Речевая карта (алалия). Индивидуальный маршрут.
методическая разработка

Ишметова Валия Мирхафизяновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_karta_alaliya.doc335.5 КБ
Microsoft Office document icon indiv_marshrut_alaliya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

(Общее недоразвитие речи I – II уровня)

  1. Анкетные данные:
  • Фамилия, имя_____________________________________________________________________________________
  • Дата рождения____________________________________________________________________________________
  • Домашний адрес__________________________________________________________________________________
  • Откуда прибыл ребенок____________________________________________________________________________
  • Дата начала занятий_______________________________________________________________________________
  • Диагноз ПМПК___________________________________________________________________________________
  • Заключение № ________________________ Срок пребывания ____________________________________________

  • Состояние слуха и зрения _________________________________________________________________________
  • Речевая активность:  норма/  ниже нормы / отсутствие речи /_____________________________________________
  • Понимание речи окружающих:  сохранно /  снижено /  снижено значительно/______________________________
  • Не прерывалось ли речевое развитие

II. Неречевые функции

  1. Привлекаемость: привлекается/ требуется дополнительная стимуляция/ не привлекается/ _______________
  2. Контактность: контактен/ избирательно контактен /в контакт не вступает/ _____________________________
  3. Продуктивность: норма/ ниже нормы / низкая / крайне низкая_______________________________________

  1. Подражательная деятельность

Начало года

Конец года

отсутствие

действию

слову и действию

5. Восприятие

Начало года

Конец года

Зрительное

«Узнай предмет»

в цветном,

контурном изображении; наложенные друг на друга предметы,

Слуховое

«Угадай, что звучит?»

6. Понимание и различение цветов

Начало года

Конец года

показывает

называет

показывает

называет

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

7.  Понимание различных величин

Начало года

Конец года

показывает

называет

показывает

называет

Большой

Маленький

                8.  Различение и называние геометрических фигур

        

Начало года

Конец года

показывает

называет

показывает

называет

Круг

Квадрат

Треугольник

 9. Состояние  памяти и внимания

Начало года

Конец года

зрительной и зрительного

«Запомни, какой игрушки не стало?»

«Что изменилось?»

слуховой и

слухового:

«Хлопни, как я»

I

II

III

I - II

I - III

II - I

II - II

«Запомни и повтори»

(слоговые цепочки)

ма - ма

ма - му

ма - па

ма - пу

ма - му - ми

10. Конструктивная зрительная память

Начало года

Конец года

по образцу

по памяти

по образцу

по памяти

треугольник

квадрат

кровать

стульчик

  1. Мышление

Начало года

Конец года

«Доска Сегена»

Пирамидка из 3-4 колец

«Составь целое» (картинки, кубики)

2 части

(3-4) части

12. Характер игровой деятельности: вступает /не вступает в игру / манипулирует с предметами/ играет рядом/ игра по возрасту/ __________________________________________________________________________________________

III. Общая и мелкая моторика.

Начало года

Конец года

Общая моторика и ориентация в пространстве

Покажи, как «зайчик прыгает»

Покажи, как «медведь ходит»

Подними руки вверх

Опусти руки вниз

Спрячь руки за спину

Покажи правую руку

Покажи левую руку

Подпрыгни

Постой на одной ноге

Мелкая моторика

«Птички клюют зерно»

«Заяц»

«Кольцо»

Сжать и разжать кулачок

Переключение с одной позы на другую

«Кулак – ладонь»

IV. Строение артикуляционного аппарата, артикуляционная моторика, речевое дыхание.

1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

  • Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___________________________________________________________
  • Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие, вне челюстной дуги) _________________________________________
  • Челюсти, прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)_______________
  • Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субкумозная щель)__________________________
  • Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка)____________________________________
  • Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)_______________________________________

  1. Состояние дыхательной  и голосовой функции:
  • Тип дыхания: верхнее-ключичное/ диафрагмальное/ брюшное/ смешанное/ _____________________________
  • Объем дыхания: достаточный/ недостаточный/_____________________________________________________
  • Направление воздушной струи при речи: через рот/ через нос/ ______________________________________
  • Громкость голоса: чрезмерно громкий или тихий/ глухой/ монотонный/ с назальным оттенком/ ___________

3. Невербальные виды общения

Начало года

Конец года

использование мимики

жестов

  1. полностью заменяет вербальное общение
  2. активно использует
  3. как вспомогательное средство общения
  4. не использует

  1. Состояние артикуляционной моторики:

Начало года

Конец года

Широко открыть рот

«Улыбка»

«Трубочки»

«Лопаточка»

«Жало»

«Качели»

«Маятник»

Особенности: синкинезии, повышенная саливация, девиация кончика языка вправо/влево, тремор, гипертонус мушц / гипотонус мышц, трудности нахождения артикуляционной позы, трудности удержания артикуляционной позы, цианоз языка __________________________________________________________________________________

V.  Речевая функция

1. Исследование импрессивной стороны речи.

