..

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто – то должен быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни,

Только найди свое дело.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

Я, Цыпылова Ирина Александровна работаю в должности педагога-психолога МБОУ ЦДиК с 1 сентября 2009 г. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь нормативно-правовой базой: Законом РФ «...

Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности.

Самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности....

Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности

laquo;Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ре...