КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ: Технология коллективной творческой деятельности
материал

Краснов Олег Львович

Иванов Игорь Петрович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, профессор Ленинградского государственного педагогического института, академик Российской академии образования.

Руководил коммуной юных фрунзенцев и коммуной им. А.С. Макаренко в Ленинграде, успешно воплотил макаренковские идеи воспитания в коллективе в современной городской школе.

Автор методики коммунарского воспитания (иначе: методика коллективных творческих дел, методика КТД, «орлятская» методика).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ:

Технология коллективной творческой деятельности

Составил:

 Педагог дополнительного образования,  

Краснов Олег Львович

МБУ ДО  ЦДТТ «Юность»

г. Сергиев Посад. 2019 год

Иванов Игорь Петрович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, профессор Ленинградского государственного педагогического института, академик Российской академии образования.

Руководил коммуной юных фрунзенцев и коммуной им. А.С. Макаренко в Ленинграде, успешно воплотил макаренковские идеи воспитания в коллективе в современной городской школе.

Автор методики коммунарского воспитания (иначе: методика коллективных творческих дел, методика КТД, «орлятская» методика).

Цель технологии: воспитать социально активную творческую личность, способную внести вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные идеи:

а) сотрудничество, сотворчество детей и взрослых;

б) коллективная деятельность, позволяющая создать мощное творческое поле;

в) свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;

г) сочетание разнообразных методов коллективной творческой работы (мозговая атака, игра, свободная дискуссия);

д) диалог всех возникающих точек зрения;

е) уважение личности ребенка, его уникальной позиции в мире;

ж) социально полезная направленность деятельности;

з) использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;

и) постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к далеким (в соответствии с принципом перспективных линий, открытым А.С. Макаренко).

Основная форма организации воспитания в технологии И.П. Иванова – коллективное творческое дело.

Суть КТД – в социальном творчестве детей и взрослых. Это, по сути, органическое продолжение идеи Н.К. Крупской о главной задаче детского движения – улучшать окружающую жизнь и думать, как это сделать.

Основу КТД составляет совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. Чаще всего КТД связаны с какими-либо общественными событиями или событиями из жизни коллектива школы, класса. Как правило, КТД предполагают более или менее длительную подготовку и приобретают характер традиции школы (класса).

Виды КТД: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, художественные, спортивные, досуговые.

Алгоритм организации и проведения КТД:

Стадия КТД

Какие вопросы

решаются?

Формы и методы

деятельности коллектива

1. Предвари-тельная работа педагога

С какой целью?

Что лучше сделать?

Для чего и с кем?

Кто может помочь?

Как подключить детей, родителей?

Кому быть организатором?

«Стартовые» («нацеливающие») воспитательные мероприятия:

- товарищеская беседа,

- рассказ-размышление,

- убеждение на собственном опыте.

При этом взрослые не навязывают дело, а размышляют вместе с детьми. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный.

2. Коллективное планирование

Какое дело проведем?

На радость и пользу кому?

Где его провести?

Как лучше провести?

С кем вместе провести?

Кто будет ответственным?

Кто будет ведущим?

- Сбор-старт (обсуждение, предложений, анализ задач, совместное размышление);

- разведка дел;

- мозговой штурм;

- открытая дискуссия;

- деловая игра;

- побуждение (ободрением, похвалой, помощью, советом, доверием).

Выборы совета дела, творческой инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях.

3. Подготовка дела

Как развивать положительные качества воспитанников?

Как преодолеть их отрицательные качества?

Как включить всех в активный творческий поиск?

Как научить воспитанников преодолевать трудности?

- Увлечение добрым сюрпризом;

- помощь товарищеским советом;

- оказание доверия;

- товарищеское требование;

- подготовка проекта по «секрету»;

- товарищеский контроль;

- товарищеское обсуждение;

- увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой;

- уточнение проекта КТД;

- товарищеское поощрение от имени коллектива;

- традиции коллективной работы.

Позиция взрослых – выполнять стимулирующую функцию.

4. Проведение дела

Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?

Как увлечь воспитанников личным примером?

Как добиться радостной перспективы близкого успеха?

Как научить ребят выходить из затруднительных положений?

Формы проведения КТД:

- «операции»;

- эстафеты;

- конкурсы;

- смотры;

- диспуты;

- соревнования и т.д.

Задача взрослых – вызвать и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности. Главное – спокойствие, выдержка, мажор.

5. Подведение итогов

Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы?

Как помочь воспитанникам проанализировать и оценить проделанную работу?

Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Сборы-«огоньки»:

- товарищеский разбор;

- гласное обсуждение;

- анализ и самоанализ;

- рефлексия;

- похвала;

- поддержка;

- деловой спор;

- награда;

- контроль;

- требование;

- товарищеская критика;

- порицание.

Взрослые должны помочь воспитанникам выяснить причины, породившие успех или неудачу.

6. Ближайшее последействие

Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

Как научить учащихся использовать полученный опыт в жизни коллектива?

Как научить воспитанников реализовывать собственные решения?

Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

- Радостная перспектива;

- творческие группы;

- расстановка сил;

- доверие;

- изменение режима;

- чередующиеся творческие поручения;

- преемственность в делах;

- взаимопомощь;

- товарищеское приучение.

Педагоги по-товарищески помогают в выполнении решений, принятых общим сбором. Смысл последействия – в расширении круга добрых дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)

Коллективная  художественная  деятельность детей в  школе,  на  занятиях  в  изостудии,  в  разных  кружках,  в  летних  лагерях...

Методические рекомендации по планированию коллективной творческой деятельности и социального проектирования

В связи с введение ФГОС актуально стоит проблема коллективной творческой деятельности и социальному проектированию. В данном материале представлены методические рекомендации педагогам, лидерам и актив...

Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.Современная система обра...

Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.

Формирование  культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....

Конспект занятия на тему: «Фабрика подарков. Изготовление подставки для пасхального яйца. Коллективная творческая деятельность»

Данное занятие предназначено для педагогов дополнительного образования при организации занятий с учащимися начальной школы по направлению «лепка из соленого теста». Представленная разработ...