рабочая программа по метапредмету
рабочая программа

Cамданова Инга Борисовна

Разработанный метакурс конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metakurs_programma.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

«Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета». (Ю.В. Громыко)

Актуальность разработки данного  метакурса и внедрения его в образовательный процесс - социальная необходимость. Учащиеся должны обладать «надпредметными» умениями в применении полученных знаний и сформированных способов умственных действий. Метакурс «Таблица» разработан на основе требований Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ №1897 от 17.12.2010 года). Разработанный метакурс конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартом ("портрет выпускника основной школы").

В системе внеурочной деятельности метакурс «Таблица» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.   Задача обучения детей способам работы с таблицами определяется важностью таблиц в системе обучения. Табличная форма является необходимой средой, которую учащиеся способны воспринимать при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.

Содержание, которое присваивается при помощи таблицы, не дано в некоторой натуральной вещной форме, его надо еще уметь интеллектуально «узреть», «увидеть». К сожалению, способность интеллектуально видеть, понимать содержание, стоящее за таблицей, и оформлять её содержание не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться. Все эти обстоятельства послужили причиной для разработки нового образовательного метакурса «Таблица».

Целиком способность ученика "читать" таблицу зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. Метакурс «Таблица» позволяет отрабатывать логические приемы обработки информации; искать, рассматривать, моделировать и анализировать формы сгруппированных данных;  

в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными ученик приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует систематизации деятельности учащегося, применении на практике полученных способов действия, что будет способствовать успешной реализации в жизни.

Цель изучения метакурса «Таблица»:

формирование у школьников умения работать с поставленными задачами и информацией, способы деятельности, применимые как в рамках образовательного  процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

2.  Общая характеристика  метакурса

Метакурс «Таблица»  обеспечивает организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

Кроме того, метакурс «Таблица» способствует преемственности и усвоению особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

Метапредметный подход при изучении курса обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности как составление таблицы. В соответствии с новыми требованиями по развитию у учащихся навыков смыслового чтения курс позволяет освоить различные способы работы с текстом и любой информацией, научить выделять главное в тексте и в любой деятельности и систематизировать необходимую информацию в табличную форму. В  ходе составления таблицы создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. При изучении метакурса учащиеся смогут овладеть необходимыми навыками работы с информацией, овладеть навыками смыслового чтения.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Уставом и учебным планом общеобразовательного учреждения предусмотрено изучение метакурса «Таблица» в 5-7 классах школы-интерната №22 по 1 часу в неделю в течение 7 недель в каждом классе, что будет соответствовать занятости педагога 1 час в неделю в течение 35 учебных недель.

1час*7 недель*5 классов=35 часов.

Часы программы полностью реализованы в календарно-тематическом планировании и отражены в учебно-календарном плане.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

6. Вычитывать все уровни текстовой информации.

7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

5. Содержание  курса

  1. Введение. Что такое  «таблица»? Классификация таблиц. 

Иллюстративные, графические, смешанные, цифровые, текстовые таблицы.Алфавитные и неалфавитные знаки (математика – знаки действий, физика – знаки зарядов, русский – алфавит).

  1. Строим таблицы. Типы таблиц: таблицы типа «объекты-свойства», «объекты-объекты». Табличные логические информационные модели
  2.  Сводная таблица. «Линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики, определяют наиболее важные критерии сравнения.
  3.  Концептуальная таблица.

Сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

  1. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

Составление вопросов, требующие простого, односложного

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Тема

Содержание урока

Кол-во часов

1

Введение. Что такое таблица?

Таблица. Понятие о таблице. Различение типов таблиц:

1

2

Строим таблицы

Табличная модель. Табличные информационные модели. Работа с текстом, преобразование текста в таблицу

2

3

Сводная таблица

Систематизация информации. Линии сравнения. Определение столбцов и строк. Работа с текстом

2

4

Концептуальная таблица

Сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Работа с текстом

2

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

Составление простых и сложных вопросов в табличной форме. Работа с текстом

2

Таблица-синтез

Графическая организация материала, подбор ключевых, опорных слов или фраз в тексте

2

Таблица – З-Х-У

Таблица «Знаю - хочу узнать — узнал» графическая организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

2

Итого:

13 ч

7. Описание учебно-методического и  материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература для учителя:

Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Смирнова Е. С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5—7 классы/Е. С. Смирнова. — М.: УЦ «Перспектива», 2004.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с

Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя /А. В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс, согласно ФГОС (метапредметы: "Проблема" ,"Знак", "Задача")

Программа разработана на основе ФГОС ООО с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована н...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...