Рабочая программа курса "Проектная деятельность" для 7-9 классов
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Полянская Виктория Владимировна

Предлагаемая программа подготовлена для учеников 7- 9 классов и направлена на развитие метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников.

Курс «Проектная деятельность для учеников 7 - 9 классов» является интегрированным    по всем группам метапредметных умений: организационных, поисково - информационных, интеллектуальных, коммуникативных.

Необходимость введения курса «Проектная деятельность» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat_7-9.docx46.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 341

Невского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

курса

"Проектная деятельность"

для 7-9 класса

Программа составлена учителем истории и обществознания Полянской В.В.

                                

г. Санкт-Петербург, 2019/20 учебный год 

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность», 7-9 класс

Предлагаемая программа подготовлена для учеников 7- 9 классов и направлена на развитие метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников.

Курс «Проектная деятельность для учеников 7 - 9 классов» является интегрированным        по всем группам метапредметных умений: организационных, поисково - информационных, интеллектуальных, коммуникативных.

Необходимость введения курса «Проектная деятельность» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

1. Пояснительная записка

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной жизненной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,  концерт, спектакль,  газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник,  комплексная работа и т.д.  

      Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

     Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

 

2. Место курса в базисном учебном плане

Курс «Проектная деятельность» изучается в 7-9 классах и является курсом во внеурочной деятельности.

Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

3. Цели и задачи курса

Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств, обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Основные задачи:

Образовательные:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие: 

-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по курсу «Проектная деятельность".

 

4.1 Личностные универсальные учебные действия.

 

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:  

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;  
  • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;  
  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;  
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;  
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;  
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;  
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;  
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.  

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:  

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою

страну;  

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;  
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;  
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;  
  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять

им;  

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;  
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;  
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.  

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:  

  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);  
  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;  
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;  
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;  
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;  
  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;  
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;  
  • готовность к выбору профильного образования.  

4.2. Метапредметные универсальные учебные действия.

Метапредметные         результаты         включают         освоенные         обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;  
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;  
  • планировать пути достижения целей;  
  • устанавливать целевые приоритеты;  
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;  
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;  
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;  
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;  
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.  

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;  
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;  
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;  
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;  
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;  
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;  
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;  
  • основам коммуникативной рефлексии;  
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;  
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.  

Выпускник получит возможность научиться:

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;  
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;  
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  
  • давать определение понятиям;  
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • осуществлять         логическую         операцию         установления         родовидовых

отношений, ограничение понятия;  

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;  
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);  
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;  
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;  
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового

чтения;  

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;  
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

4.3 Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

научится:

  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);  
  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;  
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;  
  • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
  • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.  
  • создавать текст на русском языке.
  • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;  
  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;  
  • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;  
  • создавать         специализированные         карты:         географические, хронологические;  
  • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.  
  • выступать с аудио- и видеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;  
  • участвовать в обсуждении с использованием возможностей Интернета;  
  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;  
  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;  
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;  
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;  
  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;  
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

         

4.4. Предметные универсальные учебные действия.

 

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Проектной деятельность» является:  

1. В познавательной сфере  

  1. Рациональное использования учебной и дополнительной информации для проектирования и создания продукта (результата).
  2. Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания продукта (результата) труда;
  3. Владение алгоритмами и методами решения организационных задач.
  4. Владение способами графического представления различных видов информации.
  5. Применение общенаучных знаний по предметам гуманитарного и социального циклов.
  6. Контроль промежуточных и конечных результатов по установленным критериям и показателям.
  7. Выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления.
  8. Документирование результатов работы.

2. В мотивационной сфере:

  1. Оценивание своей способности и готовности к работе в конкретной предметной деятельности.
  2. Оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности.
  3. Выраженная готовность к труду.
  4. Согласование своих         потребностей и требований с другими участниками познавательной деятельности.
  5. Осознание ответственности за качество результатов труда;
  6. Наличие экологической культуры при обосновании продукта

(результата) работ.

  1. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов и денежных средств.

