Программа коррекции звукопроизношения "Говорушки"
рабочая программа

Ишметова Валия Мирхафизяновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_govorushki_2019-20g.docx162.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №86»Былинушка»

       Утверждаю

Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска

      ДС №86 «Былинушка»

________________________И.Г. Гнолидзе

      Приказ № ___ от __.__.2019__

Программа ДПОУ для проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопедический пункт,   «Говорушки»

г. Нижневартовск

Содержание

Наименование

Страницы

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

4

3

Расписание  занятий

6

4

Перспективный план индивидуальной работы  по коррекции звукопроизношения

7

5

Этапы  коррекции  нарушений звукопроизношения    

8

6

Учебно-тематический план

14

7

Мониторинг

15

8

Список литературы

19

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа ДПОУ для проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности «Говорушки»

Основания для разработки Программы

  • Федеральный закон  “Об образовании  в Российской Федерации” № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010  № 164 « Об утверждении «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.;
  • Программа Нищевой Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003г.;
  • Основная образовательная программа МАДОУ города Нижневартовска ДС №86 «Былинушка» на 2019-2020 учебный год;
  • Приказ «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным учреждением города Нижневартовска детским садом №86 «Былинушка» №    от    года.

Заказчики Программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС №86 « Былинушка», родители (законные представители)

Разработчик Программы

 Учитель-логопед: Ишметова В.М.

Цель Программы

Устранение речевых дефектов детей и предупреждение возможных трудностей в освоении знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи Программы

  • Постановка нарушенных звуков;
  • Формирование полноценных звукопроизносительных навыков;
  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Развитие доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • Формирование практических умений и навыков пользование исправленной, фонетически чистой речью.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации программы ребенок научится:

  • правильно произносить все звуки русского языка;
  • дифференцировать на слух и в произношении звуки, сходные артикуляционно и акустически;
  • правильно применять в самостоятельной речи полученные навыки исправленной, фонетически чистой речи и слова различной слоговой структуры.

Срок реализации программы

1 год

        

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей слуха и восприятия и процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко - буквенный анализ базируется на четких, дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие фонематического устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо - рече - двигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В  МАДОУ города Нижневартовска  ДС № 86 «Былинушка» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. Однако, в связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи,  возникла необходимость введения дополнительных платных образовательных услуг по коррекции речи детей 4 - 7 года жизни, не посещающих  логопедический пункт.

       Программа по проведению занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности (далее – Программа)  разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и программно-методическим обеспечением:

  •  Федеральный закон  “Об образовании  в Российской Федерации” № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ «Федеральный Государственный  Образовательный  Стандарт Дошкольного Образования» от 17 октября 2013 года № 1155
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013года N26
    "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
  • Программа Нищевой Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 год.
  • Приказ «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным учреждением города Нижневартовска детским садом № 86 « Былинушка  № ___     от ___________года.    

Цель программы:  устранение речевых дефектов детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи:

  1. Постановка нарушенных звуков;
  2. Формирование полноценных звуко произносительных навыков;
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия;
  4. Развитие доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  5. Формирование практических умений и навыков пользования  исправленной, фонетически чистой речью;
  6. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры и фонематического восприятия).

Планируемые результаты:

 В ходе реализации программы ребенок научится:

  • правильно произносить все звуки русского языка;
  • дифференцировать на слух и в произношении звуки, сходные артикуляционно и акустически;
  • правильно применять в самостоятельной речи полученные навыки исправленной, фонетически чистой речи и слова различной слоговой структуры.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в смотрах конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях.

Сроки реализации рабочей программы – 1 год.

         Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии  с целями и задачами логопедического воздействия: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных  умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков. Каждый этап распределён по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.

    Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме обучения, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество  детей –   3  человека.

При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Стоимость занятий утверждена приказом МАДОУ города Нижневартовска ДС №86 «Былинушка» от 05.09.201   года №270 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города Нижневартовска детским садом №86 «Былинушка» и составляет 263 руб. за одно занятие, в месяц 2104руб. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\работа фото\IMG_20140507_165041.jpg

E:\2016-17 уч год Былинушка\P1010955.JPG

Расписание занятий

Дни недели

Ишметова В.М.

