Интеграция знаний -путь к успешному обучению
статья

светлана николаевна мальцева

интегрированный урок можно рассматривать как научно-деловое построение, в котором с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений, свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных знаний в одно общее. Интегрированный урок требует от преподавателя профессионального мастерства и тщательно подготовки. В этом проявляется «педагогический» закон сохранения энергии, который мы формулируем для себя так: «Нельзя получить приращения в интеллектуальной сфере воспитанницы, не затратив соответствующего количества интеллектуальной энергии преподавателя». Этим определяется успешность  процесса обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_znaniy_-_put_k_uspeshnomu_obucheniyu.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция знаний - путь к успешному обучению

Мальцева Светлана Николаевна,

старший методист

Современный урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом становится интеллект каждого субъекта общения на уроке, духовное обогащение.

В Пансионе воспитанниц урок разворачивается как последовательное в рамках учебной темы исследование, познание, оценка жизни во всех ее проявлениях: физическом, химическом, биологическом, психологическом, социальном, философском. Изучается действительность окружающая воспитанницу. Изучается не «параграф», не «правило», не «формула» - изучается закономерность жизни, принявшая на уроке свой конкретный вариант в конкретной научной дисциплине. Вчерашнее «вы должны запомнить» преобразовалось в сегодняшнее «мы с вами должны осмыслить, чтобы быть хозяевами собственной жизни». По нашему мнению, создать у воспитанницы целостную научную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов – объединении их в единое целое.

Понятие интегрированного курса было введено в научно-педагогический оборот в конце 80-х годов, когда предпринимались попытки качественно изменить содержание образования. Под интегрированным курсом стали понимать учебный предмет, который включал бы в себя элементы других дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне. Иными словами, интегрированный курс должен представлять собой целостное научное знание, охватывающее широкий диапазон как смежных, так и далеких по своему предмету наук. Однако возникает вопрос: в чем принципиальное отличие интегрированного преподавания от других методик, в какой мере этот подход является и сегодня новым и альтернативным?

Смысл интегрированного курса состоит именно в том, что в нем могут быть запланированы синтезированные уроки на основе учебного материала разных тем и этапов школьного курса. Главное, что делает урок интегрированным – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, направленные на ее реализацию и реализуемой преподавателем специальной организованной деятельности воспитанниц. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки несут в себе обязательное развитие творческой активности воспитанниц. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Потребность таких уроков очевидна и обусловлена рядом причин:

1) учебные предметы, направленные на изучение отдельных сторон явлений, не дают представление о явлении в целом, дробя его на разрозненные фрагменты;

2)  интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

3) нестандартная форма проведения интегрированных уроков всегда вызывает к ним интерес. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание воспитанниц на высоком уровне, что позволяет говорить об эффективности урока. Такие уроки служат развитию у обучающихся воображения, внимания, мышления, речи, памяти, снимают утомляемость за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес;

4) необходимость интеграции в образовании продиктована интеграцией в современном обществе, которому необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты;

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Занятия могут проводиться и как вводные к новым темам курса: уроки-беседы, уроки-лекции, уроки-семинары и т.д. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет воспитанницам видеть взаимозависимость различных наук. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Любой интегрированный урок имеет свои закономерности: он подчинен авторскому замыслу; объединяется основной мыслью; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; используемый дидактический материал соответствует замыслу.

По нашему мнению, интегрированный урок можно рассматривать как научно-деловое построение, в котором с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений т свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных знаний в одно общее. Интегрированный урок требует от преподавателя профессионального мастерства и тщательно подготовки. В этом проявляется «педагогический» закон сохранения энергии, который мы формулируем для себя так: «Нельзя получить приращения в интеллектуальной сфере воспитанницы, не затратив соответствующего количества интеллектуальной энергии преподавателя». Этим определяется успешность  процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс - Интеграция знаний...

Мастер-класс "Интеграция знаний в области естественных наук". Данный мастер-класс использовался мной как на уроках, так и на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата

Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...

«Самообразование учителя – путь к успешной учебно-воспитательной деятельности»

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курс...

Самообразование учителя – путь к успешной учебно-воспитательной деятельности

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курс...

Путь к успешному обучению.

Рекомендации для успешного освоения школьной программы....

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...