1. Понимание речи на уровне диалога:

Как тебя зовут? ________________________________________________________________

Какая игрушка тебе понравилась? _________________________________________________

Покажи, как можно играть с куклой (машинкой)? ____________________________________

2. Понимание инструкций:

Начало года

Конец года

Возьми мяч

Дай куклу

Брось мяч на пол

Возьми мяч и дай мне

3. Понимание слов обозначающих:

Начало года

Конец года

предметы

кукла

машина

дядя

тетя

чашка

ложка

хлеб

кошка

собака

сапоги

платье

куртка

шапка

действия

покажи, кто рисует

читает

стоит

идет

сидит

бежит

лежит

спит

ест

пьет

признаки

большой

маленький

горячий

холодный

сладкий

кислый

4.  Понимание фраз (с опорой на картинки):

Начало года

Середина года

Конец года

Мальчик идет

Дети играют

Мама купает малыша

5. Различение значений единственного и множественного числа.

Начало года

Конец года

Имена существительные

дом - дома

стол - столы

чашка - чашки

птица - птицы

машина - машины

Глаголы

стоит - стоят

бежит - бегут

6. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности:

Начало года

Конец года

дом – домик

стул - стульчик

мяч – мячик

чашка - чашечка

шар – шарик

кукла - куколка

7. Состояние фонематического восприятия:

Начало года

Конец года

Кот – кит

Дом – дым

Мишка - мышка

2. Обследование экспрессивной стороны речи:

  1.  Общая характеристика речи

Начало года

Конец года

Отсутствие

Лепетная речь

Начатки фразы

:

  1.  Изучение активного словаря:

Начало года

Конец года

звукоподражания

У девочки болит зуб.

а-а-а

Как девочка (ляля) плачет?

уа

Девочка заблудилась.

ау

Как кошка кричит?

мяу

Как собака лает?

ав-ав

Аморфные и лепетные слова (наличие)

Существительные

Логические группы

Игрушки

Одежда

Посуда

Домашние животные

Части тела

руки

ноги

голова

глаза

рот

нос

уши

Части машины

колеса

фары

руль

двери

Глаголы

идет

ест

спит

лежит

  1. Грамматический строй речи:

1) множественное число существительных:

Начало года

Конец года

кот - коты

глаз - глаза

дом - дома

машина - машины

2)  уменьшительно-ласкательная форма существительных:

Начало года

Конец года

дом - домик

стол - столик

нож - ножик

рука - ручка

машина - машинка

3) Согласование существительных с местоимениям «МОЙ, МОЯ, МОЕ»:

Начало года

Конец года

шапка

кровать

кубик

платье

стул

мяч

4) Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»):

Начало года

Конец года

стой

иди

лежи

спи

ешь

играй

  1. Слоговая структура слов:

Начало года

Конец года

мама

папа

баба

тата

Катя

Ваня

тени

кони

дети

панама

кубики

мак

сок

дом

петух

диван

банан

сидит

ходит

кошка

банка

мишка

5.  Звукопроизношение

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

А

У

О

И

Э

Ы

П

Б

М

Н

В

Ф

Т

Д

К

Г

Х

С

Й

Ль

Н.г

К.г

Заключение: 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка с алалией

воспитанника ___________ группы _____________________________

разделы

содержание

I период

Динамика

II период

Динамика

III период

Динамика

Импрессивная

 речь

  1. Формирование потребности в речевом общении.
  2. Понимание слов, обозначающих:
  1. предметы
  2. действия
  3. признаки
  1. Понимание и выполнение инструкций :
  1. одноступенчатых
  2. двухступенчатых
  3. трехступенчатых
  1. Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
  2. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  3. Различение количества предметов (много - мало - один)
  4. Различение величины (большой - маленький),
  5. Грамматические формы ед. и мн. числа существительных и глаголов).
  6. Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
  7. Узнавать предмет по описанию  (с опорой на игрушки).