II  корпус

Понедельник

17.00 - 17.30

17.40 – 18.10

Вторник

Среда

17.00 - 17.30

17.40 – 18.10

Четверг

Пятница

Перспективный план индивидуальной работы  по коррекции звукопроизношения

Направления работы

Месяц

Количество занятий

I этап

Коррекция двигательных возможностей

 - развитие пальцевой моторики

Сентябрь

8

Развитие психологической базы речи:

- развитие пространственных ориентировок

- развитие памяти

- развитие  слухового внимания

Октябрь

8

Развитие  просодической стороны речи

- развитие речевого и неречевого дыхания

- развитие силы голоса

- развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Развитие артикуляционной моторики

- развитие подвижности артикуляционного аппарата

- развитие способностей воспроизводить артикуляционные уклады отрабатываемого звука

II этап

Формирование первичных произносительных навыков.

- постановка звука;

 -развитие фонематического  слуха и восприятия;

- развитие звукового анализа;

- автоматизация поставленного звука;

- дифференциация смешиваемых звуков;

- дифференциация звуков в слогах;

- дифференциация звуков в словах;

- дифференциация звуков в предложениях;

- дифференциация звуков в связной речи.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

8

8

8

8

III этап

Формирование коммуникативных умений и навыков

Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь

Март

Апрель

Май

8

8

8

ИТОГО

36 недель

*2занятия

72

Этапы  коррекции  нарушений звукопроизношения    

Этапы

коррекционной

работы

Направления

коррекционной

работы

Методы логопедического воздействия

I этап –

подготовительный.

Цель:

 подготовка слухового и рече-двигательного анализаторов к постановке звуков.

1. Развитие ручной моторики.

Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.

I. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. конструирование из кубиков различных построек по образцу, по памяти, произвольно;

2. раскладывание и складывание разборных игрушек;

3. составление предметных разрезных картинок (по образцу, по памяти);

4.складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв;

5.обведение контуров предметных изображений;

6.раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

7. вырезание цветных фигурок, полосок по контурам;

8. наматывание ниток на катушку, клубок;

9. работа с пластилином;

10.работа с мозаикой;

11.игры с природным материалом (горохом, крупами, камешками, ракушками и т.д.)

II. Пальчиковая гимнастика (комплексы).

III. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.

IV. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

2. Развитие неречевого дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижне-реберного, диафрагмального дыхания.

Игровые упражнения: “Пилка дров”, “Погреться на морозе”, “Надуй игрушку”, “Листья шелестят”, “Бабочки”, “Задуть свечу”, “Покатай карандаш”, “Костер”, “Чайник закипел”, “Снежинки летят”, “Вертушка”, “Лыжники” и др.

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса.

1. Игровые голосовые упражнения “Эхо”, “Вьюга”, “Дует ветер”, “В лесу”, “Лесенка”.

2. Работа со стихотворными текстами.

3. Работа с диалогами.

4. Развитие артикуляционной моторики.

Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.

1. Упражнения на развитие мышц лица:

а) по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз; зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей; надувание и втягивание щек и т.д.);

б) имитация мимических движений с использованием картинок (упражнения “Дети загорают”, “Подарок”, “Кислый лимон”, “В зоопарке”).

2.Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка (комплексы упражнений по М.Е. Хватцеву).

* Артикуляционная гимнастика включает:

а) статические упражнения (“Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка”  и др.);

б) динамические упражнения (“Улыбка”- “Трубочка”, попеременное движение нижней челюсти, “Маляр” и др.).

* Развитие артикуляторных движений проводится в 2-х направлениях:

а) развитие кинетической основы движений;

б) развитие кинестетических ощущений.

5.Развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих.

1. Упражнения на узнавание неречевых звуков (“Кто хлопал?”, “Что звучит?”, “Тихо - громко” и др.).

2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале (“Найди картинку”, “Близко - далеко”, “Хлопки”, “Кто летит?” и др.)

6. Развитие слухо-моторных координаций (развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур).

Цель: подготовка к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением (логическим, фразовым), интонационной выразительностью.

1. Упражнения на оценку ритмов.

2. Упражнения на воспроизведение ритмов:

  • по слуховому образцу;
  • по инструкции.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры:

  • одиночные “пачки”;
  • серии “пачек”;
  • простые ритмы;
  • акцентированные ритмы.

7. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове.

1. Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу (“Найди ошибку”, “Подбери картинки”, “Найди пару”, “Поезд”  и др.).

2. Упражнения на развитие фонематического анализа (“Подними картинку”, “Красный-зеленый-синий”, “Угадай, где спрятался звук?”).

Работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков

II этап – этап формирования первичных произносительных навыков.

I. Постановка звука.

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука.