 

3. B эстетической сфере  

  1. Дизайнерское проектирование или рациональная эстетическая организация работ.
  2. Моделирование         художественного         оформления         продукта         и оптимальное планирование работ.

3.3.         Разработка варианта рекламы выполненного результата.

 

4. В коммуникативной сфере

  1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива.
  2. Оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов.
  3. Публичная презентация и защита проекта, продукта труда или услуги.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Образовательное учреждение может выбирать модули и планировать последовательность их предъявления учащимся в зависимости от сложившейся образовательной ситуации.

Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.

Учащиеся 7, 8 и 9 классов должны уметь различать и реализовывать         самостоятельно         разные         виды         работ         и         разные         виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.

 

Модуль «Первые шаги» - 7 класс решает задачу приобщения семиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий - наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом изучения первого модуля является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении.

 

Модуль «Моя лаборатория» - 8 класс формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа изучения курса должно стать ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать ученик индивидуально и в команде с учётом возрастных особенностей.

 

Модуль третий «Мы творим и создаём» - 9 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД по обустройству территории, оказанию помощи престарелым жителям. Практические результаты должны иметь социально значимую направленность.

 

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

  1. класс.

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

Введение проектную деятельность

в

Основы самоопределения. Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов.

Планирование деятельности. Этапы реализации проекта. Планируемый результат.

Познавательные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов, тест ЧПТЗХ.

Сфера жизненных интересов. Личностные характеристики. Опросник Айзенка, определение типа личности, темперамента.

 

 

4

2.

Ценностные

ориентиры         в жизненном самоопределении

Человек стоит того, что он может. Важные жизненные         умения.  Коллективное составление списка.

Ценностные         ориентиры. «Ценность», «ценностные  ориентиры» как         нравственноэстетические категории.

Социальные роли. Человек как социальный субъект и его роли.

Hpaвственные основы личности с позиции: я - гражданин, я - житель, я - работник, я - исследователь и т.п. Ролевая игра.

Проблемы и противоречия. Взаимоотношения человека с природой,  обществом. Пути решения проблем. Составление списка проблем (личных или общественных).

Мы ими гордимся. Известные люди Родного края, их вклад в историю, культуру, развитие области, России.

Воспитание и воспитанность. Вежливость, тактичность, деликатность, интеллигентность. Диагностика и самодиагностика уровня воспитанности.

6

3.

Научная

организация

        труда         (НОТ)

юного исследователя в освоении информационнообразовательной среды

Информационно-образовательная         среда. Информационно-образовательная         среда         её компоненты. Семья. Школа. Социум.

Информационные ресурсы. Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет).

Электронные средства учебного назначения. Электронные учебники, справочники, учебные пособия.

Работа с ЭСУН. Интерфейс и возможности электронного пособия. 

Копирайт, авторское право, торговая марка. Требования к работе с различными источниками информационных         ресурсов.         Правила цитирования. 

Организация информации. План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и.т.п. Способы первичной обработки информации. Представление и структурирование информации различными способами. Ключевые слова, лестница сужения и расширения понятий,

10

таблица, денотатный граф, коллаж.

Поиск и преобразование информации. Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру.

Компьютерная         презентация.         Правила представления         информации         в         презентации. Оформление слайда.

Мои         интересы.         Разработка         тематической презентации.

4.

        Мои         первые

исследования

Структура проекта. Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки,

результаты,         развитие         (жизнеспособность) проекта.

Этапы работы над проектом. Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация.

Ресурсы. Нормативы и правила, мотивы, кадры, методики, организация, информация, управление, время, материалы и техника, финансы.

        Исследование,         методы         исследования. 

Проблема, проблемный вопрос, теоретические и эмпирические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы; опыт,

эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, измерение).

Этапы исследования. Выбор темы исследования, актуальность,

проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение         исследования,         обработка         и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы (на примере исследования Никулятского озера).

Выбор темы исследования. Обсуждение предложений, создание микрогрупп, постановка проблем, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования.

