Учебные проекты
статья

Дылгерова Энгельсина Владимировна

В данной статье представлен метод учебного проекта по творчеству И.С Тургенева, предложены типы исследовательских проектов, этапы реализации, приведены примеры творческих проектов, развивающих читательскую культуру обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnye_proekty.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Дылгерова Энгельсина Владимировна

МБОУ «Зун-Муринская СОШ»

Учебные проекты как средство повышения интереса

к произведениям И.С. Тургенева.

Аннотация.

В данной статье представлен метод учебного проекта по творчеству И.С Тургенева, предложены типы исследовательских проектов, этапы реализации, приведены примеры творческих проектов, развивающих читательскую культуру обучающихся.

Ключевые слова: проект, творчество, чтение, мотивация, виды исследовательских проектов, методические приемы, клип, буктрейлер

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, самоотдачи, творческого отношения к работе. Задача педагогов — сохранить индивидуальность каждого учащегося, научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Но как же этого добиться? Как пробудить интерес к литературе детей клипового мышления, детей «цифровой эры»?

В современной школе литература является одним из самых сложных для преподавания учебных предметов. «Не хотят читать и писать сочинения, из Интернета скачивают…», «Не читают..», «Все время в телефонах…», «Не понимают классических произведений…» - вот примеры типичных комментариев учителя. Можно, конечно, хоть сколько ругать современных детей: ничего не сделаешь, время другое, интересы другие, поток информации огромен… А можно попробовать объединить современные технологии и бесценные творения классики так, чтобы и детям было интересно, и нам, учителям, не совестно от своей работы.

Поэтому целью своей работы ставлю в первую очередь рациональное применение отдельных методов обучения через конкретные приемы и формы работы, реализация творческого потенциала обучающихся через использование современных технологий в процессе обучения.

В качестве способа, повышающего интерес учащихся к чтению, можно использовать учебное проектирование, дающее возможность расширить зону учебного материала в соответствии с читательскими интересами учеников.

Так, при изучении творчества И.С Тургенева предполагается создание творческих проектов, чтобы в основе лежало развитие как познавательных, так и творческих умений учащихся, формирование умений не только самостоятельно получать свои знания и ориентироваться в информационном поле, но и оригинально оформлять конечный результат своей деятельности.

Более подробно хотелось бы остановиться на описании проекта «Лучший исследователь творчества … », направленного на приобщение школьников к литературному наследию русских писателей. Например, даются следующие проектные задания по творчеству И.С Тургенева: 1. Создать поэтический календарь, посвященный творчеству «певца России» И.С Тургенева. 2. Создать литературный клип по произведениям И. С. Тургенева, используя разные виды искусств. 3. Составить «Словарь психологических состояний героев», «Словарь символов произведений И.С Тургенева». 4. Создать буктрейлер по одному произведению писателя.

Задачи проекта определяются, исходя из предложенного задания:

1. Творчески подойти к решению проблемы;

2. Самостоятельно найти информацию в различных источниках; выполнить анализ и систематизацию полученного материала;

3. Составить план работы над проектом, правильно распределить время и имеющиеся ресурсы;

4. Оценить результаты деятельности, сопоставить полученный результат с запланированным.

Работа над проектом проходит в несколько этапов.

1 этап: Мотивация на участие в проекте

На этом этапе применяется технология «Карусель»

Как и многие интерактивные технологии, «Карусель» заимствована из психологических тренингов. Особенно такой вид работы нравится учащимся 5-6 классов. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. У детей внешнего круга имеется интересная информация из биографии И.С Тургенева . В течение нескольких секунд каждый успевает прочитать информацию и передает другому. Затем учащиеся внутреннего круга готовят вопросы внешнему кругу. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются вопросы о творчестве писателя, о его произведениях. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Технология «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по теме «И.С Тургенев – певец русской природы». Этот вид работы подходит старшеклассникам, которые умеют уже хорошо работать с текстом, вдумчиво читать статьи в учебнике. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие учащихся проходило эффективно и динамично.

2 этап. Создание проекта

1. План работы по созданию литературного клипа о Тургеневе как певце русской природы:

 Прочитать историю создания цикла И.С Тургенева «Записки охотника».

 Отметить, какую главную цель преследовал И.С.Тургенев при создании этого произведения.

 Определить, в чем заключается характерная особенность этого масштабного произведения Тургенева.

 Сопоставить полученный результат с информацией из литературоведческих статей о творчестве писателя.

 Выбрать наиболее понравившийся отрывок из рассказа «Бежин луг», сгруппировать по темам.

 Создать клип с использованием всех видов искусств и презентовать аудитории.

Создание Поэтического календаря , посвященного Тургеневу-поэту.

Наибольший интерес вызывает данная работа. Особенностью этого календаря является то, что он соотнесен с датами учебного года: с сентября по май, на страничке каждого месяца прописаны наиболее известные цитаты из произведений И.С Тургенева, интересные сведения о писателе, описание внешности тургеневских девушек и т.д. Такая работа в будущем помогает при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку (аргументация в сочинении) и литературе. При создании календаря задействованы все: и любители гаджетов, ведь им необходимо представить интересные факты о писателе из Интернета, и вдумчивые читатели, которые умеют работать со словом, и великолепные художники, которые могут дать простор своему творчеству.