Направления работы:

1. Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

2. Развитие фонематического анализа.

Цель:

 выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа.

3.Развитие артикуляционной  моторики, артикуляционных укладов отрабатываемого звука.

Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада.

4. Работа по непосредственной постановке звука.

Цель:

 объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука:

  • введение картинки-символа, соотносящейся со звуком;
  • игры на звукоподражание.

2. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работ.

3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука).

4. Непосредственная постановка звука.

Способы:

а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения);

б) механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.);

в) от других правильно произносимых звуков;

г) от артикуляторного уклада;

д) смешанный способ постановки (используются различные способы).

II. Автоматизация звука.

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Направления работы:

1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).

2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).

3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).

4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря).

5. Совершенствование грамматического строя речи.

1. Упражнения на имитацию слогов с отрабатываемым звуком:

 а) прямых открытых слогов – обратных слогов (при автоматизации щелевых звуков);

 б) обратных слогов – прямых открытых слогов (при автоматизации смычных и аффрикат).

2. Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов:

а) звук в начале слова;

б) звук в конце слова;

в) звук в середине слова (а,б,в – в простых односложных словах);

г) звук в односложных словах со стечением согласных;

д) звук в начале слова;

е) звук в середине, конце слова (д,е – в простых двусложных словах);

ж) звук в двусложных словах со стечением согласных;

з) автоматизация звука в трёхсложных словах без  стечения  согласных;

и) автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных.

3. Автоматизация в словосочетаниях.

4. Автоматизация в чистоговорках.

5. Автоматизация звука в предложениях (с постепенным усложнением структуры предложения и речевого материала).

6. Автоматизация в связной речи.

Приемы работы при автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях, связной речи: имитация речевых высказываний; заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц и стихотворений; пересказ рассказов, составление предложений и рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке; дидактические игры. 

III. Дифференциация звуков речи.

(Проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематичекого анализа и синтеза.

      Подэтапы:

1.Предварительный этап работы  над каждым из смешиваемых звуков.

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2.Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых  звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

1. Упражнения первого подэтапа.

а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука).

б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание).

в) Выделение звука на фоне слога (“Красный – зелёный”).

г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении). “Подними цветной кружок на заданный звук”, “Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук”.

д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

е) Выделение слова с данным звуком из предложения.

2. Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками).

а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка-символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов).

б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками – омонимами и др. упр.).

в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука).

г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).

III этап – этап формирования  коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

1. Развитие умения использовать автоматизированные и отдиференцированные  на специально подобранном материале звуки в самостоятельной речи ребёнка.

2. Формирование способности контролировать своё умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность данного звука не превышает  нормального его распределения в естественной речи.

Учебно-тематический план

Месяц

Этапы работы

Тема

Количество занятий

Сентябрь

Октябрь

Подготовительный

этап

Развитие ручной моторики. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие артикуляционной моторики. Развитие слухового восприятия и внимания. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

8

8

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Постановка звуков

Постановка звуков

8

8

8

8

Март

Автоматизация

звуков

Автоматизация звука в слогах

8

Автоматизация звука в словах

Автоматизация звука в предложениях

Автоматизация звуков в связной речи

Апрель

Май

Дифференциация звуков

Дифференциация изолированных звуков

8

Дифференциация звуков в слогах

Дифференциация звуков в словах

8

Дифференциация звуков в предложениях

Дифференциация звуков в связной речи

ИТОГО

36 недель* 2 занятия

72



Развивающее оценивание качества дополнительной образовательной деятельности по Программе

Для решения образовательных задач  проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются  для решения образовательной задачи: индивидуализация образования (для профессиональной коррекции особенностей его речевого развития).

  1. График проверки:  1, 2 неделя сентября;  3, 4 неделя апреля.
  2. Логопедическое обследование дошкольников  проводится с использованием методик Г.А. Волковой, Н.М. Трубниковой. Полученные данные заносятся в  комплексную  диагностическую  карту  речевого  развития  ребенка и оцениваются по трёхбальной шкале.

Инструментарий для логопедического обследования

Раздел 1.Иследование произношения звуков.

Инструкция: «Повтори за мной». Гласные звуки:/А/, /О/, /И/, /У/, /Ы/, /Э/;  согласные звуки: свистящие - /С/, /С/, /З/, /З/, /Ц/; шипящие - /Ш/, /Ж/, /Ч/, /Щ/; сонорные звуки - /Л/, /Л/, /Р/, /Р/; йотированные звуки - /Я/, /Е/, /Ё/, /Ю/, /Й/. (по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки. Отметить отсутствие, замену, искажение звука; этап работы над звуком – постановка, автоматизация, дифференциация.

