План самообразования
материал

Благинина Вероника Евгеньевна

 

Тема самообразования определена, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Одной из форм организации учебной деятельности на уроках биологии является проектная деятельность, в ходе которой создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями, развивают исследовательские навыки. Учатся выдвигать проблему, анализировать собранный материал, отрабатывать навыки работы на компьютере. Образовательные стандарты вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ по биологии с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»города Когалыма

План профессионального  самообразования учителя биологии

Благининой Вероники Евгеньевны

Тема: ««Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»»

Срок реализации: 2017 – 2021 год

Г. Когалым, 2020

        Работа над темой началась в 2017 году

Предполагается закончить работу над темой в 2021 году.

Тема самообразования определена, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Одной из форм организации учебной деятельности на уроках биологии является проектная деятельность, в ходе которой создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями, развивают исследовательские навыки. Учатся выдвигать проблему, анализировать собранный материал, отрабатывать навыки работы на компьютере. Образовательные стандарты вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ по биологии с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.  

Цели самообразования:

- Изучение роли метода проекта в личностно-деятельностном подходе к обучению.

- Повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся;

- Способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной  и исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС.

- Систематизация  накопленного  опыта  работы;

- Повышение  своего профессионального уровня в области теории и методики преподавания биологии в связи с введением новых ФГОС;

-Представление  результатов  профессиональной деятельности;

-Оценка профессиональной компетенции;        

Задачи самообразования:

-Повышение профессионального  уровня;

- Достижение более высоких результатов в работе (качество, эффективность использования современного оборудования);

- Формировать интерес учащихся к урокам биологии.

- Поддерживать мотивацию учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;

- Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов в урочной и внеурочной работе;        

Принципы профессионального самообразования:

непрерывность, целенаправленность, интерактивность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, системность.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
  • Интернет;
  • семинары, конференции,  форумы, мероприятия по обмену опытом,
  • мастер-классы,
  • открытые уроки,
  • курсы повышения квалификации,
  • олимпиады,
  • конкурсы.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей биологии.

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработка учебных рабочих программ по биологии  в связи с требованием ФГОС,
  • применение проектной деятельности  или ее  элементов для конструирования уроков;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • разработка дидактических материалов, создание новых проектов;
  • создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;
  • участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
  •  самоанализ своей профессиональной деятельности.

Содержание и формы реализации программы

Направления

Формы

Систематическое обучение

-курсы,

-методические семинары, вебинары

Педагогическое общение

-участие в работе ГПС учителей биологии,

-проведение открытых уроков,

-посещение открытых уроков коллег,

-участие в тематических конкурсах,

Практика

-разработка методических материалов,

-обобщения педагогического опыта по теме самообразования,

-разработка  уроков с внедрением темы самообразования.

Индивидуальная работа

-Изучение методической литературы по теме,

-Знакомство с опытом коллег.

Примерный план

реализации программы на 2017-2021 гг.

№ п/п

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические мероприятия

Сроки реализации

1.     Научно-теоретическая подготовка

1.1

Развитие:

1.Знаний теоретических основ предмета.

2. Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике

3. Знаний новых компьютерных технологий

 

1.Чтение научно-методической литературы по биологии и химии.

2. Обзор в Интернете информации по биологии и  инновационным технологиям

3.Прохождение курсов повышения квалификации

Регулярно

1.2

Повышение уровня квалификации

1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.

2. Посещение уроков своих коллег.

3. Классификация и решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии.

4. Прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных

5. Организовать внеклассную деятельность по предмету

6. Посещение семинаров, форумов.

В течение года

2.Методическая подготовка

2.1

Совершенствование:

1. Разработка конспектов, презентаций уроков

2.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии

3. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков с использованием проектной деятельности, интересных приемов и находок на уроке.

8. Проводить открытые уроки по теме самообразования в том числе.

Регулярно

2.2.

Разработка программно-методического обеспечения

а) научно-методическая работа

 

 

 

 

 

1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.

 

 

В течение года

2.3.

б) Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы

1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы и города.

2. Выступление на заседании ШМО и ГПС с самоанализом

3. Общение с коллегами в школе.

4. Работа в школьной лаборатории

В течение года, по плану ШМО и ГПС

2.4.

в) Опытно-экспериментальная работа.

 

 

 

1.Разработка программ

2.Оказание методической помощи коллегам в подготовке исследовательских работ учащихся

В течение года

3.Психолого-педагогическая подготовка

3.1

1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы

2.совершенствование искусства общения, влияния, педагогических качеств

1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии.

3.Изучение работы лучших учителей школы, города, республики

Систематически

Перспективный план

В условиях реализации ФГОС проблема оценки планируемых результатов достаточно актуальна. Среди многообразия форм и методов оценивания образовательных достижений учащихся я стремлюсь выбирать как традиционные (диктанты, контрольные работы, творческие работы, контрольно-измерительные материалы, составленные в формате ОГЭ и ЕГЭ), так и инновационные средства оценивания: портфолио (так как позволяет отслеживать положительную динамику роста личностных достижений), рейтинговая система оценки (использую при проектной деятельности); система мониторинга качества обученности учащихся, которая осуществляется посредством организации стартового контроля-текущего-промежуточного-итогового (позволяет фиксировать уровень знаний и практических навыков каждого ученика, а также выстраивать индивидуальный образовательный маршрут). При всем этом считаю, что следующая тема самообразования  будет:«Совершенствование форм и видов контроля и диагностики».

С целью повышения уровня своего профессионального образования, исходя из анализа собственной деятельности, планирую заниматься самообразованием,  через семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, конкурсы различного уровня и изучение опыта коллег; также планирую создать цикл уроков с использованием проектной деятельности и  транслировать его в педагогических сообществах различного уровня.

Направление работы

Учебный год

 2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Аттестация

+

Курсы

+

Выступление на МО

+

Участие в семинаре

+

+

+

Участие в предметной неделе

+

+

+

+

Участие в олимпиадах

+

+

+

+

Участие в научно-практических конференциях

+

+

+

+

Мониторинг

+

+

+

+

Публикации

+

+

Авторская программа

+

+

+

+

Национальное образование

+

+

+

+

Проекты и творческие работы одаренных учащихся

+

+

+

+

Разработка содержания контрольных работ и уровневых работ по биологии

+

+

+

+

Разработка календарно – тематического планирования обучения по биологии  7-11 класс

+

+

+

+

Использование современных педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания.

+

+

+

+

Широкое использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций.

+

+

+

+

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Поурочные планы
  • Заполнение электронного журнала

Ежемесячно

  • Взаимопосещение уроков
  • Участие в конкурсах

Каждую четверть

  • Организация работы по преемственности
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Посещение школьных семинаров

Один раз в полугодие

  • Посещение городских семинаров

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Представление и утверждение программ элективных курсов
  • Школьные олимпиады
  • Муниципальный этап олимпиады
  • Промежуточная аттестация
  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Тема самообразования выбрана не случайно, ведь метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности,  потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным  самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (Үзбелемеңне күтәрү планы)

2015-2016 нчы елда югары категориягә аттестация үтүче татар теле һәм әдәбияты укытучысы Гыйльманов Дамир Шәрифҗан улының үзбелемен күтәрү планы....

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...