Цитаты в помощь: "У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; у него есть настоящее- и то не день, а мгновение". (И.С.Тургенев)

«С той самой минуты, как увидел ее в первый раз <…> я принадлежал ей весь. Я уже не мог жить нигде, где она не жила, я оторвался разом от всего дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной».

Завещание-стихи.

Милый друг, когда я буду

Умирать - вот мой приказ:

Всех моих писаний груду

Истреби ты в тот же час!

Окружи меня цветами,

Солнце в комнату пусти-

За закрытыми дверями

Музыкантов помести… (1876)

«Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край.

Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нем – не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух – молоко парное!

Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами».

О молодость! молодость! тебе нет ни до чего дела, ты как будто бы обладаешь всеми сокровищами вселенной, даже грусть тебя тешит, даже печаль тебе к лицу, ты самоуверенна и дерзка, ты говоришь: я одна живу — смотрите! а у самой дни бегут и исчезают без следа и без счета, и всё в тебе исчезает, как воск на солнце, как снег... И, может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь, — состоит именно в том, что ты пускаешь по ветру силы, которые ни на что другое употребить бы не умела, — в том, что каждый из нас не шутя считает себя расточителем, не шутя полагает, что он вправе сказать: «О, что бы я сделал, если б я не потерял времени даром!»

Стихотворение в прозе. « Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.

Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд...

Неизвестные факты из жизни И. С. Тургенева используются при составлении словаря психологических состояний.

Тургенев имел самую крупную голову из всех русский писателей. После смерти Ивана Сергеевича анатомы взвесили его мозг. Он весил целых 2 килограмма. Однако гениальность человека зависит вовсе не от объемов мозга, а от умелого использования своих умственных ресурсов.

Во время учебы в Германии Тургенев любил тратить родительские деньги на то, чтобы хорошо погулять. Отец с матерью регулярно высылали ему средства на проживание, а он им даже не писал. Желая проучить сына, мать однажды отправила ему неоплаченную посылку. Отдав за нее последние деньги, Иван обнаружил там кирпичи, что в итоге его остепенило.

Настоящей находкой для работы современных детей явилось создание буктрейлера, небольшого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостиги, что способствует их активному распространению в сети Интернет. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема "сначала книга, потом кино” начинает работу в обратном направлении.

Данный вид работы особенно пришелся по душе учащимся среднего звена. Так, из произведений И.С Тургенева дети выбрали рассказ «Муму» и «Бежин луг» и, великолепно соединив информационные технологии с творчеством писателя, создали интересные трехминутные фильмы. Такая работа, несомненно, способствует формированию и развитию интереса к предмету, ведущих компетенций учащихся на уроках литературы.

3 этап. Демонстрация результатов.

Данный проект является творческим, практико-ориентированным. Продукт деятельности учащихся представлен широко: словари символов, словари психологических характеристик героев, электронная и бумажная версия «Поэтического календаря», видеофильмы и музыкальная подборка к произведениям писателя.

Следует отметить, что такие проекты планируются заранее, они прописаны в календарно-тематическом планировании согласно большим датам того или иного писателя и поэта. На реализацию проекта по творчеству И.С. Тургенева в каждом классе отводилось 2 часа дополнительного времени (предполагается самостоятельная работа учащихся по группам).

Данная работа – один из способов повышения читательской культуры, творческой активности обучающихся и одновременно результат проектной деятельности школьников. Такая работа, во-первых, личностно-ориентированная, каждый ученик может найти себя в деятельности, во-вторых, несомненно реализует поставленные педагогические цели, в-третьих, позволяет ребятам учиться на собственном опыте и опыте других в данной деятельности. И что важно для самих детей – видеть продукт своего труда, а нам, учителям, чувствовать удовлетворение и радость от возможности помочь детям стать талантливыми читателями.

Практическая значимость проекта:

  1. Участие в проекте дает возможность детям овладеть приемами работы с текстом, повысить качество чтения.
  2. Способствует расширению читательского круга школьников, формированию читательской культуры, эстетического вкуса учащихся.

В заключение хочется привести следующие слова, которые определяют работу словесника: «В поступках учителя лежит в равной мере расчет и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью материала – он организует работу». Цитаты принадлежат талантливому советскому ученому-педагогу М.А Рыбниковой, которая сочетала широкие знания художественной литературы, безграничную любовь к родному слову, с глубоким пониманием детей, их психологии, их интересов, талант тонкого ценителя и знатока искусства со страстностью пропагандиста художественных знаний, неутомимого исследователя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...

Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.

Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"...

Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"

Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...

Методическая разработка "Метод проектов. Учебный проект"

Методическая разработка "Метод проектов. Учебный проект"...

Учебный проект к 100-летию со дня начала Первой мировой войны "Русскому отдельному экспедиционному корпусу во Франции посвящается" Руководитель проекта Биркин А.В.

Данный проект поввящен Русскому Отдельному Экспедиционному корпусу, героически сражавшемуся на Западном фронте во Франции в период Первой мировой войны.  Цель работы:Сохранение памяти о героях Ос...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

«Педагогический учебный проект как одна из разновидностей учебных проектов»

Цель данного педагогического проекта: показать на примере занятия «Газетные иллюстрации» в курсе «Основы журналистики» возможности обучения обучающихся с помощью ИКТ (интеракти...