        Разработка         путей         решения         проблемы. 

14

 

Формулировка целей и задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации, выявление недостающих знаний.

Составление плана исследования. Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов.

Реализация плана. Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные),

проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов.

Общественное мнение. Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса.

Обработка данных исследования. Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных.

Анализ полученных данных. Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка

выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования.

Оформление         исследования.         Написание исследовательской работы.

Презентация результата. Выступление на конференции, защита работы‚ вопросы оппонентов

 

Итого:

 

34

 

 

  1. класс.

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

Введение

Моя лаборатория. Оборудование юного исследователя (лупа, микроскоп, секундомер, компас, пробирки, линейка, диск Секки, термометр и т.п.)

Презентация         работ.         Выставка         учебных исследовательских и

творческих         работ.         Анализ         тематики исследований, оппонирование результатов.

2

2.

Азбука учебного исследования

Учебное исследование. Учебное и научное исследование, их различия и сходство. Предмет, объект, методы исследования.

2

Алгоритм         деятельности.         Диагностика         и самодиагностика оценки юного         исследователя         опыта         творческой деятельности.

3.

        Выбор         темы

исследования

Проблема исследования. Проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос. Целеполагание и мотивация. Требования к постановке целей исследования

(реалистичность,         ранжируемость,  диагностируемость)

Выбор темы исследования. Актуальность выбора проблемы исследования. Поиск противоречия, формулировка темы исследования.

Групповая дискуссия.

2

4.

Поиск и способы первичной обработки информации

Источники         информации.         Литературные источники,         архивные         данные,         устные         и рукописные источники. Интернет. Способы текстовой организации информации. Картотека (каталог), план, тезис, конспект. Работа с каталогами. Работа с алфавитным и систематическим каталогами. Аннотация перечня литературы.

Список источников. Правила оформления списка источников.

Обзор литературы.

Дополнительные         источники.         Поиск дополнительных источников информации, в том числе на электронных носителях. Верификация данных.

Графическое представление информации. Логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы, графы.

Компьютерное представление данных. Компьютерные презентации, web-сайты, электронные таблицы, публикации, документы.

Компьютерная презентация «Моя семья», Размещение текстовых и графических данных на

слайдах. Работа со сканером и цифровым фотоаппаратом.

8

5.

Методы учебного исследования

Теоретические методы исследования. Методы учебного исследования, классификация.

Теоретические методы (анализ,

синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция).

6

        Эмпирические         методы         исследования. 

Эмпирические методы исследования (эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг, работа с документами, зарисовка, фото, видео). Виды эксперимента: естественный (полевой) и лабораторный.

        Применение         теоретических         методов. 

Применение теоретических методов при работе с источниками информации по теме исследования (работа в парах, проблемных группах).

Применение         эмпирических         методов. Применение эмпирических методов по теме исследования         (исследование         общественного мнения).  Применение эмпирических методов по теме исследования (наблюдение, эксперимент). Обработка         результатов.         Представление

статистических данных в графической форме.

6.

Разработка темы исследования

Алгоритм учебного исследования. Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы.

Организация учебного исследования. Планирование. Определение сроков, видов деятельности ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов.

Организация учебного исследования. Источники. Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные).

Учебный эксперимент. Постановка экспериментов, опытов, проведение наблюдений, фиксация результатов.

Организация учебного исследования. Статистика. Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса.

Оформление результатов исследования. Требования к оформлению результатов исследования. Культура оформления. Дизайн.

Организация результатов исследования. Фиксация данных на бумажных и электронных

8

носителях. Фото и видеосъёмка.

Аудиозапись.

Отчёты. Творческий отчёт. Написание отчёта, эссе, ведение дневника наблюдений. Выставка результатов исследований.

7.

Теоретическое обоснование результатов исследования

Научные основы исследования. Роль научного знания в решении проблем исследования. Анализ теоретических положений на основе различных источников         информации,         обоснование результатов исследования.

Выводы и заключения. Соответствие гипотезе, формулировка и

аргументация выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования.

