Доклад "Развитие познавательной активности на уроках технологии"
материал

Хонгорова Цыцыгма Дугаровна

       Развитие познава­тельной активности учащихся без преувеличе­ния можно считать одной из главных проблем современного школьного образования. А от то­го, как будет сформирована познавательная ак­тивность учащихся, будет зависеть эффектив­ность образования в целом. Любой учитель зна­ет, что заинтересованный школьник учится на­много лучше.

       Специфика образовательной области «Тех­нология» позволяет педагогам успешно разви­вать познавательную активность школьников на уроках. Одним из способов развития познава­тельной активности является применение нетра­диционных уроков, Анализ педагогической ли­тературы позволяет выделить несколько десят­ков типов таких уроков. В своей практике я ис­пользую уроки типа КВН, уроки-исследования, уроки творчества,  уроки-игры, уроки-состязания, ком­пьютерные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки-дискуссии и другие. А состязательность и проведение раз­личных игр позволяют учащимся ярче проявить свои знания, способности, увлечься учебой, по­лучать и усваивать большее количество инфор­мации, способствуют приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, улучшают отношения между учащимися и педа­гогом, повышают самооценку детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии

        Развитие познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из главных проблем современного школьного образования. А от того, как будет сформирована познавательная активность учащихся, будет зависеть эффективность образования в целом. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится намного лучше.

 Специфика образовательной области «Технология» позволяет педагогам успешно развивать познавательную активность школьников на уроках. Одним из способов развития познавательной активности является применение нетрадиционных уроков, Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов таких уроков. В своей практике я использую уроки типа КВН, уроки-исследования, уроки творчества,  уроки-игры, уроки-состязания, компьютерные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки-дискуссии и другие. А состязательность и проведение различных игр позволяют учащимся ярче проявить свои знания, способности, увлечься учебой, получать и усваивать большее количество информации, способствуют приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, улучшают отношения между учащимися и педагогом, повышают самооценку детей.

 После проведения таких уроков я всегда задаю себе вопросы: «А интересен ли детям был урок? Что нового они узнали? Что бы еще хотели узнать? Какие формы работы их привлекли больше?» Чтобы получить ответ, провожу рефлексию в форме «Напиши мне записку». Вот только два примера того, что пишут учащиеся: «Урок творчества - лучше не придумаешь!», «Урок-игра промчался как птица, хочется, чтобы это мгновение продлилось дольше». Порой дают советы, которые действительно необходимы для плодотворного сотрудничества.

 Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, больше нравятся учащимся, чем будничные уроки, поэтому такие уроки нужно применять в своей практике всем педагогам, но, ни в коем случае не превращать нестандартные уроки в основную форму работы.

 В процессе работы я убедилась, что систематическое использование разнообразных дидактических средств также приводит к развитию познавательной активности школьников. Одно из таких средств - различные тестовые задания. Мною разработаны тесты по разделам программы для 5 - 9 классов по СБО, 5-9 классов по швейному делу, причем в тестах я даю не, только задание, но и включаю такие фразы, которые настраивают ребят на успешное выполнение задания, придают им силы и уверенность, создают ситуацию ожидания успеха, например: «Желаю удачи!», «Я в тебя верю!», «У вас все получится», «Спасибо за работу!».

         Нередко я применяю терминологические кроссворды, головоломки.

 Кроме использования дидактических средств, использую на уроках различные дидактические приемы. Например, дети хорошо воспринимают такой прием при работе с книгой:

«V» - поставьте карандашом этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете;

        « + » - поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым;

« -» - поставьте этот знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете;

«?» - поставьте этот знак, если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

 При такой организации работы с книгой идет не просто скучное чтение, а интересная, увлекательная, целенаправленная работа.

 В арсенале моих приемов есть также «Работа в парах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа); пантомимическое изображение предмета обсуждения или его художественное изображение (рисунок, пиктограмма, схема и т.д.); прием «Сообщи о своем Я» (ученик предварительно высказывает свое мнение о выполнении чего-либо: «Я бы выполнил это так...», «Я бы начал работу с такого действия»).

