Эссе "Моя профессия"
статья

Калашникова Людмила Александровна

Еще намереваясь войти в класс учителей, уже понимала, помню, что учить буду непростому предмету.

Русская литература. Русский *читай "родной") язык. По происшествии тридцати с хвостиком лет чувство особой значимости предмета (слава богу!) не утратилось. Напротив, укрепилась в вере в возможности этого предмета. Нашу (российскую) духовную силу спасал и будет спасать Мой Предмет. Хотя наши реформаторы от образования жалеют все: традиции, детей, но никто не жалеет почему - то русскую литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_professiya.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Еще намереваясь войти в класс учителей, уже понимала, помню, что учить буду непростому предмету.

Русская литература. Русский *читай "родной") язык. По происшествии тридцати с хвостиком лет чувство особой значимости предмета (слава богу!) не утратилось. Напротив, укрепилась в вере в возможности этого предмета. Нашу (российскую) духовную силу спасал и будет спасать Мой Предмет. Хотя наши реформаторы от образования жалеют все: традиции, детей, но никто не жалеет почему - то русскую литературу.

Ту Великую русскую литературу, которая плохо поддается формализации, впихиванию в прокрустово ложе тестов и схем. На то она и гармония чтобы с трудом измеряться алгеброй.

Не читаю литературу, язык только областью субъективного, областью одних лишь чувств и эмоций. Когда -то, в первые годы работы, казалось, что моя способность чувствовать красоту слова, умноженная на любовь к детям одарит моих учеников великими открытиями слова, сделает Читателями. Очень скоро пришло понимание, что любовь к слову и детям должна быть вооружена технологией, то бишь профессиональным ремеслом учителя. И тут сошлось в одном ракурсе понимание того, что искусство столь же объективно, что и наука: оно формирует духовные законы, как наука - законы физические. Леонардо да Винчи, Ломоносов, Пушкин творили, руководствуясь не только вдохновением, но и логикой, знанием, точностью. Как писал великий Ломоносов, "чем точнее познание, тем пламенаа любовь". Недором и Данте называли "великим геометром".

Пожалуй , успехи в учительском труде (а это и победы учеником в Олимпиадах и смотрах и превращение большинства учеников в Читателей) пришли в то время, когда пришло понимание Литературы и Языка как и алгебру с геометрией, можно изучать с одной стороны и замерять, проверять - с другой. Другое дело, что с ней (литературой) больше возни, она "дело тонкое".

Безусловно, урок литературы - это час переживаний, сопереживаний, духовного взлета. "Я такой же Читатель как и вы, я не вычитала это из учебников, а сама открыла и прочувствоала. за мной, мой маленький читатель. Мы читаем вместе, а потому у тебя все получится. Сопережевание, не начетничество, а вера, уважение к начинающему читателю - вот с чем иду в класс на урок литературы; да и на урок русского языка: ты ошибаешься, я знаю, я жду и ошибок твоих , чтобы вместе идти к грамотности.

Я учитель, вооружаю ученикам тем интрументарием литературоведческого анализа, который нужен Читател. любой профессии, будь то технический или гуманитарный. Если мой ученик в состоянии высказаться на литуратуроведческу. тему, сформулированную в форк проблемного вопроса, значит он в будущем в любой профессиональной деятельности будет в состоянии логически стройно высказаться, т.е. будет в достаточной степени вооружен "великим и могучим" языком. Технология, как индивидуальный почеру словесника, выбрала не только эмоциональный накал урока, но и исследовательско - проблемные подходы, организации работы по алгоритмам со значимой дозой самостоятельной деятельности ученика.

Сошлюсь на опыт моих коллег -единомышленников и мой собственный. Подросток после прочтения "Войны и мира" подходит к учителю с признанием : "Знаете, я до этого романа не задумывался о смысле жизни, ну то есть как жить. Девочка : "Меня потрясло отношение княжны Марьи к отцу. Я даже с мамой перестала ссориться". Или вот мальчишка Совсем не хотел учиться, на уроках (по всем предметам) откровенно дремал. И вдруг, когда зашел разговор о том, чего же не хватает в жизни Онегину , поднял глаза: "Я теперь понял, что нельзя жить чем-то внешним. Попал в такую компанию, где только развлекуха. Думал,теперь скучно не будет, а это все таже скука. Надо чего -то большего искать, верно?". Такие разговоры и признания случаются нечасто, да они и не обязательны. Главное то, что внутренныы работа происходит в детях постоянно".

Однажды отец одного ученика задал вопрос: "А если машинисту Пушкин и Платонов, кстати, рожденный шумом и запахом железной дороги? Может, ему не нужно рассказывать и о Третьяковке с хранящимися в ней полотном Саврасова? А может , ему и о Боге не говорить -то? Машинисту -то?"

Но ведь какое бы маленькое место не занилам человек на социальной лестницк, он должен чувствоать связанным себя с миром и Богом, очищать свою бессмертную душу. маленький снаружи, в социуме, он должен быть большим (или, во свяком случае, равным другим) в душе.

Здесь еще нужно дбавить, что родители наших учеников (люди 35-40 лет) - это потерянное поколение в том смысле, что его формирование пришлось на время крушения идеалов. В наши дни не стыдно стало не знать Пушкина, не читать Гоголя, не иметь понятия о Солженицыне.

И пожалуй, главное, о чем я помню, готовясь к каждому уроку: только мой урок учит человека одному из главных составляющих успеха: уметь сказать, уметь  говорить. Пусть все другие предметы молятся на тесты. И мы, словесники, их используем, главным образом в целях экономии времени. Но на наших уроках ученик должен говорить, причем толерантно. не "Я думаю..", "Я считаю", а "Мне думается..", "Возможно правы те, кто считает, что..". Умного собеседника, оппонента, ритора, выращивает учитель -словесник, служа языку, Литературе, Вере и Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...