ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «Выработка у детей с тяжелой уо социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих эффективной их адаптации и интеграции их в общество»
материал

Особенности в работе учителя дефектолога с детьми с ТЯЖЕЛОЙ умственной отсталостью

В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «Выработка у детей с тяжелой уо социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих эффективной их адаптации и интеграции их в общество»

Заключение ПМПК: G 80.0  F72.  H 50.0. H 52.2

(G80.0 Спастический церебральный паралич)

F72.0 Умственная отсталость тяжелая: С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.

H 50.0. Сходящееся содружественное косоглазие

H 52.2.  Астигматизм

Рекомендации: Обучение и воспитание по АОП/АООП для детей с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью тяжелой степени). Форма обучения: очно-заочная с составлением СИПР и учетом специфических образовательных потребностей обучающейся со ССД. Наличие специальной организованной безбарьерной среды, включая ассистивные устройства и технологии, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа ребенка при посещении организации. Соблюдение индивидуального ортопедического режима в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда. Решение задач социальной и бытовой адаптации, развитие жизненных компетенций. Опора на практический опыт при овладении элементарными умениями и навыками. Занятия с учителем-дефектологом (формирование элементарной предметно-практической деятельности на элементарном учебном материале), учителем-логопедом (развитие понимания обращенной речи). Обеспечение ухода и присмотра. Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождения. Наблюдение, лечение (по показаниям) психиатра ,невролога, офтальмолога, ортопеда.

III.Формы проводимой работы

Процесс обучения по предметам организуется в форме урока.

Продолжительность урока 20 минут, перерыв между уроками 5минут. При составлении расписаний занятий, учитывался уровень работоспособности и состояние здоровья учащегося.

Для контроля по усвоению программного материала, проводятся занятия в конце каждой четверти в форме контрольных работ по математике и русскому языку, проверки техники чтения.

Программа составлена с учетом  рекомендаций ЦПМПК, состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученицы.

Занятия надомного обучения проводятся на дому (в 1 классе)

Особенности в работе учителя дефектолога с детьми с ТЯЖЕЛОЙ умственной отсталостью

В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Включение в образовательный процесс детей с умеренной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.

Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.

Следует обратить внимание и на характер самого контакта, который может быть разным: речевой, с использованием жестов, мимики, изобразительных средств.

Необходимо провести углубленное медико-психолого-педагогическому изучению детей со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;

создать в ОУ оптимальных условий для физического, социально-личностного, познавательного, речевого, эстетического развития детей;

осуществлению педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.

Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей.

Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др., жеста (указ пальцем, покачивание головой и т. д., интонации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т. д.) Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.

Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.

Индивидуальная программа помогает овладеть детям школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками общения, приспособления к ежедневной жизни, способностям и умению ориентироваться в окружающей среде.

Основное, чему должны научиться эти дети - адекватному эмоционально-речевому общению, умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.

Основные задачи :

1. воспитание интереса к окружающему миру, формирование чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;

2. формировать у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

3. обучение умственно отсталых детей речевым средствам общения;

4. формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);

5. выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество;

6. коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение

следующих основных задач:

* формирование психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

*трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.(Даша сама стала снимать шапку перчатки в школе, если ее не несет папа она двигается на ногах мамы сама)

* формирование мыслительных операций• развитие мелкой моторики.

Структура занятий:

* Коммуникативные игры;

•*Игры и упражнения для формирования познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;

* Игры и задания, направленные на формирование произвольности;

В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);

• пальчиковые игры;

• лепка;

• массаж пальцев и кистей.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

- Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.

Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки, игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

В работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь следующих правил:

1. Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

2. Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

2. Работу провожу регулярно, систематически.

3. Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

4. Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

5. Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

6. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

• Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

• Лучше адаптироваться в практической жизни;

• Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Еще И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающаяся работа, направленная на достижение определенной социальной реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе.

Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности на уроках математики как одно из средств адаптации и интеграции детей в современном обществе»

На мой взгляд - как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только знакомясь с теорией и описаниями успешн...

Формирование активной роли учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации детей для дальнейшей интеграции в современное общество.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Карта оценивания черт характера (личностные результаты), способствующих положительному отношению к учебе

Цели представленного инструмента оценивания:  выявление соответствий или несоответствий между самооценкой учащегося и оценкой учителей; отслеживание изменений и прогресса; выявление разницы...

Обобщение темы самообразования "Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития связной речи"

Особое  значение  для  развития  личности  дошкольника  имеет ознакомление  с  окружающей  действительностью,  когда  она  предстоит  п...

Статья на тему "Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"

quot;Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"...

Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".

Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...