Приложение. Формирование приложения к исследовательской работе. Структурирование данных, систематизация, методики.

Коррекция. Коррекция исследования, поиск дополнительной информации, новых способов решения.

4

8.

Презентация результатов исследования

Презентация. Презентация, её виды, компьютерная презентация. Требования к презентации. Рецензия.

Защита. Публичное выступление по результатам исследования.

2

 

Итого:

 

34

 

 

  1. класс.

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

Введение

Творчество. Творчество, творческая личность. Признаки творческой деятельности. Примеры КТД для школы‚ социума.

Коллективная         творческая         деятельность

(КТД). Методика разработки КТД. Ролевая игра. Выбор темы исследования, проекта. Выбор предмета, обьекта, темы исследования, проекта. Паспорт проекта.

Анкетирование.         Обработка         результатов анкетирования по выявлению предпочитаемых направлений КТД.

 

4

2.

Организация КТД по         постановке эксперимента, исследования

Коллектив. Определение коллектива, его функции. Взаимоотношения в коллективе. Тест на уровень сплоченности коллектива.

Референтометрия.

Взаимодействие         в         группе.         Виды взаимодействия в группе. Роль лидера команды. Социометрия. Тренинг. Ролевая игра.

        Тайм-менеджмент.         Управление         временем.

Ресурсы времени.

Планирование распорядка дня. Тренинг.

Постановка проблемы. Социально значимые проблемы. Стратегия КТД по постановке проблемы. Разработка программы технического решения.

Планирование. Разработка плана действий по организации КТД. Формирование микрогрупп, распределение         обязанностей,         определение сроков. Реализация проекта. Информационный этап. Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования. Отбор и изучение необходимых информационных         источников.         Определение методов проведения исследования. Реализация проекта. Деятельностный этап. Проведение         первичных         исследований,

выявление дополнительных направлений деятельности.

Реализация проекта. Обработка данных. Подведение промежуточных итогов, обработка экспериментальных данных, результатов исследования.

Промежуточный контроль. Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик. Реализация проекта. Деятельностный этап. Проведение дополнительных исследований, организация информационных акций.

Изучение общественного мнения. Проведение опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов. Реализация проекта. Аналитический этап. Систематизация         данных.         Соотнесение полученных результатов с планируемым.

Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития

16

исследования.

Оформление результатов исследования. Написание работы‚ оформление приложений, разработка рекомендаций.

Подготовка защиты. Разработка презентации, буклетов, написание тезисов выступления, подбор наглядности.

Презентация проекта. Выступление на конференции, защита работы.

Оценочный этап. Оценка уровня и качества проведённого дела, вынесение благодарностей, поощрение участников.  

3.

Нравственная культура исследования

Нравственная культура. Культура, нравственность, мораль, право.

Патриотизм. Качества гражданина - патриота малой родины, своего Отечества.

Дискуссия и рецензирование. Дискуссия как цивилизованный способ обсуждения разных точек зрения. Правила проведения дискуссии, диспута, оппонирование, рецензирование.

Культура дискуссии.

        Направленность         группы.         Ценностно-

ориентационное единство работы в группе.

Социальная направленность группы.

4

4.

Обучение рефлексивной деятельности

Критерии оценки. Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации.

Самоанализ и самооценка. Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта, КТД.

Групповая рефлексия. Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ.

Объективность и субъективность.

 

4

5.

Публичное выступление.

Публичное         выступление.         Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений:         доклад,         презентация,         защита, агитация и т.п.

Конференция.         Организация         конференции исследователей.

Невербальные средства передачи информации. Импровизированная речь. Ролевая игра.

Требования. Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, минипроекту, структуре содержания‚ оформлению исследования.

6

Презентация проекта. Разработка презентации по мини- Исследованию.

Творческий отчёт. Выставка результатов творческой деятельности, концерт, праздник. Сценарий.

Защита         мини-проекта.         Подведение         итогов работы над общим проектом и мини-проектами.

Рефлексия. Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития.

 

Итого:

 

34

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...