 Применяя прием «Отгадай загадку», в начале урока я предлагаю загадку (это что-то интересное, необычное, удивительное). Отгадка откроется на уроке при работе над новым материалом. Например, сообщаю, что сегодня на уроке мы познакомимся с одним из продуктов питания, в состав которого входят белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, аминокислоты, витамины. Задаю вопрос: «Как вы думаете, о каком продукте идет речь?» (дети, пытаются отгадать). Подсказка: «Этот продукт питания может стать источником очень тяжелого заболевания, если не соблюдать технологию его приготовления и хранения». Предлагаю не гадать и не торопиться, а постепенно вместе открыть секрет (речь идет о яйце).

 Очень хорошо действует прием «Не пропусти ошибку» (объясняя учебный материал, учитель специально допускает ошибку). Поощряю ребят за внимательность! Радости и восторгам в таких случаях нет предела.

 Применяю я на уроках дидактические игры. Опишу одну из них – игру – упражнение «Веер». На первую парту каждого ряда кладем лист бумаги А4. Каждый учащийся с первой до последней парты должен записать на этот лист, начиная сверху, ответы на вопросы, заданные учителем. К примеру: что такое интерьер? Какое объяснение можете дать этому понятию? Какие у вас возникли ассоциации в связи со словом «интерьер»? Каждый ученик, после того как написал свой ответ, загибает лист так, чтобы ученики со следующей парты не видели, что написано. И так продолжаем до конца ряда. Последний ученик передает лист учителю, после чего мы сравниваем определения и ассоциации.

 Важным элементом при развитии познавательной активности учащихся является использование различных методов и приемов мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

      Стимулирование может быть эмоциональным - создание ситуации успеха, поощрение, свободный выбор заданий; познавательным - выполнение творческих заданий, учет познавательных интересов, побуждение к поиску (исследовательская работа, проектная работа); социальным - создание ситуации взаимопомощи (работа в группах и парах, организация само- и взаимопроверки, развитие желания быть полезным).

Мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому стараюсь выявить, что у учащихся вызывает затруднение, какие имеются проблемы, потребности, а затем на каждом уроке целенаправленно и в системе использовать методы стимулирования деятельности учащихся.

Подбирая учебный материал к урокам, я часто использую различные исторические сведения, стихи, пословицы, поговорки, сказки.

Любят мои ученицы «издавать» книжки-малышки. По любой изученной теме мы составляем такую книжку. В эту книжку ученики подбирают стихи, загадки, составляют кроссворды, записывают сказки, пословицы, поговорки, притчи, придумывают свои рецепты блюд, технологию изготовления изделий и т.д.

В нашей школе-интернате есть компьютерный класс, где ребята выполняют такие работы. Книжки-малышки дети выпускают в виде буклетов, открыток, календариков. Получается очень красочно, эстетично. Лучшие работы оформляются в кабинете на стенде.

Конечно, не у всех учащихся получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Пусть каждый ребенок почувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребенок вновь захочет выполнить другую работу, похожую или непохожую на эту.

Подобные задания развивают творческую активность, стимулируют исследовательскую работу, умение работать со справочной литературой, желание проявить себя в разных ролях и ситуациях. Важно отметить, что развивается и речь учащихся, а только при хорошо развитой речи идет полноценное развитие их мышления и воображения.

Опираясь на свой опыт, я могу сделать вывод, что процесс развития познавательной активности учащихся должен быть целенаправленным, систематическим, планомерно организованным и осуществляться на основе личностно ориентированного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики».

В данной работе описан мой опыт работы о том, как развивать  познавательную активность учащихся на уроках.В ней не только описаны  используемые приемы и формы проведения урока, а также и тех...

Моделирование урока как средство развития самостоятельной познавательной активности на уроках географии и биологии

Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приёмов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приёму обучения соответствует своя организационная форма, опре...

Формирование познавательной активности посредством игровых технологий на уроках русского языка в школе – интернат.

Данный материал посвящен исследованию влияния игры на развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями на уроках русского языка....

Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС

Средства информационных технологий способствуют развитию интереса к процессу обучения, повышению учебной мотивации и работоспособности, развитию операций мышления (анализ, синтез, сравнение), внимания...