Духовно – нравственное воспитание.
материал

Воспитательная работа направлена на изучение нравственной воспитанности учащихся школы-интерната и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми современными методами и формами воспитательного воздействия, формирования ответственности за свои поступки, на создание условий для проявления  воспитанниками собственных достижений, поощрение воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание.

Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

  • Создавать условия для проявления воспитанниками нравственных знаний,  умений и совершения нравственно оправданных поступков;
  • Знакомить воспитанников с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
  • Изучать с воспитанниками нравственные традиции семей и поколений;
  • Развивать у воспитанников потребность в совершении нравственных поступков;
  • Создавать условия для нравственного самовоспитания воспитанников.

Воспитательная работа направлена на изучение нравственной воспитанности учащихся школы-интерната и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми современными методами и формами воспитательного воздействия, формирования ответственности за свои поступки, на создание условий для проявления  воспитанниками собственных достижений, поощрение воспитанников.

Формами внеклассной работы являются: тематические воспитательные часы, тренинги, экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами родного края, дискуссии по нравственной тематике.

Традиционные мероприятия: цикл бесед « Уроки нравственности»,  аукционы доброты, акции помощи ветеранам, пожилым людям, младшим детям, конкурсы знатоков «О братьях наших меньших», фестиваль добрых дел, игры «Практикум доброты» и т.д.

Методика №1. Диагностика нравственной самооценки

Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько с ними вы согласны, оцените ваш ответ в баллах».

Инструкция: 4 балла – если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла – если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла – если вы немножко согласны

1 балла – если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

Мне приятно делать людям радость.

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №3. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.
  • Пытаюсь ему помочь.
  • Думаю о том, что могло произойти.
  • Не обращаю внимания.
  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
  • Я скажу ему, чтобы он не приставал.
  • Отвечу, что не могу ему помочь.
  • Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
  • Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
  • Я не обращу внимания.
  • Скажу, что он размазня.
  • Объясню, что нет ничего страшного.
  • Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
  • Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
  • Обижусь в ответ.
  • Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: 

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

  • 4 бала - высокий уровень
  • 2, 3 бала - средний уровень
  • 0, 1 бал - низкий уровень

Методика №4. Методика изучения воспитанности школьников

    «Хранилище человеческих качеств»

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика рассчитана на средний возраст школьников и проводится в форме игры.

    Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена».  Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке.

  В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.

     Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.

                                                                                                  Таблица 1.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Положительные

 качества

Отрицательные

качества

1.

2.

   На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьника, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закреплённые нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые ещё сохранились в классе. В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.

    Заполняется следующая таблица.

                                                                                                                             Таблица 2.

№ п/п

Ф.И учащегося

Закреплённые положительные

 качества

Отрицательные качества, которые  ещё существуют в классе

   При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива.  Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные.  

  Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно в течение первой четверти. Затем производить коррекцию в направлении нравственного роста личности и коллектива.



Предварительный просмотр:

             Методика «Диагностика нравственной самооценки» 8 класс        

Начало 2014-2015 уч.г.

Конец 2014-2015 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

10%

41%

45%

4%

14%

45%

41%

0%

   

Уровень нравственной самооценки повысился на 4%

                Методика «Диагностика нравственной самооценки» 9 класс

Начало 2015-2016 уч.г.

Конец 2015-2016 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

16%

49%

35%

0%

21%

54%

25%

0%

           

Уровень нравственной самооценки повысился на 5%

Методика «Диагностика нравственной самооценки» 5 класс

Начало 2016-2017 уч.г.

Конец 2016-2017 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

0%

27%

49%

24%

0%

27%

54%

19%

                                                                                                                                                 

Уровень нравственной самооценки повысился на 5%

 

Методика «Диагностика нравственной самооценки» 6 класс

Начало 2017-2018 уч.г.

Конец 2017-2018 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

0%

27%

50%

23%

0%

27%

55%

18%

                                                                                                                                                 

Уровень нравственной самооценки повысился на 5%

            Методика «Диагностика нравственной самооценки» 7 класс

Начало 2018-2019 уч.г.

Конец 2018-2019 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

0%

31%

53%

16%

0%

33%

54%

13%

 

Уровень нравственной самооценки повысился на 2%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...