Экспрессивная речь

Словарь

  1. Вызывание
  • аморфных слов
  • звукоподражаний
  1. Формирование активного словаря:
  • Существительные:
  1. логические группы
  2. части предметов
  • Глаголы

Граммат. строй речи

  1. Словоизменение ед. и мн. число существительных;
  2. Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
  3. Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
  4. Согласование («Мой, моя, мое»).

Слоговая

Структура

  1. Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
  2. Слова разной слоговой структуры:
  1. 2-сложные с открытыми повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
  2.  2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, вата, кофе, пени, кони, дети);
  3. 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
  4. 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
  5. 2-х сложные с разными типами слогов (петух, диван, банан);
  6. 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).

Связная речь

  1. Уметь отвечать на поставленные вопросы
  1. однословным предложением (да, нет)
  2. простым двусоставным предложением
  3. простым распространенным предложением.
  1. Учить заканчивать фразу нужным словом
  2. Составлять предложения по картинке.

Общая и мелкая моторика

1. Имитация походки животных, птиц;

    прыжки на 2-х ногах, на 1-й ноге.

2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;

одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.

3. Мелкая моторика:

  1. «Ладушки»,
  2. «Сорока - белобока»,
  3. «Рыбки»,
  4. «Птички клюют зерно»,
  5. «Коза»,
  6. «Заяц»,
  7. «Молоток»,
  8. «Человечки»,
  9. «Кольцо»,
  10. «Ножницы»,
  11. «Очки»,
  12. «Стол»,
  13. «Стул».

4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:  

  1. «Кулак-ладонь»,
  2. «Стол-стул»,
  3. «Собери крошки со стола»,
  4. «Бусы»,
  5. «Мозаика»,
  6. «Разложи крупу»,
  7. «Закручиваем - откручиваем, застегиваем - расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
  8. «Строим башню, дом, дорожку, машинку».

Артикуляционная моторика

Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка

  1. широко открыть рот,
  2. улыбка,
  3. трубочка,
  4. лопатка,
  5. жало,
  6. качели,
  7. маятник

Просодическая сторона  речи

  1. Формировать длительный речевой выдох.
  2. Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
  3. Уметь произносить доступный речевой материал:
  • шепотом – громко,
  •  ласково – сердито,
  • низко – высоко. 

Звукопроизношение

  1. Вызывать правильное произношение

 гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы;

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

  1. Закреплять правильное произношение

гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

Психологическая база речи

1. развитие всех видов восприятия:

1.1. зрительного

  1. «Парные картинки»,
  2. «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),

1.2. слухового  

  1. «Угадай, что звучит?»,
  2. «Кто позвал?»,
  3. «Где звучит?»

1.3. тактильного 

  1. конструирование предметов из палочек:
  • по образцу
  • по памяти
  1. «Зашей коврик»,
  2. «Чудесный мешочек»;

2. развитие  памяти и внимания:

2.1. зрительной и зрительного:

  1. «Запомни, какой игрушки не стало?»,
  2. «Кто появился?»,  
  3. «Запомни игрушки и найди их среди других»
  4. «Что изменилось?»;

2.2. слуховой и слухового:

  1. «Хлопни, как я»,
  2. «Чей молоток стучит (лиса I - II; заяц II ),
  3. «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма - му, ма - па, ма -пу, ма - му - ми),
  4. «Запомни и повтори (2-3 слова),

3. развитие мышления:

  1. «Почтовый ящик»,
  2. «Доска Сегена»,
  3. пирамидка;
  4. «Составь целое» (картинки, кубики)
  • 2 части
  • 3 части
  • 4 части
  1. «Что едим, что надеваем»,
  2. «Большой - маленький (кубики, матрешки)
  3. Сложи матрешку, (кубик в кубик).
  4. Покажи, где один - много; «много - мало».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка 3 – 4 лет (ОНР – I)

Индивидуальный маршрут для сопровождения ребенка младшего дошкольного возраста с ТНР....

Пример индивидуального маршрута коррекции речевого развития

Пример индивидуального маршрута коррекции речевого развития на ребенка 5-6 лет с речевым диагнозом: ОНР II-III ур. развития...

Консультация для воспитателей "Педагогическая диагностика речевого развития – первая ступень планирования индивидуального маршрута дошкольника"

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способно...

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития и мониторинг динамики коррекционно -развивающей работы учителя-логопеда

Данный маршрут коррекции речи позволяет отследить динамику речевого развития обучающегося, а также экономить время его разработки.Как использовать? Необходимо сохранить только те галочки из направлени...