Раздел 2. Исследование фонематического слуха.                                                                  

«Запомни – повтори».

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за  мной». Слоги с оппозиционными звуками: да-та-да, ка-га-ка, са-ша-са, за-са-за, ща-ча –ща, ча-тя-ча,. Слова с оппозиционными звуками :дом-том-ком,  кот-год-кот, почка-бочка- точка.

«Повторение слов паронимов».                                                                                                                    

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за  мной». Кости – гости, тачка – дачка, моряк – маяк, челка – щелка, цапля – сабля.

«Покажи картинку с заданным звуком»                                                                        

Инструкция: «Выбери картинки, в названии которых есть звук  /Л/, /Ш/».

«Поймай звук»   

 Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук».

 Звук  /О/: из ряда гласных  /А-О-У-Ы/;      

из слогов -  па-по-ум-ом-ту-то;                                                                                                              

 из слов  -   мак, кот, сын, ком.                                                                                                                

Звук /М/:  из ряда звуков - /М,Т,Н,М/;                                                                                                  

 из слогов -  па-ма-ха-ну-ку-ом                                                                                                                

из слов - суп, ком,сок,дом,мак

Раздел 3. Исследование навыков звукового анализа

«Назови первый звук в слове (гласный, согласный)».

Инструкция: «Назови  звук, который слышится первым в  слове  Алик (Оля, Ира, утка, эхо,  год, волк, банка, танк, коза)».

«Назови последний звук в слове».                                                                                    

 Инструкция: «Назови звук, который  слышится в конце слова пила (очки, кот, жук, дом, окно

«Сколько звуков в слове?»                                                                                               

Инструкция: «Посчитай, сколько звуков в слове дом (суп, шина, луна, банка, диван).        

 «Назови по порядку звуки в слове нос (рак, луна, совы, батон, лампа).

«Определи место звука в слове».                                                                                     

 Инструкция: « Определи, где слышится звук /М/ в слове майка, в начале, середине или в конце слова  (камыш, альбом).

Раздел 4.  Изучение сформированности слоговой структуры слов

Инструкция: «Повтори за мной: сковорода, аквариум, магнитофон, милиционер, велосипед строительство, фортепиано, библиотекарь, регулировщик.  Экскурсовод  проводит  экскурсию. В аптеке покупают горькое лекарство. Водопроводчик чинит водопровод. В цирке выступают дрессированные хищники.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ  УРОВНЯ  РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ  

РАЗДЕЛ 1. Изучение звукопроизносительной стороны речи.

«Назвать картинки; повторить слова, фразы; наблюдения за самостоятельными высказываниями ребенка».

        3 балла - все звуки произносятся правильно;

2 балла  -  один – два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи    ребенок   произносит    эти   звуки    неправильно,  но   при   указании    на   ошибку исправляет   её;

        1 балл   -   нарушено  произношение  более  10  звуков.

РАЗДЕЛ  2. Обследование фонематического слуха.

«Запомни – повтори» (Отраженное воспроизведение слоговых рядов, рядов слов).

3 балла – все задания точно воспроизводятся;

2 балла  -  имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;

        1 балл  -  невыполнение.

«Повторение слов паронимов» (Изучение дифференциации звуков в произношении.)

        3 балла – все задания выполнены верно;

2 балла -   встречаются   единичные   ошибки,   которые   исправляются

        1 балл   -   неадекватные ответы, отказ от выполнения.

«Покажи картинку с заданным звуком» (Определение наличия звука в названии картинки).

        3 балла – все картинки отобраны верно;

2 балла - часть картинок отбирается ошибочно, но ошибки исправляются самостоятельно;

        1 балл   -   невыполнение.

«Поймай звук» (различение на слух заданного звука среди других звуков).

        3 балла – все задания выполнены верно;

2 балла  -  часть задания выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;

        1 балл   -   невыполнение.

РАЗДЕЛ 3. Исследование навыков звукового анализа.

«Назови первый звук в слове (гласный, согласный)», «Назови последний звук в слове», «Сколько звуков в слове?», «Определи место звука в слове».

        3 балла – все задания выполнены правильно;

2 балла  -  в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

        1 балл   -   неадекватные ответы, отказ от выполнения.

