Индивидуальный подход как системная работа в дополнительном образовании
методическая разработка

Статья посвящена проблемам организации индивидуального подхода в реализации дополнительного образования. Раскрываются вопросы, обеспечивающие понимание формировании социально востребованной и успешной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglikov_b.i._individualnyy_podhod_v_dopobrazovanii.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Кругликов Борис Иванович,

        педагог дополнительного образования        

        МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»,

г. Ханты-Мансийск

Индивидуальный подход как системная работа в дополнительном образовании  

        Аннотация. Статья посвящена проблемам организации индивидуального подхода в реализации дополнительного образования. Раскрываются вопросы, обеспечивающие понимание формировании социально востребованной и успешной личности.

        Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, индивидуальный подход, дополнительное образование.

Какая личность востребована современным обществом?

Это личность с высоким уровнем ответственности, социально гибкая, активная, инициативная и способная к творческому решению проблем [4].

Для формирования такой личности требуются специальные условия, которые способна создать система школьного образования.

Она ассимилирует в себе традиционную деятельность с задачами социокультурного развития, конструирования будущего и развитие индивидуальности человека [1].

Если сравнивать общее и дополнительное образование, то последнее имеет все шансы полноценно реализовать миссию образования человека, государства и общества в современном мире.

Почему дополнительное образование, по сравнению с общим образованием, имеет бо́льшие возможности?

Если общее образование в преимущественной степени сосредоточено на достижении предметных образовательных результатов, испытывает сложности в создании мотивационной базы, затрудняется в обеспечении многообразия образовательных траекторий, то дополнительное образование, содержащее в своей основе мощные мотиваторы, позволяет каждому ученику приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, определиться с будущей профессией, пониманием своего места в социуме и области экономики России, где он может себя максимально реализовать [6].

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в кадетских классах, работают на соблюдение принципа индивидуализации.

Его сущность заключается в специфическом построении занятий, где учитываются возможности каждого кадета.

В более расширенном смысле, индивидуализация подразумевает дифференциацию заданий и способов их решения: средств, методов и форм организации деятельности на основе индивидуальных особенностей кадет разного возраста, физических возможностей, запаса умений и природных задатков [6].

Индивидуальный подход в реализации программ дополнительного образования позволил сформулировать ряд правил, обеспечивающих качественное взаимосотрудничество с кадетами (см рисунок 1)

Рис. 1 – Правила, обеспечивающие качественное взаимосотрудничество педагога с кадетами

Дополнительное образование в кадетских классах отличается некоторыми особенностями в индивидуальном подходе, так как статус кадета доступен не каждому ученику.

Как правило, кадеты, это ученики, отличающиеся хорошим здоровьем, готовностью к дополнительным физическим нагрузкам, отказы от некоторых развлечений, на которые просто не хватает времени.

Кадеты, как никакие другие ученики, понимают, что от слаженности в выполнении тех или иных заданий, коллективной и индивидуальной ответственности зависит конечный результат работы.

Исходя их вышесказанного стоит сделать акцент на том, что реализуя в кадетских классах программы «Рукопашный бой» и «Строевая подготовка», необходимо учитывать многообразие индивидуальных особенностей обучающихся-кадет (см. рисунок 2)

Рис. 2 – Многообразие индивидуальных особенностей обучающихся-кадет

В своей деятельности два пути, обеспечивающие индивидуальный подход:

1. Типовая индивидуализация.

2. Персональная индивидуализация.

Для типовой индивидуализации группирую кадет, обладающих сходными характеристиками: уровнем здоровья и физической подготовленности, умением быстро концентрироваться на поставленных задачах, коммуникативными качествами и др. Для таких однородных групп обучающихся даю задания, выполнение которых не вызовет затруднений и быстрее приведёт к конечному результату. В кадетских классах существует много разнородных групп, которые можно формировать в соответствии с планируемыми заданиями.

Персональная индивидуализация диктует иной подход к кадетам, основанный на очень специфических особенностях личности, которые, порой, выявляются не сразу, а постепенно в текущей работе с детьми.

Необходимо отметить, что персональная индивидуализация не предусматривает отрыв ученика от коллектива. Она лишь позволяет сформировать качества, которые будут нужны в будущей профессиональной деятельности, где коллективные результаты работы будут зависеть от максимального вложения каждого члена коллектива.

Многолетняя практика работы с кадетами позволяет утверждать, что многие дети, поступившие в кадетский класс, смогли преодолеть личностные проблемы, развить качества, обеспечивающие им уважение сверстников и взрослых, приобрести навыки, которые даёт только дополнительное образование, ориентированное на кадетство.

Итак, индивидуальный подход в реализации дополнительного образования, это не эпизодические действия, а системная работа, позволяющая обеспечить индивидуальное своеобразие в развитии детей, возможность максимального развития имеющихся способностей.  

        Список литературы

1. Гуслякова, Н. И., Садыкова, Т. В. К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1047-1050. – URL https://moluch.ru/archive/89/17658/ (дата обращения: 11.06.2019).

2. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко. – Москва: АСТ, 2008. – 816 с.

3. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. – Казань: Издательство Казанского университета, 1982. – 224 с.

4. Коджаспирова,  Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Москва: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c.

6. Осмоловская, И.М. Организация дифференциации обучения в современной общеобразовательной школе/И.М. Осмоловская. – Москва: Народное образование, 2016. – 214 с.

7. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э Унт. – Москва: Педагогика, 1990. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий подход в работе педагога дополнительного образования

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе ре...

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования.

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования....

Индивидуальный план работы педагога дополнительного образования по повышению профессионального уровня в межаттестатционный период.

Индивидуальный план работы педагога дополнительного образования Багаутдиновой Райсы Гамировны по повышению уровня в межаттестатционный период....

Индивидуальный план работы педагога дополнительного образования по повышению профессионального уровня в межаттестатционный период.

Индивидуальный план работы педагога дополнительного образования Нестеровой Виолетты Анатольевны по повышению уровня в межаттестатционный период...

Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в рамках работы кружка дополнительного образования "Юный исследователь".

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реал...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...