Исследовательская деятельность на уроках математики
методическая разработка

Абашеева Татьяна Батожаповна

Исследовательская деятельность учащихся – это такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с    неизвестным заранее решением и направлена на развитие мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; умений пользоваться приемами научного исследования. В результате её усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_matematiki.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Образован не тот, кто много знает,

 а тот, кто хочет много знать,

и умеет добывать эти знания.

Вахтеров В.П.

 

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики.

   Ведущей целью современного образования в России является развитие инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения.  Я считаю, что одним из методов эффективной работы, обеспечивающие развитие личности ребенка является метод исследований.

Что такое исследование? Это в широком смысле слова — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод изучения чего-либо. Исследовательская деятельность учащихся – это такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с    неизвестным заранее решением и направлена на развитие мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; умений пользоваться приемами научного исследования. В результате её усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.

Исследовательская работа учащегося позволяет судить об уровне развития учащегося, к которым можно отнести определять проблемы и задачи, находить рациональный подход в выборе методик исследования, способность к анализу научной литературы и реферированию, умение планировать работу, анализировать ее результаты, подводить итоги, делать выводы, четко излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию.

         На уроках в основном применяю учебно – исследовательскую деятельность, главной целью которой является   образовательный    результат,    она направлена на  обучение   учащихся, развитие у них исследовательского  типа мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Во внеклассной работе лучше организовать  научно – исследовательскую деятельность. К ней относятся творческие работы учащихся проблемно-реферативного характера, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. В учебнике Зубаревой И.И., Мордкович А.Г. предлагаются темы проектов. Я их предлагаю учащимся во второй четверти. В течение второй и третьей четверти они работают под моим руководством, т.к. кроме исследования нужно ещё научить правильно оформлять работы.

       Исследовательскую деятельность можно организовать на всех типах и этапах урока. Более эффективно происходит на уроках изучения нового материала. В ходе организации исследовательской деятельности нужно постоянно поддерживать исследовательский диалог учителя и ученика. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями знания не сообщаю в готовом виде, а побуждаю учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов. Как её организовать?  Приведу примеры. Так, в 6 классе при изучении темы «Решение уравнений»   сначала даю задание: решить уравнение 3у – 18 = 0. Дети его решают без проблем. Далее дается задание: решите уравнение 3у – 18 = 6. Его дети тоже решают без проблем. Тогда дается уравнение 3у – 18 = 2у + 5. Учащиеся задумываются. Тогда предлагаю ознакомиться с правилом, которое рекомендует автор учебника. По учебнику  Зубаревой дается такое правило: перенести все слагаемые в из правой части в левую, меняя знаки на противоположные, привести подобные слагаемые, слагаемые, не содержащие переменную, перенести в правую, изменив знаки и разделить правую часть на коэффициент при переменной. До ознакомления с правилом учащиеся не были знакомы с понятиями « переменная», « постоянная». Идет диалог учителя с учащимися. Какие слова вам не знакомы? Как узнать, что это такое? Теперь попробуйте решить данное уравнение по правилу. Закрепив умение учащихся решать уравнения предложенным способом, я спрашиваю у них: что вы заметили в правиле? Какие действия повторяются? А смогли бы все переносы сделать сразу первым шагом? Даю возможность попробовать. Далее я предлагаю выбрать один из данных способов решения при решении уравнений. Такие приемы в исследовательской работе называются использованием практического опыта учащихся. Ставится практическая цель и организовывается задача поиска. При этом действии они сравнивают, анализируют, делают вывод и выбор.

В пятом классе вводим понятие «смешанное число». Поступаю следующим образом. На доске даны числа: в первом ряду 2, 17, 456, 2019. Во втором ряду:      4 , 13, 20. Даю задание: назовите, какие даны числа. Перед третьим рядом возникает вопрос у учащихся. Начинается поиск.

   Решение текстовой задачи – это тоже исследовательская работа ученика. На каждом уроке учащимся предлагаю решить задачу устно,  с оформлением решения на доске и самостоятельно.

При устном счете мною предлагаются задачи на смекалку из газет и журналов, задачи, предложенные дистанционными малыми олимпиадами. Такие задачи лучше предложить в виде вырезанного листка из газеты или того текста, которое  предлагает автор  олимпиад. Это повышает интерес. Приведу одну из таких задач.

 

.C:\Users\User\Pictures\2015-01-27 текстовая задача\текстовая задача 001.jpg 

5 класс.

Илья Муромец и Соловей Разбойник нашли необычный клад – банки с мёдом. На каждой банке было написано, сколько в ней литров мёда. Долго они пытались поделить мёд поровну, но у них ничего не получалось, помоги им разделить мёд поровну.

6 класс.

     Таким способом я развиваю мыслительную деятельность учащихся, в конечном счете его интеллектуальное развитие. При подготовке и проведении любых уроков нужно помнить и знать учителю, что необходимо управлять не  только усвоением учебного материала, но и   самостоятельной познавательной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках математики

Повышение познавательной активности у учащихся, привитие интереса к предмету через исследовательскую деятельность в учебном процессе....

Элементы учебно-исследовательской деятельности на уроках математики в гуманитарных классах

Данная презентация показывает возможности урока математики (УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной) в 5 классе для формирования таких понятий, как контрпример и гипотеза в рамках подготовки в введению ФГОС...

Исследовательская деятельность на уроках математики

Как в рамках урока математики можно использовать элементы исследовательской деятельности и получать практический результат...

Использование методов и технологий на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках математики

Основная цель – привитие интереса к предмету, оптимизация  познавательной активности....

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...