РАЗДЕЛ  4. Изучение сформированности слоговой структуры слов.

«Послушай и повтори за мной» (Отраженное воспроизведение слов, фраз).

        3 балла – все   слова  и   фразы   точно   воспроизводятся;

2 балла - большинство слов и фраз воспроизводятся точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;

        1 балл   -   отказ от выполнения, неадекватные ответы.

Требования к уровню речевого развития детей 5-го года жизни

  • Словарный запас около 3000 слов.
  • Знает свой адрес.
  • Пользуется предложениями из 506 слов.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  • Умеет пересказывать.
  • Правильно произносит практически все звуки.
  • Определяет право - лево у себя, но не у других.
  •  Знает простые антонимы (большой – маленький, твердый – мягкий).
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Считает до 10.
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Требования к уровню речевого развития детей 6-го года жизни

  • Словарный запас больше 3000 слов.
  • Знает свой адрес.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и предложениями сложной синтаксической конструкции.
  • Умеет пересказывать, составлять развернутый рассказ описательного типа.
  • Правильно произносит, воспроизводит шипящие, свистящие и сонорные звуки.
  • Ориентируется в пространстве, на листе бумаги.
  • Знает антонимы (большой – маленький, твердый – мягкий), подбирает синонимы.
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Считает до 10.
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны, определить словом принадлежность их.
  • Узнает буквы, соединяет их в слоги.

Перечень литературных источников

  1. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб. : ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80 с.
  2. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 32 с.
  3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 120 с.
  4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И.Ю. Кондратенко. – 2 – е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 64 с.
  5. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
  6. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост.Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. – Волгоград : Учитель, 2010. – 141 с.
  7. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие / Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2014. – 60 с.
  8. Логопедическое пособие Козыревой Л.М. // Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения. - Москва: Издатшкола 2000
  9.   Методическое пособие О.И.Крупенчук // Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001
  10. Методическое пособие Л.Н.Арефьевой // Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  11. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 112 с.
  12. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей /Ольга Новиковская. – Изд.2-е дополн.-М.:АСТ; СПб: Сова, 2007. – 158 с.
  13. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208 с.
  14. Пособие С.В.Васильевой, Н.Соколовой  // Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001
  15. Практическое пособие И. Лопухиной // Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: «Аквариум», 1996
  16. Практическое пособие В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко  // Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. - М.: 1998
  17. Практическое пособие В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко // Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. - М.: 1998
  18. Практическое пособие Д.В. Кожевникова, П.В. Кожевников //Домашний логопед. – 2009 г., 256 с.
  19. Практическое пособие Т.А. Куликовой  // Мастерская букв. - М.: 1997
  20.       Практическое пособие Е.Савельевой // 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008        
  21. Программа Н.В.Нищевой «Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)”. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  22. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Просвещение, 1989. – 223 с.

Приложение

Обследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Фамилия, имя ребенка

Звукопроизношение

Словарь

Связная речь

Свистя-

щие

Шипя-

щие

Соноры

Сущ.

Прил.

Глагол

Ант.

Синон

Рассказы-

вание

стихов

Пересказ

текста

Составле-

ние

рассказа

1

2

3

4

5

6

Обследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Фамилия, имя ребенка

Звукопроизношение

Словарь

Связная речь

Свистя-

щие

Шипя-

щие

Соноры

Сущ.

Прил.

Глагол

Ант.

Рассказы-

вание

стихов

Пересказ

текста

Составле-

ние

рассказа

1

2

3

4

5

6

Обследование речевого развития детей дошкольного возраста 4-5лет

Фамилия, имя ребенка

Звукопроизношение

                   Словарь          

Связная речь

1

Свистя-

щие

Шипя-

щие

Соноры

Другие

Сущ.

Глаг

Обобщающие слова

Рассказы-

вание

стихов

Пересказ

текста

                                                                                                                                                                                                 

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Коррекция страхов и тревожности у детей

Коррекционные занятия направленные на снятие психологических проблем....

Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А

Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...

Рабочая программа"Коррекция НВ ОНР и ОНР III уровня у учащихся 1 класса"

Программа "Коррекция НВ ОНР и ОНР III уровня у учащихся 1 класса" расчитана на детей, занимающихся на школьном логопункте общеобразовательной школы. Так же может быть использована при работе логопеда ...

Психолого-педагогическая программа "Коррекция страхов и тревохности у детей дошкольного возраста"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Учебная программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи, у учащихся 2-х классов. Рассчитана на 72 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...